Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 05.06.2022. Последняя правка: 04.06.2022.
Просмотров - 983

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ - КВН

Лемантович Анастасия Алексеевна

-

Мурманский арктический государственный университет

студент

Черник Валерий Эдуардович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБО «Мурманский арктический государственный университет»


Аннотация:
Современное общество все чаще нуждается в новых идеях, подходах для решения стандартных вопросов и задач. Поэтому встает вопрос в воспитании и обучении талантливой личности, которая умеет творчески и нестандартно мыслить, с целью решения поставленных социальных и научных проблем. Перед образованием, в данном случае, стоит не только задача дать необходимый объём знаний для дальнейшего обучения, но и воспитать творческую личность, с индивидуальными качествами и способностями. Развитие творческой активности личности – процесс непростой и продолжительный. В разных возрастных стадиях её развития он имеет собственную специфику, в значительной мере предопределенную едиными отличительными чертами каждого из этапов.


Abstract:
Modern society increasingly needs new ideas, approaches to solve standard issues and problems. That is why there is a question of educating and training a talented person who is able to think creatively and non-standardly in order to solve the set social and scientific problems. Education, in this case, is not only the task of giving the necessary amount of knowledge for further learning, but also to educate a creative personality, with individual qualities and abilities. The development of the creative activity of an individual is not a simple and continuous process. At different age stages of its development it has its own specificity, largely predetermined by common distinctive features of each stage.


Ключевые слова:
творческие способности; младший школьник; развитие; игра КВН; педагог

Keywords:
creative abilities; junior high school student; development; KVN game; teacher


УДК 37.025(075.8)/ ББК 74.2

Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.

Цель исследования - создание условий для развития творческих способностей младших школьников посредством игры - КВН.

Объект исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе игры КВН

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие более эффективной работе в развитии творческих способностей младших школьников в процессе обучения.

В начале исследования была выдвинута гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников может быть более эффективным, если педагог начальных классов:

  • учитывает возрастные особенности младших школьников;
  • имеет представление о природе способностей, их содержание, виды и конкретные проявления в учебной деятельности;
  • владеет и использует методы диагностики способностей;
  • использует комплекс   познавательных задач,  заданий  и упражнений позволяющий  развивать творческие  способности.

Цель, предмет, объект и выдвинутая гипотеза определили необходимость последовательного решения следующих задач исследования:

1) Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы творчества и творческих способностей младших школьников.

2) Определить уровень развития творческих способностей младших школьников.

3) Составить и реализовать комплекс игровых методов, направленный на развитие творческих способностей младших школьников.

4) Проверить эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Научная новизна: разработан специальный метод с целью развития творческих способностей младших школьников – игра КВН.

Что же такое "творческие способности", или "креативность" (от лат. "creatio" - созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возраст определяется важным событием – ребёнок идёт в школу. Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни.

Большой вклад в развитие науки о творческие способности внес педагог И. Лернер, который доказал, что практически всех детей можно научить творческому мышлению, особенно, если начинать эту работу в младшем школьном возрасте. Если к творческому мышлению добавить и высокий уровень творческого воображения, умственные способности, развитую память, точность движений, то этот перечень и будет составлять структуру общих способностей, которые способствуют развитию специальных, творческих способностей. Итак, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать черты творческой личности.

Н. Ветлугина утверждает, что для развития творчества каждого школьника нужно создавать необходимые предпосылки. Только в условиях разносторонней подготовки рождается интерес ко всему окружающему, а это и есть настоящий источник для проявления готовности к творчеству, прочная база для развития специальных способностей.

Она убедительно доказывает, что развитие процесса творчества зависит:

1) от появления и становления формы деятельности (обогащение жизненными впечатлениями, сам акт творчества, применение его продукции);

2) от путей образования художественного образа у школьников (замысел-поиск воплощения);

3) от последовательно меняющихся отношений между учителями и учениками (демонстрация процесса творчества - частичное участие в нем - самостоятельный творческий труд школьников).

Концептуальные положения С. Сысоевой относительно моделирования творческой личности ученика:

- фундаментом творческой личности является ее креативность, детерминантой которой выступает творческая активность индивида;

- результатом творческого процесса является создание объективно или субъективно новых материальных объектов, сдвиг в психическом развитии личности, в развитии ее мотивов, характерологических особенностей и творческих умений;

- творческая деятельность личности является творческим процессом, в результате которого возникает новое творческое достижение;

- для педагогического процесса целесообразно ввести понятие „творческие возможности ученика”, которые отражают индивидуальные особенности его творческого развития, проявления творческих качеств и предопределяют способность к творчеству; творческие возможности ученика - это самостоятельная, динамическая система творческих качеств его личности, связанная с интеллектом, условиями развития, которая формируется, развивается, проявляется в творческой деятельности и обеспечивает разливательную взаимодействие личности с окружающим миром;

- творческие возможности ученика реализуются не только в деятельности, но и в процессе его самореализации как средства самоутверждения, самовыражения и саморазвития;

- творческое самовыражение-это способность ученика строить свой внутренний мир, свое мироощущение, самого себя в этом мире;

- в основе развития творческих качеств личности лежит противоречие, его диалектический анализ и решение;

- структура творческой личности школьника выражается двумя направлениями: монофакторна теория, что определяет существование определенных творческих способностей; мультифакторна, что рассматривает творческую личность с совокупностью независимых отдельных качеств, набор которых определяет неповторимую индивидуальность и выше степень ее творческих достижений

Творческие способности - это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать нестандартные решения - это умение создавать что то новое, необычное. Зачастую, в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. А как же быть с «творческой деятельностью» младших школьников?

Педагоги-психологи утверждают, что раскрыть творческое начало в ребёнке, нетрудно. Младший школьный возраст – это тот период, когда предоставляются хорошие возможности для формирования творческого потенциала ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся - это важный компонент в школьной системе воспитания и обучения. В условиях развития нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, определяющем готовность младшего школьника к успешному решению, как учебных задач, так и творческих задач, и это приводит к необходимому раннему развитию творческого потенциала у учащихся. Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б.Г.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Д.Гилфорда, А.Маслоу, К.Роджерса
ВЫВОДЫ: Творческая деятельность младшего школьника повышает его интерес к учебной деятельности, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхитительное умение человечества. Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился театр!
Но мы будем сейчас говорить о соревновательной составляющей игры. А замечали ли вы, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? Но ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, нежели во втором. Конкурс «Евровидение» из года в год привлекает к себе внимание, но из года в год количество его зрителей не уменьшается, а наоборот.
Разгадка - в соревновании. Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на  спортивной площадке или даже за семейным столом - это спектакль. Кроме того, в конкурсе есть еще одно важное преимущество - его «одноразовость», а отсюда - неповторимость. В этом смысле КВН - это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера.

Методика выявления творческих способностей младших школьников основана на учебной деятельности. Она не только выявляет знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Основная цель методики — развитие личности и ее самореализация, создание собственных идей и их воплощение в жизнь. 

Под способностями к творчеству понимается изменение реальности с помощью необычных, оригинальных идей. Оценивая уровень таких способностей, следует учитывать разный уровень развития детей. Важную роль играют таки аспекты, как: восприятие, воображение, находчивость, оригинальность.

Диагностировать творческие и умственные способности нужно с раннего возраста. Это показывает уровень развития ребёнка. Диапазон способностей зависит от нескольких факторов: физического здоровья, восприятия окружающего мира, воспитания и психоэмоционального состояния: минимальное проявление (отставание); соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие); проявление высокого уровня (опережение).

Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на дальнейшее развитие школьников.

Результаты:

Мною была проведена методика «Солнце в комнате» (авторы: В.Синельников, В.Кудрявцев). Результаты второго класса (21 человек):

5% учеников ( 2 человека) ответили «Я не знаю, как исправить» - 2балла

80% учеников (16 человек) устранили формальное несоответствие (стереть солнышко) -  32балла

15% учеников (3 человека) ответили «Нарисовать солнышко в другом месте) -  9 баллов


Итог: в результате опроса у второго класса получилось 43 балла. Мы видим, что большая часть детей мыслит одинаково. И для их уровня развития это норма. Также имеются дети, которые не стандартно подошли к данной ситуации. 

Также был проведён тест «Дорисовка фигур» (авторы: О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова) Результаты первого класса (17 человек)

6 человек (40%) – «Нулевой тип» - не дорисовали фигуру

8 человек (50%) – «Первый тип» - доработали фигуру так, что получился элемент изображения

3 человека (10%) – «Второй тип» - фигура доработана, получилось сложное изображение.

Результаты третьего класса ( 22 человека)

6 человек (30%) – «Первый тип»- доработали фигуру так, что получился элемент изображения

16 человек (70%) – «Второй тип» - фигура доработана, получилось сложное изображение.

Вывод: В первом классе большинство детей либо не дорисовали фигуру, так как не поняли задание, или не хотели, либо доработали фигуру так, что получился некий элемент фигуры. В третьем же классе картина меняется: большинство учеников доработали фигуру так, что получилось сложное изображение. Это говорит о оригинальности и продуктивности учащихся. Чем старше дети, тем у них лучше развиты творческие способности.

Заключение: Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей младших школьников способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить пути решения в сложных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизнедеятельности.

Библиографический список:

1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - №4. - С. 80-81.
2. Аникеева Н. П. Специфика игровой ситуации: психология и педагогика игры [Текст] / Н.П. Аникеева. - 4-е изд., перераб. - Новосибирск, 2009.- 117 с.
3. Блонский П. П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. - М.: МОДЭК: МПСИ, 2006. - 196 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психологический очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 436 с.
5. Курочкина М. В. Методы развития творческих способностей младших школьников [Текст] /М.В. Курочкина // Воспитание школьников. - 2013. - №4. - С. 48-51.
6. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте [Текст] / Н.П. Миронов // Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 33-42.
7. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие [Текст] / А.Л. Тертель. – Москва: Проспект, 2008. – 315 с.
8. Мудрик А.В. Социализация и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: без изд., 2003. – 95 с.
9. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте /[Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/904554/psihologiya/osobennosti_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_mladshem_shkolnom_vozraste (дата обращения: 10.10.21)
10. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраст /[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.10.21)




Рецензии:

6.06.2022, 8:59 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Отзыв Рукавишниковой Екатерины Леонидовны-к.пед.наук. Статья актуальна. Тема, заявленная в статье не стареет со временем. Находятся все новые и новые исследователи, которые доказывают, что развить творческие способности у ребенка можно и с помощью игры, с помощью интерактива, с помощью пения, рисования, моделирования и т.д. У автора этой статьи заявлена игра КВН как средство развития творческих способностей. Большую часть в статье занимает текст о творческих способностях ребенка и ничего про (КПД) игры, а именно игры КВН. Педагогические условия также не раскрыты. При помощи каких критериев был проанализирован высокий, средний, низкий уровень творческих способностей детей? Может это критерии:минимальное проявление (отставание); соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие); проявление высокого уровня (опережение)? Критерии не уточнены и нет градаций, по низкому, среднему и высокому уровню. Почему упоминается театр, драматургия? Это другая тема. Либо нужно провести "мостик" от КВН к театральному действу. В научной работе не нужно употреблять"Я", а только "мы", т.к. у Вас уже группа единомышленников вместе с руководителем. Рекомендую в печать с доработкой.

13.06.2022, 9:07 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной. Автором реализованы первые две задачи. Задача - Составить и реализовать комплекс игровых методов, направленный на развитие творческих способностей младших школьников -результаты не представлены. Задача - Проверить эффективность проведенной работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста - результаты не представлены. В тексте нет сносок на библиографический список. Педагогические условия не нашли свое отражение. Статью необходимо доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх