Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 26.10.2020. Последняя правка: 25.10.2020.
Просмотров - 131

БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

СЕЛИВАНОВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТУДЕНТ МАГИСТРАНТ

Липинский Дмитрий Анатольевич, доктор юридических наук, профессор. Заместитель ректора-директор института права Тольяттинского государственного университета


Аннотация:
В статье рассматриваются банки с государственным участием, в которых государство влияет на принятие экономических решений. Исследуются проблемы развития финансовых организаций с участием государства. В результате проведенного исследования сформулированы выводы по совершенствованию деятельности банков с государственным участием.


Abstract:
The article deals with banks with state participation, in which the state influences economic decision-making. The problems of development of financial organizations with the participation of the state are investigated. As a result of the research, conclusions are formulated on improving the activities of banks with state participation.


Ключевые слова:
государство; банк; экономика

Keywords:
government; bank; economy


УДК 330.336.34

Ведение
. В экономической теории основное внимание уделяется финансовым организациям с государственным участием. В России ученые по-разному трактуют понятие «банк с государственным участием». На сегодняшний день не определен порядок отнесения имущества к государственной собственности. Поэтому возникает проблема отнесения банков к государственной собственности. Так же остается проблема заметной конкуренции между коммерческими банками. [5]

Исследователи считают, что банки с государственным участием представляет собой уставной капитал, который принадлежит государству или его уполномоченному представителю.

По этой причине имеет место подход к классификации банков с государственным участием, который связан с категорией «государственный сектор». Суть этого подхода в том, что если более 50% акций кредитной организации принадлежит государству, то организация относилась к государственному сектору экономики.

 Данный подход был анализирован зарубежными учеными. Так, Дж. Бартом, Дж. Каприо, Р. Левиным изучались только те банки, доля капитала которых не менее 50% принадлежала государству [4].

Авторы Носера Дж. и Сирони А. считают государственным банком тот, у которого доля активов, принадлежащая государству, составляет более 24,9%, при этом остальные акционеры не владели большей долей [5].

Бабаев С.С. считает государственными финансовые организации, у которых 100% акций принадлежат государству, а если государству принадлежит 50% такие организации только контролируются государством. То есть можно сказать, что помимо того сколько акций принадлежит государству, следует учитывать участие в составе наблюдательного совета [3].

Поэтом кредитные организации можно разделить на две группы:

1) банки уставной капитал которых более чем на 50% принадлежит государству

2) банки уставной капитал которых менее чем на 50% принадлежит государству

Актуальность темы. На сегодняшний день актуален вопрос неэффективности деятельности банков с государственным участием и коррупционности их менеджмента. При этом количество банков с долевым участием государства только возрастает.

Таблица 1 – Банки с долей активов в государстве РФ

Банки с госучастием

2015

2016

2017

2018

2019

Сбербанк

29,6

29,6

29,9

30,0

30,2

Россельхозбанк

2,8

3,2

3,7

4,0

4,3

Банк Москвы

3,0

2,0

-

-

-

Газпромбанк

6,3

6,4

6,8

7,0

7,3

ВТБ

11,2

12,1

12,8

13,4

14,0

Доля в совокупных активах банковской системы РФ

52,9

53,3

53,2

54,4

55,8

 

Можно сделать вывод, что 55,8% банковских активов на 2019 год принадлежит государству, при этом доля шести банков с государственным участием составила более 50 % всех активов банковского сектора России. По таблице видно, как с 2015 года доля активов кредитных организаций в государстве с 52,9% выросла до 55,8%, то есть возросла в 1,05 раз.

В настоящее время России отсутствуют институты, у которых была бы возможность стать акционером крупной финансовой организации. В основном акционерами выступают зарубежные организации, что несомненно негативно может отразиться на экономику Российской Федерации. В качестве примера можно рассмотреть Чехию, которая проводила приватизацию большинства государственных банков, продавая их стратегическим иностранным инвесторам. То есть если акционеров настигнут финансовые трудности, это усугубит экономическое положение Чехии в целом.

Цель работы: предложить мероприятия по повышению эффективности деятельности банков с государственным участием. 

Задачи: необходимо проанализировать накопленный мировой опыт и оценить систему работы на сегодняшний день, утвержденную концепцию корпоративного управления.

Основной проблемой банков с государственным участием сегодня можно назвать механизм работы качества обслуживания и социально-экономических функций банка.

Существует два вида правового регулирования банков с участием государства:

1) Участие государства в капитале, распоряжение средствами, владение осуществляется Банком России в соответствии с Федеральным законом № 86 «О Центральном банке РФ».

2) Правовое регулирование прямого участия государства в капиталах банков. 

Вопрос качественного менеджмента стал особенно острым для банков с государственным участием в капитале. В первую очередь таким финансовым организациям необходимо реализовать политические задачи государства, при этом сохранять высокие финансовые показатели в интересах акционеров.

Не всегда участие в государственных программах приносит банку адекватный коммерческий результат. Среди конкурентов на мировом рынке государственным финансовым организациям трудней сохранять лидирующие позиции. Банк должен обеспечивать конкурентоспособный уровень работы, высокие показатели качества обслуживания, положительные результаты внедрения новых технологий. Такой подход должен учитываться как в стратегии банка, так и в процессе ее реализации.

По мнению ученых государственный банк не достигает высоких показателей рентабельности активов, рентабельности капитала мировом уровне, так как их деятельность в первую очередь направлена на выполнение государственных задач, связанных с политическими, социальными, экономическими аспектами.

Таблица 2 – Анализ рентабельности банковского сектора и финансовых организаций с государственным участием

Рентабельность

По группе банков

2017

2018

2019

Активы

Банковская система

0,3

0,2

0,2

Банки с госучастием

0,4

0,3

0,3

Капитал

Банковская система

1,9

1,5

1,4

Банки с госучастием

1,8

1,4

1,3

 

По результатам таблицы 2 видно, что банки выполняя государственные задачи, остаются достаточно эффективными.

Банки с государственным участием важное значение имеют в мировой экономике. Государство всегда приложит все усилия для поддержания финансовой устойчивости таких организаций. Это отличительная черта от коммерческих банков.

Участие государства в капитале банка дает большие преимущества. Такие банки могут стать новаторами в области всей экономики целом.

Научная новизна. Исследование статьи заключается в теоретическом обосновании основных условий развития финансовых инноваций российских банков с государственным участием.

 Приоритетным направлением деятельности банков с государственным участием в модернизации экономики, должно стать участие в кредитовании инновационных проектов. Финансовые организации с государственным участием могут взять на себя больше рисков, чем другие банки.

Помимо государственных проектов, модернизация экономики подразумевается во внедрении инноваций в деятельность кредитных организаций. Стратегия развития организации заключается в продуктовой инновации, оптимизации системы управления персоналом. В процесс обновления должны быть включены все составляющие: система управления, технологические процессы, мотивация труда [5].

Необходимо отметить, недостаточное участие государственных банков в модернизации экономики страны. Несмотря на поддержку со стороны государства, только некоторые их них осуществляют финансирование проектов по инновационному развитию российской экономики.

Результат. Эффективным механизмом регулирования деятельности финансовых организаций с участием государства, принудительно направлять финансовые ресурсы в приоритетные проекты страны. Как показывает опыт западноевропейских стран, вместо системы страхования вкладов у банков будет государственная гарантия долгосрочных отношений. Это позволило бы привлечь заемные средства под низкий процент и сократить нецелевое использование кредитов Центрального Банка.

Заключение. Можно сделать вывод, что банки с государственным участием могли бы выполнять функции банков развития, участвовать в реализации крупных проектов, кредитование которых слишком рискованно для коммерческих банков.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочно-правовая система. – Режим доступа – http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_5142/. (Дата обращения 07.04.2018)
2. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Справочно-правовая система. – Режим доступа – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/. (Дата обращения 07.04.2018)
3. Бабаев С. С. Какой банк можно назвать государственным / С. С. Бабаев / Деньги и кредит. – 2017. – №7. – С.58-61
4. Бровкина Н.Е. Закономерности и перспективы развития кредитного рынка в России: монография. – 2-е изд. / Н.Е. Бровкина. – М.: КНОРУС, 2013. – 241 с.
5. Быканова Н.И. Процентная политика коммерческих банков / Н.И. Быканова / Актуальные вопросы права, экономики и управления – 2018. - №2. – С.46-50.
6. Глушкова Е.А. Границы государственного сектора в банковской системе / Е.А. Глушкова / Банковское дело. – 2014. – №8. – С.34-37.
7. Еремина Е.В. Государственное регулирование системы участия банков в инновационном процессе /Е.В. Еремина / Инновационная деятельность. 2016. №9-4. С.27-31.
8. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году [Электронный ресурс] / Банк России. – 2016. – Режим доступа – www.cbr.ru/ publ/?PrtId=nadzor. (Дата обращения 07.04.2018)
9. Потемкин С.А. Банки с государственным участием: современные задачи управления / С.А.Потемкин, Н.Г. Новикова, И.В. Киреева / Финансы и кредит. – 2015. – № 47 (383). – С.18-24.
10. Хандруев A.A. Банки с государственным участием: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / A.A. Хандруев. – М.: Консалтинговая группа «БФИ», 2017. – Режим доступа – http://www.bfi.ru/site/rus/develope/state_banks.pdf. (Дата обращения 07.04.2018)




Рецензии:

22.11.2020, 13:22 Русак Ирина Николаевна
Рецензия: Тема для России актуальна. В статье автор попытался оценить вопрос неэффективности деятельности банков с государственным участием, количество которых в последние годы возрастает. Автором предложены мероприятия для повышения эффективности их деятельности. Литературные источники достаточно новые, что говорит о владении автором актуальной информацией по изучаемой проблематике. Статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх