Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
студент
Демеш Владимир Павлович, доцент, к.п.н., заведующий кафедры физической подготовки в Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии
УДК: 796.001.89
Актуальность: Студенческая жизнь – это не только период овладения знаниями по выбранной профессии и приобщения к мировым культурным ценностям, но и, прежде всего, время вхождения в самостоятельную и здоровую жизнь, формирование личного мировоззрения и собственных критериев здорового образа жизни. Здоровье и учебная деятельность обучающихся тесно связаны и часто влияют друг на друга, особенно сильно это видно во время дистанционного обучения, когда студенты вынуждены большую часть своего времени проводить за экранами компьютеров для обучения и выполнения домашних заданий [3].
Цель: Изучить отношение студентов к занятиям по физической подготовке в подведомственном высшем учебном заведении.
Говоря о научной новизне статьи, следует отметить, что многочисленные исследования в области физической культуры и здорового образа жизни студентов показывают результаты в пользу того, что физическая культура и спорт среди студентов развиты слабо. Студенты не считают уроки физической активности важными в своей жизни, а те, что посещают спортивные залы во внеучебное время, как правило, делают это не регулярно [1]. Кроме того, в современном мире, в условиях пандемии, двигательная активность студентов полностью легла на их плечи, а это означает и новые вызовы к преподавателям физической культуры.
Результаты:
Чтобы проверить состоятельность подобных выводов для студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, было проведено социологическое исследование среди студентов 1-4 курсов филиала. Данный опрос носил анонимный характер, для более комфортного участия в нем студентами филиала. Так, участие в опросе приняло 85 человек всех факультетов и курсов, всего 53 женщины (63,4%) и 32 мужчины (37,6%), средний возраст которых составил 20 лет.
Кроме того, важным в исследовании авторы данной статьи считают принадлежность респондентов к определенной форме обучения. Так, 63 человека (74%) обучаются на платной основе. Однако, вне зависимости от формы обучения студенты получают материальную и вещественную поддержку от родителей, а также около 37% респондентов зарабатывают деньги самостоятельно.
В своей научной работе Гусева Н.Л. утверждает, что в первые годы учебы студенты пользуются поддержкой своих родителей и других родственников, а в последние годы большинство из них сосредоточились на стипендиях (в основном женщины) и неполной занятости (в основном мужчины) [1]. В среднем ежемесячные расходы первого года обучения для приезжих студентов значительно выше. На третьем курсе они практически стабилизируются благодаря увеличению расходов местных студентов. Такое восприятие жилищной ситуации и материального обеспечения мало меняет в процессе обучения в вузах, однако влияет на обеспеченность студентами спортивной одежды и обуви для занятий физической культурой дома и в вузе. Все это соответствует результатам анонимного опроса в Академии.
Обобщая результаты анкетирования, можно выделить следующие особенности двигательной активности студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии:
Большую часть времени ежедневно занимают учебные занятия в филиале, причем, во время очного обучения в среднем студенты обучались в течении 4,5 часов, а во время дистанционного обучения данный показатель вырос до порядка 6 часов в день.
Большинство респондентов во время очного обучения тратили на дорогу, в среднем, 1,5–2 часа на общественном транспорте. Респонденты указали, что во время очного обучения двигались в среднем 4–5 часов в день, а во время дистанционного обучения данный показатель сократился до 1,5–3 часа в день (что связано с тем, что занятия происходят в сидячем виде за компьютером).
Большинство респондентов указали, что также занимаются физическими упражнениями (в основном разминка) не менее, чем 3-4 раза в неделю. 61% юношей, в основном, в безкарантинное время, занимаются спортивной гимнастикой и спортивными играми, большинство девушек (56%) помимо уроков физкультурой занимаются йогой, ходьбой или посещают подвижные групповые занятия в спортзалах. Всего 54% респондентов ранее регулярно занимались спортом, в основном спортом, легкой атлетикой, плаванием.
Следует отметить, что около 30% опрошенных студентов затруднились оценить достаточность своего двигательного режима для нормальной жизни и здоровья.
Полученные данные свидетельствуют о том, что лишь 12% студентов систематически занимаются физической культурой и считают себя спортсменами; 46% респондентов считают регулярно посещают занятия по физическому воспитанию; 33% студентов не занимаются физической культурой или спортом, в основном это представители спецгруппы.
Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности во многом определяется характером интересов и мотиваций. Более того, уровень сформированности интересов и мотивов является одним из ведущих показателей личностной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы поведения и необходимость их воплощения на практике.
Результаты этого исследования показывают, что только 24% студентов считают необходимым учиться для будущей профессиональной деятельности, в основном это студенты факультета таможенного дела. Относительно большое количество студентов (28%) не уверены в важности физической культуры для развития личности, а 34% студентов не знают, является ли физическая культура необходимым элементом профессиональной подготовки. 14% опрошенных воздержались от ответа на данный вопрос.
Прежде всего, данная ситуация характеризуется низким уровнем осведомленности студентов о социальной природе физической культуры и ее значении для профессиональной деятельности.
Из проведенного исследования можно выделить такие факторы, влияющие на то, начнут ли заниматься студенты физкультурой и споротом или нет. Так, приоритетным фактором является желание студентами улучшить фигуру и сбросить лишний вес (44% опрошенных, среди которых 82% женщин). Следующий по значимости фактор – улучшение своей физической подготовленности, усилить волю, воспитать характер (36%, среди которых подавляющее большинство мужчины – 76%). И, наконец, студенты будут готовы заниматься физической культурой в том случае, если их здоровью будет угрожать видимая угроза – 20% опрошенных.
Проведенное исследование показало, что еще одной положительной мотивацией студентов является получение зачета по предмету «Физическая культура» – 65% опрошенных студентов, причем для женщин этот мотив более значим (40%), в основном это студенты бюджетной формы обучения.
Физическая культура, как учебная дисциплина, признана необходимой составляющей образовательного процесса, что подтверждается большинством студентов (88% опрошенных). Однако, большинство студентов считают данную дисциплину лишней на 2–4 курсах. Все же, стоит отметить, что студенты таможенной академии больше обеспокоены тем, что им нужна не просто физическая подготовка «как в школе», а более серьезная подготовка к будущей профессии, например, обучение рукопашному бою.
Значительная часть студентов в целом удовлетворена качеством преподавания физической культуры в филиале, однако около 17% студентов безразличны к качеству преподавания.
Заключение:
Физическое воспитание играет очень важную роль в жизни студентов. Такие практики повышают продуктивность, улучшают работоспособность, снимают стресс и эмоциональное напряжение, тренируют мышцы, улучшают умственные и физические качества и значительно повышают уровень здоровья, являясь его неотъемлемой частью. Однако, проведенное исследование показало то, что лишь малая доля студентов понимают и осознают данные постулаты. Чтобы заниматься активной двигательной деятельностью, каждому студенту необходима мотивация, которую он мог бы сформировать из собственных желаний.
Вследствие этого, авторы данной статьи полностью согласны с выводом Паршаковой и Пряшниковой о том, что чтобы сформировать мотивацию к занятиям физкультурой, необходимо повысить интерес, сформировать потребность в физическом самосовершенствовании и потребность в регулярных упражнениях с целью улучшения здоровья [2]. Студент должен осознавать всю суть, которая формируется во время занятий спортом, а преподаватели, в свою очередь, прислушиваться к желаниям студентов относительно направленности физических занятий в Российской таможенной академии.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий