Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №88 (декабрь) 2020
Разделы: Искусствоведение
Размещена 07.12.2020.
Просмотров - 675

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ КАРАКАЛПАКСТАНА

Уразимова Тамара Владимировна

Doctor of philosophy (PhD) History of art

Нукусский государственный педагогический институт

доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики

Аннотация:
Статья посвящена истории становления скульптуры Каракалпакстана. Автор исследует первые шаги профессионального формирования специфических особенностей скульптуры Каракалпакстана.


Abstract:
The article is dedicated to histories of the formation of the sculpture Karakalpakstan. The author researches the first steps of the professional shaping the specific particularities of the sculpture Karakalpakstan.


Ключевые слова:
изобразительное искусство; скульптура; стилистика; живописные средства

Keywords:
the Graphic arts; sculpture; the style; picturesque facilities


УДК 7.03

Введение

Формирование скульптуры Каракалпакстана приходится на 1960-х годы прошлого столетия. Ход истории привел к «расширению вселенной» в сознании людей, сферы идей социально-экономических, культурно-этнических и художественно-эстетических. Сложение профессионального изобразительного искусства связано с тем, что именно в эти годы в Каракалпакстане складывается коллектив местных профессиональных кадров.

Актуальность

Необходимость изучения становления скульптуры Каракалпакстана, диктуется требованием художественной практики, а также общей теоретической не разработанностью данного вопроса в области искусствоведения.

Цели, задачи, материалы и выводы

Основной целью и задачей с точки зрения автора является выявление специфических особенностей становления скульптуры Каракалпакстана. В этой связи проводится искусствоведческий анализ с учетом исторических изменений происходивших в обществе того времени.

Научная новизна

Научная новизна исследования состоит в том, что сделана попытка разработки и научного обоснования проблем становления скульптуры Каракалпакстана.

Заключение, результаты, выводы

Подводя итоги исследования, автор приходит к ряду выводов в отношении становления скульптуры Каракалпакстана.  

Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей, несомненно, опирается на то, что было создано предшественниками. Скульптура Каракалпакстана – это, прежде всего особый ракурс видения мира, язык художественной выразительности, характер отражения действительности, свое отношение к передаче времени и пространства. Поэтому, несмотря на станковый характер, скульптуре подчас свойственна монументальность, а также разнообразие художественных аспектов, такие, например как склонность к обобщению форм, тяготение к большой и глубокой содержательности работ, а также символики. Именно эти основные моменты прослеживаются в произведениях Ж.Куттымуратова, Д.Торениязова, А.Атабаева, Д.Тажимуратова, А.Сейтимбетова.   

В скульптуре Каракалпакстана роль изобразительного начала снижена и на первый план выступает сам фактор предметного творчества, сближающий скульптуру с декоративно-прикладным искусством, и в частности с резьбой по дереву. Это мы можем непосредственно наблюдать в таких работах как «Птица» (1967 г.), «Птица Сирин» (1971 г.), «Птица фантазия» (1971 г.) Д.Торениязова, и в многочисленных масках А.Атабаева. В то же время отход от натурной изобразительности делает само содержание скульптурных произведений более универсальным, не обремененным частностями.

Скульптура Каракалпакстана свое становление и развитие получила с начала 1960-х годов. Характерной чертой этого времени является одновременный процесс поиска тематики, сюжета, национального типажа и пластических средств выражения. С первых шагов скульптура стала вырабатывать свою технику, свой почерк, свое слово в искусстве основанных непосредственно на традициях декоративно-прикладного искусства, с их праздничной красочностью и разумной практической утилитарностью. Сюжет же для своих произведений скульптура находит в образах фольклора, фантазии народа. В искусстве скульптуры Каракалпакстана нашли свое естественное развитие такие моменты декоративно-прикладного искусства, как конструктивность и пластика юрты, изделий бытового искусства, так и скульптурно-выразительные формы музыкальных инструментов, безупречность ювелирной пластики. Во всех этих ремеслах и промыслах веками соблюдались и чтились законы художественной гармонии, образная красочность силуэта, орнамента и цвета. Поэтому органично и целостно эстетические представления, метод формы – образования, не претерпев значительных изменений под напором времени, вошли в новый ранее не известный в Каракалпакстане вид изобразительности. В связи со сказанным понятны соразмерность всех деталей в произведениях современной скульптуры, глубинная, внутренняя динамика, располагающая зрителя к длительному восприятию, редкое единство простоты и изящества.

Своеобразно выработанные в веках национальные традиции непосредственно сказались и на ее внутреннем содержании: национальный характер (выработанные и «усовершенствованные» на протяжении многих веков представления и обычаи, отношения между людьми, манера поведения в обществе и т.д.), этических и эстетических представлениях народа, сложившихся в процессе исторического развития. Объединяющим началом служат ярко выраженные особенности пластического стиля современной скульптуры, станковый характер работ, внутренняя уравновешенность образного строя произведений, структурная пластичность форм, сдержанная цельность ритмов, обобщенность образа, типажность. Здесь особую роль играет фактор национально-своеобразной интерпретации жизненного материала влияющий на принципиальный строй пластических решений, на технику, манеру исполнения.

В поисках средств выражения скульптора Каракалпакстана обратились не только к опыту резьбы по дереву, но и к богатству вышивки, ковра, народной поэзии, и самое главное богатым пластам фольклора. Использование техники резьбы по дереву, и в частности той непосредственности исполнения, понимания и подхода к живому материалу дереву (дереву разных местных пород), и реже к камню, национальная самобытность не только сюжета, объекта изображения, но и формы создает неделимое, органически целое единство национального в искусстве.

Обращение к национальным традициям в скульптуре Каракалпакстана носит двойственный характер. Во-первых, это прямое использование отдельных мотивов прикладного искусства, например, изображение орнамента путем резьбы или вставки, имитация украшений на одежде и т.д. (Ж.Кутымуратов «Большая невеста» (1965-1967 гг.), «Олма» (1966 г.)), а также пластическое решение образов. Именно вследствие обращения к прикладному искусству каракалпаков, скульпторы выработали свой собственный, индивидуальный язык выражения. Характерным стало в их произведениях обобщенного характера в трактовке и передаче персонажей работ, своеобразие мягкой пластики (диктуемой структурой и особенностями дерева, основного используемого материала) построения объема, светотеневой моделировки, а также решения пространства и времени (здесь имеется в виду особенности каракалпакского прикладного искусства его «затяжной» характер, вневременное решение пространства). Во-вторых, обращение художников к устной форме народного искусства каракалпаков - фольклору и поэзии. И как результат поиск национального типажа героя, созвучный образам многочисленных эпосов и дастанов («Сорок девушек», «Алпамыс» и т.д.). В-третьих, следует отметить своеобразную размеренность творчества, привнесенную в нее плавной певучестью каракалпакской мелодии (Ж.Кутымуратов «Росток» (1970 г.), Д.Торениязов Д.Торениязов.Старик в большой шугурме (1975 г.), А.Атабаев «Невеста» (1979 г.) и т.д.). помимо этого необходимо отметить и особое отношение к пространству как формообразующему фактору придающему композиционной структуре особую емкость, многозначительность. Пожалуй, отсюда то философское обобщение образа, который воспринимается более ассоциативно, внутренне, чем внешне.

Скульптуре Каракалпакстана чужда внешняя экспрессия, энергичное движение, она носит отвлеченный характер, отличаясь стремлением передать развитие во времени и пространстве. В этих произведениях слиты черты самого широкого образного обобщении, интерпретируемого в контексте истории. Наиболее характерной чертой присущей скульптуре Каракалпакстана является повешенная выразительность силуэта, при этом с совершенно иным решением проблемы. Здесь силуэту присуща внутренняя экспрессия, относительная самостоятельность, при кажущейся застылости форм. Особо ярко это можно наблюдать в различных видах масок (творчество А.Атабаева), где образ во многом рассчитан на выразительность силуэта. Любопытно отметить следующий факт, что стоит изменить угол зрения, как вся выразительность данного силуэта исчезает и появляется новая.

Отличающийся удивительной внутренней экспрессией, силуэт в скульптуре сложен и вместе с тем прост, он тесно связан с декоративностью, в которой особую роль сыграл национальный орнамент. Использование орнамента в скульптуре одной украшательской функцией не исчерпывается. Роль его множественна: с одной стороны орнамент действительно является украшением, в том смысле в каком всякий узор нанесенный на поверхность предмета в прикладном искусстве, а с другой стороны, в виду специфических отличий скульптуры от прикладного искусства он становится активным компонентом, способствующим выявлению пластики, ритма, экспрессии скульптурных форм и содержания. Мы пользуемся термином «орнамент» за неимением более точного определения, хотя во многих случаях это ряд экспрессивно выполненных линий, нанесенных на поверхность скульптуры и не подчиненных ни какой закономерности построения каракалпакского орнамента, хотя и довольно правдоподобно воспринимаемый зрителем, именно как национальный орнамент. Роль орнамента в скульптуре Каракалпакстана заключена в выявлении и акцентировании национального своеобразия. 

Скульптуре Каракалпакстана присуще и обращение к аллегории, воплощающей самые общие категории, т.е. по существу возвращающей к тому, что издавна является сутью ваяния. Это скорее стремление передать представления человека о природе своей гармонии с ней, о естественной свободе, что существу дает представление о нравственно-этическом идеале. Поиск выразительных, изобразительных приемов, синтез различных категорий привел к интересным результатам в каракалпакской скульптуре: психологизм решения образа соседствует с декоративностью; этнографизм сочетается с символикой; реализм сочетается с аллегорией.

Специфическое понимание природы, наблюдение, над ее формообразованием выработанное в столетиях, повлияли, несомненно, на построение пластической формы, близкой природной. Скульптура в Каракалпакстане возникла по подобию органической структуры. Впитав в себя закономерности ее ритма, соотношений целого и деталей. Естественным материалом образов, рожденных природой, фольклором, эпосом, стали дерево и камень. Издавна применяя дерево в своей кочевой жизни, каракалпаки выработали свои приемы обработки дерева, основанных на понимании ее живой красоты, декоративных ее качеств, обусловленных самой природой. В скульптуре сохраняется органическая жизнь структуры дерева, ствола, сучьев. Строение конкретного куска материала является важным моментом в формообразовании, оно диктует «технические условия» построения определенной формы, уже заложенной в ней природой. Такой принцип порождает и стилистику произведения: конкретный образ, органично «выявится» под «диктовку» природы, так как расположены сучья дерева, изгиб ствола. Скульпторы связывают разработку проблем формы с многоплановым пониманием национального характера, и вместе с тем проявлением духовной сути современника. Сохраняя природные качества дерева – его весомость и плотность, упругость и жесткость, мастер в тоже время «очеловечивает» их, образу сообщается пластическое движение человеческой руки, ее тепло. Поверхность дерева никогда не зашлифовывалась полностью скульпторами, ровно зачищенные и плавно закругленные участки подчас сочетались с полуобработанными. Понимая природную красоту дерева, ее декоративность, мастера умело обрабатывают матовый, благородный блеск, золотистый цвет и причудливый рисунок текстуры. Разнообразие структуры дерева мастера Каракалпакстана умело использовали в своих работах.

Преемственность традиций, идущая из поколения в поколение, возродилась в особенностях мироздания, в отношении к окружающему миру, восприятии формы, ее структурной специфики, что составляет одну из граней народного художественного мышления. В работах Ж.Куттымуратова можно отметить, что они в своей основе являются своеобразным синтезом круглой скульптуры и народного понимания красоты. Скульптура Д.Торениязова, Д.Таджимуратова, А.Сейтимбетова берет свое непосредственное начало от истоков народного искусства, резьбы по дереву, архитектоники юрты, фольклора. Творчеству же А.Атабаева свойственна близость пластической формы, объема, ритмики в целом Восточным (в частности Средняя Азия) моментам искусства народной скульптуры. Необходимо, пожалуй, отметить еще одну деталь, отличающую творческую деятельность А.Атабаева от искусства Ж.Куттымуратова, Д.Торениязова и Д.Таджимуратова. Произведениям последних художников свойственна мягкость, округлость, плавность очертания форм, объема и ритма,  в то время как пластике работ А.Атабаева присуща более четкая, несколько резковатая, в чем-то конструктивная форма передачи и ритма. При этом его произведениям свойственен момент монументальности присущий станковой скульптуре.

Тема духовного самопознания личности, ее связи с историей и современностью – вот «ось» творчеств мастеров скульптуры Каракалпакстана. Между художниками и жизнью установилась определенная связь, появилось некое промежуточное звено, объективно существующая реальность для мастера, это его внутреннее национальное мироощущение и понимание. В творчестве скульпторов отсутствуют какие-либо декларативные программы. Свободные и независимые в творческих исканиях, мастера  более ответственны в выборе сюжета, в его передаче.

Сюжет и персонажи произведений художники находят в сказаниях, песнях и легендах каракалпакского народа. Это декоративные маски в творчестве А.Атабаева, символично трактованный образ природы в произведениях Ж.Куттымуратова, фольклорные (народные) образы в работах Д.Торениязова, и близкие им, но трактованные в более «современном» ключе произведения Д.Тажимуратова. Художников привлекают народные типы - характеры, сконцентрировавшие в себе духовный опыт многих поколений. Особенность пластики в этих работах заключается в компактности построения, монолитности и вместе с тем в легкости форм, в предельном обобщении. Произведения отличаются простотой решения, в котором таится внутреннее напряжение. Поиск эмоций и самое главное раскрытием характера персонажей, согласно стилистике народных сказаний. При этом мастер отдает предпочтение более «уравновешенным» вариантам, в которых сочетается ясность скульптурных форм и окружающего пространства.

Все, в произведениях скульпторов Каракалпакстана начиная с артистически разработанной системы подходов к композиции и кончая мельчайшими, ювелирно выполненными скульптурными деталями - служит налаживанию самых непосредственных контактов между человеком и произведением, между зрителем и художником.

Библиографический список:

1. Уразимова Т.В. Искусство Каракалпакстана 20 века: традиции и инновации. // Вопросы археологии, этнографии и истории южного Приаралья. Материалы Международной научно-теоретической конференции. Н.: «Каракалпакстан», 2011. – С.230-231.




Рецензии:

8.12.2020, 18:06 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Очень выразительное и убедительное изложение темы: 2 вопроса: в республике, расположенной между двумя пустынями, как-то в искусстве должен был отразиться этот доминирующий природный факт? Ваше описание деревянной скульптуры очень похоже на творчество С.Эрзя, критически отразите это.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх