Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 14.09.2020.
Просмотров - 273

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»

Миркамалов Фуркатжон Рихсиевич

Филиал МГУ имени М.В.ломоносова в Ташкенте

Заместитель декана по работе с молодежью

Аннотация:
В статье представлены методы активизации познавательной мыслительной деятельности студентов, рассмотрена необходимость увеличения объема самостоятельных работ студентов на аудиторных занятиях.


Abstract:
The article presents the methods of enhancing the cognitive mental activity of students, considers the need to increase the volume of independent work of students in classroom lessons.


Ключевые слова:
индивидуализация учебного процесса; виды заданий для самостоятельной работы студентов и самоконтроля; составления синквейна; непрерывное самосовершенствование

Keywords:
individualization of the educational process; types of tasks for independent work of students and self-control; compiling syncwine; continuous self-improvement


УДК 37.026

Введение: Формирование у студентов навыков активного самостоятельного овладения знаниями, поиска таких знаний и их практическое применения, несомненно приобретает исключительно важное значение в столь динамичном, стремительно обновляющемся мире, когда сегодняшние знания сравнительно быстро устаревают и чтобы быть на уровне требований времени, каждому специалисту, в какой бы области он не трудился необходимо постоянно пополнять и обновлять их, систематически заниматься самообразованием.

Актуальность: Различным аспектам проблемы самообразования и саморазвития личности посвящены научные исследования
Н.Н. Азизходжаевой, К.А. Абульхановой-Славской, В.И.Андрияновой,
Р.Ш. Ахлидинова, Е.В. Бондаревской, Б.Н. Гузанова, У.И. Иноятова, П.Ф.Каптерева, Ш.Э.Курбанова, В.А. Петровского Х.Ф. Рашидова, 
В.В. Серикова, У.К. Толипова, И.Ф. Харламова, Ф.Р. Юзликаева и др

Мы разделяем мнение Б.Н. Гузанова по вопросу о том, самостоятельная работа не мыслима без воспитания таких черт личности, как активность, самостоятельность, организованность, которые в перспективе должны перерасти в самоорганизацию, самообразование и саморазвитие [4]. А также стоим на сходной с ним точке зрения на то, что самостоятельные работы способствуют максимальной индивидуализации учебного процесса и активизации роли студента как непосредственного и главного участника этого процесса. Хотелось бы выразить сомнение по поводу мнения многих авторов, относящих к самостоятельной работе студентов только внеаудиторные занятия, как известно студенты могут с большей степенью самостоятельности работать и на аудиторных занятиях, все зависит от способа их проведения.

Цель: Рассмотрим более подробно организацию учебного занятия по теме «Анатомия органов пищеварительной системы», продолжительностью 80 мин. В первую очередь преподавателем определяется цель - студент должен знать топографию и строение органов пищеварительной системы, уметь находить и показывать на плакатах, муляжах и планшетах эти органы и их составные части. Во-вторых, уровень оснащения занятия муляжами, планшеты органов пищеварительной системы, плакатами, скелетом человека, учебниками и учебными пособиями, атласами имеет важное значение. Если организационная часть учебного занятия составляет 2-3 минуты, то контроль исходного уровня знаний в виде устного опрос студентов с  демонстрацией на муляжах и плакатах органов пищеварительной системы и их составных частей имеет продолжительность в среднем 25 минут, на самостоятельную работу и самоконтроль студентам отводиться в среднем от 40 до 45 минут, промежуточный контроль знаний студентов при этом может составлять 15 минут, оставшиеся 3-5 минут, как правило занимает подведение итогов учебного занятия и задания для самостоятельной работы студентов выполняемых дома, например это может быть составление  синквейна по теме пройденного учебного курса и защита его на следующем занятии. Необходимо отметить, правила составления синквейна или пятистрочной строфа, в которой первая строка содержит одно двуслоговое слово. Это может быть термин, фамилия, понятие. Вторая строка содержит четыре слога, как правило из одного или двух слов, определяющих предмет, или темы стихотворения. Третья строка включает в себя шесть слогов -глаголы, определяющих возможности деятельности «героя» синквейна. В четвертая строфе располагается предложение, раскрывающее смысл главного слова синквейна –количество глаголов восемь. И наконец последняя строка – определяющая эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна и состоящая из одного слова из двух слогов.[3], либо самостоятельная подготовка студентами заданий, основанных на технологии «кейс-стади» с описанием реальных ситуаций, для возможности анализировать практическую ситуацию, и разобраться в сути проблем самостоятельно, придерживаясь этапов создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Необходимо отметить, что данная технология эффективна для развития практических умений студентов. При этом деятельность преподавателя направлена на проверку оснащенности кабинета необходимыми муляжами, планшетами, плакатами, атласами, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов (тетрадей) для записей и зарисовок. Далее осуществляется контроль исходного уровня знаний студентов путем фронтального опроса, решения тестовых и других видов заданий. Вслед за этим излагается общий план строения пищеварительной системы с демонстрацией на муляжах, планшетах и плакатах органов пищеварительной системы: полость рта, язык, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая и толстая кишки.

Задачи: Изучение методов научной организация учебного процесса в целом и самостоятельных работ студентов в частности для разрешения противоречий между ограниченным сроком подготовки специалистов и растущим требованиям к ее качеству.

Научная новизна: На наш взгляд, тщательный отбор учебного материала, новые приемы его изложения, новые методы проведения занятий, систематический контроль за работой студентов, управление обучением на основе результатов контроля позволили предложить шесть видов заданий для самостоятельной работы и самоконтроля.

Задание №1.Определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.

А) Найдите логическую связь между такими понятиями как: Пищевод, почки, желудок, трахея, поджелудочная железа, паренхиматозные органы, мочеточник, печень, полые органы.

Б) Постройте логическую цепочку из таких понятий: Слизистая оболочка, соединительнотканная оболочка (адвентиция), серозная оболочка, железы слизистой оболочки, подслизистая основа, мышечная оболочка.В) постройте логическую цепочку из таких понятий как:

Вторые большие коренные зубы, резцы, 16-20 месяцев, клыки, 6-9 месяцев, первые большие коренные зубы, 12-15 месяцев,

Задание №2. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).

  • Нитевидные сосочки, конические сосочки, грибовидные сосочки, желобовидные сосочки, листовидные сосочки  - выросты слизистой оболочки спинки языка (Рецепторы общей чувствительности);
  • Верхняя и нижняя продольные мышцы, поперечная мышца, вертикальная мышца, подбородочно-язычная мышца, подъязычно-язычная, шилоязычная мышца (Мышцы языка);
  • Околоушная, поднижнечелюстная, подъязычная  (Парные большие слюнные железы);
  • Мышца, напрягающая небную занавеску; мышца, поднимающая небную занавеску; небно-язычная; небно-глоточная; мышца язычка (поперечнополосатые мышцы, составляющие основу мягкого неба);
  • Непарный воронкообразный орган длиной 12-15 см, подвешенный к основанию черепа, находящийся в области головы и шеи позади носовой, ротовой полости и гортани. (Глотка, pharynx);

3212

2123

3212

2123

 

2012

2102

2012

2102

  • (формула постоянных и молочных зубов человека);
  • Сужения пищевода на уровне VI-VII шейных; IV-V грудных позвонков, на уровне прохождения пищевода через диафрагму называются - (анатомические сужения);
  • Кардиальная часть, дно (свод), тело, привратниковая (пилорическая). (Части желудка);
  • Верхняя, нижняя, нисходящая, горизонтальная и восходящая части (Двенадцатиперстная кишка, duodenum.);
  • Назовите орган, на  висцеральной поверхности которого выделяют правую, левую, квадратную и хвостатую доли (Печень, hepar);

Задание №3. Решить «смысловое уравнение с двумя и более неизвестными».

  • Несмотря на различия в форме и назначении, стенки полых органов состоят из трех оболочек: внутренней – слизистой с подслизистой основой, средней – мышечной и наружной – соединительнотканной (адвентиция) или серозной. 
  • Тонкая кишка располагается в средней области живота, книзу от желудка и поперечной ободочной кишки, достигая входа в полость таза, где в области правой подвздошной ямки впадает в слепую кишку.
  • На уровне второго большого коренного зуба верхней челюсти на слизистой оболочке щеки открывается устье протока околоушной слюнной железы.
  • В коронке зуба различают язычную, вестибулярную (лицевую), контактную поверхности и поверхность смыкания.
  • Смыкание зубных дуг по отношению одна к другой называется окклюзией.
  • Поднижнечелюстная железа является сложной альвеолярно-трубчатой железой, выделяющей серозно-слизистый секрет.
  • На латеральной стенке носоглотки, на уровне нижней носовой раковины, располагается глоточное отверстие слуховой трубы диаметром 3-4 мм, соединяющее полость среднего уха с полостью глотки.
  • Глоточные и трубные миндалины, а также небные и язычная миндалины образуют комплекс, получивший название лимфоэпителиального кольца - кольцо Пирогова- Вальдейера.
  • На поперечном срезе пищевод представляет собой трубку диаметром 2,0-2,5 см, при растяжении просвет может увеличиваться до 4,0-4,5 см.
  • Форма и размеры желудка варьируют в зависимости от типа телосложения и степени наполнения органа, так у гиперстеников желудок в форме рога, у нормостеников – в форме рыболовного крючка, а у астеников он в виде чулка.

Задание №4. Восстанови смысл чисел.

1-1,7 метра – длина толстой кишки человека;

2,2 -4,5 метра – длина тонкой кишки человека;

2-20 сантиметров (в среднем 8 см) – длина выроста слепой кишки – червеобразного отростка (аппендикса);

3 литра – вместимость желудка;

4- количество клыков человека;

3 пары – количество больших (крупных) слюнных желез;

12 – количество больших коренных зубов (моляров) человека;

17-21 сантиметр- общая длина двенадцатиперстной кишки;

20-30 грамм – масса околоушной слюнной железы;

25-30 сантиметров – длина пищевода (esophagus);

40-60 мл –вместимость желчного пузыря;

70-80 грамм – масса поджелудочной железы;

1500 грамм – масса печени (hepar);

500000 – количество долек печени человека;

Задание №5. Соотнести буквы и цифры в двух таблицах и восстановить утверждение:

ч

е

о

ь

п

х

е

и

о

т

в

с

м

н

р

н

е

е

в

т

п

д

е

и

е

 

3

14

22

6

1

20

9

25

16

11

13

23

8

21

19

5

10

4

17

24

15

12

2

7

18

 

Ответ: Печень имеет две поверхности. Далее студенты называют обе поверхности:

Задание №6. Свернуть информацию, данную в виде текста, в таблицу [5].

Определение границ полости рта

Пространство между губами и щеками снаружи

Преддверие рта

Зубами и деснами изнутри

Верхняя стенка- небо

Собственно ротовая полость (от зубов до входа в глотку)

Нижняя стенка –диафрагма рта

Сужения пищевода

анатомические

физиологические

1)     на уровне шейных позвонков

2)     на уровне грудных позвонков

3)     в месте прохождения через диафрагму

1)     аортальное (на уровне пересечения с аортой)

2)     каудальное (в месте перехода пищевода в желудок)

Процесс прорезывание постоянных зубов:

Первые большие коренные зубы нижнего ряда

6-7 лет

Медиальные резцы, а также верхние первые большие коренные зубы

6-8 лет

Латеральные резцы

7-9 лет

Первые малые коренные зубы

10-12 лет

клыки

9-12 лет

Вторые малые коренные зубы

10-12 лет

Вторые большие коренные зубы

11-13 лет

Третьи моляры (зубы мудрости)

17-26 лет

Необходимо помнить, что у девочек этот процесс происходит несколько раньше, чем у мальчиков

 

Три части глотки

Носовая (дыхательные пути)

ротовая

гортанная

Верхний отдел глотки

На боковой стенки расположено глоточное отверстие слуховой трубы диаметром 3-4 мм, которое соединяет полость глотки с полостью среднего уха

Скопление лимфоидной ткани в виде глоточной и трубных миндалин.

От небной занавески до входа в гортань. Спереди имеет сообщение с перешейком зева, сзади соответствует III шейному позвонку.

Нижний отдел глотки располагается от уровня входа в гортань до перехода глотки в пищевод.

Тонкая кишка и толстая кишка

двенадцатиперстная

17-21 см

подвздошная

2,7 м

слепая

6 см

Червеобразный отросток

2-20 см

Восходящая ободочная

15-20см

Поперечная ободочная

30-60см

Нисходящая ободочная

10-30см

Сигмовидная

15-60 см

Прямая

15 см

Результаты: Применение данной методики на наш взгляд приводит к активизации познавательной мыслительной деятельности студентов, к увеличению объема и роли самостоятельных работ студентов на аудиторных занятиях.

Заключение: В заключении, хотелось бы отметить, что обучение в высшем учебном заведении, представляет собой процесс формирование специалиста как личности, его собственной активной творческой деятельности, следовательно задачей преподавателя становиться не только организация и управление этой деятельности, но и разработка целого комплекса мероприятий обеспечивающей ее эффективность.

Библиографический список:

1. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара, 1999.
2. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: учеб.пособие для магистратуры всех специальностей; /М-во высш. и сред. спец. образования Республики Узбекистан. /Т.: Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005.-200 с.
3. Галеева Н.Л. Сто приемов учебного успеха ученика на уроках биологии. // Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
4. Гузанов Б.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации многоуровневой модели обучения: монография / Б. Н. Гузанов, Н. В. Морозова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2014. 158 с.
5. Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах: учебное пособие. / Изд-во Феникс 2014, серия: Медицина
6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос. 1999.




Рецензии:

19.10.2020, 15:29 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это абсолютно не возможно. К публикации не рекомендую, так как автор не предлагает никакой новой методики. Он свято уверен, что новая методика это новые упражнения. В этом он сильно ошибается.

20.10.2020 9:09 Ответ на рецензию автора Миркамалов Фуркатжон Рихсиевич:
Благодарю Вас Уважаемый Леонид Борисович, упражнения распределены по всему курсу анатомии человека и успешно применяются для активизации самостоятельной работы студентов, буду продолжать поиск новой методики, с уважением Фуркатжон Миркамалов



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх