Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 08.09.2020.
Просмотров - 119

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Миркамалов Фуркатжон Рихсиевич

Филиал МГУ имени М.В.ломоносова в Ташкенте

Заместитель декана по работе с молодежью

Аннотация:
В статье исследуется роль самостоятельных работ студентов, представлены их компоненты, рассмотрены особенности мыслительных навыков, представлены условиями эффективной организации самостоятельной работы студентов.


Abstract:
The article examines the role of students 'independent work, presents their components, considers the features of thinking skills, presents the conditions for the effective organization of student's independent work.


Ключевые слова:
методы самостоятельной работы обучающихся; индивидуальная активность обучающихся; приобщение к творческому поиску; осознание необходимости непрерывного самосовершенствования

Keywords:
methods of independent work of students; individual activity of students; involvement in creative search; awareness of the need for continuous self-improvement


УДК 37.026

Введение: Самостоятельная работа студентом является важным условием качественной подготовки высококвалифицированного специалиста. Отметим, что в настоящее время в Республике Узбекистан в соответствии с требованиями научно- технического прогресса осуществляется модернизация содержания высшего образования. Известно, что в настоящее время, когда информация и знания изменяются в широком диапазоне, невозможно и сложно передача знаний студентам только во время аудиторных занятий. Мы считаем, что в настоящее время, процесс успешного функционирования высшей школы должен опираться на самостоятельную работу студентов.

Самостоятельная работа студентов – это систематическая деятельность, направленная на усвоение со стороны студента в аудитории или вне аудитории по наставлению, совету или рекомендации преподавателей учебных предметов по конкретному учебному предмету определенных знаний, умений и навыков перечень которых установлен в учебном комплексе.

В этой связи, возникла необходимость разработки научно - методической организации самостоятельной работы студентов, исходя из специфики, содержания и методов преподавания. В учебно – нормативных документах определены  цели и задачи самостоятельной работы студентов. Прихарактеристике самостоятельности студентов и выявлении уровня ее сформированности в зависимости от методов получения информации в процессе обучения, и определении значения самостоятельной работы при осуществлении научно - теоретической подготовки обучающихся, обратимся к точке зрения Н.Н. Азизходжаевой, которая утверждает, что самостоятельная работа представляет собой важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, умений и навыков.

Целями организации самостоятельных работ студентов при обучении темы нервная система являются обучающая, развивающая и воспитательная, при этом еще и воспитываются навыки самостоятельной работы, наблюдательности и внимательности.

Рассматриваемая проблема была объектом исследования: Азизходжаевой Н.Н.-(2005) Александрова Г. Н.- (1982), Архангельского С.И.- (1990), Бабанского Ю.К.- (1998), Беспалько В.П. - (1995), Верзилина Н.М.-(1983), Всесвятского Б.В. – (1969), Габай Т.В.- (1988), Гофурова А.Т.-(2005), Голант Е.Я.- (1969), Есипова В.П. –(1961), Ибрагимова Р.- (1991), Козакова В.А. - (1990), Левенберга Л.Ш.- (1991), Микельсон Р.М. –(1940), Нильсон О.А. - (1978), Фаберман Б.Л.- (2001), Щурковой Н.Е - (2002), Юрковой А.М. -(1991). Корсунской В. М.- (1983), Толиповой Ж.О.- (2005) и др.[2;3;5]

Актуальность: Основополагающими факторами повышения эффективности учебно - воспитательного процесса в ВУЗе наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов становятся развитие их способностей к успешной самостоятельной творческой деятельности, и адаптация к новым условиям труда. Необходимо отметить, что в Республике Узбекистан проводится комплекс мероприятий по внедрению в учебный процесс ВУЗов современных педагогических технологий, использования интерактивных методов обучения, способствующих развитию у студентов критического мышления, навыков самостоятельной работы, что в целом обеспечивает качество обучения. Наряду с этим студент должен владеть методами сбора, хранения, обработки и использования информации с целью самосовершенствования умения принимать научно - обоснованные самостоятельные решения.

Цель: Рассмотрим более подробно этапы организации самостоятельной работы студентов при изучении темы нервная система. Организационная часть включает в себя определение целей и задач самостоятельной работы студентов, при этом вступительная беседа позволяет выявить уровень знаний студентов на основании повторения пройденного учебного материала. В основной части учебного занятия преподаватель представляет новые термины и понятия, для закрепления которых используются наглядный материал (муляжи, плакаты и т.д.) и далее на основе изучения философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы, дает задания для самостоятельной работы студентов:

 

Задание №1. Расставьте указанные понятия в логической последовательности:

Автономная, спинной мозг, мозжечок, гипоталамус, базальные ядра конечного мозга, кора головного мозга.

 

Парасимпатические ядра мозгового ствола, вегетативное ядро бокового столба, восьмой шейный, двенадцать грудных, два верхних поясничных,  три крестцовых, автономные нервы, ветви, сплетения, стволы, узлы, предузловые нервные волокна, послеузловые нервные волокна.

 

Десять - двенадцать грудных узлов, впереди от головок ребер, позади внутригрудной фасции, позади межреберной плевры, большой внутренностный нерв, малый внутренностный нерв, узлы чревного сплетения.

 

 

Задание №2. Введите термин или  понятие

  • Структура, которая связывает нейроны друг с другом и с эффекторными образованиями и обеспечивает передачу нервного импульса, в переводе с греческого означает контакт (Синапс).
  • Часть симпатических узлов расположенных дальше от позвоночного столба – превертебральные (Предпозвоночные).

1

Самое большое количество парасимпатических волокон проходит в составе нерва, аксоны клеток заднего ядра которого лежат в продолговатом мозге, выходят из мозга в составе данного нерва, обеспечивая парасимпатическую иннервацию всех органов шеи, грудной и брюшной полостей

А

Блуждающий нерв

2

Парасимпатическое ядро, расположенное в продолговатом мозге, дающее начало парасимпатическим волокнам околоушной железы, которые идут в составе языкоглоточного нерва

Б

нижнее слюноотделительное ядро

3

Парасимпатическое ядро, лежащее в ромбовидной ямке, рядом с ядром лицевого нерва

В

верхнее слюноотделительное ядро

4

Отдел парасимпатической части вегетативной нервной системы, включающий в себя ядра и волокна глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного и блуждающих нервов.

Г

Головной или центральный отдел

5

Нервные волокна, которые подходят к ганглию

Д

преганглионарные

6

Парасимпатическое добавочное ядро глазодвигательного нерва

Е

ядро Якубовича

7

Вещества, осуществляющие передачу нервного импульса в синапсах

Ж

медиаторы

8

Самое крупное сплетение из всех предпозвоночных сплетений брюшной полости, расположено на уровне двенадцатого грудного позвонка вокруг одноименного артериального ствола

З

Чревное сплетение

9

Парное образование, состоящее из 20-25 нервных узлов, соединенных между собой межузловыми ветвями, находящимися по обе стороны позвоночного столба от основания черепа до копчика.

И

Симпатический ствол

10

Нервные волокна, покрытые миелиновой оболочкой и выходящие из головного и спинного мозга в составе корешков соответствующих черепных и спинномозговых нервов

К

Предузловые волокна

 

Задание №3. Вставьте недостающие подходящие по смыслу слова или термины с помощью  учебников, учебных пособий и атласов. (слова выделены).

  • Вегетативная автономная нервная система обеспечивает иннервацию органов и систем, имеющих в своем составе гладкие мышечные клетки и железистый эпителий.
  • Надсегментарные центры, находящиеся в лобной и теменной долях коры головного мозга, подкорковые структуры, мозжечок и ствол относят к центральному отделу вегетативной нервной системы.
  • Крестцовый отдел парасимпатической части вегетативной нервной системы осуществляющий парасимпатическую иннервацию нисходящей ободочной, сигмовидной ободочной и прямой кишки и  органов малого таза.
  • Непостоянный узел симпатической части вегетативной нервной системы, отдающий ветви для иннервации сердца, сосудов шеи, щитовидной и паращитовидной желез - средний шейный узел.
  • Отдел симпатического ствола, состоящий из десяти – двенадцати узлов веретеновидной или треугольной формы, лежащих спереди от головок ребер на латеральной поверхности тел позвонков -Грудной отдел.
  • Звездчатый  -узел симпатической части вегетативной нервной системы, лежащий на уровне шейки первого ребра сзади подключичной артерии, отдающий ветви для иннервации щитовидной железы, сосудов головного и спинного мозга, органов средостения, обеспечивающий симпатическую иннервацию сердца- Шейно – грудной.
  • Отдел симпатического ствола, состоящий из четырех узлов, расположенный на тазовой поверхности крестца и соединяющимися в непарном узле, расположенном на передней поверхности первого копчикового позвонка  - Крестцовый отдел.
  • Отдел парасимпатической части вегетативной нервной системы, в котором крестцовые  парасимпатические ядра, расположены в промежуточно-латеральном ядре бокового рога серого вещества спинного мозга на уровне вторых-четвертых крестцовых сегментов.
  • Вегетативные волокна тоньше, чем соматические, и нервные импульсы по ним передаются с меньшей скоростью.
  • Симпатические и парасимпатические преганглионарные волокна содержат медиатор -  ацетилхолин или вещества, аналогичные ему, и называются холинергическими веществами


Задание №4. Восстановите смысл чисел

20-25 нервных узлов

симпатический ствол

2-3 узла

шейный отдел симпатической нервной системы

10-12 узлов

грудной отдел симпатической нервной системы

2-7 узла

поясничный отделсимпатической нервной системы

4 узла

крестцовый отделсимпатической нервной системы

Уровень S IIS IV

расположение ядер крестцового парасимпатического центра парасимпатической нервной системы

III, VII, IX, X пары черепных нервов

в их составе преганглионарные волокна парасимпатической нервной системы подходят к рабочему органу

 

 Задание №5. Соотнести буквы и цифры в двух таблицах, восстановить утверждение

с

н

е

ч

и

е

ы

е

е

е

б

н

р

т

л

ж

е

п

ж

и

о

е

е

н

н

 

17

14

22

13

2

20

9

5

16

11

7

23

8

21

19

10

25

18

3

24

15

12

6

1

4


Ответ: Нижнее брыжеечное сплетение

 

Научная новизна: Резюмируя вышеизложенное, мы в след за Н.Н. Азизходжаевой, считаем, что основными условиями эффективной организации самостоятельной работы являются, творческий, исследовательский характер самостоятельной работы, а также, индивидуализация заданий по самостоятельной работе, при методическом руководстве организацией самостоятельной работы, и наконец, формирование потребности в самостоятельном пополнении знаний [1, 38-41].

Заключение: В заключение хотелось бы подчеркнуть, что только если студенты занимаются самостоятельно и работают над собой постоянно, они овладевают глубокими знаниями, которые могут сформироваться в основном в процессе самостоятельного обучения, развития способности к самостоятельной деятельности и интереса к творческим работам. Несомненно, основной задачей ВУЗов является определение направления для самостоятельного обучения, указание путей получения знаний, наряду с получением знаний студентами во время аудиторных занятий. Исходя из вышеизложенного, необходимо рациональное планирование, организация и создание необходимых условий для самостоятельного обучения студентов. Так как, в процессе самообразования происходит конкретное знакомство с предметом, вторичное изучение, анализ и самооценка результатов при этом конечной целью педагогического самообразования студентов должно стать приобщение к творческому поиску, многогранной исследовательской работе и осознание необходимости непрерывного самосовершенствования.

Библиографический список:

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: учеб.пособие для магистратуры всех специальностей. М-во высш. и сред. спец. образования Республики Узбекистан. Т.: Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005.-200 с.
2. Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии. Пособие для учителя. М. Издательство «Просвещение»1969.-240 с.
3. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения. // Воспитание познавательной деятельности и самостоятельности учащихся. Ч.1. Казань.1969 -С. 36.
4. Галеева Н.Л. «Сто приемов учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
5. Есипов В.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках./ М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх