Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии
студент
Уразалин Нур Бимаганович, кандидат юридических наук, преподаватель, кафедра физической подготовки, Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии
УДК: 7.79.796/799
На сегодняшний день развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации уделяется огромное внимание. Ежегодно, в соответствии с проводимой государственной политикой в области развития физической культуры и спорта, на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) принимаются десятки различных нормативно-правовых актов, направленных на популяризацию спорта и привлечение граждан к занятиям спортом и лечебной физкультурой.
Не обошла данная практика и высшие учебные заведения (сокращенно именуемые «ВУЗы»). Данный факт обоснован во многом состоянием здоровья и физической подготовки современных студентов. Так, согласно статистическим данным, в настоящее время только 40% студентов относятся к основной группе здоровья и только около 5% занимаются спортом на регулярной основе. Дефицит двигательной активности студентов неминуемо влечёт нарушения в работе функциональных систем организма, что вызывает негативные отклонения в состоянии здоровья, трудноустранимые впоследствии.
Законодательство, регулирующее спортивную деятельность в высших учебных заведениях динамично, оно подвергается постоянным изменениям и дополнениям, в связи с чем ещё сравнительно недавно принятые нормативно-правовые акты стремительно утрачивают актуальность. Между тем, их рассмотрение такого законодательства имеет определённый интерес — оно позволяет определить как развитие и совершенствование самих норм права в динамике, так и рост показателей, на которые направлены подобные акты — регулярность занятий спортом и вовлеченность в спортивное движение в целом.
Между тем, вызывает определённое недоумение тот факт, что по данной теме практически невозможно найти как монографий, так и научных работ, рассматривающих современное законодательство, принятое относительно недавно (в течение последних 5 лет). В связи с этим подобное исследование, направленное на выявление новелл в законодательных актах и анализ их возможного дальнейшего развития и совершенствования имеет важное значение. Особую новизну придаёт и контекст работы — рассмотрение нормативно-правовых актов через призму высших учебных заведений и правоприменительную практику в них, так как в настоящее время именно на ВУЗ’ы возлагается основной объём программ по улучшению физического состояния молодежи и формированию интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Исходя из данных положений можно выделить следующие задачи данной работы:
1. Рассмотрение основных нормативно-правовых актов, регулирующих спортивную деятельность в ВУЗах.
2. Оценка эффективности данных нормативно-правовых актов.
3. Выявление новелл в законодательстве и предложения по его дальнейшему совершенствованию.
Начать однако стоит с основополагающего акта, принятого ещё в 1990-е гг. — Федерального государственного стандарта высшего образования. Принятый в 1994 году, именно он закрепил основные положения — физическая культура является дисциплиной, в обязательном порядке преподаваемой во всех без исключения высших учебных заведениях Российской Федерации. Однако деятельность высших учебных заведений не ограничивается соблюдением лишь Федерального государственного стандарта - при разработке учебных программ по физической культуре их учебно-методические отделы должны руководствоваться как различными нормативно-правовыми актами всех уровней, так и повышением качества образования. Проанализировав принимаемые в настоящее время законодательные акты, регламентирующие деятельность физической культуры и спорта в высших учебных заведениях, мы выделили следующие основные цели, которые они преследуют:
1. Сохранение нормы обязательного физкультурного образования для студентов не менее 4 часов в неделю (больше – лучше), повышение эффективности проводимых в высших учебных заведениях обязательных занятий, увеличение числа студентов, регулярно занимающихся физкультурой и спортом.
2. Проведение просветительно-образовательной работы в образовательных организациях, направленной на пропаганду физкультуры и спорта, а также здорового образа жизни.
3. Выполнение норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО – «Готов к труду и обороне) студентами учебных заведений.
4. Повышение квалификации и профессиональных навыков специалистов (преподавателей) в области физической культуры и спорта, их переподготовка с использованием современных средств и методов.
Теперь рассмотрим нормативно-правовые акты, принятые в последние несколько лет, более подробно.
Одним из таких документов являются «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года», принятые 29 ноября 2014 года Распоряжением Правительства РФ. В настоящее время в России проживает 33 миллиона человек, в возрасте от 14 до 30 лет, из них более 7 миллионов – учащиеся высших учебных заведений[1]. Данная программа носит основополагающий характер, именно на ней базируются все нововведения в области физической культуры и спорта на федеральном уровне. В соответствии с положениями данной программы, на высшие учебные заведения ложатся такие обязанности, как:
1. Вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта, которые в связи с введением нормативов ГТО приобретают всё более важное значение.
2. Вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни, которое осуществляется как путём пропаганды отказа от употребления алкоголя, курения табака и употребления психотропных веществ, так и путём совершенствования системы студенческих соревнований и развития студенческого спорта.
3. Реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта.
Также важную роль в спортивной и физкультурной деятельности высших учебных заведений занимает Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», принятая Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 года. В соответствии с данной программой ведётся обеспечение учебных заведений новыми учебно-методическими и методическими материалами для занятий спортом и физкультурой, проведение различных конференций и семинаров, посвященных развитию спорта и физкультуры в высших учебных заведениях Российской Федерации. К задачам, поставленным данной программой перед высшими учебными заведениями, также относится доведение доли обучающихся и студентов дневной формы обучения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 80% к 2020 году[2]. На наш взгляд, данная программа оправдывает возложенные на неё надежды и ожидания - несмотря на то, что столь высокий показатель к настоящему времени так и не был достигнут, программа поспособствовала значительной популяризации спорта в высших учебных заведениях страны. Так в 2019 году каждый второй студент высшего учебного заведения участвовал в тех или иных конференциях или семинарах, посвященных развитию физической культуры и спорта в нашей стране[4].
В последние несколько лет на территории Российской Федерации проводится внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), который нацелен на развитие массового спорта и оздоровление нации, развитие личности как в физическом, так и в волевом аспектах, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Высшие учебные заведения играют важную роль в реализации данного комплекса и подготовке студентов к сдаче нормативов. Так, в соответствии с «Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)", принятым Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 года, начиная с 2015 года все образовательные программы по дисциплине «Физическая культура», разрабатываемые в учебных заведениях, должны учитывать требования к уровню физической подготовленности студентов, необходимой для сдачи нормативов ГТО[3]. Также учебные заведения должны проводить спортивно-массовые мероприятия, направленные на повышение уровня физической подготовки студентов и подготовку к сдаче нормативов ГТО. Введение подготовки для сдачи норм ГТО в образовательные программы высших учебных заведений так же можно воспринять положительно, согласно статистическим данным число студентов, желающих сдать нормы ГТО, растёт год от года. Так в 2015 году прирост числа участников — студентов высших учебных заведений составил более 200%[4].
Также, говоря о нормативно-правовых актах, регулирующих студенческий спорт, нельзя не упомянуть рекомендации Министерства образования и науки, в соответствии с которыми, учреждениям, реализующим программы высшего образования, желательно участвовать в смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурной, спортивной и оздоровительной работы среди студентов высших учебных заведений. На основе этих рекомендаций также принимаются нормативно-правовые акты всех уровней, так, на сегодняшний день только в одном из субъектов РФ — Ленинградской области принято более 30 распоряжений, касающихся как организации и проведения смотров, так и подведения их итогов[5].
Подводя итоги по данной теме, можно констатировать, что в последнее десятилетие в Российской Федерации реализуются различные федеральные программы, направленные на формирование у молодежи позитивного отношения к здоровому образу жизни. Практически все такие программы так или иначе затрагивают спортивную деятельность ВУЗ’ов, так как именно они являются тем центром сосредоточения молодежи, через который легче всего реализовывать федеральные и региональные спортивные программы. Оценивая законодательство в области физической культуры и спорта, можно отметить его весьма высокий правовой уровень и прогрессивность.
В заключение хотелось бы отметить, что, разумеется, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность высших учебных заведений в сфере физкультуры и спорта, не исчерпываются федеральным уровнем. Множество актов принимаются на уровне субъектов РФ или на локальном уровне. Однако именно нормативно-правовые акты федерального уровня задают планку для формирования региональной политики в области физической культуры и спорта, а также демонстрируют то возрастающее внимание, которое уделяется спорту на государственном уровне.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий