Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 03.07.2021. Последняя правка: 02.07.2021.
Просмотров - 990

Аспекты формирования лингвистической компетенции в современных учебниках русского языка

Фисенко Ульяна Сергеевна

магистр

МБОУ "СОШ с.Яковлевка"

учитель

Аннотация:
В статье рассматриваются возможности действующих учебников русского языка в развитии лингвистической компетенции (Баранов, Бабайцева, Разумовская), процент содержания в них упражнений, способствующих развитию ЛК, их типы.


Abstract:
The article discusses the possibilities of existing textbooks of the Russian language in the development of linguistic competence (Baranov, Babaytseva, Razumovskaya), the percentage of the content of exercises that contribute to the development of LC, their types.


Ключевые слова:
русский язык; лингвистичекая компетенция; учебники русского языка; Баранов; Ладыженская; Бабайцева; Разумовская

Keywords:
russian language; linguistic competence; russian language textbooks; Baranov; Ladyzhenskaya; Babaytseva; Razumovskaya


УДК 372.8

Введение

Традиционно школьный курс русского языка сложился как описательно-классификационный, предполагающий усвоение элементарных знаний о языке в форме определений и правил. Такое изучение языка, в известной мере, порождает механическое заучивание теоретического материала, тормозит речевое развитие учащихся. Данный подход в преподавании русского языка доминировал до некоторых пор. Сегодня намечается отход от сложившейся практики преподавания русского языка как только сведений о нем и усвоение орфографии и пунктуации.

На передний план выдвигается задача формирования личности школьника средствами предмета «русский язык» на основе когнитивной функции языка, его познавательной значимости. В решении этой задачи намечаются новые тенденции, которые нашли свою реализацию в новом поколении учебников. Повышается теоретический уровень создаваемых учебных пособий, учитываются достижения отечественной лингвистики, что отражается как в самом отборе языкового материала, так и в его подаче. 

Цель нашей работы - рассмотреть аспекты формирования лингвистической компетенции в действующих учебниках по русскому языку на материале именных частей речи:

1) Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017 [2].

2) Русский язык: Учеб. пособие для 6-7 кл. общеобразоват. уч. заведений / Под ред. В.В. Бабайцевой. -  М.: 2017 [3].

3) Русский язык: Учеб. пособие для 6 кл. общеобразоват. уч. заведений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. -  М.: 2018 [4].

Важность обучения русскому языку с учетом полифункциональности самого феномена языка, необходимость развития лингвистической компетенции с опорой на учебник заставляет лингвистов и методистов обращаться к данной проблеме, что определяет актуальность темы. 

Недостаточная разработанность проблемы в методическом аспекте определили новизну выбранной нами темы статьи. 

Анализ учебников 

Известны большие сложности усвоения теоретических сведений о языке. Особенно они велики в 5-ом классе, который представляет особый этап в языковом образовании в школе, переходный период от закрепления практических знаний, умений и навыков, сложившихся в начальной школе, к собственно систематическому курсу русского языка.

Функциональный подход, предполагающий изучение единиц языка с учетом их функции и взаимодействия в речи, способствует осознанию учащимися практической важности лингвистических знаний. Указания на значимость грамматических категорий, языковых явлений для речевого общения вводятся авторами учебников под специальной рубрикой «Возьмите на заметку». Функционированию языковых единиц и языковых средств в тексте посвящены параграфы «Употребление существительных в речи», «Употребление прилагательных в речи», «Употребление числительных в речи» и др.

Авторы современных учебников используют различные способы подачи теоретического материала в зависимости от характера языковых явлений и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся. В учебниках русского языка преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что на начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом учитывается  и то обстоятельство, что для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно, в сопровождении вопросов и заданий, направленных на познавательную деятельность учащихся.

Традиционно в действующих учебниках понятие «части речи» в основном вводится в форме строгих научных дефиниций, свернутого научного определения, включающего 2-3 сложных для школьников 6-го класса суждений, которые заучиваются и воспроизводятся учащимися, однако часто не осознаются ими.

Для овладения школьниками лингвистическими знаниями, свободной ориентации в языковом материале им необходимо усвоить соответствующие речевые обороты, словосочетания, понятия, термины, которые бытуют только в условиях специфической языковой среды, только в лингвистических текстах. Этим учебно-научным языком учащиеся не владеют, так как нет соответствующей речевой практики и жизненной потребности. Этот язык осваивается в ходе постижения особой предметной области знания, наиболее последовательно представленное в учебнике под редакцией                                      М.М. Разумовской.

Сегодня намечается иное предъявление теоретического материала, формированию понятия, например, « Имя существительное» посвящены соответствующие параграфы современных учебников русского языка для 6-х классов. Например, в учебнике под редакцией М.М. Разумовской после актуализации знаний учащихся об имени существительном предлагается лингвистическая информация о данной части речи, которая сообщается не в виде традиционного определения, а в виде связных лингвистических текстов, в занимательной и популярной форме рассказывающих о грамматической категории [4, с. 205].

Чтобы учащимся было легче осмыслить и запомнить содержание, части текста нумеруются, выделяются абзацем, предлагаются вопросы, помогающие понять строение текстов с точки зрения развертывания его содержания и передачи важной информации, обращается внимание на использованные в тексте термины, на точность выражений.

Учащиеся учатся читать и понимать  тексты, говорить на лингвистические темы, постоянно овладевают и оперируют довольно сложной терминологией. Для совершенствования навыков чтения и понимания лингвистических текстов в учебнике введены специальные рубрики «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст», «Учитесь говорить на лингвистические темы». Ненавязчивое изложение теоретических сведений помогает осознать и облегчить восприятие теории, повышает интерес к предмету, формирует лингвистическое мышление учащихся.

 В работе над лингвистическим текстом акцент делается на семантику изучаемого явления, освоение основ лингвистической науки, а не только ее частностей, определений, правил.

В связи с намечающимся иным предъявлением теоретического материала меняется сама технология формирования интеллектуальной деятельности школьника. В настоящее время, как известно, преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как целям образования. Они рассматриваются как средство достижения полноценного развития личности [4, с. 40].

Такой подход характеризует и современные учебники русского языка. Так, при введении и объяснении грамматического материала используется индуктивный метод, когда учащиеся сами на основе наблюдений за конкретными примерами в процессе работы над лингвистическим текстом делают выводы, приходят к непростой для них форме лингвистических знаний, определению, носящему объясняющий характер. Реализация такого подхода к усвоению законов и правил русского языка способствует и введение специальной рубрики «Понаблюдайте».

Так, например, вместо традиционного определения собственных и нарицательных имен существительных под данной рубрикой учащиеся предлагается вначале прочитать сова обеих групп и ответить на вопрос: «Слова какой группы обозначают названия однородных предметов, явлений, а какой – названия единичных, отдельных предметов?» Затем объяснить, названием чего являются в этом упражнении имена собственные, и лишь потом сообщается об особенностях написания имен собственных.

Такая форма освоения лингвистического материала способствует не только осознанию законов и правил русского языка, но и развивает познавательные и лингвистические способности учащихся, усиливает воздействие русского языка на их интеллектуальное развитие.

В формировании лингвистической компетенции большое место начинает занимать целенаправленное овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и употребление их в речи. В школьных учебниках по русскому языку этот компонент содержания предмета отражен частично в теоретической части учебника, а в основном – в заданиях к упражнениям. При этом задания к практическим видам работ, предлагаемые в школьных учебниках, нередко содержат не только установку на то, что нужно делать, но и инструкцию, как решить поставленную задачу. Таким образом, теория излагается не только в форме определений, правил и фактов, но и в дидактически организованной системе задач и упражнений, ориентированных на ознакомление со способами применения знаний, на осмысление алгоритма действий, на осознание практического смысла предлагаемой работы.

Действующие учебники, по сравнению со своими предшественниками, значительно обогатились сведениями о способах применения знаний, изложенными в разных формах: в определениях и правилах, в предписаниях, образцах рассуждения, в заданиях и упражнениях с расчлененным указанием последовательности требуемых действий и т.д. Например, учащимся предлагается установить, пользуясь памяткой «Как определять части речи», какой частью речи являются слова, выделенные в тексте. Указать последовательность своих рассуждений с помощью слов «во-первых», «во-вторых», «в-третьих». Вывод выделить с помощью слов «следовательно», «таким образом», «значит» и т.д. Предлагается образец устного ответа: «Нужно определить, какой частью речи является слово ВЬЮГИ. Во-первых, это слово обозначает предмет (что?  – вьюга), во –вторых, оно женского рода, 1 склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже,                      в-третьих, в предложении является обстоятельством. Значит, это имя существительное [3, с. 190]. Как известно, ученики часто могут безошибочно воспроизводить части речи и в то же время не умеют приложить существенные признаки, данные в определении, к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи. Чтобы преодолеть разрыв между изучением теории и языковым анализом, научить школьников производить анализ с опорой на теорию, в учебниках предлагаются специальные типы упражнений:

- наблюдение над языком при знакомстве с новым материалом;

- обнаружение изучаемых частей речи, определение отдельных морфологических признаков;

-  сравнение признаков различных частей речи;

-  образование новых слов в соответствии со словообразовательными моделями;

- конструирование собственных примеров существительных, подтверждающих то или иное изученное морфологическое понятие;

- построение предложений и словосочетаний различных типов;

- задания, связанные с анализом целого текста;

- разграничение родовых и видовых понятий;

- распределение языковых явлений на группы по данной основе;

- заполнение готовой таблицы примерами;

- составление таблиц и заполнение их примерами;

- определение основания группировки языковых явлений;

- нахождение и исправление ошибок в группировках и др. 

Заключение

Таким образом, анализ школьных учебников для 6 классов свидетельствует о том, что упражнения, направленные на отработку у школьников теоретического способа действия, представлены достаточно широко. По результатам исследований О.В. Милютиной и В.Ф. Паламарчук, общее количество данных упражнений составляет от 10 % до 13 % [1, с. 57].

Представляется, что для полного осознания школьниками действий с языковым материалом необходимо сделать их предметом специального обучения.

Библиографический список:

1. Милютина, О.В. Система логического освоения грамматики учащимися / О.В. Милютина // Дисс. ... канд. пед. наук. – Самара, 2000. - 157 с.
2. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1. - 608 е.-Т. 2. - 669 с.
3. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. // Науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
4. Русский язык. Теория 5-9 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012. – 319 с.
5. Русский язык. 5-9 класс. учеб для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 317 с.




Рецензии:

24.09.2021, 20:32 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: На мой взгляд, новизна сформулирована не корректно. Автор скорее говорит о проблеме, а не о новизне исследования. Необходимо усилить заключение, т.к. оно должно отражать основные выводы по проведенному исследованию. Также статья выиграла бы, если бы автор представил анализ учебников конкретного автора (Баранов, Бабайцева, Разумовская). Для повышения научности статью стоит доработать по указанным рекомендациям.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх