Российский новый университет, Налоговый институт
Студент
Макарова Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования, Кафедра налогового администрирования и правового регулирования, Российский новый университет, Налоговый институт
УДК 34.096
В связи с нарастанием уровня цифровизации многие аспекты жизни общества изменились. Внедряя всё более новые технологии, человек видоизменил все существующие отношения, в том числе и экономические. Научно-технический прогресс позволил человечеству перейти от бартера к деньгам, от ручного труда к машинному производству, от материальной к цифровой форме.
Сейчас абсолютно все денежные ценности человека можно отразить на виртуальной платформе. Так совершенно не нужно, даже бесполезно, носить с собой бумажные и металлические деньги, достаточно лишь пластиковую карту. Однако это касается не только их. Все ценные бумаги также перешли в электронный формат. Это означает, что в информационном пространстве существует база данных, где и хранятся сведения об эмитенте, эмиссионной бумаге, её владельце. Кроме этого, в виртуальном пространстве создаётся множество различных валют, не принадлежащих какому-либо государству, которые необходимо регулировать особыми нормативно-правовыми актами. Все выше перечисленные факты отражают актуальность работы.
Целью данной работы является изучение нового закона и сопоставление мнений, связанных с новым документом, с уже существующими нормами.
Перед нами стоят следующие задачи:
- ознакомиться с новым нормативно-правовым актом;
- рассмотреть мысли экспертов, связанные с ним;
- исследовать смежные с данным актом законы.
Были применены следующие методы исследования: изучение специальной литературы и документации, обобщение, систематизация, сравнительный анализ.
Летом 2020 года был принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный документ вступит в силу с января 2021 года и будет регулировать отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов (далее ЦФА), отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в России, особенности деятельности оператора информационной системы и оператора обмена ЦФА.
Федеральный закон определяет ЦФА как цифровые права по эмиссионным ценным бумагам, участия в капитале непубличного акционерного общества. Цифровой валютой же признаётся совокупность электронных данных, которые могут использоваться как средства платежа, но не являются какой-либо государственной, международной денежной единицей [1].
Выпуск цифровых финансовых активов производится в информационных системах. Также в них осуществляется их учёт, которым управляет лицо, выпустившее данный финансовый ресурс, обладающее им или другое. В случае прекращения обязательств записи погашаются. Любое изменение в отношении ЦФА обязательно должно быть отражено соответствующей записью. Обладателем считается, если иное не предусмотрено законодательством, лицо, включённое в реестр пользователей информационной системы и имеющее доступ к ней [1].
Доступ к системе, обеспечивающийся в соответствии с её правилами, имеет оператор, а именно юридическое лицо, включенное в реестр операторов информационных систем. В реестр операторов юридическое лицо включается Банком России только после того, как будут согласованы правила информационной системы. Оператор ведёт реестр пользователей информационной системы, в который заносятся сведения о пользователе, информация, необходимая для аутентификации пользователя и записи о статусе пользователя (лицо, выпускающее ЦФА, обладатель ЦФА, оператор обмена ЦФА) на основании необходимых документов, подтверждающих данные. В случае сбоя информационной системы, нарушения правил работы с ней, несоответствия её требованиям, утраты или неполного, недостоверного предоставления информации оператор обязан возместить убытки пользователей [1].
Также с 15 по 26 статью говориться об изменениях, вносящихся в федеральные законы, которых касается регулирование отношений, связанных с ЦФА. Например, статья 8.6-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» дополняется пунктом 5.1, который гласит, что «если ценные бумаги учитываются на лицевом счете (счете депо) цифровых финансовых активов, ... оператор информационной системы ... обязан представить информацию для составления списка владельцев ценных бумаг» [1].
Таким образом, государство решает вопрос о порядке регулирования экономических отношений, связанных с цифровым имуществом, которое создаётся и учитываются в информационной системе. Кроме того, законодательно устанавливается, что любая цифровая валюта не признаётся валютой государства, но при этом может выполнять одну из функций денег, а именно средство платежа. Это позволяет не упоминать в законодательном акте каждую криптовалюту и упростить для понимания юридическими и физическими лицами излагаемые в законе нормы, установки и понятия.
В связи со вступлением в силу данного нормативно-правового акта на заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (далее РСПП) было принято решение о предоставлении рекомендации Федеральной налоговой службе и Министерству финансов по введению специального налогового режима для операций с ЦФА. РСПП считает, что данное предложение даст возможность убрать правовые барьеры и стимулировать данный рынок активов. На данный момент не действует ни один закон, регулирующий налогообложение сделок с ЦФА. Специалисты же говорят следующее. Андрей Локис из KA Pen & Paper и партнёр Taxology Михаил Успенский выражают мнение, что нужно обеспечить условия для применения одного и того же налогового режима к обоим видам финансовых активов. Татьяна Сафонова из O2 Consulting добавляет, что таким образом не будет допущено выделение ЦФА в качестве способа снижения налоговой нагрузки. Рассмотрим предложения союза в таблице 1 и проанализируем каждое из них [5].
Налог |
Предложение РСПП |
Налог на добавленную стоимость (НДС) |
Освободить от налога операции по выпуску, обращению и погашению «финансовых» ЦФА, операции по выпуску и обращению цифровых прав, которые удостоверяют право требовать передачу товара или услуги по сделкам с ЦФА |
Налог на прибыль организаций |
Налог взимать только в случае, когда у эмитента ЦФА образовался положительный финансовый результат от выпуска актива |
Не взимать налог с некоммерческих организаций, которые получают пожертвования для приобретения ЦФА, чтобы формировать фонды |
|
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
Налог взимать при продаже или погашении ЦФА с разницы между ценой приобретения и реализации или погашения. Налог исчисляется налоговым агентом (например, банком). |
Во-первых, согласно налоговому законодательству, реализация долей в уставном (складочном) капитале организации, ценных бумаг и производственных финансовых инструментов, операции займа, РЕПО и по уступке прав кредитора по займу, услуги, оказываемые регистраторами, депозитариями, брокерами, дилерами и другими не требуют уплаты по налогу на добавленную стоимость. Всё, что касается изготовления активов, подлежит налогообложению, однако союз предлагает и эти операции отнести к необлагаемым [3].
Во-вторых, объектом по налогу на прибыль организаций является прибыль, т.е. разница между доходами и расходами организации. Сумма налога к уплате определяется как произведение налоговой базы (прибыли) и ставки налога. Если в итоге налогового периода прибыль отсутствует или отрицательная (убыток), то сумма налога, которую необходимо уплатить, принимается равной нулю. Также в некоторых случаях необходимо вести отдельный учёт, например, прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг в налоговом учете учитывается раздельно [3]. Потому можно заключить, что данное предложение союза было озвучено с целью ввести ЦФА в список других финансовых активов, к которым применяются сегодняшние нормативно-правовые акты России.
В-третьих, безвозмездно полученные денежные средства, имущество, права не учитываются в статье доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций [3]. Кроме того, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» определено, что данные организации создаются для достижения общественно полезных целей [2]. Согласно статье 582 Гражданского кодекса РФ (часть вторая), «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» независимо от лица, которому оно предназначено [4]. Значит, чтобы пожертвование не учитывалось при расчёте суммы налога на прибыль организаций, оно должно использоваться по назначению, как прописано в российском законодательстве и в соответствии с уставом организации. При (отсутствии документов, подтверждающих обратное) нецелевом расходовании и распоряжении безвозмездно полученных средств, имущества, прав такие доходы подлежат обложению налогом на прибыль организаций, однако РСПП предлагает изменить данное положение в законодательстве, дополнив приведённым в таблице 1 исключением.
В-четвёртых, статья 214.1 Налогового кодекса гласит, «налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (в том числе форвардными, фьючерсными, опционными контрактами, своп-контрактами) признаётся положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций». Убытком признаётся отрицательный финансовый результат по совокупности операций. Согласно 226.1 статье Налогового кодекса, налоговыми агентами по данным операциям признаются доверительный управляющий, брокер, форекс-дилер, депозитарий, российская организация, осуществляющая выплату дохода по ценным бумагам, выпущенным этой организацией [3]. Таким образом, в отношении налога на доходы физических лиц РСПП также предлагает применять к ЦФА то же ныне действующее законодательство, что и в пункте два касательно налога на прибыль организаций.
Итак, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. Новый акт призван урегулировать экономические отношения, связанные с цифровыми материальными ценностями, и уточнить законы, которые контролируют данную сферу экономики. Идеи же союза нацелены на обеспечение условий для применения сегодняшнего налогового законодательства к ЦФА, т.к. по сути это такие же финансовые активы, что и другие используемые физическими и юридическими лицами. Разница состоит лишь в том, что ЦФА выпускается в информационных системах. Важно понимать, что данные предложения не только будут приняты к сведению, но и, возможно, дадут толчок для развития всей сферы ЦФА в целом, что приведёт к увеличению количества проводимых операций с активами и поспособствует росту налоговых сборов.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий