Полесский Государственный университет
Студентка
Киевич Александр Владимирович, профессор, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.5
Введение
В период социально-экономических изменений главной целью политики государства в сфере культуры является сохранение культурного наследия Республики Беларусь, сформировавшейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Увеличение темпов экономического развития, структурные изменения в экономике, требуют качественно нового подхода к развитию библиотечного, музейного процесса, так же концертной и театральной работы, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры.
Актуальностью данной темы заключается в важности бюджета в реализации государственной социальной и экономической политики. Так же анализ расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению. В данной статье отражены расходы по подразделу "культура", что позволяет оценить на какие сферы следует увеличить/сократить финансирование.
Цель статьи - анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
В данной статье применялись такие методы экономических исследований как группировка информации, метод сравнительного анализа.
Основная часть
Культура — это набор правил, которые устанавливают человеку конкретное поведение со свойственными ему переживаниями и идеями, оказывая на него управленческое влияние.
Правительство придает огромное значение развитию такой сферы как культура. Основная цель – стимулировать интеллектуальные силы народа, оказать содействие в инициативе, для того чтобы сохранить историческое наследие, поднять на новый уровень современное искусство.
В Республике Беларусь государство считается важнейшим субъектом культурной деятельности, основным ”спонсором“ учреждений культуры, гарантом выполнения минимальных социальных стандартов. Так, в РБ была разработана Государственная программа ”Культура Беларуси“ на 2016–2020 года, целями которой являются:
Так же, была разработана Стратегия развития кинематографии Республики Беларусь на 2015–2020 гг., основная задача которой – формирование таких условий, которые смогут развить современную конкурентоспособную белорусскую кинематографию, обеспечивающую производство и распространение отечественных фильмов высокого художественного уровня в Республике Беларусь и за рубежом.
Проведем сравнительный анализ основных показателей деятельности организаций культуры за период 2017-2019гг. (таблица 1):
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Публичные библиотеки |
||
Число публичных библиотек |
2621 |
2589 |
2561 |
|
Клубы |
||
Число клубов |
2714 |
2674 |
2640 |
|
Профессиональные театры |
||
Число профессиональных театров |
29 |
29 |
29 |
|
Концертные организации |
||
Число концертных организаций |
19 |
19 |
20 |
|
Музеи |
||
Число музеев |
159 |
159 |
159 |
|
Стационарные цирки |
||
Число цирков |
2 |
2 |
2 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании [4,5]
В Республике Беларусь с 2017г. по 2019г. остаётся неизменным количество концертных организаций - 20, музеев - 159 и 2 цирков.
Что касается клубов и публичных библиотек то за анализируемый период наблюдается тенденция их снижения. Так, число публичных библиотек снизилось на 2,3%, а число клубов снизилось на 2,8% с 2017. по 2019г. Снижение числа публичных библиотек обусловлено тем, что в мире информационных технологий людям проще найти какую-либо информацию в Интернете, нежели сходить в библиотеку. Уменьшение числа клубов связано в связи с их закрытием по различным причинам.
В таблице 2 проведем анализ основных показателей деятельности организаций культуры по областям и г.Минску в 2018г.
|
Число |
Число профессиональных театров |
Число музеев |
Республика Беларусь
Области и г.Минск |
2589 |
29 |
159 |
Брестская |
472 |
4 |
21 |
Витебская |
470 |
2 |
27 |
Гомельская |
492 |
4 |
26 |
Гродненская |
297 |
3 |
19 |
г.Минск |
45 |
11 |
13 |
Минская |
447 |
2 |
28 |
Могилевская |
366 |
3 |
25 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [5]
Проанализировав данные таблицы 2, можно сказать, что:
- наибольшее число публичных библиотек расположено в Гомельской области (492), а наименьшее число в Гродненской области (297);
- наибольшее число профессиональных театров по областям расположено в Гомельской и Брестской (4), а наименьшее число театров в Минской и Витебской (2);
- наибольшее число музеев расположено в Минской области (28), а наименьшее число в Гродненской области (297);
- также в г.Минске находиться незначительное количество публичных библиотек (45), профессиональных театров (11) и музеев (13).
В целом в Республике Беларусь как у населения, так и у туристов публичные библиотеки, профессиональные театры и музеи и т.д. пользуются спросом.
Далее проведем сравнительный анализ расходов бюджета на финансирование культуры за период 2018 - 2020гг. (таблица 3).
|
2018 |
уд.вес, % |
2019 |
уд.вес,% |
2020 |
уд.вес,% |
Культура и искусство |
84 957 900 |
84,7 |
127 744 010 |
87,1 |
121 747 524 |
86,2 |
Кинематография |
9 166 144 |
9,1 |
11 618 509 |
7,9 |
12 149 418 |
8,6 |
Прочие вопросы в области культуры |
6 224 246 |
6,2 |
7 264 814 |
5,0 |
7 384 741 |
5,2 |
Итого |
100 348 290 |
100 |
146 627 333 |
100 |
141 281 683 |
100 |
В период с 2018-2020гг. у расходов бюджета Республики Беларусь на культуру заметны колебания, но в целом за данный период они увеличились на 40 933 393 рублей.Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1,2,3]
Несмотря на свою нестабильную динамику, наибольший удельный вес занимают культура и искусство, в 2018г. они составляет 84,7%, в 2019г. 87,1%, а в 2020г. они составляет 86,2% от общей суммы.
За анализируемый период расходы бюджета Республики Беларусь на кинематографию увеличиваются, но несмотря на это, наблюдается тенденция их снижения по удельному весу от общеё суммы на 0,5 %.
И как видно из таблицы 3, прочие вопросы в области культуры занимают наименьшую долю и с 2018г. по 2020г. они уменьшились на 1% и оставили в 2020г. 5,2% от общей суммы.
Принятые в Республике Беларусь нормативно-правовые акты и программы обеспечивают равенство граждан всех национальностей в различных сферах жизни, создают законодательную основу для развития культур, сохранения этнической, языковой уникальности национальных меньшинств. Законы Республики Беларусь в области культурного наследия нацелены на развитие морально и физически здорового поколения нынешней молодежи, организацию культурного отдыха населения, эстетического воспитания детей и молодежи. Государство создает правовые условия для ведения здорового образа жизни, проводит политику по сохранению культурного наследия белорусов, воспитанию лучших черт белорусского характера. Но для успешной реализации мер необходимы средства, которые исходя из анализа, с каждым годом возрастают.
Рецензии:
19.09.2020, 21:19 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает теоретический и практический интерес. Аннотация статьи дана, правда, в небольшом объеме (всего 1 предложение, следует расширить ее), англо-русский перевод - качественный. Список литературы состоит всего из 5 источников информации, электронных, которые были изучены автором. Вывод сделан. На мой взгляд, данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале после доработки аннотации статьи и актуальности работы.