Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №85 (сентябрь) 2020
Разделы: Экономика
Размещена 21.09.2020. Последняя правка: 03.10.2020.
Просмотров - 238

Банковская система в развитии инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Ефимченко Дарья Сергеевна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студентка

Воронин Сергей Михайлович, доцент, кандидат экономических наук, кафедра экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
Инвестиционный климат в Республике Беларусь сложно назвать благоприятным. Возрастающую роль в активизации инвестиционной деятельности имеет банковский сектор Беларуси. Кредитование коммерческими банками стало основным источником финансирования хозяйствующих субъектов. Однако существуют различные барьеры в осуществлении инвестиционной деятельности коммерческими банками. Именно поэтому необходимо принимать меры по повышению эффективности инвестиционной деятельности.


Abstract:
The investment climate in the Republic of Belarus is hardly favorable. The banking sector of Belarus plays an increasing role in boosting investment activity. Commercial Bank lending has become the main source of financing for business entities. However, there are different barriers in implementation of investment activity by commercial banks. That is why, measures must be taken to increase efficiency of investment activity.


Ключевые слова:
коммерческие банки; кредитование; процентная ставка; инвестиционный портфель

Keywords:
commercial banks; crediting; interest rate; investment portfolio


УДК 336.717.061.1

Введение

Осуществление инвестиционной деятельности коммерческими банками имеет стратегическое значение как для конкретно взятого элемента банковского сектора, так и для страны в целом. С решением проблемы повышения эффективности инвестиционной деятельности банками связаны экономический рост, повышение жизненного уровня населения, обеспечение социально-экономической стабильности и экономической безопасности. Рациональная инвестиционная политика также позволит обеспечить и эффективное развитие самой банковской системы. Поэтому рассматриваемая тема является актуальной в условиях повышения эффективности развития экономики страны.

Цель исследования – выявить проблемы осуществления инвестиционной деятельности белорусскими банками и разработать пути их преодоления.

Методика

Исследование проводилось на основе официальных статистических данных Национального Банка Республики Беларусь. В ходе подготовки работы применялись методы анализа, синтеза, сравнения, способ цепных подстановок.

Основная часть

В Республике Беларусь существует двухуровневая банковская система. Первый уровень занимает Центральный банк – Национальный банк Республики Беларусь. Второй уровень занимают коммерческие банки. По состоянию на 1 августа 2020 г. в Республике Беларусь зарегистрированы 27 банков, из которых 3 банка находятся в стадии банкротства или ликвидации. Количество банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с иностранным участием в уставном капитале составило 19, при этом в 15 банках доля участия в уставном фонде иностранных инвесторов превышала 50 процентов.

Основные показатели деятельности банков в 2020 году представлены в таблице 1 [4, с. 15].

Таблица 1. – Основные показатели деятельности банков

Показатель

Значение на 01.01.2020 г.

Значение на 01.08.2020 г.

Уставный фонд

5 542 млн. рублей

5 559 млн. рублей.

Активы

77 543,8

86 064,1 млн. рублей

Доля активов в иностранной валюте

50,3%

53,1%

Нормативный капитал

11 161,8 млн. рублей

11 387,4 млн. рублей

Достаточность нормативного капитала

17,8%

16,8%

Рентабельность нормативного капитала

10,8% (на 01.08.19)

9,3%

Удельный вес требований к экономике

70%

72,5%

 

В современной Беларуси активизация инвестиционной деятельности в рамках структурных преобразований в экономике приводит к более широкому использованию кредита как источника финансирования. Развитие инвестиционного кредитования зависит от общей социально-экономической ситуации, инвестиционного климата в стране, а также готовности банковской системы к такой работе.

Показатель качества кредитования в II квартале 2020 года в стране составил 0,53% (в I квартале 2020 г. – 0,26%).

Показатель качества кредитования рассчитывается как процентное соотношение количества обращений клиентов по вопросам предоставления, возврата (погашения) кредитов, в том числе информирования об условиях кредитования, предоставления, возврата (погашения) кредитов в отчетном периоде к количеству кредитных договоров клиентов на первое число месяца следующего за отчетным кварталом. Чем ниже значение данного показателя, тем выше характеризуется качество работы банков по обслуживанию клиентов по предоставлению кредитов.

В рамках мониторинга условий банковского кредитования во II квартале 2020 г. специалисты отмечают повышение спроса на кредиты в белорусских рублях у всех категорий кредитополучателей, за исключением физических лиц (на финансирование недвижимости). В наибольшей степени спрос на кредиты повысился у малого и среднего бизнеса.

В III и IV кварталах 2020 г. специалисты прогнозируют продолжение повышения спроса для всех категорий кредитополучателей. При этом наиболее интенсивно повышение спроса на кредиты в белорусских рублях предполагается у представителей малого и среднего бизнеса. [2, с. 13].

Существенную роль в повышении эффективности распределения кредитных ресурсов в экономике играет процентная политика коммерческих банков, которая должна быть устроена таким образом, чтобы предоставление инвестиционных кредитов было выгодным и заемщику, и банку. Перспективными направлениями кредитования могут быть ипотечные и синдицированные кредиты в производственной сфере.

С 1 июля 2020 года ставка рефинансирования в Республике Беларусь снизилась с 8% до 7,75%.

Данное решение принято по итогам дополнительного заседания по денежно-кредитной политике 22 июня 2020 года Правлением Национального банка Республики Беларусь.

Значения процентных ставок коммерческих банков установились следующим образом (таблица 2) [4, с. 15]:

Таблица 2. – Средняя процентная ставка по новым кредитам банков (без межбанковских кредитов)

Средняя процентная ставка

Значение в июле 2020 г.

в национальной валюте

 - юридическим лицам

10,71% годовых

10,96% годовых.

в свободно конвертируемой валюте

 - юридическим лицам

4,82% годовых

4,82% годовых

 

Нельзя не отметить влияние инфляции на условия кредитования. В мае 2020 года прирост потребительских цен составил 4,9% в годовом выражении, в апреле этого же года значение было 5,4%. Годовая базовая инфляция замедлилась до 3,9% (4,5% в апреле 2020 года).

Сдерживающее влияние дезинфляционных факторов проявляется сильнее, чем прогнозировалось. Более быстрыми темпами замедляются инфляционные процессы в странах – торговых партнерах Беларуси. На этом фоне зарубежные центральные банки активно снижают свои ключевые ставки [3].

Если рассматривать инвестиционный портфель (далее – инвестпортфель) банков, можно наблюдать некоторое сокращение его объемов. Инвестпортфель банков Беларуси состоит из вложений в ценные бумаги государства (Министерства финансов и местных властей), вложений в ценные бумаги предприятий, вложений в ценные бумаги других банков и Национального Банка Республики Беларусь, в ценные бумаги нерезидентов и в разнообразные акции. К 1 августа 2020 года инвестпортфель белорусских банков составил 13262,6 млн. BYN (на 1 августа 2019 г. – 14869,4 млн. BYN). Основу инвестпортфеля банков составили вложения в ценные бумаги правительства и исполкомов – 8862,5 млн. BYN (66,8%). Ценные бумаги субъектов хозяйствования составили 3433,1 млн. BYN (25,9%); ценные бумаги, выпущенные депозитными организациями – 367,4 млн. BYN (2,8%); ценные бумаги нерезидентов, приобретенные банками Беларуси – 127,4 млн. BYN (1%). Вложения в акции достигли 472,2 млн. BYN (3,6%). В свою очередь, главную долю таких бумаг составляют трансформированные «мусорные» кредиты госкомпаний и облигации Министерства финансов для рефинансирования валютного госдолга [4, с. 205].

Повышению инвестиционной активности банковской системы способствует создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Банки предоставляют долгосрочные займы на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы при наличии государственных гарантий. Возрастание производственных инвестиций коммерческих банков также возможно за счёт льготного налогообложения и дифференциации экономических нормативов в зависимости от доли их инвестиций в реальный сектор экономики.

На протяжении длительного периода времени директивное кредитование помогало активизировать инвестиционный процесс, но вместе с тем привело к накоплению ряда дисбалансов, среди которых – нарастание издержек, значительная сегментация кредитного рынка, усиление стимулов к долларизации, удорожание кредитов в рыночном сегменте, субсидирование убыточных предприятий, ухудшение доступа частного сектора к кредитам.

С 2016 года лимит директивного кредитования ежегодно уменьшался (таблица 3). В 2020 г. лимит установился в размере 740 млн. рублей. С одной стороны, это меньше прошлогоднего уровня, но с другой стороны, участие таких банков, как ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» в директивном кредитовании возрастает до 230 млн. рублей, или до 31% в общем объеме [1].

Таблица 3. – Лимит директивного кредитования

Год

Лимит

2016

2,8 млрд. рублей

2017

1,9 млрд. рублей

2018

1,24 млрд. рублей

2019

- первоначальный

- конечный

 

800 млн. рублей

984 млн. руб.

2020

740 млн. рублей

 

Для того, чтобы существенным образом изменить институциональную структуру и набор инструментов финансового рынка и высвободить пространство для развития эффективных рыночных механизмов, по мнению специалистов, необходимо последовательное сокращение объемов директивного кредитования, освобождение банков от несения рисков и кредитной нагрузки, а также повышение эффективности распределения финансовых ресурсов в рамках государственных программ и мероприятий путем наделения соответствующими полномочиями Банка развития.

Следует отметить, что в Беларуси пока еще не получил должного развития механизм финансирования предприятий через выпуск ценных бумаг и инструментарий фондового рынка. Не развиты инструменты страхового рынка и рынок акционерного капитала. Банковская система в значительной степени берёт на себя риски и функции контроля реализации проектов. Большая часть заимствования приходится на банковские заимствования, причем значительную долю занимало директивное кредитование.

Кроме того, к основным проблемам осуществления инвестиционной деятельности банками относятся непрозрачность правовых основ, обеспечивающих защиту долгосрочных капиталовложений; высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов. Не предусмотрены налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих средства в долгоокупаемые и капиталоемкие проекты. Вложения носят фрагментарный характер, системный подход к инвестициям отсутствует. По мнению ведущих специалистов банковского сектора, данные проблемы можно решить посредством определения на уровне государства приоритетов направлений инвестиционной деятельности, стимулирования притока средств через предоставление льгот и дальнейшего развития свободных экономических зон.

Крайне необходимо создание условий в стране для активизации участия банковского сектора в создании сильных финансово-промышленных групп, специализированных фондов, расширения брокерской деятельности банков на рынке акций, привлечения в банковскую сферу иностранных инвесторов, активизации в целом конъюнктуры на внутреннем фондовом рынке.

Выводы

Главным источником заемного финансирования для субъектов хозяйствования продолжают быть банковские кредиты. Без кредитной поддержки обеспечение быстрого и цивилизованного становления производств, предприятий малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности невозможно.

Одной из наиважнейших задач банковского сектора является повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции. В этой связи крайне полезным может стать изучение богатого опыта, который накоплен в данной сфере в мировой практике, и возможность его применения в экономике Республики Беларусь.

Библиографический список:

1. Белрынок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belrynok.by/2020/01/24/natsbank-ozabochen-rasshireniem-direktivnogo-kreditovaniya-vopreki-programmnym-tselyam-i-zakreditovannostyu-yurlits/ (дата обращения: 11.09.2020)
2. Мониторинг условий банковского кредитования : аналит. обзор, авг. 2020, Нац. банк Респ. Беларусь, Главное управление регулирования банковских операций. – Минск:, 2020. – 21 с.
3. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/press/10372/4/year (дата обращения: 11.09.2020)
4. Статистический бюллетень № 7 (253) / Нац. б-ка Респ. Беларусь, Главное управление статистики и управления данными. URL: https://www.nbrb.by/publications/bulletin/stat_bulletin_2020_07.pdf (дата обращения: 10.09.2020)




Рецензии:

29.09.2020, 19:12 Русак Ирина Николаевна
Рецензия: Тема статья актуальна и отражает современную проблематику. В статье отражен критический анализ основных показателей, выявлены проблемные вопросы и направления развития объекта исследования. Литература состоит из 4-х источников, причем актуальных на данный момент. В заключение авторами представлены основные задачи банковского сектора в направлении повышения инвестиционной привлекательности. Рекомендовано к публикации.

04.10.2020 18:18 Ответ на рецензию автора Ефимченко Дарья Сергеевна:
Благодарю Вас за положительную рецензию!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх