Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №109 (сентябрь) 2022
Разделы: Управление и организация
Размещена 05.09.2022. Последняя правка: 01.09.2022.
Просмотров - 849

Исследование государственной программы занятости населения

Вавульский Олег Юрьевич

Бакалавр

Тольяттинский Государственный Университет

Магистрант, Институт Финансов, Экономики и Управления

Вавилов Дмитрий Леонидович, кандидат экономических наук, доцент института финансов, экономики и управления, Тольяттинский государственный университет


Аннотация:
В данной работе проведен анализ государственной программы «Содействие занятости», которая выступает в качестве одного из инструментов управления политикой занятости населения в Российской Федерации. В статье представлены цели и задачи, которые сформированы для успешной реализации государственной программы «Содействие занятости». Также автором рассмотрены способы финансирования программы, для достижения поставленных целей в период 2022-2024 гг. В процессе исследования автором выдвинуто предположение, что сформированные цели могут быть не достигнуты, так как прогнозировать развитие страны и экономики Российской Федерации под влиянием санкций очень тяжело, также проблемой в успешной реализации программы выступает высвобождение персонала с зарубежных компаний, которые уходят с отечественного рынка. В целом работа представляет собой аналитический обзор программы «Содействие занятости».


Abstract:
In this paper, the analysis of the state program «Employment Promotion», which acts as one of the tools for managing the employment policy of the population in the Russian Federation, is carried out. The article presents the goals and objectives that have been formed for the successful implementation of the state program «Employment Promotion». The author also considers ways to finance the program to achieve the goals set in the period 2022-2024. In the course of the study, it was suggested that the formed goals may not be achieved, since it is very difficult to predict the development of the country and the economy of the Russian Federation under the influence of sanctions, and the problem in the successful implementation of the program is the release of personnel from foreign companies that leave the domestic market. In general, the work is an analytical review of the «Employment Promotion» program.


Ключевые слова:
занятость населения; рынок труда; безработицы; бедность; трудоспособное население; государственная программа; государственное регулирование

Keywords:
employment; labor market; unemployment; poverty; able-bodied population; state program; state regulation


УДК 351/354

Введение

Государство в рамках исполнения своих полномочий использует инструменты, позволяющие упростить систему деятельности органов государственной власти. Одним из инструментов выступают формируемые государственные программы Российской Федерации. Государственная программа РФ является ключевым программным документом, который отражает этапы реализации поставленных задач, и с прописанным бюджетом для достижения поставленных целей [4, c. 140]. Также в программах отражены планируемые показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации программы.

Актуальность. Занятость населения является одной из приоритетных задач государственного управления [2, c. 3]. Это обосновывается тем, что эффективная политика занятости населения позволяет повысить благосостояние граждан, снизить процент безработицы, повлиять на интенсивность товарно-денежных отношений и развитие экономики в целом. В связи с этим выступает необходимость проводить исследование рациональности используемых методов и инструментов государственного управления в области политики управления занятостью.

Цель работы изучить государственную программу «Содействие занятости» и определить ее актуальность в современных условиях.

Задачи:

1. изучить цели и задачи государственной программы;

2. Рассмотреть финансовое обеспечение программы на период 2022-2024 гг.;

3. выявить показатели, которые необходимо достигнуть;

4. сделать выводы по итогам исследования.

Новизна заключается в том, что нынешняя государственная программа требует внесения корректировок, в связи с влиянием политических, экономических и социальных факторов на занятость населения, вызванных пандемией Covid-19 и санкционными мерами по отношению к России в 2022 году.

На сегодняшний день в стране действует Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости», срок действия которой составляет 2013-2030 гг.

Основные цели программы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Цели государственной программы «Содействие занятости» [10]

Для достижения поставленных целей сформированы следующие задачи:

1. цифровизация социально-значимых услуг, доступных для населения, доля которых должна быть не менее 95%;

2. забота о здоровье населения и благополучии людей Российской Федерации;

3. Внедрение мероприятий, направленных на снижение бедности в стране в 2 раза по отношению к показателям 2017 года. В 2018 году вносились правки в программу, в связи с чем ориентация была сделана на 2017 год [10].

Источниками бюджетирования на реализацию программы выступают бюджетные ассигнования за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В таблице 1 представлено финансовое обеспечение программы на 2022-2024 гг., в соответствие с внесением корректировок от первоначально запланированных данных.

Таблица 1 – Финансовое обеспечение государственной программы «Содействие занятости» на 2022-2024 гг., тыс. руб. [10]

Бюджетирование

2022

2023

2024

ИТОГО

Федеральный бюджет

в том числе: межбюджетные трансферты

 

79769047,00

 

 

 

64867227,60

77612079,80

 

 

 

64867214,10

77723774,10

 

 

 

64867928,10

235104900,90

 

 

 

194602369,80

Консолидированные бюджеты субъектов

 

 

65013581,00

 

65007691,60

 

64995588,20

 

195016860,80

 

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

 

 

 

0,00

 

 

 

0,00

 

 

 

0,00

 

 

 

0,00

 

На рисунке 2 представлена динамика финансирования за исследуемый период.

Рисунок 2 – Финансирование государственной программы за 2022-2023 гг., тыс. руб. [10]

Представленные данные свидетельствуют, что к 2024 году сумма финансирования снижается. Однако, в период внесения правок в программы не были учтены события 24 февраля 2022 г., в связи с чем ситуация на рынке труда значительно изменилась. Такая ситуация обоснована тем, что по отношению к Российской Федерации постоянно  применяются санкционные меры, в результате чего с отечественного рынка уходят многие зарубежные компании. На сегодняшний день зарубежные компании приостановив деятельность, выплачивают своим сотрудникам среднемесячную заработную плату, но предполагается, что к концу года произойдет массовое высвобождение персонала, что приведет к росту безработицы в стране [4, c. 489].

Таким образом, судить об эффективности программы сложно, так как при ее разработке не учитывалось, что на территории страны может быть пандемия, в связи с которой большая численность населения останутся без работы. В программу вносятся корректировки, и продлевается срок реализации. Однако четкая уверенность в том, что показатели будут достигнуты, отсутствует.

Основные показатели, которые должны быть достигнуты в рамках реализации государственной программы «Содействие занятости» представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Планируемые показатели эффективности при реализации государственной программы «Содействие занятости» [10]

Однако стоит отметить, что в стране прогнозируется естественная убыль населения, предполагаемые показатели представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Численность трудоспособного населения РФ, текущие данные и прогнозирование за 2017-2030 гг., млн. чел. [8, c. 240]

Представленные данные позволяют отметить, что с каждым годом будет снижаться численность трудоспособного населения и только к 2030 году прослеживается незначительное увеличение. На основании выше представленных данных можно отметить, что программа «Содействие занятости» может быть реализована не до конца, из-за снижения численности трудоспособного населения. Тут же стоит отметить, что на данный момент влияние оказывают не только спецоперация в Украине, но и новые вспышки коронавирусной инфекции COVID-19.

Результаты

Обобщая выше представленную информацию, можно подчеркнуть, что эффективность реализации программы содействие занятости и реализация политики занятости населения осложняется рядом проблем:

1. уходом с отечественного рынка зарубежных компаний, что повлечет за собой рост безработицы;

2. вспышки коронавирусной инфекции, что отразится негативно на здоровье граждан;

3. нестабильная экономическая ситуация в стране;

4. прекращение деятельности многих отечественных компаний, так как многие испытывают трудности из-за нехватки сырья, поставляемого из зарубежных стран.

Заключение

Подводя итоги исследования, сложно утверждать, что представленные показатели в программе «Содействие занятости» будут достигнуты, так как на эффективность программы оказывают влияние различные факторы. Также отсутствует четкое понимание того, как будет развиваться экономика Российской Федерации под влиянием санкций, так как от развития экономики полностью зависит эффективность реализации программы «Содействие занятости» и управление политикой занятости населения в целом.

Библиографический список:

1. Асриянц К.Г. Антикризисное государственное управление на региональном уровне // Журнал прикладных исследований. 2022. № 1. С. 488-492.
2. Аксенюшкина Е.В. Анализ и моделирование уровня занятости населения Иркутской области // Вестник. 2022. № 2. С. 3-9.
3. Бобков В.Н. Влияние безусловного базового дохода на сферу занятости населения в оценках Российских экспертов // Экономика региона. 2022. № 1. С. 159-174.
4. Гуторова Е.В. Оценка влияния территориальной мобильности рабочей силы на эффективность рынка труда // Вестник. 2022. № 1. С. 139-154.
5. Зверева Е.В. Политика занятости населения в системе регионального //Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-2 (87). С. 6-9.
6. Левицкая А.Н. Российский рынок труда в условиях дефицита молодых специалистов: проблемы и перспективы развития. // Творчество молодых ученых. 2022. №1. С. 159-167.
7. Сергиенко Н.С. Теоретические основы реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты Российской Федерации // Вестник финансового университета. 2022. № 1. С. 108-115.
8. Хаирова С.М. Анализ соответствия параметрам качества работы органов государственной службы занятости населения // Наука о человеке. 2022. № 2. 239-249.
9. Официальный интернет-портал правовой информации». URL: www.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 09.08.2022).
10. Государственная программа «Содействие занятости» 2013-2030 гг. / Портал Госпрограмм. [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/Portal/home . (Дата обращения: 09.08.2022).




Комментарии пользователей:

7.10.2022, 9:00 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Вавульского Олега Юрьевича немалой значимости в условиях важности борьбы с безработицей. Но её будет читать не только новое поколение граждан, но и старое, сопоставляющее текущую реальность с прежней общественной жизнью, с доперестроечной. Но таких сопоставлений в данной работе нет. Как власть тогда боролась с безработицей? Ведь тогда были исключены частное предпринимательство, частные фирмы, немало важные дистанции между бедными и богатыми! Статья публикации достойна, но после сопоставлений нынешней обстановки с той, что была до роспуска СССР.


16.10.2022, 15:44 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Статью автора Вавульского О.Ю. "Исследование государственной программы занятости населения" рекомендую к публикации в журнале, т.к. в статье в заключении автором четко указано, что "развития экономики полностью зависит эффективность реализации программы «Содействие занятости» и управление политикой занятости населения в целом".


2.11.2022, 16:15 Вавульский Олег Юрьевич
Отзыв:  Безработицы в СССР не было более 60 лет, последнюю биржу труда закрыли в 1930 году. Плановая экономика учитывала все аспекты экономической жизни страны и занятости населения, в этих планах, отводилась особая роль. Вновь об этой проблеме заговорили лишь после того, как реформы 1980-х — начала 1990-х привели к резкому падению производства и социально-экономическим издержкам. В апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения в РСФСР». Тогда же были возрождены биржи труда, появились первые зарегистрированные безработные и пособия по безработице.


Оставить комментарий


 
 

Вверх