Филиал МГУ имени М.В.ломоносова в Ташкенте
Заместитель декана по работе с молодежью
УДК: 37.026
Введение: Основополагающими факторами повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в ВУЗе наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов становятся развитие их способностей к успешной самостоятельной творческой деятельности и адаптация к новым условиям труда. Необходимо отметить, что в Республике Узбекистан проводится комплекс мероприятий по внедрению в учебный процесс ВУЗов современных педагогических технологий, использованию интерактивных методов обучения, способствующих развитию у студентов критического мышления, навыков самостоятельной работы, что в целом обеспечивает качество обучения. Наряду с этим студент должен владеть методами сбора, хранения, обработки и использования информации с целью самосовершенствования умения принимать научно обоснованные самостоятельные решения. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется на стадии реализации Государственных Образовательных Стандартов (ГОСов), учебных плановпо направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры при составлении программы для самообразования.
Актуальность: Самостоятельная работа студента является важным условием качественной подготовки высококвалифицированного специалиста. Отметим, что в настоящее время в Республике Узбекистан в соответствии с требованиями научно-технического прогресса осуществляется модернизация содержания высшего образования.
В этой связи, возникла необходимость разработки научно-методической организации самостоятельной работы студентов, исходя из специфики, содержания и методов преподавания. Рассматриваемая проблема была объектом исследования: Азизходжаевой Н.Н. (2005), Александрова Г. Н. (1982), Архангельского С.И. (1990), Бабанского Ю.К. (1998), Беспалько В.П. (1995), Верзилина Н.М.(1983), Всесвятского Б.В. (1969), Габай Т.В. (1988), Гофурова А.Т.(2005), Голант Е.Я. (1969), Есипова В.П. (1961), Ибрагимова Р. (1991), Козакова В.А. (1990), Левенберга Л.Ш. (1991), Микельсон Р.М. (1940), Нильсон О.А. (1978), Фаберман Б.Л.(2001), Щурковой Н.Е (2002), Юрковой А.М. (1991). Корсунской В. М. (1983), Толиповой Ж.О. (2005) и др.
По данной тематике выполнены диссертационные исследования, созданы методические рекомендации, проводились семинары и конференции. Однако в литературных данных представлены разрозненные, а порой противоречивые сведения об организации самостоятельной работы студентов. На необходимость специального руководства активностью и самостоятельностью в процессе обучения «эвристическая беседа» указывал древнегреческий философ Сократ. Цели воспитания и факторы, влияющие на развитие личности нашли свое отражение в трудах древнегреческого философа Платона. [1].
В пособии для учителя «Проблемы дидактики биологии» Б.В. Всесвятским дается анализ специфических методов самостоятельной работы учащихся при изучении биологии. Автор останавливается на следующих фактах: во–первых, стремление к активной самостоятельной работе свойственно природе ребенка и подростка, во–вторых, в процессе самостоятельной работы учащиеся развивают свою творческую познавательную активность и инициативу. При этом заметно повышается интерес к изучению природы. В-третьих, для получения нужных результатов, учитель должен готовить детей к самостоятельным работам, руководить процессом выполнения этих работ. В пособии представлена точка зрения о необходимости сочетания самостоятельных работ, наблюдений и экспериментов с внимательным слушанием объяснения учителя, с просмотром наглядных пособий, учебного кинофильма, изучением учебника, чтением дополнительной литературы, при этом учащиеся могут получать разнообразные и полноценные знания о живой природе, необходимые умения и навыки ее познания. Автор особо выделяет мысль о том, что если обычно учащиеся стараются запомнить теоретические положения лишь для того, чтобы обнаружить при проверке хороших знаний перед учителем, при участии в самостоятельной работе они начинают понимать, что эти знания крайне необходимы им самим для решения задач, поставленных перед ними.
Таким образом, автор подводит нас к выводу о том, что при правильной организации, самостоятельные работы стимулируют внимание учащихся на уроках к объяснению учителя, заставляя искать ответы на свои вопросы в учебнике и в дополнительной литературе, т.е. самостоятельные работы оказывают существенное влияние на отношение учащихся к теоретическим знаниям. Сущность вышеизложенного сводится к тому, что по мере овладения теоретическими знаниями самостоятельные работы учащихся естественно углубляются, переходя от фиксации внешних явлений к выяснению их взаимосвязей, причинных зависимостей, к раскрытию некоторых простых закономерностей. [6, 176-178]. Если Р.М. Микельсон считает, что под самостоятельной работой нужно понимать «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя»[2, 35-36], то Е.Я. Голант, приходит к выводу о том, существенными признаками самостоятельной работы, являются, во-первых наличие определенного учебного задания, состоящего из нескольких действий, во-вторых, выполнение работы возможно без непосредственного руководства учителя, но с проверкой им каждого действия [3, 21-22]. С точки зрения О.А. Нильсона, самостоятельная работа учащихся – это вид учебной деятельности, при котором учащиеся под руководством учителя выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания прилагая необходимые для этого умственные и (или) физические усилия [4, 116-117]. По мнению В.П. Есипова «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственного или физического (или тех и других) действий» [5, 129].
Цель: Исходя из соображений о том, что самостоятельная работа присутствует на всех этапах урока и, в том числе и на этапе сообщения новых знаний, а также представляет собой качественно новое явление, подчеркивающее нацеленность современного обучения на общее развитие учащихся мы принимаем точку зрения Л.Ш. Левенберг и Р. Ибрагимова, считая при этом, что очень важно, чтобы учащиеся в процессе самостоятельной работы опирались на собственные знания и жизненный опыт и высказывали собственную аргументацию, ссылаясь при этом на те или иные логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация) проявляли инициативу и творческое начало, что необходимо учитывать на наш взгляд в целях разработки научно-методических основ повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся.
Задачей является: На основе изучения философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы, необходимо всесторонне изучить современное состояние исследуемой проблемы и ее отражение в практике преподавания в ВУЗе, а также выявить методологические, теоретические, основы самостоятельной работы студентов, заложеные К.Д.Ушинским и получившие подтверждение в работах Л.Ш. Левенберга и Р. Ибрагимова о том, что самостоятельность учащихся составляет прочное основание всякого плодотворного учения, так как «самостоятельная работа-представляет собой стержневое средство активизации познавательной деятельности учащихся» [7, 96-98].
Данная точка зрения бесспорна в силу того, что образовательное и воспитательное значение самостоятельной работы теперь не вызывает сомнений, ибо она позволяет учащимся повысить в процессе обучения сознательность и прочность усвоения знаний, сформировать глубину и осознанность умений и навыков, пользоваться приобретенными знаниями умениями и навыками в измененных условиях, развивать такие познавательные способности как: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, творческую активность и прививает культуру умственного и физического труда; эффективно заниматься самообразованием в дальнейшем.
Научная новизна: Прихарактеристике самостоятельности студентов и выявлены уровни ее сформированности в зависимости от методов получения информации в процессе обучения, и определении значения самостоятельной работы при осуществлении научно теоретической подготовки обучающихся, обратимся к точке зрения Н.Н. Азизходжаевой, которая утверждает, что самостоятельная работа представляет собой важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, умений и навыков.
Результаты: Резюмируя вышеизложенное, мы в след за автором, считаем, что основными условиями эффективной организации самостоятельной работы являются, творческий, исследовательский характер самостоятельной работы, а также, индивидуализация заданий по самостоятельной работе, при методическом руководстве организацией самостоятельной работы, и наконец, формирование потребности в самостоятельном пополнении знаний [8, 38-41].
Заключение: В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в процессе самообразования происходит конкретное знакомство с предметом, вторичное изучение, анализ и самооценка результатов при этом конечной целью педагогического самообразования обучающихся должно стать приобщение к творческому поиску, многогранной исследовательской работе и осознание необходимости непрерывного самосовершенствования
Рецензии:
17.08.2020, 12:29 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Хороший язык, хороший текст. Но это же повторение того что уже известно. Вы бы хоть что новое предложили. Жаль предлагать доработать, но результатов то нет.