Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 28.09.2020. Последняя правка: 25.09.2020.
Просмотров - 110

Тенденции борьбы с гендерным неравенством в странах Союзного государства в рамках нормативно-правовых документов

Афанасьева Анна Александровна

бакалавр

Академия Управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Морозова Наталья Николаевна, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В статье отражён нормативно-правовой аспект в вопросе борьбы с гендерным неравенством в Беларуси и России.


Abstract:
The article reflects the normative and legal aspect in the issue of combating gender inequality in Belarus and Russia.


Ключевые слова:
гендер; индекс гендерного неравенства; индекс гендерного равенства; индекс социальных институтов и гендера

Keywords:
gender, gender inequality index, gender equality index, social institutions and gender index


УДК 330

Тема актуальна, так как проблема гендерного неравенства является одной из самых насущных и глубоко изучаемой в настоящее время.

Новизна: систематизация сведений о нормативно-правовых документах в вопросе о гендерном неравенстве в России и Беларуси.

Цель: выявить особенности гендерного неравенства в странах союзного государства и правовое регулирование.

Задачи:

1)    Раскрыть сущность гендерного неравенства через индексы (ИГН, ИГР, ИСИГ).

2)    Проанализировать нормативно-правовую базу в этом вопросе в России и Беларуси.

3)    Проанализировать статистические данные о гендерном неравенстве в России и Беларуси.

4)    Рассмотреть перспективы развития борьбы с гендерным неравенством, сделать выводы.

Объект: гендерное неравенство.

Предмет: гендерное неравенство на уровне стран Союзного государства.

Методология: сравнительныйанализ, группировка, систематизация. 

«Существование гендерного неравенства в наше время - это огромная несправедливость и самая большая проблема в сфере прав человека», - заявил Генеральный секретарь ООН.

Проблема гендерного неравенства, выраженная в Декларации тысячелетия и в Целях устойчивого развития, является одной из самых актуальных в настоящее время. Она встроена в структуру общества и проявляется на уровне семьи, работы, искусства, политики.

Важным пунктом в анализе гендерной дифференциации является исследование индексов гендерного неравенства, гендерного разрыва и социальных институтов и гендера.

Индекс гендерного неравенства (ИГН) — интегральный показатель, который отражает неравенство в возможностях достижений между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивном здоровье, расширении прав и возможностей, а также на рынке труда.

Индекс гендерного неравенства был представлен Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве в 2010 году. Используется Организацией Объединённых наций в Отчёте о человеческом развитии с 2010 года. Индекс гендерного неравенства можно интерпретировать как процент потерь потенциального уровня человеческого развития из-за недостатков во включенных в него измерениях. В отличие от индекса человеческого развития, более высокие значения индекса гендерного неравенства означают худшие достижения. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Рейтинг стран по индексу гендерного неравенства в 2019 г. [4]

РЕЙТИНГ

СТРАНА

ИНДЕКС

27

Беларусь

0.119

54

Россия

0.255

Примечание: Источник – Индекс гендерного неравенства: 2019 [4];

Индекс гендерного разрыва (ИГР) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по интегральному показателю равноправия полов. Рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных в области социально-экономического развития по различным странам мира.

Индекс измеряет уровень гендерного разрыва, который существует в тех или иных странах между женщинами и мужчинами, по 14 различным переменным в четырёх ключевых областях:

  • Экономическое участие и карьерные возможности
  • Образование
  • Здоровье и выживание
  • Политические права и возможности
Таблица 2. Рейтинг стран по индексу гендерного разрыва 2019 г. [5]

РЕЙТИНГ

СТРАНА

ИНДЕКС

29

Беларусь

0.746

81

Россия

0.706

Примечание: Источник – Индекс гендерного разрыва: 2019 [5];

Из вышеприведённой в таблице 2 статистики видим, что лидерами среди стран-участниц ЕАЭС являются Беларусь и Россия.

Индекс социальных институтов и гендера (ИСИГ) оценивает гендерную дискриминацию в сфере социальных норм, законов и практики в 160 странах. ИСИГ охватывает пять категорий:

  • дискриминирующий семейный кодекс;
  • ограниченная физическая неприкосновенность;
  • предпочтение сыновей;
  • ограниченные ресурсы и имущество;
  • ограниченные гражданские права и свободы.

Социальные институты задают параметры приемлемости/неприемлемости решений, выбора и поведения в обществе и играют большую роль в формировании гендерных ролей и отношений и в оказании на них влияния.  По сравнению с другими гендерными показателями ПРООН (ПГП: показатель гендерных прав и возможностей, ИГД: индекс гендерного развития, ИГН: индекс гендерного неравенства) и индекс глобального гендерного разрыва (ГГР) Всемирного экономического форума измеряют гендерное неравенство по образовательным достижениям или участию на рынке труда, то ИСИГ нацелен на выявление неравенства возможностей. Количественная оценка дискриминационных социальных институтов составляет расширенное представление о гендерном неравенстве при осуществлении политики развития. Проанализированные результаты показателя ИСИГ представлены в таблице 3:

Таблица 3. Рейтинг стран по индексу социальных институтов и гендера 2019 г. [9]

Страна

ИСИГ 2019

Значение ИСИГ 2019

Дискриминация в семье

Ограниченная физическая неприкосновенность

Ограниченный доступ к производственным и финансовым ресурсам

Ограниченные гражданские свободы

Беларусь

Низкий

20,6%

31,6%

14,7%

14,7%

20,5%

Россия

Низкий

22,3%

22,6%

19,1%

15,1%

31,5%

Примечание: Источник – Индекс социальных институтов и гендера: 2019 [9];

Главными задачами многих стран остаются борьба с гендерным неравенством по отношению к женщинам и принятие различных мер, что выражается в принятии различных конвенций, актов и т. д.

Ключевым условием гендерного равенства и одной из задач ЦУР является обеспечение здоровья и прав женщин.

В сентябре 2020 г. государства-члены Европейского региона ВОЗ проанализируют свои достижения в сфере обеспечения гендерного равенства, а также влияние этих достижений на здоровье женщин и мужчин; анализ будет выполняться в рамках контроля за ходом осуществления Стратегии в поддержку здоровья и благополучия женщин в Европейском регионе ВОЗ (2016 г.) и Стратегии в поддержку здоровья и благополучия мужчин в Европейском регионе ВОЗ (2018 г.).

Одним из важнейших документов данной тематики является Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW. Конвенция CEDAW – единственный международный договор, рассматривающий права и интересы женщин комплексно. Государства, присоединившиеся к CEDAW, юридически обязаны на практике реализовать все положения Конвенции и отчитываться в докладах о ходе выполнения работ Комитету CEDAW каждые четыре года. Основа этой отчетности - гендерная статистика, Комитет CEDAW делает комментарии о необходимости таких данных для обоснования сделанных заявлений.

Необходимость ведения гендерной статистики также подчеркивается в международном документе - Пекинской платформе действий, принятой в 1995 году, призывающей организации различных уровней периодически собирать, анализировать и представлять данные с разбивкой по признаку пола, чтобы отражать положение женщин и мужчин во всех важнейших областях и сферах. Мандат гендерной статистики далее укреплен в документах, утвержденных в течение пятилетнего, десятилетнего и пятнадцатилетнего обзоров хода реализации Платформы (в 2006, 2005, 2007 и 2018 гг.). В них отмечалось, что правительства должны наладить работу национальных статистических систем (НСС), наряду с предоставлением им необходимой институциональной и финансовой поддержки для обеспечения наличия данных в форматах, понятных для лиц, определяющих политику, и других пользователей, которые смогут проводить анализ на основе гендерных данных, вести мониторинг и оценивать воздействие, а также заниматься исследованиями в тех областях, где данные еще не были собраны.

Анализ данных документов, а также ряда остальных представлен в таблице 4:

Таблица 4. Документы, принятые в России и Беларуси
Документ
Беларусь
Россия
Пекинская декларация 1995 г.
+
+
Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г.
+
+
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
+
+
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
+
+
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (CEDAW)
+
+
«О
государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и
женщин»
Проект закона «О гендерном равенстве»
+
Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства
+
 
Конвенция МОТ 1981 г. № 156 «О равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями»
+
+
Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ)
+
+
Декларации об искоренении насилия в отношении женщин
+
+
Конвенция № 100 Международной организации труда «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951 г.
+
+
Конвенция о политических правах женщин 1952 г.
+
+
Конвенция № 156 Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанностями» 1983 г.
+
+

Примечание: Источник – Собственная разработка;

Как свидетельствуют данные, феминизированными сферами выступают торговля, образование и культура, финансы, кредит, страхование, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение, то есть в основном отрасли бюджетного финансирования. Тенденция превалирования женской занятости в бюджетном секторе экономики объясняется подходом «гарантии занятости» в поведении женщин на рынке труда, согласно которому женщины сохраняют более высокую приверженность занятости в условиях стабильности и минимального риска, что фактически соответствует ориентации на бюджетный сектор.

Большую роль в исследовании гендерного неравенства играет статистика, показывающая степень пропорциональности представительства мужчин и женщин в органах власти, а также на руководящих должностях. Результаты

этого немаловажного аспекта описаны далее в таблице 5.

Таблица 5. Пропорциональность представительства мужчин и женщин в органах власти и на руководящих должностях в 2015, 2016, 2017, 2018 гг. [7]

 

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Прирост/Упадок

Беларусь

Доля мест, занимаемых женщинами на руководящих должностях

47,9%

48,2%

49%

44,7%

-6,7%

Доля мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах

27,3%

27,3%

34,5%

34,5%

+26,7%

Россия

Доля мест, занимаемых женщинами на руководящих должностях

14,4%

14,4%

16,2%

16,4%

+13,9%

Доля мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах

47,5%

-

48,5%

-

+2,1% (исходя из 2015 и 2017 гг.)

Примечание: Источник – Разработка методологии анализа достижений показателей ЦУР в регионе ЕЭС [7];

Проанализировав представленные в таблице данные, видим, что на данный момент Россия и Беларусь не достигли цели гендерного равенства в этом вопросе (доли женщин менее 50%).

Одной из самых прогрессивных государств-членов ЕАЭС с точки зрения представленности женщин в национальных парламентах является Беларусь (34,5% в 2018 г.), самой отстающей – Кыргызстан (15,8% в 2018 г.). Отметим, что в 2015-2018 гг. во всех государствах – членах ЕАЭС наблюдался тренд на увеличение данного показателя.

Таким образом, можем сделать вывод: государства-члены принимают меры в достижении гендерного равенства в общем в сфере управления, к тому же уже на данном этапе наблюдается позитивный тренд по направлению к гендерному равенству.

Несмотря на принятые попытки стран для устранения гендерного неравенства, существуют различные проблемы, которые ещё предстоит искоренить.

Россия, страна, которая одной из первых предоставила женщинам право голоса и соцзащиту, последнее время падает в позициях в этом направлении. Проанализировав ИГР, мы увидим, что Россия занимает 81 место (Беларусь – 29 место, Казахстан – 72). Возможно, одной из причин является консервативный курс руководства страны и продвижение «традиционных» семейных ценностей.

Гендерная политика Беларуси – это целенаправленная деятельность госорганов в целях обеспечения прав и свобод женщин и мужчин на основе гендерного равенства. Несмотря на значительные улучшения в этом вопросе (наблюдаются высокие показатели гендерного равенства), в стране продолжают проводиться мероприятия, направленные на решение приоритетных задач гендерной политики. Распространение в обществе гендерных стереотипов, нежелание признавать проблему – одни из проблем, существующих сейчас. Однако благодаря усилиям по стратегическому планированию, привлечению к сотрудничеству представительниц гендерно-экспертного сообщества, реализации проектов в вопросе гендерных подгрупп национальных платформ разных стран, обсуждению вопросов, связанных с гендерным сложившаяся ситуация в данном направлении приобретает положительный эффект.

Заключение. В статье даётся сравнительный аспект нормативных документов в борьбе с гендерными нормами и стереотипами для выработки дальнейших действий для решения этого актуального вопроса. На мой взгляд, эти направления деятельности постепенно выходят на первый план и в будущем займут первые позиции в списках национальных приоритетов.

Библиографический список:

1. ЕЭК Опыт ИСИГ по сбору и использованию гендерных показателей в целях разработки политики / ЕЭК – Конференция европейских статистиков, 2014 – С. 1.
2. Гендерная политика Белорусской национальной платформы Форму гражданского общества Восточного партнёрства 2019-2021 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://npbelarus.info/wp-content/uploads/2019/05/Gendernaya-politika-_adopted_26_01_2019.pdf - Дата доступа: 20.09.2020
3. Гнедаш А. А. Национальный механизм гендерного равенства в современной России и странах мира: акторы, глобальный и локальный уровни, сетевые ресурсы / Гнедаш А. А. – Женщина в российском обществе, 2016. – С. 3-20.
4. Индекс гендерного неравенства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/gender-inequality-index - Дата доступа: 19.09.2020
5. Индекс гендерного разрыва [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-gender-gap-index - Дата доступа: 19.09.2020
6. Морозова Н.Н. Проблемы обеспечения занятости женщин на рынке труда / Н.Н. Морозова // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях / материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч.2 / под ред.: Ю.С. Руденко; Л.Г. Руденко [Электронное издание]. Ч.1– М. : изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. – 10,51 Мб. – С.443-453.
7. Радченко Т. А. Разработка методологии анализа достижений показателей ЦУР в регионе ЕЭС / Радченко Т. А. – Аналитический центр при правительстве РФ, 2020. – 1036 с.
8. Россия стремительно сдает позиции в сфере гендерного равенства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russian.eurasianet.org/россия-стремительно-сдает-позиции-в-сфере-гендерного-равенства - Дата доступа: 20.09.2020
9. Information about discriminatory social institutions for 180 countries and territories [Electronic resource]: Social Institute and Gender Index. – Mode of access: https://www.genderindex.org/country-profiles//. – Date of access: 20.09.2020.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх