Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 25.09.2020.
Просмотров - 121

Концессия как способ реализации государственной инновационной политики

Пинчук Дарья Вадимовна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Морозова Наталья Николаевна, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В статье представлены преимущества концессии как формы государственно-частного партнёрства для реализации государственной инновационной политики, а также рассмотрены основные проблемы концессионных соглашений в Республике Беларусь в сравнении с зарубежными странами.


Abstract:
The article presents the main advantages of concession as a form of state innovation policy, and also considers the problems of concession agreements in comparison with foreign countries.


Ключевые слова:
инновационная политика; концессия; государство; бизнес

Keywords:
innovation policy; concession; the state; business


УДК 338.28

Тема актуальна, так как концессия способствуют развитию инновационной привлекательности страны и помогает развивать государственно-частное партнерство для дальнейшего экономического роста.

Новизна: в ходе изучения концессии как способа реализации государственной инновационной политики предложены меры по усовершенствованию концессионного механизма.

Задачи:

1)      определение преимуществ концессионных соглашений для реализации инновационной политики;

2)      выявление перспективного направления для развития концессий в Республике Беларусь на основе зарубежного опыта Российской Федерации и других европейских стран

3)      разработка соответствующих предложений по улучшению концессионного механизма на основе существующего законодательства.

Объект: инновационная политика.

Предмет: концессионный механизм в реализации государственной инновационной политики.

Методология: наблюдение, выявление, систематизация, индукция, дедукция. 

В современных реалиях любое государство разрабатывает собственную инновационную политику. Ключевым фактором является то, что на формирование ВВП страны и технологическое развитие различных секторов экономики влияет эффективность работы промышленных предприятий.  На них производится четверть валового внутреннего продукта, сосредоточена треть всех основных средств республики, трудится 23 % от общей численности занятых в экономике, создается 26 % валовой добавленной стоимости (включая горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) [1, c. 194].

Для того, чтобы государство выполняло задачи инновационной политики, повышалась конкурентоспособность организаций путем внедрения новых технологий необходимо достаточное количество финансовых ресурсов. Не всегда государство обладает достаточным объёмом денежных средств и вследствие этого нуждается в их привлечении. Именно концессия как форма государственно-частного партнёрства служит эффективной формой для притока инвестиционных ресурсов и создаёт перспективные условия для обеих сторон экономических отношений.

Одним из преимуществ концессии является то, что через неё решаются задачи государственного уровня посредством частного капитала. При этом бизнес также имеет главное преимущество, которое заключается в долгосрочном финансовом интересе, что является гарантом внедрения современных технологий, а в дальнейшем- реализации инновационной политики в целом.

Концессия представляет собой вид договора, на основе которого государство осуществляет передачу своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности отечественным или иностранным компаниям на определённых условиях. Стоит отметить, что в настоящее время именно концессия является приоритетом в целях развития на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Оформляется концессия в форме концессионного соглашения, сторонами которого является концедент и концессионер. Концедентом выступает государство, от имени которого непосредственно действует определённая государственная компания. Концессионером является юридическое, физическое или иностранное юридическое лицо (международная концессия), которое получает от концедента активы, а также права на ведение какой-либо хозяйственной деятельности.

Стоит отметить важное условие, при котором государство обязуется не вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность, но при этом строго контролирует выполнение всех обязанностей, прописанных в договоре. По истечении срока концессии объект, включая и созданные концессионером производственные мощности, передаётся государству [2].

Проектное финансирование является результативным способом мобилизации различных источников финансирования. Оно касается и концессионного механизма, где, например, банки-кредиторы могут принимать участие в разработке концессионного проекта и значительно влиять при этом на его условия. По причине развития концессии как способа осуществления инвестиций заключение концессионных соглашений стало возможным в рамках законодательства [3].

Перспективным направлением в Республике Беларусь для развития концессий является развитие концессионных договоров в сфере лесного хозяйства, поскольку эксплуатационные леса составляют 60% от общей их площади, что говорит о достаточной обеспеченности лесными ресурсами. Одной из важнейших проблем лесных концессий является несогласованность норм инвестиционного и лесного хозяйства.

Также проблемой концессионных соглашений являются большие издержки со стороны органов государственного управления на стадии подготовки проектов и проведения исследований. Помимо этого, на подготовку и проведение конкурсной программы для проектов государственно-частного партнёрства требуется значительное количество времени, что значительно увеличивает сроки реализации проекта.

 Существует мировой опыт сдачи муниципальной собственности в концессию. Преимущество таких проектов заключается в том, что крупные компании обладают обширным опытом управления подобными проектами и передовыми технологиями. Привлечение таких компаний даёт возможность получения инвестиций и позволяет подобным образованиям обновить муниципальное имущество без нагрузки на бюджет. По соглашению данного вида собственность предоставляется в пользование частному инвестору, но при этом находится в муниципальной собственности.

Зарубежный опыт показывает, что концессионные соглашения являются наиболее распространенной формой ГЧП. В некоторых странах на долю концессий приходится до 80 % всех договоров государства и частного сектора. Например, в Российской Федерации на 31 декабря 2019 года зарегистрировано 280 концессионных соглашений: на муниципальном уровне – 184 проекта или 66% от общего количества. 83 концессионных соглашения или 29% заключено на субфедеральном уровне, 13 или 5% – на федеральном уровне. Ирландия начала использовать концессию как инструмент управления собственностью государства методом включения ее в реализацию долгосрочной программы реализации инновационной политики. В Норвегии благодаря концессионному соглашению по созданию собственной промышленной базы в нефтедобывающей промышленности удалось привлечь иностранные инвестиции, тем самым подготовив профессиональные кадры и улучшив технологию переработки. Также удалось создать государственные компании в нефтедобыче, которые представляли интересы государства, тем самым обеспечив контроль над выполнением и реализацией программы. Сейчас государственное регулирование осуществляется через такие компании как «Статойл», «Петоро» и «Норск Гидро» [4]. 

В международной теории и практике к инфраструктурным концессиям традиционно относят объекты в сфере транспорта, электро- и водоснабжения, благоустройства территории, образования, туризма, охраны. Основной критерий передачи объектов государственной собственности в этих сферах — повышение экономической эффективности их эксплуатации при сохранении социальной направленности, а также их статуса как государственной собственности.

Однако в Республике Беларусь нет возможности получить объект муниципальной собственности в концессию. Соответствующий механизм не разработан и отсутствует законодательная база. Этапу заключения концессионного договора должен предшествовать этап создания в муниципальных образованиях адекватной системы управления объектами инфраструктуры. Например, в рамках городской администрации должны существовать подразделения, которые способны взаимодействовать с концессионером и представлять интересы собственника инфраструктурных объектов в процессе соглашения.

В Республике Беларусь, где преобладает доля государственной собственности, применение этой достаточно привлекательной формы вложения средств для инвестора помогло бы реализовывать инновационную политику ускоренными темпами.

Для этого необходимо усовершенствовать существующий концессионный механизм соответствующим образом:

– возможность создания инвестором за свой счёт объекта недвижимости и связанных с этим объектом нематериальных активов, которые могут находится только в собственности государства;

– законодательное закрепление характерных признаков государственно-частного партнёрства, которые не отражаются в концессионном договоре;

– возможность получения периодических платежей от конечного потребителя или от государства инвестором в качестве условий договора.

Эти нововведения расширят возможности инвестирования и будут способствовать реализации в дальнейшем государственной инновационной политики.

Библиографический список:

1. Морозова Н.Н. Инновационное развитие промышленных предприятий страны / Н.Н. Морозова // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20-21 сент. 2018 г. В 2 т. Т.1 / Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2018 - С. 194–197.
2. Концессия-это определение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/ Economic_terms_and_concepts/Economic_and_legal_terminology/l1495_Концессия_concession_это (дата обращения: 01.08.2020).
3. Национальный правовой Интернет – портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300063 (дата обращения: 01.08.2020).
4. Попов А.А. Государственное регулирование нефтегазовой отрасли в Норвегии. – URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=979 (дата обращения: 04.08.2020).




Рецензии:

19.10.2020, 23:08 Русак Ирина Николаевна
Рецензия: В рецензируемой статье представлены преимущества концессии как формы государственно-частного партнёрства для реализации государственной инновационной политики. Также рассмотрены основные проблемы концессионных соглашений, проведен анализ зарубежного опыта, также автором осуществлен сравнительный анализ реализации направлений концессии как формы ГЧП в Беларуси и других странах. Общее количество литературных источников составляет 4, редин них ссылки на нормативные документы, статьи ведущих ученых Республики Беларусь. В целом, статья соответствует предъявляемым требованиям к такого рода документам и может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх