Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 06.10.2020.
Просмотров - 184

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Жукова Владислава Александровна

-

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студентка

Воронин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В данной статье рассмотрены основные характеристики процесса цифровизации в Республике Беларусь, а также проанализирована готовность Республики Беларусь к цифровой трансформации экономики.


Abstract:
This article describes the main features of the process of digitalization in the Republic of Belarus, and analyzes the readiness of the Republic of Belarus for digital transformation of the economy.


Ключевые слова:
цифровая трансформация; цифровая экономика; цифровизация; информатизация

Keywords:
digital transformation; digital economy; digitalization; informatization


УДК 339.96

Введение

В настоящий момент ситуация характеризуется притоком информационных технологий во все сферы деятельности человека. В отличие от предыдущего столетия, в котором зарождались основы технологической действительности, современный этап развития цифровых платформ и технологий является основополагающим в формировании и трансформации социальной реальности на более глубоком и масштабном уровне. Цифровизация экономики является неотъемлемой частью данного процесса, который в настоящий момент охватывает все развитые страны, включая Республику Беларусь. Результатом цифровой трансформации экономики в перспективе является качественный рост ее конкурентоспособности, выход на лидирующие позиции на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг, а также повышение качества работы государственного сектора и развитие страны к целом.

Актуальность темы заключается в расширении процесса цифровизации на всех уровнях, динамическом развитии прямых конкурентов Республики Беларусь в области цифровых технологий и, как следствие, необходимости повышения конкурентоспособности Беларуси на международной арене.


Цель
данной статьи – рассмотреть особенности процесса цифровизации в Республике Беларусь, а также оценить степень готовности Беларуси к цифровой трансформации экономики.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены общие характеристики процесса цифровизации в Республике Беларусь;
  2. Проанализирована степень готовности Республики Беларусь к внедрению цифровой экономики в систему государственного управления;
  3. Выявлены проблемы, с которыми сталкивается Республика Беларусь при внедрении цифровых технологий в систему государственного управления.

При написании статьи использовались научные статьи, электронные ресурсы, статистические документы.

В работе использованы методы сравнения и анализа.

Научная новизна заключается в раскрытии процесса цифровизации и его основных направлений в Беларуси.

Основная часть

Процесс цифровизации в целом является одним из первоочередных вопросов развития Республики Беларусь. От разработок и внедрения информационных платформ нового поколения до формирования электронного правительства – все направления развития цифрового экономического пространства Республики Беларусь находят отражение в НПА и программах развития.

Таким образом, развитие информационных технологий отнесено к приоритетному направлению государственной политики в Республике Беларусь. Данное утверждение нашло отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Также в стране действует Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики», которым созданы благоприятные условия для развития в Республике Беларусь технологии блокчейн и криптовалют. Эффект от декрета пришел практически сразу: в первом полугодии 2018 г. экспорт Парка вырос на 40% без учета прибыли новых компаний [1].

Оценить «оцифрованность» Республики Беларусь на сегодняшний момент можно по рейтингу GSMA Mobile Connectivity Index (индекс мобильной связи GSMA). Индекс мобильной связи измеряет производительность 165 стран по отношению к ключевым факторам внедрения мобильного интернета. Его цель - поддержать усилия мобильной индустрии, правительств и более широкого международного сообщества по достижению амбиций универсального доступа к Интернету.

Страны оцениваются в диапазоне от 0 до 100 по ряду показателей, причем более высокий балл отражает более высокие показатели в обеспечении возможности подключения к мобильному Интернету. Этот веб-инструмент позволяет изучать данные, используемые в индексе мобильных подключений, и сравнивать страны по ряду показателей.

Значения рейтинга GSMA Mobile Connectivity Index по странам в период с 2014 до 2018 годы представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – GSMA Mobile Connectivity Index

Примечание – Источник: [2]


По состоянию на 2018 г. данный рейтинг оценивает 163 страны мира по таким показателям как инфраструктура, финансовая доступность, способность и готовность населения использовать интернет, доступность и релевантность онлайн-контента и услуг. Самые высокие показатели в мире – у Австралии (88,4), Сингапура (86,6) и Новой Зеландии (85,2). У США России данный показатель равен 80,7; Китая – 74,3; России –73,2; Казахстана – 66,2; Украины (ИТ-страна) – 64,1 [1]. Беларусь имеет 66,4 пунктов из 100 (инфраструктура мобильной связи – 60,8; доступность (в экономическом плане) устройств и услуг – 64,0; готовность потребителей покупать их – 85,9; доступность релевантного контента и услуг – 58) и 60‑е место в рейтинге (35‑е – в Европе) [1].

Оценить уровень цифровизации Беларуси (ИТ-страна) также позволяют различные индексы развития цифровой экономики и статистические данные. по данным на 2019 год 82,8% населения Беларуси [3] имеют доступ в Интернет (в 2018 году этот показатель составлял 79,1%). По состоянию на 2018 год 16,8% административных процедур осуществлялись в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде. Всего за 2018 год было оказано 5,1 млн. государственных услуг электронного правительства. Развитие процесса цифровой трансформации согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь отражено в 16,4% учреждений образования, которые были за этот период охвачены проектом «Электронная школа». В том же ключе 75% врачей и государственных организаций здравоохранения имели возможность выписки рецептов на лекарственные средства в электронном виде [4].

Долевое количество Интернет-пользователей  в Республике Беларусь по годам представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Количество Интернет-пользователей

Примечание – Источник: [4]

 

Информация о долевом количестве домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет в Республике Беларусь, представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет

Примечание – Источник: [4]

 

Долевая информация о врачах, имеющих возможность выписки рецептов в электронном виде представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Доля врачей в государственных организациях здравоохранения, имеющих возможность выписки рецептов на лекарственные средства в электронном виде

Примечание – Источник: [4]

Согласно статистическим данным доля валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости экономики страны составил 6,5% по состоянию на 2018 год, что на 0,5п.п. больше, чем в 2017 году.

Удельный вес объема производства продукции (работ, услуг) организаций сектора ИКТ в общем объеме производства продукции (работ, услуг) составил в 2018 году 4,7%, тогда как в 2017 году – 4,6%. Доля списочной численности работников организаций сектора ИКТ в общей списочной численности работников организаций составил в 2018 году 2,7%, с увеличением на 0,2п.п. в сравнении с 2017 годом [4].

Таким образом, несмотря на развитие у населения информационной образованности и тенденции к расширению сектора ИКТ в Республике Беларусь, существует ряд сдерживающих технических, экономических, социальных, организационных и правовых факторов, которые препятствуют непрерывному и динамичному развитию процесса цифровизации в стране.

Так к сдерживающим факторам можно отнести в первую очередь недостаточно проработанную законодательную базу, а также отсутствие системной программы цифровизации страны. К тому же, развитие цифровизации тормозит консерватизм взглядов на цифровые технологии и непонимание высшими руководителями, населением и сферой бизнеса ценности и значимости цифровых технологий в трансформационном процессе.

Следствием этого является недостаточное число высококвалифицированных рабочих кадров и недооценка роли развития цифровых компетенций среди населения.

Наконец, одним из определяющих факторов торможения развития цифровизации в стране является высокая стоимость современных инновационных технологий и не менее высокая стоимость процесса их внедрения н и применения на практике.

Несмотря на вышеперечисленное, процессы цифровизации в Республике Беларусь будут продолжаться, хоть и не высокими темпами в сравнении с более развитыми странами. Для ускорения процесса цифровизации экономики в стране, необходимо внедрение децентрализованного управления в сферу реализации цифровых трансформаций, поскольку, как показывает практике, контроль и координация процессов построения цифрового пространства только со стороны государства тормозит процесс цифровизации и делает его малоэффективным в связи с нехваткой квалифицированных лиц в данной области.

Также не следует исключать вероятность технологической зависимости Беларуси от более информационно и технологически развитых стран, поскольку подавляющее большинство технологий в процессе цифровизации может импортироваться оттуда.

Помимо этого, одним из факторов торможения данного процесса является нехватка квалифицированных кадров в области информатизации и цифровизации, что предполагает возникновение необходимости в трансформации и модернизации образовательного процесса на уровне как среднего, так и высшего образования.

Таким образом, инновационная динамика экономики Республики Беларусь в значительной степени определяется качеством государственного управления и объемом финансовых ресурсов, которые выделяются государством на цели инновационного [5] развития.

В то же время, среди позитивных аспектов Беларуси как платформы для процесса цифровизации можно отметить наличие ИТ-индустрии, машиностроительного комплекса, комплекса приборостроения, а также достаточное количество квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. Вместе с тем специалисты говорят о том, что в условиях нехватки необходимого количества финансовых ресурсов, а также недостаточная мотивация субъектов хозяйствования к внедрению технологических нововведений не позволяют стране обеспечить должное развитие цифровой экономики в настоящее время [5].

Для Республики Беларусь цифровая трансформация – это шанс на долгосрочный устойчивый рост экономики, основанной на цифровых технологиях и ИТ-решениях. Цифровизация экономики приведет к повышению доступности, качества и удобства получения товаров и услуг; увеличению покупательской способности населения; росту внутриотраслевой конкуренции; повышению количества конкурентоспособных отраслей экономики Республики Беларусь на мировых рынках [6].

Согласно оценке экспертов, дополнительный прирост от внедрения новых цифровых технологий будет составлять к 2025 году в среднем от 0,4 до 0,9 процента ВВП в год, доля ВДС сектора ИКТ в ВВП увеличится с 5,3 до 9,5 процента в 2035 году [7].

Заключение

В ходе проведенного анализа были выявлены следующие особенности процесса цифровизации в Республике Беларусь:

  1. Развитие информационных технологий и становление процесса цифровизации отнесено к приоритетным направлениям социально-экономического развития в Республике Беларусь;
  2. При анализе была отмечена высокая степень образованности в сфере информационных технологий среди населения и тенденция к расширению сектора ИКТ в Республике Беларусь.
  3. К наиболее значимым сдерживающим факторам развития процесса цифровизации экономики Беларуси относят: отсутствие системности при разработке концепций информационно-технологического развития страны, слабо проработанную законодательную базу, отсутствие достаточного количества высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий.

Таким образом, Республика Беларусь уже ступила на путь становления процесса цифровизации и развития цифровой экономики и перспективы в этой сфере позитивные. В качестве точек роста можно предложить создание условий, ускоряющих переход бизнеса на цифровые технологии, разработка и использование новых бизнес-моделей на основе применения цифровых технологий, создание новых рабочих, которые требуют наличие у персонала Интернет-навыков, а также неплохого уровень владения компьютером, позволяющих без особого труда совершать запросы и быстро обрабатывать их [8].

Библиографический список:

1. Косенков А. IT-страна: обратная сторона цифровизации // Евразия Эксперт. – Режим доступа: https://eurasia.expert/it-strana-obratnaya-storona-tsifrovizatsii-belarusi/. – Дата доступа: 14.09.2020.
2. GSMA Mobile Connectivity Index [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://www.mobileconnectivityindex.com/#year=2018&zoneIsocode=BLR&analysisView=BLR&comparison=1&geographys=BLR&metricsIndex=overall. – Дата доступа: 15.09.2020.
3. Информационно-коммуникационные технологии [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/informatsionno-telekommunikatsionnye-tekhnologii/. – Дата доступа: 15.09.2020.
4. Информационное общество в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева [и др.]. – Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2019. – 100 с.
5. Крупский Д.М. Концептуальные подходы к государственному регулированию цифровой трансформации национальной экономики Беларуси // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2019. – № 1. – С. 4–11.
6. Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf. – Дата доступа: 15.09.2020.
7. Цифровизация отраслей экономики [Электронный ресурс] // Гипросвязь. – Режим доступа: http://giprosvjaz.by/ru/pv/news/cifrovizaciya-otraslej-ekonomiki-1497. – Дата доступа: 14.09.2020.
8. Бакуменко, Л. П. Классификация стран Европы по уровню цифровизации / Л. П. Бакуненко, Е. А. Минина // Большая Евразия: развитие, безопасность и сотрудничество: сб. тр. Конф. / Ин-т науч. информ. по общественным наукам РАН ; отв. ред. Герасимов В.И. – Москва, 2019. – С. 332–342.




Рецензии:

6.10.2020, 14:19 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации.

08.10.2020 1:01 Ответ на рецензию автора Жукова Владислава Александровна:
Благодарю Вас за рецензию, Рамиль Могатович!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх