Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №118 (июнь) 2023
Разделы: Педагогика
Размещена 26.06.2023. Последняя правка: 23.06.2023.
Просмотров - 1199

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДАГНОСТИКА СЕНСО-МОТОРНОЙ АЛАЛИИ И РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) У ДЕТЕЙ

Аюпова Елена Евгеньевна

кандидат педагогических наук

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Театр на Звезде" г. Перми

учитель-логопед

Пестренина Лариса Евгеньевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение


Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы современной дифференциальной диагностики сходных состояний: сенсо-моторной алалии и расстройств аутистического спектра, поскольку в последние годы возросло количество ошибочных неврологических заключений относительно этих категорий детей, вследствие чего логопеды неверно выбирают методику коррекционной работы, и у детей нет динамики в развитии речи.


Abstract:
The article discusses problems of modern differential diagnostics similar conditions: alalia and autism, has increased in recent years number of erroneous neurological conclusions alalia and autism,that's way speech therapists choose the wrong technique corrections, children have no dynamics in the development of speech.


Ключевые слова:
алалия; расстройство аутистического спектра; диагностика; коррекция; невролог; логопед; психолог

Keywords:
alalia; autism; diagnostics; correction; neurologist; speech therapist; psychologist


УДК 376. 1

Введение. В последние годы, к сожалению, наблюдается следующая тенденция: приходит ребенок на консультацию с запросом уточнения диагноза, т.к. давно занимаются с логопедом (иногда и не с одним), а динамики нет. В сопроводительных и иных документах стоит заключение невролога: сенсо-моторная алалия. При проведении процедуры дифференциальной диагностики становится ясно, что это не сенсо-моторная алалия, а расстройство аутистического спектра (РАС). И если раньше (лет 5 назад) таких детей было мало, примерно 1 на 100, то теперь часть неврологов практически всем детям с РАС ставят алалию или «недостаток воспитания». 

Актуальность. Проблема здесь в том, что система коррекционной работы при РАС и алалии совершенно разная, отличается не только методикой и технологиями, но и концептом. Не говоря уже о личностном аспекте, если это действительно неправильное воспитание (тут вообще работа не логопеда, а психолога).

Каким же образом правильно разграничить сенсо-моторную алалию и РАС? Давайте тщательно сопоставим проявления и одного, и другого и получим выводы, основанные не только на теоретических постулатах, но и на нашем более чем 30-летнем опыте практической диагностики.

Цель: описать особенности дифференциальной диагностики детей с РАС и сенсо-моторной алалией.

Задачи:

- изучить особенности детей дошкольного возраста с РАС и сенсо-моторной алалией;

- сопоставить результаты дифференциальной диагностики врачей-неврологов и узких специалистов в области специального образования (дефектологов, логопедов и психолгов);

- сделать выводы по направлениям коррекционной работы с этими группами детей.

Научная новизна: в современной литературе отстутсвует описание дифференциальной диагностики детей с расстройствами аутистического спектра от детей с сенсо-моторной алалией в дошкольном возрасте.

Дифференциальная диагностика на сегодняшний день-один из уникальных диагностических инструментов специальной педагогики и медицины, позволяющая не только определить структуру дефекта, но и наметить результативную коррекционную работу с пациентом, а также захватить сензитивный период развития для восполнения утраченных функций организма, либо для замещения пораженных. В дифференциальной диагностике много сложных случаев, но один из актуальнейших - это разграничение состояний алалии и расстройств аутистического спектра.

Сенсо-моторная алалия-это когда у ребенка поражены или неразвиты оба речевых центра: и центр Брока (речедвигательный), и центр Вернике (речеслуховой), причем в возрасте до 3-х лет. Таким образом малыш, у которого сенсо-моторная алалия, не может говорить (или потому что нарушено переключение, или ощущение от органов артикуляционного аппарата, иногда и то, и другое) и не понимает нашей речи (звучит для него как иностранная). Но все остальное у ребенка сохранно: он имеет живой интерес к игрушкам в вашем кабинете, ему хочется общаться, сохранен познавательный интерес, т.е. поскольку средства общения ограничены или отсутствуют, он будет заменять их на другие-мимику жесты, будет брать вашу руку и вести вас туда, куда ему нужно и пр. План медицинского обследования может включать:

  • МРТ или КТ головного мозга для выявления органической причины сенсомоторной алалии: наружной гидроцефалии со скоплением ликвора в области лобных долей, внутренней гидроцефалии с повреждением белого вещества головного мозга, нарушения миелинизации, порэнцефалической кисты, атрофии лобных и височных долей головного мозга, пахигирии передних отделов головного мозга и пр.

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) для выявления признаков задержки развития биоэлектрической активности головного мозга и противопоказаний к различным видам терапии. У беспокойных детей с избыточной двигательной активностью целесообразно проводить ЭЭГ-мониторинг (запись ЭЭГ во время сна).

  • УЗДГ (ультразвуковая доплерография) для оценки состояния сосудов, питающих мозг, и осмотр глазного дна окулистом для коррекции медикаментозной схемы лечения [4, с. 47].

Ребенок же с РАС (первая и вторая группа по классификации О.С.Никольской-полное отрешение от окружающего и стереотипии поведения) не имеет потребности в общении с вами, ему не интересны ваши игрушки, пространственная среда  кабинета, он не хочет играть с вами, не проявляет эмоций: не обнимает вас, не берет за руку, хотя такие аутисты иногда встречаются (атипичный аутизм), т.е. такой аутист может и в глаза посмотреть, и за руку взять, но использовать активно мимику и жесты для общения с вами он все равно не будет. Это и есть главное отличие ребенка с РАС от сенсо-моторного алалика: нежелание общаться. Правда диагностика штука тонкая, может быть ребенок алалик, но вы вызвали в нем отторжение по каким-то причинам, и он не хочет с вами общаться не потому, что он РАС, а потому что у вас не случилось эмоционального контакта. 

Дети с РАС вообще очень необнородная категория, даже среди второй группы (неприятие большей части мира) дети бывают разные: у одних есть стойкие двигательные и словесные стереотипии, они проявляют агрессию, не идут на контакт даже с близкими людьми, не реагируют на альтернативную (дополнительную) коммуникацию (АДК); у других же нет никакой агресии, стереотипии редки, хорошо берут АДК, общаются даже с незнакомыми людьми после некоторого времени. 

Дифференциальная диагностика как первых, так и вторых чрезвычайна трудна, так как никакой реакции на ваши пробы нет, безуспешны попытки привлечь внимание ребенка к диагностическому инструментарию, иногда очень сложно удержать ребенка на одном месте. Для этого, как правило, специалисты диагностических служб ограничивают пространство вокруг ребенка, например, с одной стороны- стол, с другой-качалка (лошадка), с третьей диагност или родитель. Возможности диагностировать ребенка, переключить его внимание тоже ограничены: особые сложности дети с РАС испытывают при переключении, "застревание" на каком-то предмете или игрушке свойственно детям с РАС, и совершенно не свойственно сенсо-моторным алаликам. Это еще один диагностический критерий для специалистов, которые обследуют ребенка с целью определения структуры дефекта и дальнейшей коррекционно-восстановительной работы. Очень любят дети с расстройствами аутистического спектра игрушки типа "Звучащий дождь", благодаря их использованию можно вывести ребенка на диагностике из агрессивного состояния.

Результаты. Обследование детей с РАС на протяжении последних 10 лет показывает, что у многих из них есть внутренняя речь, которой они не хотят пользоваться, а не не могут, как считают родители и некоторые специалисты. Такой ребенок при комфортных безопасных условиях начинает общаться, чего, естественно, не происходит с детьми, имеющими сенсо-моторную алалию. В данном случае без многолетней специфической логопедической коррекции алалик не начинает говорить, он продолжает не понимать обращенную речь, наступает вторичная задержка психического развития, так как речь и мышление тесно связаны.

Результаты. В течение 10 лет нами были продиагностированы дети с РАС (более 30 человек) и дети с сенсо-моторной алалией (12 человек), по результатам дифференциальной диагностики и последующего динамического наблюдения за этими детьми (в течение 3-х лет) можно сделать вывод: у детей с РАС всегда нарушена эмоциональная сфера, а речевое общение сохранно, однако у них нет желания им пользоваться, а вот у детей с сенсо-моторной алалией нет речевых средств для общения, но коммуницировать они хотят, для этого используют все альтернативные средства, которые им доступны в силу возраста (мимимка, жесты, картинки и пр.).

Заключение. Поэтому специалист, которой первично диагностирует неговорящего  ребенка, должен учитывать все эти нюансы, и если не хватает знаний для дифференциальной диагностики, то нужно повышать свою компетентность, советоваться с более компетентными коллегами.

Для планирования коррекционной работы и ее проведения нужно помнить, что работа с ребенком с РАС ведется по методике Л.Г.Нуриевой и направлена на формирование коммуникативной функции речи, работа с сенсо-моторным алаликом ведется по методикам Т.Н.Новиковой-Иванцовой, Л.П.Голубевой и направлена на развитие переключения органов артикуляционного аппарата, их ощущения и распознавание речевых звуков. Никто не сможет точно спрогнозировать, сколько времени потребуется на преодоление дефекта: все зависит не только от правильно подобранной методики работы узких специалистов, но и от самого ребенка и усилий его семьи.

Библиографический список:

1. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей. - М. 2006.
2. Голубева Л.П. Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: Учпедгиз, 1952.
3. Новикова-Иванцова Т.Н. Ритмы. Слоги. - М. 2002.
4. Саймон Роджер П., Аминофф Майкл ДЖ., Гринберг Дэвид А. Клиническая неврология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.




Рецензии:

18.07.2023, 7:32 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Дети наше будущее и обеспечение их здоровья задача не только родителей ребенка, но и государства. Статья "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДАГНОСТИКА СЕНСО-МОТОРНОЙ АЛАЛИИ И РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) У ДЕТЕЙ" имеет научную новизну и актуальность. Статью рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх