Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 11.10.2020. Последняя правка: 08.10.2020.
Просмотров - 267

ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Степаненко Наталья Ананьевна

Академия управления

Старший преподаватель

Аннотация:
Статья эксплицирует проблему здорового образа жизни как базовой категории биоэтики на фоне современных социокультурных трансформаций, связанных с пандемией COVID-19.


Abstract:
The article explicates the problem of a healthy lifestyle as a basic category of bioethics at the background of contemporary socio-cultural transformations associated with the pandemic COVID-19.


Ключевые слова:
здоровье; биоэтика; ценность; валеология; пандемия COVID-19

Keywords:
health; bioethics; value; valeology; COVID-19 pandemic


УДК 17.02

Очень давно, более 2500 лет тому назад, один из семи греческих мудрецов - Биант - сказал: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много» [1, с.81]. Сегодня, когда мир охватила пандемия COVID-19, проблема осмысленного (потому что ограниченного во времени и пространстве) и желательно соответствующего параметрам здоровья бытия, обрела новое и неповторимое звучание. Стало совершенно очевидно, что при различных социокультурных традициях и формах восприятия кризисной ситуации, ясно одно: все люди очень хрупкие и уязвимые существа, нуждающиеся в заботе, защите как собственного здоровья, так и здоровья своих близких и совершенно незнакомых людей.

Все современные источники информации: официальные телевизионные, газетные, журнальные, радио и интернет-сообщения, приватные телефонные разговоры и обсуждения в соцсетях – все объединены одной общей темой: о том, как повлиял на жизнь современного человека COVID-19.

За время всемирного карантина сложный мир человеческих взаимоотношений ограничился актуальными задачами жизни в самоизоляции, ограничениями в локации, необходимости держать дистанцию, использовать дезинфицирующие средства, наряду с переживанием чувств страха, одиночества, растерянности и уязвимости, которые сопряжены с неопределенностью будущего, поскольку многих людей приводит к раздраженному нервному состоянию недостаток информации относительно возможных способов сохранения жизни и здоровья.

Во всем мире борьба с пандемией COVID-19    осложнилась нехваткой защитных перчаток, одноразовых масок и халатов для медицинских работников, от профессиональной деятельности и личного самочувствия которых зависела жизнь людей.

Весь этот контент значительно расширяет границы биоэтического дискурса, поскольку именно жизнь, здоровье индивида и культурные традиции отношения к здоровому образу жизни являются фокусом исследования биоэтики.

Возрождение интереса к биоэтической концепции валеологии, то есть науке о здоровье, обусловлено современными проблемами здоровья и выживания человека в связи с переживаемым процессом пандемии COVID-19,  а также кризисом экологической ситуации, в которой оказалось современное человечество. Строго говоря, состояние здоровья людей зависит от многих факторов: от природных и  социально-экономических условий жизни, от степени развития медицины и здравоохранения, от личной культуры человека[2], [3],  [4], [5], [6], [7], [8].

Как отмечалось нами ранее [19, с. 350-363],  хорошее самочувствие человека и состояние  полной удовлетворенности жизнью неразделимы, так как доброе здоровье – наиглавнейшее условие и способ достижения личного счастья и благополучия. Данная корреляция обнаружилась, когда отечественными социологами проводились исследования общественного сознания по изучению современных ценностных ориентаций; оказалось, что жизненные установки различных категорий молодого поколения направлены на сохранение основных жизненных ценностей – наряду с другими ценностями, приоритетное значение имеют здоровье, любовь, семья, материальный достаток и дружба[19, с. 350-363],  [9, с.109].

С одной стороны, здоровье является главным жизненным благом,  и это подтверждается опытом людей, которые страдают от того или иного недуга; не зря утверждают, что «Болезнь приятным делает здоровье» [10, с.177].

С другой стороны, понятия «болезнь» и «здоровье» тесно связаны между собой – между ними трудно провести границу, но все же есть показатели, определяющие биологический, социальный и индивидуальный статус здоровья [19, с. 350-363].

Здоровье – это самое естественное состояние человека, к общим показателям которого относятся:

  • сопротивляемость болезням;
  • устойчивая нервная система и психика;
  • хорошая память и умственная деятельность;
  • полноценность детородных функций;
  • жизнерадостность, трудоспособность и выносливость [11, с.208]. 

Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье не только как отсутствие болезней и врожденных дефектов, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия [12, с.5].

Таким образом, рассматривая соотношение понятий «здоровья» и «болезни» с точки зрения их аксиологического содержания, можно выявить три уровня ценности здоровья: 

1) биологический – изначальное здоровье организма как совершенство саморегуляции организма, гармония физиологических процессов;

2) социальный – здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;

3) личностно-психологический – здоровье есть не только отсутствие болезни, сколько отрицание ее, в смысле преодоления ее с помощью личной установки [13, с.29-33], поскольку быть ответственным за собственное здоровье является важным требованием для каждого человека, обеспечивающим его полноценную включенность в социум [19, с. 350-363].

Суммируя, можно было бы сказать, что и культурно-психологический климат, слагающийся из влияния людей друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия, и природная среда, интегрируемая в общую совокупность окружающей человека среды, являются синергичными векторами его бытия. Все факторы и природной, и социальной сферы взаимосвязаны и определяют качество среды жизни [14, с.605].

Другими словами, важнейшее значение для здоровья человека имеет его образ жизни – «определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности в материальной и духовной сферах жизнедеятельности людей, в понятие которого можно включить четыре категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально-психологическую – стиль жизни и социально-экономическую – уклад жизни» [15, с.6-9].

Здоровье является не только  одной из главнейших детерминант свободной деятельности отдельного человека, но и выступает необходимым условием нормальной жизнедеятельности всего общества.

Поэтому охрана и укрепление здоровья людей – одна из задач первостепенной важности социальной и экономической политики в любом обществе, под которой подразумевается обеспечение хорошего «качества жизни», то есть таких условий, при которых возможно поддерживать на индивидуальном уровне высокий жизненный тонус, эффективную умственную и физическую деятельность в условиях изменяющегося и усложняющегося мира [16, с.85].

Известно, что быть здоровым, благополучно существовать можно лишь в соответствующей экологически чистой окружающей среде. В соответствии со Статьей 46 раздела II Конституции Республики Беларусь «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права» [17]. Право на здоровую окружающую среду реализуется благодаря  конкретным общественно-политическим отношениям и зависит от осуществления ряда конституционных прав и свобод. «Право на охрану здоровья признается в современном мире как одно из фундаментальных неотчуждаемых универсальных прав человека» [18, с. 52].

Подводя итог, можно отметить, что ценностная характеристика здоровья, как возможности свободной самореализации индивида, может быть правильно понята только с учетом свободы социальной жизни, потому что свобода, как индивидуальная потребность человека, опосредуется системой общественных отношений и социокультурными традициями. Согласно валеологическим представлениям, здоровье – наивысшее благо и абсолютная ценность жизни человека. Валеологическая концепция утверждает традиции здорового образа жизни, следование которым способствует долгожительству, хорошему самочувствию и высокой работоспособности человека.

Пандемия оказала влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности: экономику, политику, Церковь, медицину, образование, сферу развлекательных услуг и путешествий и другие, изменяя наше мировоззрение, образ мыслей.

За время властного распространения опасного вируса, поначалу не самой вероятной угрозы локального уровня, а в дальнейшем превратившейся в кризис глобального масштаба, стало понятно, насколько тесно связаны все люди, живущие на Земле.

Осуществленный анализ современной валеологической концепции обосновывает идею необходимости выработки новой биоэтической парадигмы индивидуального здоровья, учитывающей  передовые научные исследования, которая является актуальной как для Республики Беларусь, так и для других стран мира, и остается приоритетной для дальнейшего развития биоэтики.

Библиографический список:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. М. Л. Гаспарова, ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев, АН СССР, Ин-т философии. — 2-е изд., испр. — М.: Мысль, 1986. – 571 с. - с. 81.
2. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. – 1985. – №7. – С. 81-93.
3. Illich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health. – Harmondsworth: Penduin Books, 1977. – 296 р.
4. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). – М.: ООО Изд-во АСТ, 1999. – 720 с.
5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
6. Книга мудрости / Сост. В. Батрак, А.Валаева. – М.: Изд-во «Лукоморье», ТОО Темп МБ, 1998. – 385 с.
7. Брэгг П. Чудо голодания. – М.: Панорама, 1991. – 552 с.
8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, РАН , 1997. – 945 с.
9. Грибов Г.М. Духовно-ценностный мир молодежи Беларуси в сравнении с молодежью других стран // Философия в современном мире. – Мн.: Право и экономика, 2001. – 228 с.
10. Рейндторф Д., Кемп П. Основные этические принципы европейской биоэтики и биоправа. – Институт биоэтики Борджиа, Барселона, Испания, 2000. – Т.1. – 428 с.
11. Краткая медицинская энциклопедия / Отв. ред. Шабанов А.Н. – М.: Сов. Энциклопедия, АМНСССР, 1973. – Т.1. – 584 с.
12. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: Водолей, 1998. – 560 с.
13. Иванюшкин А.Я. ''Здоровье'' и ''болезнь'' в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР, 1982. – Т.45. – №4. – С. 29-33.
14. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA – А: Флинта, 1999. – 560 с.
15. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 1982. – 40 с.
16. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Экология человека в системе медицинского знания // Вопросы философии. – 1980. – №8. – С.73-86.
17. Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изменениями и дополнениями): Принята на респ. Референдуме 24 ноября 1996г. (3-е изд.) – Мн.: Амалфея, 2002. – 48 с.
18. Биоэтика: вопросы и ответы / Сост. и отв. ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. – Издано при поддержке отд. соц. и гуман. наук Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2005. – 65 с.
19. Степаненко Н.А. Формирование культуры здорового образа жизни: связь традиций с современной практикой // Культура личности как основа предупреждения и преодоления пьянства: разработка образовательно-воспитательной стратегии: отчет о НИР (заключ.) / ГНУ «Институт философии НАН Беларуси»; рук. О. А. Павловская; исполн.: С. П. Онуприенко [и др.]. — Минск, 2015. — 637 с., 2 ч.: приложения. — Библиогр.: с. 67–68 (356 назв.). — Рус. — Деп. в ГУ «БелИСА» 29.12.2015 № Д201522. — С.350-363.




Рецензии:

11.10.2020, 22:43 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Несмотря на то, что статья представляет собой обзор литературных источников, структурировать её всё равно надо. Рассуждения автора, сопровождающие обзор, имеют право на представление их читателю. После разбиения статьи на подразделы: Введение, Методы исследования, Биээтика как интегрирующий и пр., результаты, Заключение - статья может быть опубликована.

12.10.2020, 7:54 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Степаненко Н.А. «Проблемы биоэтики в современном социокультурном пространстве и времени» написана при высокой оценке здоровья людей, с указанием средств его поддержания. В составе этих средств осознание личностью важности своего здоровья и его поддержания. Против таких позиций несогласных, недовольных не будет. Но, если важность для человека его здоровья ясна для взрослых, то детям, подросткам следует её осваивать. Статья достойна публикации. Но важно дополнительно учесть значимость безвредного варианта питания, возможность посещения врачей, использования лечебных препаратов. Здесь не все бесплатно для потребителя, есть зависимость от денежных затрат, а отсюда и от личного дохода, за которым должность, карьера, образование. Ведь нередко объявляется сбор средств для лечения больного ребенка, а взрослым приходится выезжать для лечения за границу. Не служат здоровью: курение, алкоголизм, применение не свежей пищи, раз она дешевле. На все это полезно указать.

12.10.2020, 8:22 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Да Вы что. Ну, прочитав эти рецензии у меня нет слов. Причем здесь подразделы. Ну о чем говорит автор - о том, что быть здоровым, лучше чем быть больным. В этом кто-то и когда-то сомневался? В этом есть что-то новое? Это не научная статья, потому, что в этом отсутствует что-либо новое, от слова "вообще". Это можно публиковать в том случае, если автор четко, ясно и конкретно обозначит, что новое, то есть то, чего не было до него он предлагает.



Комментарии пользователей:

11.10.2020, 12:16 Латышев Кирилл Игоревич
Отзыв: Добрый день! Рецензируемая оригинальная статья по валеологии представляет собой безусловный интерес благодаря освящению особой проблемы в области биоэтики и философической науки в целом. Данная статья может быть применима и по отношению к антропологии. Отмечу, что данное исследование рассчитано на студентов естественнонаучных и гуманитарных направлений вузов и ссузов. Работа добротная, логически выверенная, цельная, доступная и вместе с тем - научная. Статья может быть рекомендована к публикации и прочтению. Желаю дальнейших успехов в научной деятельности!


11.10.2020, 22:19 Степаненко Наталья Ананьевна
Отзыв: Добрый вечер! Спасибо! Выражаем особую признательность Латышеву Кириллу Игоревичу за доброжелательный отзыв!


Оставить комментарий


 
 

Вверх