Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 22.09.2020. Последняя правка: 20.09.2020.
Просмотров - 230

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ЦВЕТОТЕРАПИИ В РЕГУЛЯЦИИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Клименченко Ирина Анатольевна

нет

Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округ "Реабилитационный центр"Большой Тараскуль"

педагог-психолог

Сахаров Сергей Павлович, кандидат медицинских наук, декан педиатрического факультета, доцент, ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет, РФ, г. Тюмень


Аннотация:
Статья посвящена анализу результатов коррекции самооценки младших школьников при применении метода цветотерапии. Для определения уровня самооценки детей младшего школьного возраста были использованы диагностические методики «Лесенка» В.Г. Щура и «Исследование самооценки» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан. Данные вторичной диагностики после реализации корректирующей программы свидетельствуют о преобладании у испытуемых адекватной самооценки, что позволяет рекомендовать к использованию метод цветотерапии для регуляции самооценки детей.


Abstract:
The article analyzes the results of correcting the self-esteem of younger students when using the color therapy method. To determine the level of self – esteem of children of primary school age, the diagnostic methods "ladder" by V. G. Shchur and "self-esteem Study" by T. V. Dembo-S. Ya.Rubinstein in the modification of a.m. Parishioners were used. The data of secondary diagnostics after the implementation of the corrective program indicates the prevalence of adequate self-esteem in the subjects, which allows us to recommend the use of color therapy to regulate children's self-esteem.


Ключевые слова:
самооценка; цветотерапия; дети младшего школьного возраста

Keywords:
self-esteem; color therapy; primary school children


УДК 159.9.072.5

Введение. К числу наиболее важных личностных образований относится самооценка личности. Она является психологическим фундаментом развития индивида, системообразующей базой индивидуальности человека, от особенностей которой зависят ценностные воззрения и жизненные позиции личности.

Основой развития у младшего школьника уверенности в себе, веры в свои силы и возможности является адекватная самооценка. Она способствует развитию личностной компетентности, самокритичности и требовательности к себе. Заниженная или же завышенная самооценка ребенка препятствует раскрытию и реализации его способностей и возможностей, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушению общения, конфликтов с окружающим миром. Все это свидетельствует о неблагоприятном развитии личности ребенка [1, с 90].

Актуальность. В психолого-педагогической литературе исследованию проблемы развития самооценки посвящены многие работы авторитетных психологов, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, А.И. Липкина, М.И. Лисина, С.С. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, К. Роджерс, Э. Эриксон.

В данных трудах рассматриваются вопросы, связанные с возрастными особенностями самооценки, зависимости самооценки от оценок окружающих людей, от условий семейного воспитания ребенка. Однако, в доступной нам научной литературе отсутствуют статьи о применении метода цветотерапии для коррекции самооценки.  

Мы поддерживаем точку зрения Н.Н. Никулиной, которая утверждает, что младший школьный возраст является наиболее восприимчивым периодом развития личности в формировании адекватной самооценки ребенка [4, с. 182].

Именно в младшем школьном возрасте возникают многие психические новообразования личности, значительно расширяется спектр деятельности ребенка и его социальных контактов, являющихся фундаментом для условий в которых формируется самооценка. 

Проблема исследования самооценки у младших школьников обусловлена противоречием между наличием очень большого количества детей, имеющих неадекватную самооценку и потребностью современного общества в успешной социальной адаптации любого ребенка в новом для него классном коллективе. 

Цель и задачи. В связи с этим цель исследования – оценка эффективности цветотерапии как метода регуляции самооценкиу младших школьников после прохождения цикла занятий.

Задачи исследования включают:

1) Определение количества детей, обладающих неадекватной самооценкой в ходе первичной диагностики.

2) Разработка корректирующей программы и реализация психологических приемов и средств в рамках метода цветотерапии, направленных на регуляцию самооценки младших школьников.

3) Анализ полученных результатов вторичной диагностики после внедрения метода цветотерапии. 

Материалы и методы. Данное исследование было проведено в отношении детей младшего школьного возраста (6-9 лет) в количестве 211 человек, из них 113 девочек (53,5%) и  98 мальчиков (46,5%), находящихся на реабилитации в  ГБУ ЯНАО «РЦ «Большой Тараскуль» в период с января 2019 г. по март 2020 г.

Для продуктивного и целенаправленного оказания психологической коррекции в первые дни заезда со всеми детьми проводилась первичная диагностика.

С целью определения уровня самооценки использовали тест «Лесенка» под авторством В.Г. Щур [5, с. 160-164].

Непосредственное оценивание младшими школьниками ряда собственных личных качеств по следующим шкалам: здоровье, ум и способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе, происходило посредством методики «Исследование самооценки» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан [2].

Выбор данных методик обусловлен их валидностью и надежностью, а также широким применением у различных авторов.

Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в отсутствии научных публикаций, посвященных возможности использования метода цветотерапии в коррекции самооценки младшего школьника.

Заключение, результаты, выводы. Анализ полученных результатов исследования по методике В.Г. Щур показал, что для 58 детей младшего школьного возраста (27,5%) характерен высокий уровень самооценки. Эти дети поставили себя на первую ступеньку лесенки. Адекватная самооценка регистрируется у 45 детей (21,3%), на что указывает установка детьми своего «Я» на вторую и третью ступеньки. Заниженную самооценку имеют максимальное число обследованных – 72 ребенка (34,1%), которые поставили себя на четвертую ступеньку. У наименьшего количества детей (17,1% - 36 чел.) поставивших себя на пятую и шестую ступеньки, отмечается низкая самооценка (рис. 1).

Завышенная самооценка свидетельствует о переоценке собственных способностей и личностных качеств, говоря об определенных отклонениях в формировании личности. Как правило, дети, обладающие неадекватно завышенной самооценкой личностно незрелы, не способны правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить их с итогами работы других ребят. Помимо этого, завышенной самооценкой обладают дети, которые «нечувствительны» к своим ошибкам и неуспехам, не принимают к сведению замечания и оценки окружающих, в критике со стороны взрослых или сверстников видят не стремление помочь сделать лучше, а желание выделиться за счет других.

При личной беседе такие дети объясняют свою самооценку следующим образом: «Я могу поставить себя только на первую ступеньку, потому что я самая лучшая», «Я ставлю себя на первую ступеньку, потому что я себя очень люблю», «Здесь стоят самые хорошие дети, я тоже самая хорошая», «На этой ступеньке стоят самые лучшие, поэтому я хочу здесь стоять».

Следует отметить, что достаточно большое количество младших школьников не смогли обосновать свой выбор, ограничившись ответами: «Я поставил себя на первую ступеньку, потому что я так хочу», «Я должна быть среди лучших», «Не знаю», что обусловлено слабо развитой рефлексией, которая помогает человеку «увидеть себя со стороны».  

Адекватно сформированная самооценка  указывает на то, что такие дети умеют правильно оценивать себя и свои возможности, положительно относятся  к себе и могут правильно воспринимать критику. В целом ответы этих детей сводятся к следующему: «Я хорошая, потому что в школе учусь на четвертки и пятерки», «Я хорошая, потому что люблю младшую сестренку и маму», «Я довольно хороший мальчик/девочка, так как всегда помогаю родителям», «Я хороший, потому что так говорит мама».

Заниженная самооценка младших школьников в большинстве случаев  связана с определенной психологической проблемой, которую можно установить в ходе личной беседы. В нашей практике встречались такие ответы детей как: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым, а бываю злым», «Я ни хорошая и ни плохая, потому что мама и учительница меня ругают часто», «Я ни хорошая и ни плохая, а самая обычная, так мама говорит». Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, то есть отношение к себе как ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному, и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий или подменить деятельность отношением к ней.

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства младших школьников адекватная самооценка не сформирована, а присутствует заниженная или низкая самооценка. Стоит указать, что у некоторых детей самооценка может занижаться ситуативно вследствие произошедшего перед диагностикой какого-либо негативного момента. Например, ребенок мог поссориться с другом, получить отрицательный отзыв о своей деятельности, неправильно понять критику взрослого.  Этим детям свойственны ответы следующего типа: «Я плохая,  потому что меня наругала мама», «Я плохой, потому что мой друг мне сказал, что я ему плохой друг».

С целью более полного анализа полученных данных применяли  методику «Исследование самооценки» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан, которая имеет шкалы: способности и ум, авторитет среди сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, характер, уверенность в себе. Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Полученные результаты можно связать с тем, что у обследованных младших школьников еще не в полной мере сформировалось представление о собственных способностях и возможностях умственной деятельности, а также о своих наиболее развитых личностных чертах, которые могли бы придать уверенности в себе и получить признание среди сверстников.

Следует отметить, что наши результаты в некоторой степени противоречат данным других авторов. Так, исследования А.М. Кукуляр и Л.Г. Охотниковой  свидетельствуют о преобладании среди детей младшего школьного возраста высокого уровня самооценки, что авторы объясняют возрастной нормой [3, с. 37]. Возможно, различия в результатах исследования кроются в специфических психологических чертах отдыхающих детей в нашем Центре, среди которых много детей нуждающихся в психологической коррекции, а также детей с ОВЗ.   

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими неадекватно сформированную самооценку,  базировалась на применении метода цветотерапии. Она состояла из 10 занятий длительностью по 30 мин с периодичностью 4 раза в неделю, в течение 21 дня смены.

Для примера далее приведем текст медитации  «Сердце цветка» в условиях занятия с красным цветом с целью повышения самооценки.

«Сделайте вдох, медленный выдох, закройте глаза. Расслаблены руки, ноги, все тело находится в приятной легкости. Вы ощущаете, как приятный легкий ветерок касается вашего лба, покой и легкость, свет и дыхание чувствуете вы. А теперь представьте, что вы находитесь на цветочной поляне, вокруг вас множество цветов разной формы и размера. Они приветствуют вас, и вот вы находите среди множества цветов один красного цвета, он самый большой, красивый и яркий. Вы его увидели сразу среди множества других цветов. Может быть, это красный спокойный мак или нежная роза, а может это гвоздика на устойчивой ножке, а может это тюльпан с крепким бутоном. Все равно, этот цветок ваш. Вы подходите к этому цветку и любуетесь его насыщенным красным цветом, как бы вбирая, впитывая этот цвет в себя. Вдох – выдох, с каждым вдохом красный цвет проникает в вас, он заполняет каждую клеточку вашего тела, наполняя его энергией, уверенностью, смелостью и решительностью. И вот вы видите, что каким-то чудесным образом оказываетесь в самом центре цветка, все пространство вокруг вас наполнено ярким красным цветом, вы любуетесь его лепестками, вы видите капельки росы, которые скатываются к вам, вы ощущаете ее вкус на губах, эта роса как глоток свободы, красоты, здоровья, питает вас, вы ощущаете нежный аромат этого чудесного цветка, он делает вас неповторимым, этот аромат даст вам шанс быть интересным для других. Полностью погрузитесь в красное пространство вашего цветка, почувствуйте, что вы сами становитесь этим цветком, сливаетесь с ним, с его цветом и ароматом. Побудьте в таком состоянии некоторое время. А теперь поблагодарите ваш цветок и почувствуйте, как его лепестки приоткрываются и выпускают вас наружу, Сделайте легкий вдох, выдох, откройте глаза и закончите медитацию».

После медитации дети с удовольствием рисуют воображаемый цветок, активно делятся впечатлениями, обсуждая какие они яркие, красивые, смелые устойчивые, что положительно сказывается на повышении самооценки младших школьников.

Исходя из данных, полученных в ходе вторичной диагностики, можно заключить, что реализация программы по коррекции самооценки младших школьников, основанной на методе цветотерапии, характеризуется эффективностью, о чем свидетельствуют данные рисунка 2 и таблицы 2, где наглядно представлено преобладание адекватной самооценки у испытуемых детей на фоне снижения количества детей, обладающих завышенной или заниженной самооценкой.




В целом, мы можем рекомендовать педагогам-психологам включать в свою педагогическую практику метод цветотерапии, который наряду с практически полным отсутствием противопоказаний к применению имеет много преимуществ и обладает неисчерпаемыми возможностями.

Библиографический список:

1. Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7 №2(23) С. 89-92.
2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minakov.com.ru/category/psixologicheskie-testy/testy-samoocenki/page/2/, свободный. – (дата обращения: 20.08.2020).
3. Кукуляр А.М., Охотникова Л.Г. Исследование особенностей влияния стиля воспитания на самооценку младшего школьника // Akademická Psychologie. 2019. №1. С. 34-39.
4. Никулина Н.Н. Особенности развития самооценки у учащихся младшего школьного возраста // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 181-184.
5. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей /Психология личности. Теория и эксперимент. М.: АПН СССР, 1982. 170 с.




Рецензии:

22.09.2020, 15:15 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья отвечает требованиям. Содержит собственное осмысление рассматриваемой проблемы. Рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх