Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 16.10.2020. Последняя правка: 17.10.2020.
Просмотров - 90

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА СТУДЕНТОВ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕХНИКУМА В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Островская Галина Ивановна

кандидат педагогических наук

Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова

доцент

Cамородова И.С., руководитель вокального коллектива Котовского индустриального техникума, магистрант Тамбовского музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова


Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению проблемы развития навыков эмоциональной саморегуляции студентов индустриального техникума в процессе их музыкально-творческой деятельности в вокальном коллективе, от которой во многом зависит эффективность преодоления напряженных психоэмоциональных состояний. Определяются педагогические принципы и условия, способствующие эффективности работы в данном направлении и отражаются некоторые результаты проведённого опытно-экспериментального исследования.


Abstract:
The article is devoted to the problem of developing the skills of emotional self-regulation of students of an industrial technical school in the process of their musical and creative activity in a vocal group, on which the effectiveness of overcoming tense psycho-emotional states largely depends. The pedagogical principles and conditions that contribute to the effectiveness of work in this direction are determined and some results of the experimental and experimental research are reflected.


Ключевые слова:
юношеский возраст; вокальный коллектив; музыкально-творческая деятельность; эмоциональная саморегуляция; перцептивные; экспрессивные и релаксационные навыки

Keywords:
adolescence; vocal group; musical and creative activity; emotional self-regulation; perceptual; expressive and relaxation skills


УДК 37.013.43

Стремительный век информатизации, противоречивых социальных, политических и экономических тенденций часто выступает причиной напряженного психоэмоционального состояния современной молодежи, которой зачастую трудно сориентироваться в сложном окружающем мире, справиться с его негативным воздействием. Современное бытование показывает, что изменяющийся мир требует перемен в самой личности человека – носителя определенных качеств: выносливости, дисциплинированности, уверенности, сильной воли, умения отстоять собственную точку зрения. Жизнь в информационном обществе становится все разнообразнее, сложнее, она требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, В этой связи проблема преодоления психоэмоционального напряжения и развития навыков саморегуляции становится весьма актуальной в настоящее время.

Юношеский возраст является последним звеном в воспитательном процессе, где еще возможна коррекция личности.Организация свободного времени подростков и юношества, включение их в различные виды социально-культурной деятельности, в том числе и музыкально-творческой, расширение сферы их личностной активности, самореализации и самоактуализации является задачей, которая нуждается в комплексном решении со стороны образовательных и общественных организаций.

В подростковой и молодежной субкультурах музыка играет значительную роль. «Как известно, влияние музыки на человека огромно. Благодаря своей непосредственной коммуникативности, музыка может воздействовать на физиологию и эмоциональную сферу нашей психики сильнее, чем какое-либо иное искусство» [3, с.157].  Преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки. Звуки, лежащие в основе музыкального произведения, обладают способностью вызывать эмоции, которые затем вызывают физиологическую реакцию. Эмоции в свою очередь влияют на работу мозга. Научно доказано, что переход человеком от некогерентной эмоции к когерентной меняет качество его мышления. К. Задорожников, сочетающий в одном лице профессии ученого, композитора, писателя, художника и врача, отмечает: «Начавшаяся эпоха Водолея – образная. Вселенная требует от человека включения правого полушария. Человек призывается к диалогу с творцом через внутреннее «Я». <> Поэтому возрастает роль искусства» [2, с.14].  

Занятия самодеятельного вокального коллектива студентов индустриального техникума направлены на формирование личности его участников, развитие их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, творческого потенциала, как потребности в самоактуализации. «Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тeх, ктo нaхoдится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие людей. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество. Возможности для творчества безграничны» [7, с.208].

Как один из самых эмоциональных видов искусства музыка способствует, с одной стороны, формированию отзывчивости и душевной чуткости юношества, с другой, помогает им регулировать собственные психоэмоциональные процессы, в связи с чем становится очевидной эффективность занятий сольным, ансамблевым или хоровым вокалом. Цель данного исследования заключается в определении потенциальных возможностей музыкально-творческой деятельности в развитии навыков эмоциональной саморегуляции юношества, поскольку она имеет все необходимые ресурсы для преодоления их эмоционального дискомфорта.

Овладение перцептивными навыками помогает наладить психологический климат в коллективе на доброжелательный лад и, тем самым, способствует развитию таких качеств личности, как чуткость, доброта, отзывчивость, стремление прийти друг другу на помощь, «чувство локтя». Очень важным в построении взаимопонимания между людьми является развитие эмпатии. В современной психологии под этим эмоциональным состоянием подразумевают способность к сочувствию, соучастию, состраданию, проявлению благодарности и признательности, пониманию внутреннего мира другого человека и, в связи с этим, разработано много тестов, определяющих уровень и диагностику вида эмпатии.

Отмечая, что «что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым» [1, с.116], Л. С. Выготский фактически подчеркивал, что условия воспитания могут или притуплять, или благоприятствовать развитию эмпатии. Теплые взаимоотношения внутри семьи, сопереживание взрослых и желание помочь кому-то в трудную минуту, доверительные отношения в коллективе между учащимися и педагогом, совместная музыкально-творческая деятельность, эмоциональная отзывчивость на музыку позволяют развить в юных душах способность к этому чувству. Обычно, большего успеха в жизни достигают люди с высоким уровнем эмпатии. Они общительны, доброжелательны, умеют создать благоприятные отношения для ведения диалога и принятия совместных конструктивных решений даже в конфликтных ситуациях. Занятия музыкально-творческой деятельностью способствуют осознанию учащимися эмоционально-чувственного опыта человечества, они направлены на развитие восприятия красоты музыкального искусства в лучших образцах классического, народного и современного репертуара и позволяют постепенно формировать культуру чувств.

Овладение экспрессивными навыками помогает молодым людям научиться властвовать собой: уметь сдерживаться в различных конфликтных ситуациях, в разрешении спорных вопросов, корректно и адекватно выразить отказ или недовольство чем-либо и т. п. «Эмоции — не только действующее лицо больших драм; они повседневный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его дела и мысли. Но, несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком хорошо знаем их «нравы» и редко можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно» [5, с. 4].

Время, уделённое анализу возникновения своего эмоционального состояния в различных ситуациях, позволит молодым людям не совершать тех действий, о которых им впоследствии пришлось бы пожалеть. «Анализируя причины своих неудач или ошибок, мы нередко приходим к выводу, что именно эмоции помешали нам справиться с задачей. Кто-то плохо сдал экзамен, потому что сильно нервничал, <> кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения» [5, с. 4].

 Специфика музыкального искусства в целом состоит в его эмоционально-чувственном восприятии, в эмоционально-образном осмыслении содержания изучаемого музыкального произведения (в нашем случае, песни), углубляет ее восприятие и тем самым воздействует на последующую исполнительско-творческую деятельность.

Овладение релаксационными навыками поможет участникам вокального коллектива научиться снимать эмоциональное возбуждение, которое может возникнуть как в процессе музыкально-творческой деятельности, так и в повседневной жизни (неврозы, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения и т. д.). Эмоциональная разрядка необходима человеку для сохранения и физического и психического здоровья, и поэтому важно научить учащихся «выплескивать» свои негативные эмоции, не причиняя вред окружающим, культивировать позитив.

Чтобы научиться конструктивно воздействовать на свои эмоции, психологи советуют полностью их принять такими, какие они есть, проанализировать, а затем не позволять им «брать верх» над разумом. На занятиях в вокальном самодеятельном коллективе очень эффективны упражнения на дыхание, которые позволяют снять эмоциональное возбуждение, расслабить мышцы тела, что обязательно приведёт к состоянию покоя и уравновешенности. Необходимо сознательно сбалансировать своё дыхание: дышать ровно и глубоко животом. Желательно эти упражнения делать под спокойную умиротворённую музыку, которая будет снимать чувства тревожности и фрустрации, а также приглушать агрессивность. Таким музыкальным «фоном» могут быть, к примеру, следующие произведения: «Аве, Мария», Р.Шумана, «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт», «Романс» Г. Свиридова,из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель», Антракт к III действию оперы «Кармен» Ж. Бизе; «Романс» из к.ф. «Овод» Д.Д.Шостаковича и другие произведения.

Развитию релаксационных навыков в немалой степени способствует специально подобранный репертуар для юношеского вокального коллектива, нацеленный на позитив. В него целесообразно включать произведения, как современных авторов, так и произведения классиков, композиторов советского периода, песни из кинофильмов, из репертуаров ВИА, песни духовного содержания. Особое место в репертуаре должны занимать русские народные песни, которые учат основам вокально-хоровой культуры и профессиональной школы пения с характерной широтой дыхания, вокально-интонационной устойчивостью, богатой эмоциональной палитрой. Исполнение песен различных народов открывают новые национальные традиции, познание песенной культуры других стран. Правильно подобранный репертуар, где соединяются педагогический и музыкальный опыт, культура руководителя вокального коллектива поможет не только выполнить задачу по развитию релаксационных навыков, но и совершенствовать работу по развитию некоторых певческих навыков.

Педагогическая работа привела к выводу, что репертуар юношеского самодеятельного вокального коллектива должен отвечать ряду требований:

            1. Носить воспитательный характер.

            2. Быть высокохудожественным.

            3. Соответствовать возрасту и пониманию самих исполнителей.

            4. Соответствовать исполнительским возможностям данного вокально-творческого коллектива (учитывая тесситурные возможности поющих).

            5. Быть разнообразным по характеру и содержанию.

            6. Каждое произведение должно двигать ансамбль вперёд в приобретении тех или иных навыков, или закреплять их.

Практическая, экспериментальная часть исследования проводилась на базе ТОГБПОУ «Котовский индустриальный      техникум» Тамбовской области со студентами I, II и III курсов, которые занимаются в вокальной студии самодеятельной музыкально-творческой деятельностью. Для определения исследуемых компонентов психоэмоциональных состояний юношества были использованы: метод включенного наблюдения, тестирование и беседы, позволяющие выявить эмоциональные состояния  молодых людей в начале опытно-экспериментальной работы, а также фиксировать в дальнейшем появление тех или иных новых эмоциональных качеств. Беседы, проводимые со студентами, были направлены на разъяснение специфики навыков эмоциональной саморегуляции, позволяющих контролировать и регулировать своё настроение и поведение.

Перечисленные методы выполняли определенные задачи на каждом этапе исследования. На констатирующем этапе они использовались для сбора первичной информации, для создания точной картины изучаемого вопроса.  На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы эти методы позволяли осуществлять регулярную фиксацию проявления и развития навыков эмоциональной саморегуляции, что давало возможность на контрольном этапе судить о динамике процесса развития этих навыков.

В качестве критериев возбужденного нестабильного психоэмоционального состояния были взяты следующие компоненты: комплекс неполноценности,тревожность, фрустрация, агрессивность. Вышеназванные компоненты психоэмоционального состояния являются, с нашей точки зрения, характерными для того, чтобы судить об уровнях напряженности психоэмоционального состояния юношества.

Комплекс неполноценности представляет собой эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости.

В психологии тревожностьрассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием какого-либо неблагополучия, неудовлетворение социогенных  потребностей человека.

Под фрустрацией понимаются чувства и эмоции, которые личность испытывает тогда, когда стремиться достичь или получить что-то очень сильно, но это невозможно, поскольку не всегда наши желания, не только несбыточные, но и реальные, совпадают с нашими возможностями. Достаточно часто желаемое достигается через ошибки и неудачи, преодоление состояния фрустрации помогает человеку «держаться на плаву» даже в самых тупиковых жизненных условиях [4].

Под агрессивностью многие ученые-психологи подразумевают черту характера личности, которая проявляется такими качествами, как недоброжелательность, враждебность, обидчивость, мстительность и выражается в злых шутках, сарказме, сплетнях, в грубости, гневе, сквернословии и т.п.

Были выделены три уровня напряжённости психоэмоционального состояния юношества: низкий (0-30%), средний (30 -60%) и высокий (60-100%), которые выявлялись по тестам Айзенка «Самооценка психических состояний» и «Комплекс неполноценности». Полученные данные свидетельствовали о том, что половина опрошенных студентов, участников вокального коллектива (50%), не лишена комплексов. Но они, как и всякий нормальный человек, в целом справляются со своими проблемами, объективно оценивают своё поведение и поступки людей, в компаниях чувствуют себя достаточно легко и свободно. Девять респондентов (45%), к сожалению, сомневаются в своих способностях, судят о себе негативными категориями, иногда боятся анализировать свои поступки и себя, «зациклились» на своих слабостях и ошибках, немного пессимистично смотрят на жизнь и часто бывают одиноки. Один студент (5%) считает, что у него вообще нет комплексов. Придуманный им мир и собственный образ, однако, далеки от реальности. Самообман и завышенная самооценка небезопасны, так как такой комплекс самовлюблённости может перерасти в зазнайство и высокомерие и вызвать неприязнь окружающих людей,  существенно испортив себе жизнь.

На развитие личности большое влияние оказывают социогенные потребности человека, которые формируются в результате общения в социуме на протяжении всей жизни. К ним относятся потребности в познании, в общении, в самовыражении и в самоутверждении. С помощью социогенных потребностей, человек благополучно позиционирует себя в обществе, самоутверждается, проявляет заботу о себе и о других, взаимодействует, ищет свое место в жизни. Данные потребности стимулируют человека к достижениям и развитию [4].

Тревожность, как эмоциональное состояние может возникать в результате определённых обстоятельств (в нашем случае - это боязнь сцены). Учащенное сердцебиение и дыхание, повышение артериального давления, даже расстройство стула, появление страха и возбудимости – все это проявление тревожности на физиологическом уровне.

По опроснику Айзенка к высокому уровню тревожности можно отнести личности, отличающиеся неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, лабильностью вегетативной нервной системы. Такие ребята не чувствуют в себе уверенности, легко впадают в уныние. Их пугают трудности, они очень мнительны и любят копаться в собственных недостатках, легко поддаются переубеждению. В нашем исследовании таких респондентов только двое, что составляет 10% от числа всех исследуемых.

К среднему уровню тревожности, что является допустимой характеристикой в определении психологических особенностей личности, относятся молодые люди, которые не всегда уверены в своих действиях, немного сомневаются в своих способностях, не всегда переносит различные ожидания, в том числе в очереди на своё выступление. Таких респондентов большинство, что составляет 55%.

Низкие оценки тревожности по Айзенку получают лица, характеризующиеся эмоциональной стабильностью, уверенностью в своих действиях, решительностью. Такие студенты погружёны в само дело и не думают о возможной личной неудаче в ответственных делах, свободно держатся на сцене, общаясь с большой аудиторией, умеют контролировать тревожность перед выходом на сцену и легко справляются со своими страхами. Таких респондентов на контрольном этапе эксперимента было выявлено семь человек, что составляет 35% от всей исследуемой группы.

Следующий исследуемый критерий напряженности эмоционального состояния - фрустрация. В результате фрустрации происходит изменение поведения человека, и при этом эффективность его деятельности резко снижается. Высокий уровень фрустрации характеризуется заниженной самооценкой, такой человек чувствует себя беззащитным перед сложными жизненными обстоятельствами, боится неудач, падает духом. Иногда его посещает состояние отчаяния, снижается мотивация, появляется безразличие к событиям, происходит дезорганизация сознания и деятельности. Таким ребятам не хватает приспособительной способности, они трудно адаптируются в изменяющихся условиях. При проведении теста в нашей группе с высоким уровнем фрустрации оказалось пять респондента, что составляет 25% от всей группы.

Средний уровень фрустрации характеризуется средним уровнем самооценки. Такие личности временами могут уходить от реальной ситуации, погружаясь в мир грез и фантазий, а иногда проявляя агрессивное поведение, озлобленность к окружающим, раздражительность и даже гнев. Таких ребят в  исследуемой группе оказалось восемь человек (40%).

Низкий уровень фрустрации, для которого характерна высокая самооценка, устойчивость к неудачам, преодоление трудностей с  использованием ранее приобретенного опыта, был выявлен у семи человек (35%), умеющих справляться с трудными жизненными ситуациями и преградами на пути к достижению цели.

Учеными доказано, что фрустрация может выполнять позитивную роль в жизни человека, являясь источником прогресса, мотиватором положительных изменений. Как правило, перед лицом стоящих на пути препятствий, человек начинает проявлять решительность и изобретательность. В тоже время реакция человека на непреодолимую фрустрацию может спровоцировать серьезные проблемы в психике [4].

Агрессивность – это самая распространенная модель фрустрационного поведения человека. Проявления агрессии могут быть внешними, когда направлены на предмет или на людей, и внутренними, когда сам субъект, испытывая фрустрацию, становится ее причиной. Внешняя агрессия сопровождается гневом, раздражением, вспыльчивостью, грубостью, ненавистью, злобными шутками, сплетнями и завистью, а внутренняя – угрызениями совести, стыдом, переживанием вины и т.п. Чтобы предупредить проявление агрессивности в человеке, необходимо формировать в нем выдержку, самообладание, деликатность, воспитывать внутреннюю культуру и готовность к самопожертвованию ради других.

Молодые люди с высоким уровнем агрессивности почти всегда имеют заниженную самооценку. Они нередко проявляют упрямство, нелегко сближаются с людьми, их трудно переубедить в чем-либо. Таким субъектам не хочется менять привычки, и они очень настороженно относятся ко всему новому. Такие юноши-студенты не сдержаны в общении не только со сверстниками, но и с преподавателями, хотят быть авторитетом для других, в разговоре нередко перебивают собеседника и любят делать замечания другим. Они предпочитают лучше руководить, чем подчиняться, мстительны и оставляют за собой последнее слово. У девушек агрессия проявляется больше язвительностью в адрес своих сверстниц, злыми шутками и насмешками, завистью. В нашей исследуемой группе было выявлено три студента (два юноши и одна девушка) с высокой степенью агрессивности, что составляет только 15% от всего состава.

Средний уровень агрессивности характеризуется иногда нарушением дисциплины социального порядка, такие молодые люди могут обманывать ради собственной выгоды и самооправдания, ссориться с родителями, вступать в драки, выказывать неповиновение педагогам. Отношения с товарищами нередко плохие, но все же они поддаются убеждениям. Таких ребят в группе 10 человек, что составляет 50% респондентов.

При низком уровне агрессивности человек юношеского возраста в основном спокоен, выдержан, с окружающими его людьми отношения добрые и дружеские. Он редко не подчиняется педагогам и практически не нарушает рабочую обстановку в группе на занятиях, хотя не прочь иногда противопоставлять себя своим товарищам и делать им замечания. Такие ребята чувствуют себя уверенно на сцене и нередко стремятся показать свое превосходство над другими. Эта группа респондентов составляет 35% (9 человек).

Материалы психолого-педагогических исследований показывают, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как ее отсутствие может привести к пассивности, неимению собственной точки зрения и, как следствие, ведомости. В то же время чрезмерное развитие агрессивности может определять весь облик личности как конфликтной, не способной к коммуникации и гармоничному сосуществованию в социуме.

Суммируя показатели по каждому отдельному компоненту, на констатирующем этапе эксперимента были выявлены следующие уровни напряжённости психоэмоционального состояния в исследуемой группе, выраженные в процентном соотношении, что отражено в таблице №1.

Таблица №1

Уровни напряженности психоэмоционального состояния в группе

на констатирующем этапе эксперимента

Низкий (0 – 30%)

Средний (30 -60%)

Высокий (60 – 100%)

37,5%

48,75%

13,75%

 

Практическая работа осуществлялась поэтапно. В начале (первый этап) шло ознакомление с действиями, способствующими развитию навыков эмоциональной саморегуляции и овладение ими. Следующий уровень (второй этап) приводил к автоматизации действий, приводящей к переходу от сознательной регуляции к непроизвольной. Итоговым результатом (третий этап) стала стабилизация приобретенных навыков.

Следует отметить, что на первом этапе развития навыков эмоциональной саморегуляции после ознакомления с основными действиями по их регулированию, процесс овладения ими был достаточно сложным. Вначале учащимся вокального коллектива было трудно справляться с различными упражнениями, направленными на освоение навыков эмоциональной саморегуляции, учиться слушать, понимать и эмоционально проникать в музыку и находить в ней отклик на своё психоэмоциональное состояние, не всегда получалось воплощение теоретических знаний на практике, наблюдалась систематическая пассивность и инертность участников коллектива, особенно первокурсников. Но постепенно, в результате систематической репетиционной работы с разучиванием разнообразного репертуара и выполнением специальных упражнений, с опытом концертных выступлений различного плана у студентов индустриального техникума вырабатывались и закреплялись навыки эмоциональной саморегуляции, что свидетельствовало об эффективности практической работы в данном направлении.

Используемый в работе репертуар, на наш взгляд, способствовал в наибольшей степени развитию навыков эмоциональной саморегуляции юношеского самодеятельного вокально-творческого коллектива, поскольку основывался на лучших произведениях народного и композиторского творчества. Таковыми произведениями выступали:

а) русские народные песни, к примеру: «На горе, горе», «За реченькой диво», «В деревне было в Ольховке» и др.;

б) произведения советских композиторов-песенников и ВИА советского периода, к примеру: «Нежность», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова, «Маки», муз. Ю. Антонова, сл. Г. Поженяна, «Как прекрасен этот мир», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова (из репертуара ВИА «Аккорд»), «Беловежская пуща», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова (из репертуара ВИА «Песняры»), «Мы желаем счастья вам!», муз. С. Намина, сл. И. Шаферана (из репертуара группы «Цветы) и др.;

в) песни из кинофильмов и произведения современных композиторов, к примеру: «Выйду ночью в поле с конём…», муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова, «Москва – звонят колокола», муз. и сл. О. Газманова, «Берёзы», муз. М. Фрадкина, сл. В. Лазарева (из к/ф «Первый день мира»), «Крыша дома твоего», муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского (из к/ф  «Приключения кузнечика Кузи»), «Двадцать лет спустя», муз. Ю. Антонова, сл. Гендея-Фадеева (из к/ф «Берегите женщин), «Родина», муз. В. Дробыша, сл. М. Гуцериева и др.      

В процессе работы были определены основные педагогические принципы руководства процессом развития навыков эмоциональной саморегуляции юношества в вокально-творческой деятельности. Ими являются:

            1. принцип акцентировки преимущественно эмоциональной сферы участников вокального коллектива;

            2. принцип целесообразного выбора средств, соответствующих возрастным и личностным особенностям участников коллектива;

            3. принцип единства эмоционально-личностной и музыкально-творческой сфер юношества.

На втором этапе приобретенные навыки интериоризировались, т. е. были усвоены настолько, что осуществлялись непроизвольно, автоматически, «само собой», без анализа и усилия. На третьем этапе приобретенные и усвоенные навыки стабильно проявлялись в поведении и действиях участников коллектива, особенно наглядно во время концертных выступлений.

Руководителю самодеятельного коллектива необходимо обратить внимание на применение соответствующих форм, средств и методов художественно-творческого процесса. И здесь на первый план выступают методы стимулирования активности участника вокального коллектива, различные способы вовлечения их в творческий процесс посредством соревнования (участие в смотрах, фестивалях, конкурсах), участие и возможная победа в которых придаст уверенность в своих силах и общественное признание.

Нельзя не отметить метод формирования сознания личности. Для этого применяется воспитание личным примером. В юношеском возрасте усиливается подражание определенному «герою», которого ребята избирают для себя в качестве идеала. И в этот момент руководитель, являясь носителем определенных личностных качеств, должен стать авторитетом для участников коллектива. В то же время в юности обостряется потребность к обособлению, к стремлению оградить свой уникальный внутренний мир. Рефлексивные проявления участников вокального коллектива, удачные личностные трактовки и аранжировки музыкальных произведений, укрепляют чувство собственного достоинства и реализовывают притязания на признание, когда каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность.

На контрольном, третьем этапе вновь проверялись уровни развития навыков эмоциональной саморегуляции и психоэмоциональной напряжённости юношества после проведенной экспериментальной работы, что свидетельствует о ее эффективности (Таблица №2).

Таблица №2

Уровни напряженности психоэмоционального состояния в группе

на констатирующем этапе эксперимента

Низкий (0 – 30%)

Средний (30 -60%)

Высокий (60 – 100%)

20%

55%

25%

 

Практическое исследование позволило определить педагогические условия, способствующие максимальному развитию навыков эмоциональной саморегуляции студенчества. К ним относятся:

1. Создание атмосферы успеха и радости в коллективе. Оптимизация положительных эмоциональных состояний, снимающих внутренний конфликт и напряженность.

2. Стимулирование участников музыкально-творческой деятельности с помощью одобрения, поддержки, поощрения и др.

3. Помощь в преодолении негативных состояний, прежде всего таких, как неуверенность в себе, боязнь публичных выступлений, повышенная тревожность, конфликтность, вспыльчивость, раздражительность напряжённость и т.д. 

4. Активизация творческой деятельности, способствующей развитию чувства самосознания, гордости, уверенности в себе и в своих возможностях.     

Развитие навыков саморегуляции в юношеском возрасте, в период психоэмоциональной напряженности, когда происходит рассогласование между эмоциональным состоянием личности и ее потребностями, обеспечивает согласование внутренних психических процессов и внешнего поведения человека, а также его коррекцию с учетом актуального эмоционального состояния. Музыкально-творческая деятельность вокального коллектива способствует гармонизации внутреннего мира юношей и девушек, так как: «звук влияет на наши эмоции, а эмоции влияют на организм и иммунную и нейро-эндокринную систему. В результате активации парасимпатического звена вегетативной нервной системы возникает, обычно, релаксация, активация симпатического звена приводит к состоянию алертности» [2, с. 13].

Основной задачей целенаправленной педагогической работы в данном направлении  выступает формирование личностных предпосылок для эффективной эмоциональной саморегуляции. Ведь «в той мере, в какой человек является “хозяином” собственных чувств, он может контролировать сознанием свою реакцию на музыку и управлять своим поведением, не давая полной воли инстинктам» [6, с.13].

Таким образом очевидным выступает тот факт, что музыкальное искусство и, связанное с ним, творчество воспитывают эмоциональную отзывчивость и душевную чуткость в подрастающем поколении, помогая им регулировать собственные эмоциональные процессы, преодолевая психоэмоциональное напряжение с помощью приобретения и развития навыков эмоциональной саморегуляции.

Библиографический список:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] /Л.С. Выготский,Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. - 433 с.
2. Задорожников К. Музыкальная матрица Вселенной [Текст] /К. Задорожников – М.: Золотое сечение, 2016. – 114 с.
3. Из истории музыкального воспитания [Текст]: хрестоматия /сост. О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
4. О депрессии, 2014 - 2016 - ODepressii.RU [Электронный ресурс]: сайт. - Онлайн журнал по психиатрии «Что такое фрустрация, методы диагностики и лечения». - Режим доступа:http: //odepressii.ru/obschee/frustratsiya.html - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению [Текст]: учебное пособие /И.П. Прянишников. 6-е изд., испр. – СПб, 2013. – 144 с.
6. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки [Текст] /А.Н. Сохор.- М.: Музыка, 1975 г. – 63 с.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] /В.А. Сухомлинский - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.




Рецензии:

16.10.2020, 12:48 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати, так как соответствует всем требованиям. Пожелание: исправить слова, написанные без пробелов (Подагрессивностьюмногие)

17.10.2020, 20:40 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья соответствует требованиям, материал изложен последовательно и логично. Заслуживает положительной оценки практическая значимость исследования. Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

17.10.2020, 10:11 Островская Галина Ивановна
Отзыв: Спасибо за рецензию.


Оставить комментарий


 
 

Вверх