-
УО "Барановичский государственный университет"
студент
Кишея Инна Леонидовна, магистр психологических наук, исследователь в области психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и физического воспитания Барановичского государственного университета
УДК 159.9
Введение.
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Вопрос о содержательном наполнении понятия толерантность становится все более актуальным как для самой личности, так и для государства и общества. Проблема толерантности является актуальной для развития и нормального существования государства и общества. В научной среде толерантность принято считать достаточно проблематичным, даже противоречивым понятием.
Актуальность исследования.
Для современной Республики Беларусь вопрос гендерной толерантности, относящийся к сфере межполовых отношений, является не только новым, но и особенно актуальным и сложным, поскольку касается сферы межличностных отношений и успешной социальной реализации человека. В условиях глобализации человек часто сталкивается с новыми образцами поведения, новыми мнениями, обычаями и традициями. Одни принимаются и понимаются человеком сразу, к другим привыкают постепенно, а третьи отталкивают и вызывают негативное отношение.
Изменения в отношениях между мужчинами и женщинами, трансформация гендерных ролей, «подчиненные нормам индивидуализации и плюрализации» [2], породили новые формы межполового взаимодействия.
Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.
Цель: выявить половые особенности проявления толерантности у педагогов общего среднего образования
Задачи:
1.Провести феноменологический анализ понятия «толерантность».;
2. Изучить особенности толерантности как системы установок у педагогов общего среднего образования;
3. Выявить особенности толерантности как совокупности индивидуальных качеств у педагогов общего среднего образования;
Научная новизна
Половая дифференциация является важной проблемой современной психологической науки. Сегодня мы понимаем, что половая принадлежность человека – это сложная, многоуровневая система, которая выстраивается в ходе индивидуального развития и зависит от огромного разнообразия внутренних и внешних факторов. Каждая новая ступень формирования пола обладает, в некотором роде, самостоятельностью. Важным для понимания сложной системы половой дифференциации является понятие гендера, который, в свою очередь, определяется на основании выраженности маскулинных и феминных качеств индивида [1].
По результатам исследования уровня эмпатических способностей с помощью опросника А. Мехрабиена и Н. Эпштеина мы выявили, что Высокий уровень эмпатических способностей наблюдается у 4,54 % у женщин учителей и, средний уровень 50%, низкий определен у 31, 82%, очень низкий эмпатийный уровень наблюдается13,64 %. Мужчины учителя в свою очередь имеют 9,09% высокого уровня, 50 % мужчин учителей определяется средний уровень, и низкий 40,91%, очень низкий уровень имеют 0% из диагностируемых.
По результатам диагностики можно увидеть, что у педагогов преобладает средний уровень эмпатических способностей, так же очень интересно что средний уровень эмпатии у женщин и мужчин учителей имеет 50 %.
После проведения U-теста Манна-Уитни для сравнения уровней эмпатии у женщин-учителей и мужчин-учителей получены следующие результаты:
Это означает, что есть некоторые различия в уровнях эмпатии между группами, однако эти различия не достигают статистической значимости на уровне 0.05.
Этот показатель отражает процент людей, чьи убеждения и поведение выражают явную нетерпимость к гендерным различиям. Вероятно, это связано с глубоко укоренившимися стереотипами и предубеждениями, которые формировались в течение длительного времени и могут быть усилены культурными, религиозными или социальными факторами.
Этот показатель указывает на процент людей, осознающих свою нетерпимость к гендерным различиям. Возможно, эти люди имеют определенные убеждения или ставят себя в превосходствующее положение относительно другого пола из-за социокультурных причин или личного опыта.
Этот показатель указывает на процент людей, чья гендерная нетерпимость может быть скрыта или неявная, но все равно влияет на их мысли, поведение и отношения. Это может быть вызвано социальным давлением или страхом быть осужденным за выражение своих истинных убеждений.
Этот показатель отражает процент людей, которые, хотя и не проявляют активной нетерпимости, но также и не активно поддерживают равенство полов. Это может быть связано с недостаточной осведомленностью о вопросах гендера, равенства и социальной справедливости.
Этот показатель отражает процент людей, осознающих и поддерживающих гендерное равенство и инклюзивность. Они могут активно работать над преодолением стереотипов, бороться за равные права и уважать индивидуальные различия независимо от пола.
Этот показатель отражает процент людей, которые не только осознают гендерное равенство, но и активно принимают участие в деятельности и инициативах, направленных на его достижение. Это могут быть активисты, феминисты, педагоги и другие, которые посвящают себя борьбе за гендерную справедливость.
Необходимо отметить, что педагогу необходимо быть толерантным во взаимодействии с другими людьми, и, в первую очередь со своими учениками, видеть в них полноправных субъектов общения. Тогда толерантность выступает не только его профессионально важным качеством, требованием профессиональной компетентности, но и «способом бытия» педагога. Ведь главные вопросы состоят не в том, «почему я проявляю толерантность к своим ученикам?», а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!».
Заключение.
Толерантность проявляется в энергичной жизненной позиции человека и её можно назвать одним из главных критериев личностной зрелости. Одним из наиболее значимых черт толерантности является то, что она даёт возможность уважать ценности, культуры и жизненные позиции других людей.
Изучив теоретико-методическую литературу, установлено, что интолерантность мужчин педагогов более выражена по сравнению с педагогами женщинами, однако значимые различия между ними были обнаружены лишь по показателям коммуникативной толерантности. Полученные результаты объяснены автором как следствие присвоения педагогами соответствующей гендерной роли: маскулинной - мужчинами и фемининной - женщинами.
Вывод.
Полученные данные подтверждают гипотезу о существовании половых особенностей в проявлении толерантности у педагогов школ. Мужчины и женщины могут иметь разные стратегии воспитания толерантности у учащихся и различные подходы к созданию инклюзивной образовательной среды. Это предполагает необходимость учета гендерных различий при разработке программ и методик формирования толерантности в школах.
Таким образом, исследование позволяет лучше понять проявление толерантности у педагогов школ и оптимизировать педагогические практики с учетом гендерных особенностей, что способствует более эффективному формированию толерантной образовательной среды.
Результаты исследования актуализируют противоречие между необходимостью разработки и реализации психолого-педагогических мер по развитию толерантности общества, вызванной развитием субъективности педагогов и присвоением мужчинами педагогами маскулинной гендерной роли.
Рецензии:
22.04.2024, 20:03 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья подготовлена на актуальную тему. Представлены результаты собственного теоретического и эмпирического исследования. статья соответствует основным требованиям. Рекомендуется к опубликованию.
23.04.2024, 15:38 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Исследователи пришли к выводу, что терпимость к разочарованию и дискомфорту может положительно повлиять на стремление учителей к инклюзивности, подчеркнув необходимость развития эмоциональных способностей учителей и создания вспомогательных структур для повышения удовлетворенности учителей работой - https://nasenjournals.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/1471-3802.12616. Согласно последним данным Национального опроса учителей и директоров школ США (NTPS) 2015–2016 годов, 65 и 62 процента учителей средних школ по математике и естественным наукам уже составляют женщины соответственно - [https://www.brookings.edu/articles/how-gender-diversity-among-the-teacher-workforce-affects-student-learning/]. Однако, среди учителей, в которых преобладают женщины, всем учащимся навязываются нормы обучения и поведения, которые соответствуют уровню развития девочек, но неявно ставят в невыгодное положение мальчиков. В статье "Особенности проявления толерантности у педагогов мужчин и женщин общего среднего образования" рекомендую доработать Заключение, согласно проведенному исследованию особенностей проявления толерантности у педагогов мужчин и женщин.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий