Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 14.04.2022.
Просмотров - 1060

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ УПРАВЛЕНИЕ НА БЕЛОРУССКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Бирюкова Анна Витальевна

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

студент

Морозова Наталья Николаевна, доцент кафедры экономики организации, Академия управления при Президенте Республики Беларусь


Аннотация:
В статье представлены теоретические основы оборотных средств, проанализированы структура и оборачиваемость оборотных средств на белорусском промышленном предприятии «Атлант», предложены пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в данной организации.


Abstract:
The article presents the theoretical foundations of working capital, analyzes the structure and turnover of working capital in the industrial enterprice «Atlant», suggests ways to accelerate the turnover of working capital in this organization.


Ключевые слова:
оборотные средства; оборотный капитал; оборачиваемость оборотных средств; факторинг

Keywords:
current assets; working capital; working capital turnover; factoring


УДК 338.28

Оборотные средства являются важной частью имущества предприятия, так как любому хозяйствующему субъекту для осуществления своей деятельности необходимы запасы сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий. Наличие у предприятия определенного количества оборотных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

Тема актуальна, так как существует проблема эффективности управления оборотными средствами на предприятиях, отсутствует подходящая законодательная база в Республике Беларусь по учету и управлению оборотными средствами.

Новизна: внедрение путей ускорения оборачиваемости оборотных средств в организации, факторинга как метода ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Задачи:

1)     изучить теоретические основы оборотных средств, их оборачиваемости;

2)     проанализировать структуру оборотных средств в организации «Атлант»;

3)     провести анализ оборачиваемости оборотных средств в организации «Атлант»;

4)     предложить мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотных средств в организации «Атлант».

Объект: оборотные средства организация «Атлант».

Предмет: структура оборотных средств, их оборачиваемость.

Методология: наблюдение, выявление, систематизация.

Оборотные средства — это активы организации, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.

В отличие от оборотных средств, оборотный капитал является стоимостной характеристикой.

На рисунке 1 представлены стадии кругооборота оборотных средств.

1

Рисунок 1. Стадии кругооборота оборотных средств.

Примечание — Источник: собственная разработка

Так как коэффициент оборачиваемости и выручка от реализации продукции находятся в прямой зависимости друг от друга, соответственно, при увеличении одного данного показателя, увеличится и другой. Выручка является главнейшим показателем экономического развития организации, и ее увеличение приведет к положительной динамике экономического состояния организации. Соответственно, использование оборотного капитала оказывает воздействие на эффективность работы всей организации.

Проанализируем оборотные средства предприятия «Атлант».

Для начала рассмотрим динамику коэффициентов оборачиваемости оборотных средств, а также их элементов в организации «Атлант». Рассчитанные нами показатели приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств организации «Атлант», а также элементов оборотных средств

Показатель

2019 год

2020 год

Абсолютное отклонение

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

2,23

2,65

0,43

Коэффициент оборачиваемости торговой дебиторской задолженности

5,08

5,76

0,68

Коэффициент оборачиваемости запасов

5,42

6,57

1,14

Коэффициент оборачиваемости налога на прибыль предоплаченного

6137,61

4159,46

-1942,15

Коэффициент оборачиваемости прочих предоплат и оборотных активов

36,58

51,09

14,51

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [2, с. 151].

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств увеличился на 0,43. Это связано с ускорением оборачиваемости таких элементов оборотных средств, как торговая дебиторская задолженность, запасы, денежные средства и их эквиваленты, прочие предоплаты и оборотные активы. Замедление оборачиваемости произошло с предоплаченным налогом на прибыль.

Для того, чтобы управлять оборотными средствами эффективно, нужно проанализировать их структуру. На рисунке 2 приведена структура оборотных средств организации «Атлант» за 2020 год.

2

Рисунок 2. Структура оборотных средств организации «Атлант» за 2020 год

Примечание — Источник: Собственная разработка на основе [1].

Наибольший удельный вес в составе оборотных средств в 2020 году в организации «Атлант» занимала дебиторская задолженность (46,09 %).

Для более эффективного управления дебиторской задолженностью, то есть для уменьшения ее количества в составе оборотных средств, ускорения ее оборачиваемости, организации «Атлант» следует:

  1. внедрить систему по взысканию долгов с покупателей продукции, грамотно составлять договоры с оговоркой на штрафы в случае несвоевременной уплаты дебиторской задолженности покупателями;
  2. предоставлять скидки при оплате продукции в определенный момент времени, например, при его отгрузке или в течение календарного месяца;
  3. анализировать клиентов по надежности, учитывая протяженность всех сроков взаимодействия организации с покупателями, объема проданных товаров клиенту в денежном эквиваленте и объема просроченной задолженности данного клиента. Так, клиенты, которые без просрочки оплачивали товары будут находится без подозрения на отказ от оплаты в будущем. Клиентов, которые всегда с просрочкой оплачивали товары или отказывались это делать, следует обслуживать с предоплатой в 100 % перед отгрузкой товара.
  4. использовать факторинг.

Факторинг представляет собой кредитование дебиторской задолженности, при котором организация делегирует обязательство получить денежные средства от покупателя за товар за определенную плату другой организации (фактору), например, банку. При этом организация, воспользовавшаяся услугой факторинга, получает сумму выручки за реализацию продукции в полном объеме в определенный момент времени, за исключением суммы за услугу факторинга. Таким образом, организации, использующие факторинг, страхуют себя от неуплаты товара, получают выручку стабильно, что способствует ускорению денежного оборота, а именно дебиторской задолженности.

Большую роль в составе оборотных средств организации «Атлант» играют запасы. В 2020 году их удельный вес в составе всех оборотных средств составил 40,41%. На рисунке 3 приведена структура запасов организации «Атлант» за 2020 год.

3

Рисунок 3. Структура запасов организации «Атлант» за 2020 год

Примечание — Источник: Собственная разработка на основе [1].

Наибольший удельный вес (68,69 %) в составе запасов заняли сырье и другие материалы. Организации следует регулировать поставки необходимого для производства сырья в соответствии с потребностью в них, то есть осуществлять поставки во время необходимости того или иного сырья в производственных целях. Немаловажным является сотрудничество с надежными поставщиками, которые соблюдают заключенные договоры и вовремя доставляют товар в соответствии с оговоренными сроками поставки.

Производственный процесс тесно связан с покупками продукции, соответственно, со спросом покупателей. Поэтому скорость оборачиваемости запасов тесно связана со спросом. За спрос отвечает маркетинговый отдел, поэтому следует уделять внимание эффективности работы маркетологов организации.

В целях улучшения работы маркетингового отдела следует:

  • уделять внимание подготовке кадров, совершенствовать квалификацию кадров маркетингового отдела:
  1. проводить семинары по маркетингу,
  2. оплачивать курсы по маркетингу работников предприятия;
  • совершенствовать подбор кадров в отдел маркетинга, то есть учитывать маркетинговые знания и умения при аттестации кадров, при процессе собеседования нужно:
  1. использовать тесты на знание маркетинговых приемов, актуальных в сегодняшнее время,
  2. задавать практико-ориентированные вопросы на умение правильно подобрать маркетинговую стратегию в той или иной ситуации.

В 2020 году в составе запасов незавершенное производство занимало 15,19 %. Чтобы уменьшить данную статью запасов, следует управлять производственным процессом таким образом, чтобы при поступлении сырья и вплоть до упаковки товаров продукция при изготовлении не находилась в простое. Как только завершился один из технологических процессов, нужно сразу начинать другой над той или иной незавершенной продукцией.

Количество запасов готовой продукции непосредственно связано с недостаточной маркетинговой деятельностью на предприятии. Как уже указывалось выше, следует уделять большее внимание маркетингу, привлечению клиентов. При применении вышеприведенных предложений управление оборотными средствами станет более эффективным, так как повысится скорость оборота оборотных средств и количество оборотных средств снизится. 

В Республике Беларусь недостаточно нормативных правовых актов по учету и управлению оборотными средствами на предприятиях для их эффективного управления. Следует создать правовые акты на республиканском уровне, в которых указывались бы методы управления оборотными средствами и правила их учета.

Таким образом, анализ оборотных средств организации «Атлант» показал, что рассматриваемая организация обладает положительной динамикой со стороны использования оборотных средств. Коэффициенты оборачиваемости по основным элементам оборотных средств выросли за период с 2019 до 2020 года, продолжительности одного оборота в днях уменьшились, что говорит об увеличении скорости прохождения всего жизненного цикла оборотных средств. Рассматриваемое предприятие имеет большой потенциал, который заключается в развитии предприятия, в том числе в ускорении оборачиваемости оборотных средств, используя приведенные в статье предложения, что приведет к положительным результатам компании.

Библиографический список:

1. ЗАО «Атлант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://atlant.by (дата обращения: 12.10.2021).
2. Морозова Н. Н. Анализ хозяйственной деятельности. Примеры, задачи, тесты : учеб. Пособие / Н. Н. Морозова ; Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск : Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 2021. – 348 с.
3. Рыбинцева Е. С. Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли / Е. С. Рыбинцева — Белгород: Белгородский гос. нац. исследовательский ун-т, 2016. — 73 с.




Рецензии:

14.04.2022, 13:31 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия:  ТАРХАНОВ О.В. Рецензия на статью «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ УПРАВЛЕНИЕ НА БЕЛОРУССКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ» автора Бирюковой Анны Витальевны. 1. Аннотация не отражает НАУЧНОЙ новизны, на которую претендует автор. как и не содержит того приема, который позволил автору достигнуть этой новизны. 2.В содержании статьи так же отсутствует описание этой НАУЧНОЙ новизны 3. КОНСТАТАЦИЯ: «В целях улучшения работы маркетингового отдела следует: • уделять внимание подготовке кадров, совершенствовать квалификацию кадров маркетингового отдела: 1. проводить семинары по маркетингу, 2. оплачивать курсы по маркетингу работников предприятия; • совершенствовать подбор кадров в отдел маркетинга, то есть учитывать маркетинговые знания и умения при аттестации кадров, при процессе собеседования нужно: 1. использовать тесты на знание маркетинговых приемов, актуальных в сегодняшнее время, 2. задавать практико-ориентированные вопросы на умение правильно подобрать маркетинговую стратегию в той или иной ситуации» - не являются результатом НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Эти рекомендации носят оторванный от научного исследования характер. Принципиально, подобные рекомендации встречаются во всех случаях жизни общества – от сферы искусства, до написания рекомендаций по подготовке команды для изъятия финансов из банков». Главное – эти рекомендации повторяются во всех студенческих работах (курсовых проектах) во всем мире. Упоминание о том, что это РЕКОМЕНДУЕТСЯ для конкретного БЕЛОРУССКОГО предприятия, не отражают научного достижения в рецензируемой статье. Наоборот, складывается впечатление, что студент подчеркивает как бы отсталость работников ЭТОГО БЕЛОРУССКОГО предприятия от остальных предприятий в мире. ВЫВОД. Отсутствие научной новизны в статье НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ее рекомендовать для публикации в научном журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх