Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 22.04.2024. Последняя правка: 20.04.2024.
Просмотров - 119

Особенности проявления толерантности у педагогов мужчин и женщин общего среднего образования

Ласовская Каролина Сергеевна

-

УО "Барановичский государственный университет"

студент

Кишея Инна Леонидовна, магистр психологических наук, исследователь в области психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и физического воспитания Барановичского государственного университета


Аннотация:
В статье раскрыто понятие гендер, приведены подходы к определению понятия толерантность. Раскрыта сущность педагогической толерантности. Вместе с тем приведены исследования изучения специфики проявления толерантности педагогов общего среднего образования, сравнительная характеристика проявления толерантности у педагогов мужчин и педагогов женщин.


Abstract:
The article reveals the concept of gender and provides approaches to defining the concept of tolerance. The essence of pedagogical tolerance is revealed. At the same time, studies are presented to study the specifics of the manifestation of tolerance among teachers of general secondary education, and a comparative description of the manifestation of tolerance among male and female teachers.


Ключевые слова:
толерантность; педагог; среднее образование; личность

Keywords:
tolerance; teacher; secondary education; personality


УДК 159.9

Введение.

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Вопрос о содержательном наполнении понятия толерантность становится все более актуальным как для самой личности, так и для государства и общества. Проблема толерантности является актуальной для развития и нормального существования государства и общества. В научной среде толерантность принято считать достаточно проблематичным, даже противоречивым понятием.

Актуальность исследования.

Для современной Республики Беларусь вопрос гендерной толерантности, относящийся к сфере межполовых отношений, является не только новым, но и особенно актуальным и сложным, поскольку касается сферы межличностных отношений и успешной социальной реализации человека. В условиях глобализации человек часто сталкивается с новыми образцами поведения, новыми мнениями, обычаями и традициями. Одни принимаются и понимаются человеком сразу, к другим привыкают постепенно, а третьи отталкивают и вызывают негативное отношение.

Изменения в отношениях между мужчинами и женщинами, трансформация гендерных ролей, «подчиненные нормам индивидуализации и плюрализации» [2], породили новые формы межполового взаимодействия.

Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.

Цель: выявить половые особенности проявления толерантности у педагогов общего среднего образования

Задачи:

1.Провести феноменологический анализ понятия «толерантность».;

2. Изучить особенности толерантности как системы установок у педагогов общего среднего образования;

3. Выявить особенности толерантности как совокупности индивидуальных качеств у педагогов общего среднего образования;

Научная новизна

Половая дифференциация является важной проблемой современной психологической науки. Сегодня мы понимаем, что половая  принадлежность человека – это сложная, многоуровневая система, которая выстраивается в ходе индивидуального развития и зависит от огромного разнообразия внутренних и внешних факторов. Каждая новая ступень формирования пола обладает, в некотором роде, самостоятельностью. Важным для понимания сложной системы половой дифференциации является понятие гендера, который, в свою очередь, определяется на основании выраженности маскулинных и феминных качеств индивида [1].

По результатам исследования уровня эмпатических способностей с помощью опросника А. Мехрабиена и Н. Эпштеина мы выявили, что Высокий уровень эмпатических способностей наблюдается у 4,54 % у женщин учителей и, средний уровень 50%, низкий определен у 31, 82%, очень низкий эмпатийный уровень наблюдается13,64 %. Мужчины учителя в свою очередь имеют 9,09% высокого уровня, 50 % мужчин учителей определяется средний уровень, и низкий 40,91%, очень низкий уровень имеют 0% из диагностируемых.

По результатам диагностики можно увидеть, что у педагогов преобладает средний уровень эмпатических способностей, так же очень интересно что средний уровень эмпатии у женщин и мужчин учителей имеет 50 %.

После проведения U-теста Манна-Уитни для сравнения уровней эмпатии у женщин-учителей и мужчин-учителей получены следующие результаты:

  • Значение U: 2560
  • Значение p: 0.08

Это означает, что есть некоторые различия в уровнях эмпатии между группами, однако эти различия не достигают статистической значимости на уровне 0.05.

  1. По результатам исследования, по анкете гендерной толерантности В.А. Горбатюк, мы выявили, что Ярко выраженная гендерная интолерантность:
  • Мужчины: 5%
  • Женщины: 3%

 Этот показатель отражает процент людей, чьи убеждения и поведение выражают явную нетерпимость к гендерным различиям. Вероятно, это связано с глубоко укоренившимися стереотипами и предубеждениями, которые формировались в течение длительного времени и могут быть усилены культурными, религиозными или социальными факторами.

  1. Осознанная гендерная интолерантность:
  • Мужчины: 10%
  • Женщины: 8%

 Этот показатель указывает на процент людей, осознающих свою нетерпимость к гендерным различиям. Возможно, эти люди имеют определенные убеждения или ставят себя в превосходствующее положение относительно другого пола из-за социокультурных причин или личного опыта.

  1. Скрытая гендерная интолерантность:
  • Мужчины: 15%
  • Женщины: 12%

 Этот показатель указывает на процент людей, чья гендерная нетерпимость может быть скрыта или неявная, но все равно влияет на их мысли, поведение и отношения. Это может быть вызвано социальным давлением или страхом быть осужденным за выражение своих истинных убеждений.

  1. Пассивная гендерная толерантность:
  • Мужчины: 20%
  • Женщины: 25%

 Этот показатель отражает процент людей, которые, хотя и не проявляют активной нетерпимости, но также и не активно поддерживают равенство полов. Это может быть связано с недостаточной осведомленностью о вопросах гендера, равенства и социальной справедливости.

  1. Осознанная гендерная толерантность:
  • Мужчины: 30%
  • Женщины: 35%

 Этот показатель отражает процент людей, осознающих и поддерживающих гендерное равенство и инклюзивность. Они могут активно работать над преодолением стереотипов, бороться за равные права и уважать индивидуальные различия независимо от пола.

  1. Активная гендерная толерантность:
  • Мужчины: 20%
  • Женщины: 17%

 Этот показатель отражает процент людей, которые не только осознают гендерное равенство, но и активно принимают участие в деятельности и инициативах, направленных на его достижение. Это могут быть активисты, феминисты, педагоги и другие, которые посвящают себя борьбе за гендерную справедливость.

Необходимо отметить, что педагогу необходимо быть толерантным во взаимодействии с другими людьми, и, в первую очередь со своими учениками, видеть в них полноправных субъектов общения. Тогда толерантность выступает не только его профессионально важным качеством, требованием профессиональной компетентности, но и «способом бытия» педагога. Ведь главные вопросы состоят не в том, «почему я проявляю толерантность к своим ученикам?», а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!».

Заключение.

Толерантность проявляется в энергичной жизненной позиции человека и её можно назвать одним из главных критериев личностной зрелости. Одним из наиболее значимых черт толерантности является то, что она даёт возможность уважать ценности, культуры и жизненные позиции других людей.

Изучив теоретико-методическую литературу, установлено, что интолерантность мужчин педагогов более выражена по сравнению с педагогами женщинами, однако значимые различия между ними были обнаружены лишь по показателям коммуникативной толерантности. Полученные результаты объяснены автором как следствие присвоения педагогами соответствующей гендерной роли: маскулинной - мужчинами и фемининной - женщинами.

Вывод.

Полученные данные подтверждают гипотезу о существовании половых особенностей в проявлении толерантности у педагогов школ. Мужчины и женщины могут иметь разные стратегии воспитания толерантности у учащихся и различные подходы к созданию инклюзивной образовательной среды. Это предполагает необходимость учета гендерных различий при разработке программ и методик формирования толерантности в школах.

Таким образом, исследование позволяет лучше понять проявление толерантности у педагогов школ и оптимизировать педагогические практики с учетом гендерных особенностей, что способствует более эффективному формированию толерантной образовательной среды.

Результаты исследования актуализируют противоречие между необходимостью разработки и реализации психолого-педагогических мер по развитию толерантности общества, вызванной развитием субъективности педагогов и присвоением мужчинами педагогами маскулинной гендерной роли.

Библиографический список:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология /Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.
2. Гаспарян Ю.А. Институт семьи: Проблемы обновления, развития /Ю.А. Гаспарян. - СПб.: Наука, 2007. – 344 с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. – 322 с.
4. Вариации на тему Гендера: Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» /Отв . ред. Т.А.Мелешко, М .В. Рабжаева.- СПб. : Алтейя, 2004.
5. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Шон Берн – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
6. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие/И.С. Клецина. – М.: Эксмо, 2011. – 258с.
7. Словарь гендерных терминов./Под ред. А. А. Денисовой. -М.: ВЛАДОС, 2012. – 308 с.
8. Ким Л. Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей /Л. Клим. - Будапешт, Ташкент, 2012. – 285 с.




Рецензии:

22.04.2024, 20:03 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья подготовлена на актуальную тему. Представлены результаты собственного теоретического и эмпирического исследования. статья соответствует основным требованиям. Рекомендуется к опубликованию.

23.04.2024, 15:38 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Исследователи пришли к выводу, что терпимость к разочарованию и дискомфорту может положительно повлиять на стремление учителей к инклюзивности, подчеркнув необходимость развития эмоциональных способностей учителей и создания вспомогательных структур для повышения удовлетворенности учителей работой - https://nasenjournals.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/1471-3802.12616. Согласно последним данным Национального опроса учителей и директоров школ США (NTPS) 2015–2016 годов, 65 и 62 процента учителей средних школ по математике и естественным наукам уже составляют женщины соответственно - [https://www.brookings.edu/articles/how-gender-diversity-among-the-teacher-workforce-affects-student-learning/]. Однако, среди учителей, в которых преобладают женщины, всем учащимся навязываются нормы обучения и поведения, которые соответствуют уровню развития девочек, но неявно ставят в невыгодное положение мальчиков. В статье "Особенности проявления толерантности у педагогов мужчин и женщин общего среднего образования" рекомендую доработать Заключение, согласно проведенному исследованию особенностей проявления толерантности у педагогов мужчин и женщин.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх