-
Полесский государственный университет
студент
Бухтик М.И., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.67
Введение: В современных экономических условиях анализ финансовых показателей предприятий становится ключевым инструментом для выявления эффективности и конкурентоспособности. В данной статье предоставлен анализ показателей прибыли и рентабельности функционирующего молочного предприятия ОАО «Беллакт». Также был проведён SWOT-анализ деятельности предприятия для выявление его сильных и слабых сторон.
Актуальность темы состоит в том, что в условиях динамично развивающегося рынка и конкуренции анализ показателей прибыли и рентабельности становится ключевым инструментом для предприятий, в том числе и в молочной промышленности. Полученные в результате исследования результаты предоставляют рассматриваемому предприятию возможность оптимизации своей деятельности.
Целью проведённого исследования является анализ финансовых результатов ОАО «Беллакт» и разработка рекомендаций по их улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Финансовый анализ предприятия представляет собой систематическое исследование финансовых показателей организации с целью получения полной картины, отражающей её финансовое состояние, эффективность использования ресурсов и создающей основу для принятия обоснованных управленческих решений [1, с. 39].
Финансовый анализ помогает предприятию лучше понимать своё финансовое состояние, адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и эффективно планировать свою деятельность.
Прибыль и рентабельность являются ключевыми показателями, связанными с финансовым анализом предприятия. Однако, несмотря на то, что размер получаемой прибыли является абсолютным показателем эффективности деятельности предприятия, он не достаточен для оценки полученного эффекта. Исходя из этого, для более полного отражения результатов хозяйствования, необходимо использовать такой относительный показатель, как рентабельность [1, с. 62-63].
В качестве объекта исследования для данной работы выбрана компания «Беллакт». ОАО «Беллакт» – предприятие, являющееся единственным в Республике Беларусь и одним из крупнейших в странах СНГ производителей сухого детского питания и молочных продуктов. В этом контексте, компания выделяется своей значимостью и влиянием на отрасль, представляя собой интересный объект для более глубокого анализа.
Строительство данного предприятия началось в 1967 г. и длилось три года: в 1970 г. уже была впущена первая продукция [3]. Продуктовый портфель «Беллакта» – один из богатейших среди производителей молочной индустрии. Ассортимент продукции постоянно расширяется и дополняется, и сегодня компания выпускает более 200 наименований продукции. Продукция компании поставляется в более чем 20 стран мира: Россию, Украину, Грузию, Молдову, Азербайджан, Вьетнам, Армению, Пакистан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан и другие [3].
Рассмотрим динамику выручки от реализации и себестоимости продукции ОАО «Беллакт» в соотношении друг другу в динамике за последние три года.
Рисунок 1. – Динамика показателей выручки от реализации и себестоимости продукции ОАО «Беллакт» в 2020-2022 гг., тыс. руб.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [ 4]
На основе данных рисунка можно проследить тендецию к постоянному росту объёмов выручки. За последние три года данный показатель с 324 437 тыс. руб. в 2020 г. вырос на 167 807 тыс. руб. или на 51,7% и составил в 2022 г. 492 244 тыс. руб. Себестоимость в течение анализируемого периода также увеличивалась (+130 493 тыс. руб. или +48,2%). Сравнение темпов прироста рассматриваемых показателей позволяет сделать вывод о том, что выручка на протяжении последних лет растёт быстрее, чем себестоимость, что означает улучшение финансовых показателей деятельности предприятия. Процентное соотношение объёма выручки к величине себестоимости в 2020 и 2022 гг. практически аналогично: 119,6% и 122,6% соответственно. Таким образом, можно говорить о том, что основная деятельность предприятия является эффективной: выручка от реализации превышает себестоимость продукции в течение всего рассматриваемого периода.
Помимо выручки от реализации и себестоимости продукции, важными для рассмотрения и оценки финансово-экономической деятельности ОАО «Беллакт» являются следующие показатели, рассмотренные в таблице 1.
Таблица 1. Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Беллакт» за период 2020-2022 гг., тыс. руб.
Показатель |
Год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста (снижения), % |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2021 г. к 2020 г. |
2022 г. к 2021 г. |
2021 г. к 2020 г. |
2022 г. к 2020 г. |
|
Валовая прибыль |
53299 |
66324 |
90592 |
13025 |
24268 |
124,44 |
136,59 |
Прибыль от реализации |
30155 |
40489 |
53553 |
10334 |
13064 |
134,27 |
132,27 |
Чистая прибыль |
19430 |
28643 |
33204 |
9213 |
4561 |
147,42 |
115,92 |
Совокупная прибыль |
23115 |
36651 |
44453 |
13536 |
7802 |
158,56 |
121,29 |
Собственный капитал |
145251 |
176838 |
214577 |
31587 |
37739 |
121,75 |
121,34 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4]
Опираясь на данные, предоставленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы о состоянии финансово-экономической деятельности рассматриваемого предприятия. Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой, полученной от реализации продукции, товаров, работ, услуг и их себестоимостью. Следовательно, рост данного показателя, наблюдаемый в период с 2020 г. по 2022 г. (+24,44% в 2021 г. по отношению к 2020 г. и +36,59% в 2022 г. по отношению к 2021 г.), подтверждает сделанный ранее вывод о том, что в компании «Беллакт» рост полученной прибыли сопровождается меньшим увеличением себестоимости.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг растёт на протяжении всего периода: в 2021 г. в сравнении с 2020 г. показатель увеличился на 10 334 тыс. руб. (+34,27%), в 2022 г. в сравнении с 2021 г. увеличение составило 13 064 тыс. руб. (32,27%). В 2022 г. относительно 2021 г. по показателю чистой прибыли наблюдался меньший прирост, чем в 2021 г. к 2020 г.: 15,92% и 47,42% соответственно. Показатели совокупной прибыли показывают схожую с показателями чистой прибыли ситуацию: в 2022 г. по сравнению с 2021 г. прирост составил 58,56%, в то время как в 2021 г. к 2020 г. – 21,34%. В 2022 г. наблюдался аналогичный с 2021 г. прирост собственного капитала: 21,34% и 21,75% соответственно.
Для получения более полной картины, характеризующей экономическую эффективность деятельности ОАО «Беллакт», необходимо рассчитать и проанализировать основные показатели рентабельности (таблица 2).
Таблица 2. Показатели рентабельности ОАО «Беллакт» в динамике за 2020-2022 гг., %
Показатель |
Год |
Абсолютное отклонение, п.п. |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2021 г. к 2020 г. |
2022 г. к 2021 г. |
2022 г. к 2020 г. |
|
Рентабельность продаж |
9,3 |
10,7 |
10,9 |
1,4 |
0,2 |
1,6 |
Рентабельность продукции |
11,12 |
12,96 |
13,33 |
1,84 |
0,37 |
2,21 |
Рентабельность производства |
12,29 |
16,82 |
16,53 |
4,53 |
-0,29 |
4,24 |
Рентабельность инвестиционного капитала |
10,91 |
14,11 |
13,64 |
3,2 |
-0,47 |
2,73 |
Рентабельность собственного капитала |
14,19 |
17,77 |
16,97 |
3,58 |
-0,8 |
2,78 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4]
Анализируя данные таблицы 2, можно отметить, что все рассмотренные показатели рентабельности показывают постоянную тенденцию к росту. Это объясняется тем, что за последние три года как прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, так и чистая прибыль выросли достаточно сильно: на 23 398 тыс. руб. (77,59%) и на 13 774 тыс. руб. (70,89%) соответственно.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли предприятие получает с рубля продаж. В нашем случае данный показатель в период с 2020 г. по 2022 г. вырос на 1,6 п.п. Наибольшее увеличение наблюдается в 2021 г.: +1,4 п.п.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля, потраченного на производство товаров/услуг [2, с. 66]. Можно отметить увеличение данного показателя в 2022 г. в сравнении с 2020 г., оно составило 2,21 п.п. Это говорит о более эффективном использовании ресурсов, необходимых для производства товаров/услуг.
Рентабельность производства показывает эффективность работы всего предприятия [2, с. 67]. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. наблюдается увеличение данного показателя на 3,2 п.п., в 2022 г. по сравнению с 2021 г. уже происходит снижение на 0,29 п.п.
Рентабельность инвестиционного капитала или рентабельность активов показывает, какая сумма чистой прибыли приходится на каждый рубль инвестированного капитала. В целом за рассматриваемый период данный показатель вырос на 2,7 п.п., однако в 2022 г. по отношению к 2021 г. наблюдается снижение на 0,47 п.п. Данные изменения в 2022 г. позволяют сделать вывод о нерациональном вложении предприятием денежных средств в финансовые активы.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько копеек возвращает каждый рубль, вложенный собственником в бизнес. В ОАО «Беллакт» данный показатель имеет нестабильную динамику: в 2021 г. по отношению к 2020 г. он вырос на 3,58 п.п., в 2022 г. по отношению к 2021 г. он снизился на 0,8 п.п. Снижение рентабельности собственного капитала означает, что чистая прибыль увеличивается медленнее, чем собственный капитал. Это позволяет сделать вывод о неэффективном использовании собственного капитала предприятием в 2022 г.
Таким образом, на основе проведенного в данной работе анализа показателей прибыли и рентабельности, можно сделать вывод о том, что ОАО «Беллакт» эффективно осуществляет свою деятельность. Все рассмотренные показатели прибыли показывают прирост на протяжении 2020-2022 гг. в диапазоне от 15,92% до 36,59%. Показатели рентабельности, такие как рентабельность продаж и рентабельность продукции, также имели положительную динамику. В 2022 г. по отношению к 2021 г. наблюдалось снижение по показателям рентабельности производства на 0,29 п.п. как в рентабельности собственного, так и инвестиционного капитала, однако незначительно: на 0,8 п.п. и на 0,47 п.п. соответственно.
Проведём SWOT-анализ деятельности предприятия – это метод стратегического анализа, который помогает выявить внутренние и внешние факторы, оказывающее влияние на предприятие. Целью проводимого анализа является выявление сильных и слабых сторон, а также возможностей угроз.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- единственный в РБ и один из лучших в странах СНГ производитель сухого детского питания; - узнаваемый бренд с положительной репутацией; - современное оборудование; - актуальный и востребованный ассортимент. |
- отсутствие эффективной маркетинговой стратегии; - слабая рекламная политика; - изношенность части оборудования, используемого в производстве. |
Возможности |
Угрозы |
- получение финансовой поддержки от государства; - рост спроса в странах Центральной Азии; - разработка и внедрение новых продуктов; - снижение стоимости природного газа. |
- усиление конкуренции на рынке молочных продуктов со стороны зарубежных производителей; - постоянный рост транспортных затрат, т.к. приходится переориентировать сбыт продукции на восток; - рост затрат в связи с модернизацией оборудрвания. |
В результате SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны ОАО «Беллакт», а также определены возможности и угрозы. С учётом монопольного положения на рынке сухого питания и молочных продуктов в Республике Беларусь, современного оборудования и доверия потребителей, предприятие имеет стабильный фундамент для успешной деятельности. Слабые стороны у предприятия также есть, однако их значительно меньше.
Заключение: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что выявление резервов роста прибыли , рентабельности ОАО «Беллакт» – весьма сложная, но в то же время актуальная задача.
В качестве рекомендаций, способствующих повышению эффективности деятельности ОАО «Беллакт» можно выделить:
- осуществление поэтапной модернизации оборудования для применения более эффективных и современных технологий;
- увеличение инвестиций в маркетинг и рекламу, что приведёт к росту спроса и увеличению объемов продаж и, следовательно, повлияет на рост рентабельности предприятия;
- внедрение новых продуктов или улучшение уже существующих, что поспособствует увеличению выручки;
- рассмотрение возможности стратегического партнёрства и сотрудничества, что позволит облегчить нагрузки на финансовые ресурсы
- использовать в деятельности предприятия различные виды анализа: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств;
- на начальном этапе разработки и внедрения рассчитывать прогнозируемую прибыльность проектов;
- проводить аудит расходов, с целью устранения неэффективности процессов;
-составлять бюджет с учетом завершения проектов, которые повысят прибыльность и производительность;
- детальное исследование ёмкости рынка (например, бесплатный онлайн-опрос) или привлечение сторонних организаций, в рамках более глубокого изучения спроса на производимую продукцию;
-предлагать покупателям разнообразные продукты по более низкой цене;
- более эффективно обучать новых сотрудников, с целью скорейшего приспособления к новому месту работу, что может не только привести к повышению производительности труда, но и помочь удержать сотрудников, которые уходят с работы в течение первого года работы;
- повышать вовлеченность сотрудников организации в производственный процесс (прозрачное общение между командами и бизнес-уровнями, а также награждение сотрудников за их работу и мнения).
Помимо прочего, в целях увеличения коэффициентов рентабельности рассматриваемого предприятия, можно предпринять следующие меры: снизить себестоимость выпускаемой продукции, увеличить объёмы производства, ликвидировать или максимально сократить непроизводительные расходы, осуществлять более рациональное использование активов и иные меры.
Предложенные меры позволят улучшить финансовые результаты рассмотренной организации.
Рецензии:
16.11.2023, 15:56 Моргачев Илья Викторович
Рецензия: Замечания:
- из введения следует убрать слово "конкретного";
- цель исследования не соответствует аннотации. В аннотации сформулировано лучше;
- формулировка научной новизны требует корректировки: результаты анализа отдельного одного предприятия могут лишь подтверждать или опровергать какие-либо научные положения;
- выводы следует привести в соответствие с аннотацией.
Рекомендуется доработать статью