-
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
студентка
Воронин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
УДК 339.96
Введение
В настоящий момент ситуация характеризуется притоком информационных технологий во все сферы деятельности человека. В отличие от предыдущего столетия, в котором зарождались основы технологической действительности, современный этап развития цифровых платформ и технологий является основополагающим в формировании и трансформации социальной реальности на более глубоком и масштабном уровне. Цифровизация экономики является неотъемлемой частью данного процесса, который в настоящий момент охватывает все развитые страны, включая Республику Беларусь. Результатом цифровой трансформации экономики в перспективе является качественный рост ее конкурентоспособности, выход на лидирующие позиции на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг, а также повышение качества работы государственного сектора и развитие страны к целом.
Актуальность темы заключается в расширении процесса цифровизации на всех уровнях, динамическом развитии прямых конкурентов Республики Беларусь в области цифровых технологий и, как следствие, необходимости повышения конкурентоспособности Беларуси на международной арене.
Цель данной статьи – рассмотреть особенности процесса цифровизации в Республике Беларусь, а также оценить степень готовности Беларуси к цифровой трансформации экономики.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
При написании статьи использовались научные статьи, электронные ресурсы, статистические документы.
В работе использованы методы сравнения и анализа.
Научная новизна заключается в раскрытии процесса цифровизации и его основных направлений в Беларуси.
Основная часть
Процесс цифровизации в целом является одним из первоочередных вопросов развития Республики Беларусь. От разработок и внедрения информационных платформ нового поколения до формирования электронного правительства – все направления развития цифрового экономического пространства Республики Беларусь находят отражение в НПА и программах развития.
Таким образом, развитие информационных технологий отнесено к приоритетному направлению государственной политики в Республике Беларусь. Данное утверждение нашло отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Также в стране действует Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики», которым созданы благоприятные условия для развития в Республике Беларусь технологии блокчейн и криптовалют. Эффект от декрета пришел практически сразу: в первом полугодии 2018 г. экспорт Парка вырос на 40% без учета прибыли новых компаний [1].
Оценить «оцифрованность» Республики Беларусь на сегодняшний момент можно по рейтингу GSMA Mobile Connectivity Index (индекс мобильной связи GSMA). Индекс мобильной связи измеряет производительность 165 стран по отношению к ключевым факторам внедрения мобильного интернета. Его цель - поддержать усилия мобильной индустрии, правительств и более широкого международного сообщества по достижению амбиций универсального доступа к Интернету.
Страны оцениваются в диапазоне от 0 до 100 по ряду показателей, причем более высокий балл отражает более высокие показатели в обеспечении возможности подключения к мобильному Интернету. Этот веб-инструмент позволяет изучать данные, используемые в индексе мобильных подключений, и сравнивать страны по ряду показателей.
Значения рейтинга GSMA Mobile Connectivity Index по странам в период с 2014 до 2018 годы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – GSMA Mobile Connectivity Index
Примечание – Источник: [2]
По состоянию на 2018 г. данный рейтинг оценивает 163 страны мира по таким показателям как инфраструктура, финансовая доступность, способность и готовность населения использовать интернет, доступность и релевантность онлайн-контента и услуг. Самые высокие показатели в мире – у Австралии (88,4), Сингапура (86,6) и Новой Зеландии (85,2). У США России данный показатель равен 80,7; Китая – 74,3; России –73,2; Казахстана – 66,2; Украины (ИТ-страна) – 64,1 [1]. Беларусь имеет 66,4 пунктов из 100 (инфраструктура мобильной связи – 60,8; доступность (в экономическом плане) устройств и услуг – 64,0; готовность потребителей покупать их – 85,9; доступность релевантного контента и услуг – 58) и 60‑е место в рейтинге (35‑е – в Европе) [1].
Оценить уровень цифровизации Беларуси (ИТ-страна) также позволяют различные индексы развития цифровой экономики и статистические данные. по данным на 2019 год 82,8% населения Беларуси [3] имеют доступ в Интернет (в 2018 году этот показатель составлял 79,1%). По состоянию на 2018 год 16,8% административных процедур осуществлялись в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде. Всего за 2018 год было оказано 5,1 млн. государственных услуг электронного правительства. Развитие процесса цифровой трансформации согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь отражено в 16,4% учреждений образования, которые были за этот период охвачены проектом «Электронная школа». В том же ключе 75% врачей и государственных организаций здравоохранения имели возможность выписки рецептов на лекарственные средства в электронном виде [4].
Долевое количество Интернет-пользователей в Республике Беларусь по годам представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Количество Интернет-пользователей
Примечание – Источник: [4]
Информация о долевом количестве домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет в Республике Беларусь, представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет
Примечание – Источник: [4]
Долевая информация о врачах, имеющих возможность выписки рецептов в электронном виде представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Доля врачей в государственных организациях здравоохранения, имеющих возможность выписки рецептов на лекарственные средства в электронном виде
Примечание – Источник: [4]
Согласно статистическим данным доля валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости экономики страны составил 6,5% по состоянию на 2018 год, что на 0,5п.п. больше, чем в 2017 году.
Удельный вес объема производства продукции (работ, услуг) организаций сектора ИКТ в общем объеме производства продукции (работ, услуг) составил в 2018 году 4,7%, тогда как в 2017 году – 4,6%. Доля списочной численности работников организаций сектора ИКТ в общей списочной численности работников организаций составил в 2018 году 2,7%, с увеличением на 0,2п.п. в сравнении с 2017 годом [4].
Таким образом, несмотря на развитие у населения информационной образованности и тенденции к расширению сектора ИКТ в Республике Беларусь, существует ряд сдерживающих технических, экономических, социальных, организационных и правовых факторов, которые препятствуют непрерывному и динамичному развитию процесса цифровизации в стране.
Так к сдерживающим факторам можно отнести в первую очередь недостаточно проработанную законодательную базу, а также отсутствие системной программы цифровизации страны. К тому же, развитие цифровизации тормозит консерватизм взглядов на цифровые технологии и непонимание высшими руководителями, населением и сферой бизнеса ценности и значимости цифровых технологий в трансформационном процессе.
Следствием этого является недостаточное число высококвалифицированных рабочих кадров и недооценка роли развития цифровых компетенций среди населения.
Наконец, одним из определяющих факторов торможения развития цифровизации в стране является высокая стоимость современных инновационных технологий и не менее высокая стоимость процесса их внедрения н и применения на практике.
Несмотря на вышеперечисленное, процессы цифровизации в Республике Беларусь будут продолжаться, хоть и не высокими темпами в сравнении с более развитыми странами. Для ускорения процесса цифровизации экономики в стране, необходимо внедрение децентрализованного управления в сферу реализации цифровых трансформаций, поскольку, как показывает практике, контроль и координация процессов построения цифрового пространства только со стороны государства тормозит процесс цифровизации и делает его малоэффективным в связи с нехваткой квалифицированных лиц в данной области.
Также не следует исключать вероятность технологической зависимости Беларуси от более информационно и технологически развитых стран, поскольку подавляющее большинство технологий в процессе цифровизации может импортироваться оттуда.
Помимо этого, одним из факторов торможения данного процесса является нехватка квалифицированных кадров в области информатизации и цифровизации, что предполагает возникновение необходимости в трансформации и модернизации образовательного процесса на уровне как среднего, так и высшего образования.
Таким образом, инновационная динамика экономики Республики Беларусь в значительной степени определяется качеством государственного управления и объемом финансовых ресурсов, которые выделяются государством на цели инновационного [5] развития.
В то же время, среди позитивных аспектов Беларуси как платформы для процесса цифровизации можно отметить наличие ИТ-индустрии, машиностроительного комплекса, комплекса приборостроения, а также достаточное количество квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. Вместе с тем специалисты говорят о том, что в условиях нехватки необходимого количества финансовых ресурсов, а также недостаточная мотивация субъектов хозяйствования к внедрению технологических нововведений не позволяют стране обеспечить должное развитие цифровой экономики в настоящее время [5].
Для Республики Беларусь цифровая трансформация – это шанс на долгосрочный устойчивый рост экономики, основанной на цифровых технологиях и ИТ-решениях. Цифровизация экономики приведет к повышению доступности, качества и удобства получения товаров и услуг; увеличению покупательской способности населения; росту внутриотраслевой конкуренции; повышению количества конкурентоспособных отраслей экономики Республики Беларусь на мировых рынках [6].
Согласно оценке экспертов, дополнительный прирост от внедрения новых цифровых технологий будет составлять к 2025 году в среднем от 0,4 до 0,9 процента ВВП в год, доля ВДС сектора ИКТ в ВВП увеличится с 5,3 до 9,5 процента в 2035 году [7].
Заключение
В ходе проведенного анализа были выявлены следующие особенности процесса цифровизации в Республике Беларусь:
Таким образом, Республика Беларусь уже ступила на путь становления процесса цифровизации и развития цифровой экономики и перспективы в этой сфере позитивные. В качестве точек роста можно предложить создание условий, ускоряющих переход бизнеса на цифровые технологии, разработка и использование новых бизнес-моделей на основе применения цифровых технологий, создание новых рабочих, которые требуют наличие у персонала Интернет-навыков, а также неплохого уровень владения компьютером, позволяющих без особого труда совершать запросы и быстро обрабатывать их [8].
Рецензии:
6.10.2020, 14:19 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации.