студент
Полесский государственный университет
студент
Новогран Полина Александровна, студентка; Боднар Анна Анатольевна, студентка; Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 338.27
Введение
Главной целью функционирования любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции, и затратами на ее производство. С экономической точки зрения прибыль, которую получает предприятие прямопропорциональна риску, то есть, чем выше риск, тем выше прибыль. Поэтому, большое значение имеет эффективное управление ресурсами.
Актуальность темы обусловлена тем, что в процессе управления финансовыми ресурсами организации, ключевая роль отводится их планированию и прогнозированию. Грамотное планирование и прогнозирование, позволит снизить степень неопределенности развития предприятия, предупредить влияние негативных факторов, а также улучшить результаты его деятельности.
Цель данной статьи – спрогнозировать прибыль от реализации продукции с помощью методов скользящей средней и экспоненциального сглаживания.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
При написании статьи использовались научные статьи, электронные ресурсы, статистические документы.
В работе использованы методы сравнения и анализа.
Научная новизна заключается в прогнозировании прибыли от реализации ОАО «Пинский мясокомбинат» методом скользящей средней и экспоненциального сглаживания
Рассмотрим наиболее актуальные подходы к прогнозированию прибыли от реализации на основе данных ОАО «Пинский мясокомбинат».
ОАО «Пинский мясокомбинат» является одним из старейших предприятий в Республике Беларусь, продукция которого полностью соответствует международным стандартам качества и которое награждено Премией Правительства Республики Беларусь в области качества, Премией Брестского облисполкома в области качества, и первым в республике получило сертификат соответствия системы качества по производству колбасных изделий и продуктов из свинины и говядины требованиям международного стандарта ИСО-9000.
В случаях, когда наблюдаются резкие колебания результатов финансовой деятельности организации по годам, наиболее эффективным является метод скользящей средней (на примере ОАО «Пинский мясокомбинат» данный метод можно применить к прогнозированию величины прибыли на следующий год (рисунок 1)). Метод скользящей средней предназначен для отслеживания тенденций непосредственно в процессе их развития.
Рисунок 1 – Прибыль от реализации ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2014-2021 гг., тыс. рублей
Данный метод состоит в замене фактических уровней динамического ряда расчетными, имеющими значительно меньшую колеблемость, чем исходные данные. При этом средняя рассчитывается по группам данных за определенный интервал времени, причем каждая последующая группа образуется со сдвигом на один год (месяц). В результате подобной операции первоначальные колебания динамического ряда сглаживаются, поэтому и операция называется сглаживанием рядов динамики (основная тенденция развития выражается при этом уже в виде некоторой плавной линии). Метод скользящей средней называется так потому, что при вычислении «средние» как бы скользят от одного периода к другому, с каждым новым шагом средняя как бы обновляется, впитывая в себя новую информацию о фактически реализуемом процессе.
Значения скользящих средних определяются по формуле:
Где – значение скользящей средней;
m – число уровней входящих в интервал сглаживания.
Среднее изменение n - количества показателей выравненного ряда рассчитывается по формуле:
Прогноз на определяется по формуле:
Приняв значение m равным трем, определим указанные значения для ОАО «Пинский мясокомбинат» и представим в таблице 1.
Годы |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
Ряд скользящих средних, тыс. руб. |
2015 |
9 686 |
- |
2016 |
13 379 |
- |
2017 |
14 688 |
12 584,33 |
2018 |
13 154 |
13 740,33 |
2019 |
9 423 |
12 421,67 |
2020 |
13 911 |
12 162,67 |
2021 |
21 912 |
15 082 |
Определяем среднее изменение:
Прогнозное значение 2022 год равняется:
Таким образом, значение прибыли от реализации продукции на 2022 год методом скользящей средней составило 16 366,84 тыс.руб.
Метод скользящей средней предполагает, что все данные независимо от периода их возникновения являются равноправными. Однако экономические показатели имеют тенденцию к старению. Данную проблему можно решить с помощью метода экспоненциального сглаживания, при котором более поздним данным придается больший вес, чем более ранним.
Для реализации данного метода необходимо определить:
Значение параметра сглаживания определяется по формуле:
Где n – число наблюдений, входящих в интервал сглаживания.
Прогноз P t+1 для каждого периода рассчитывается по формуле:
Где - прогноз значения в t-й период;
Xt – фактическое значение показателя в t-й период.
Из формулы видно, что при увеличении параметра сглаживания в прогнозе доля последнего наблюдения увеличивается, а доля предыдущих наблюдений убывает.
Рассчитаем значения прибыли от реализации продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» методом экспоненциального сглаживания.
Значение параметра сглаживания равняется:
Рисунок 2 – Прогнозирование прибыли от реализации ОАО «Пинский мясокомбинат» на 2022 год, тыс. рублей
По итогам расчётов, прогнозное значение прибыли о реализации продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» при на 2021 год составил 14 478,23 тыс. руб.
Исходя из расчетов видно, что прогнозное значение показателя прибыли на 2022 год значительно ниже, чем показатель 2021 года. Это обуславливается тем, что в 2019 году наблюдалось резкое снижение прибыли ОАО «Пинский мясокомбинат».
Таим образом, методы скользящей средней и экспоненциального сглаживания позволяют получить динамический ряд значений и чётко проследить тенденцию изменений исследуемого параметра, и спрогнозировать его на будущее.
Прибыль является ключевым показателем деятельности организации, поэтому следует проводить различные мероприятия по повышению его объема. По результатам анализа прогнозируемая прибыль имеет значение ниже, чем в предыдущем году, поэтому необходимо:
1.Снижать себестоимость продукции;
2. Открывать новые рынки сбыта;
3. Увеличивать объем реализованной продукции;
4. Внедрение новейших технологий и оборудования в производство.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий