Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Юриспруденция
Размещена 06.01.2014. Последняя правка: 05.01.2014.

Административные санкции, которые применяются за правонарушения в отрасли растительного мира Украины

Олейник Василий Иванович

нет

суддя Апеляционного суда Киевской обл.

соискатель кафедры административного права и процесса НАВД

Аннотация:
В данной научной статье раскрыто содержание административных взысканий, применяемых за совершение административных правонарушений в области растительного мира Украины


Abstract:
In this article the scientific content of administrative penalties applied for administrative offenses in the flora of Ukraine


Ключевые слова:
растительный мир, административные взыскания, предупреждение, штраф, конфискация, лишение специального права

Keywords:
flora, administrative penalties, warning, fines, confiscation, deprivation of special rights



УДК 35.086:58

Одним из важнейших компонентов растительного мира являются леса ‑ энергетическая база биосферы , которые играют очень важную роль в жизни на планете. Лес ‑ легкие планеты. Под натиском человека леса отступают на всех континентах , практически во всех странах. Они вырубаются быстрее, чем растут .

В. К. Колпаков и А. В. Кузьменко определяют административную ответственность как принудительное, с соблюдением установленной процедуры, применение правомочным субъектом предусмотренных законодательством за совершение административного проступка мер воздействия, которые выполнены правонарушителем. А основными признаками административной ответственности видит следующие: она является средством охраны установленного государственного правопорядка; нормативно определена и состоит в применении санкций правовых норм; является следствием виновного антиобщественного деяния; сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния; связана с принуждением , с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального или материального характера) которых он должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах [1].

Обеспечение охраны растительного мира только профилактическими мерами недостаточно действенным, особенно с учетом правовой культуры общества в современных условиях. Административно - правовые нормы были и остаются наиболее действенной мерой воздействия на природопользователей, но необходимым условием эффективного действия правовых норм является соблюдение принципов справедливости, соотносительности совершенного нарушения и назначенного взыскания. Последние изменения в отечественном законодательстве, по сравнению с законодательством 1998 года, которым в пять раз повышены размеры штрафов в области растительного мира [2] существенно повлияли на стабилизацию и снижение уровня незаконного использования объектов растительного мира в Украине. Но анализ административного судопроизводства, административной практики подразделений Держекоинспекций в областях свидетельствует, что, несмотря на увеличение административных санкций и усиление мер административного принуждения в отношении правонарушителей, вопрос абсолютной реализации административных взысканий остается открытым.

Административные взыскания, занимают одно из важных мест среди различных мероприятий, направленных на обеспечение охраны и рационального использования объектов растительного мира, и является, фактически, наиболее действенными мерами, но проблема заключается в том, что применение и реализация некоторых административных взысканий на практике имеет определенные особенности и недостатки, которые мешают в полной мере реализации возложенных задач и принципов - соотносительности проступка и наказания, неотвратимости наказания, и др. Административное взыскание это форма реагирования государства (его органов) на нарушение той или иной административно - правовой нормы, мероприятие административной ответственности в виде применения к правонарушителю административного принуждения. Его используют в целях воспитания лица, совершившего административное нарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общественного общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные правонарушения создают устойчивую законодательно определенную систему, которая определяет общую природу , основания и задачи их применения. В ст. 24 КУоАП говорится, что за совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф ; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения , денег , полученных в результате совершения административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), 6) исправительные работы; 7) административный арест [3]. Кроме того отмечается, что законами Украины могут быть установлены и другие, кроме указанных, виды административных взысканий.

Каждое взыскание является мерой ответственности , предназначенной за проступки , а применение и выполнение любого взыскания означает наступление административной ответственности и влечет для виновного неблагоприятные юридические последствия.

За нарушение законодательства в области растительного мира к личности правонарушителя могут быть применены следующие административные взыскания в виде : 1) предупреждение; 2) штрафы; 3) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных в результате совершения административного правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права специального пользования); 5) приостановление действия или аннулирование лицензии (разрешения), сертификата на осуществление определенного вида деятельности, предоставленной лицу.

Осуществим характеристику данных видов административных взысканий.

1. Предупреждение. Это взыскание является наименее строгим по степени наказуемости , направленной на правонарушителя , и как мера административной ответственности применяется как самостоятельный вид взыскания за совершение незначительных проступков, а также к лицам, которые впервые совершили проступок, при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, и положительных характеристик субъекта проступка. Это преимущественно воспитательное воздействие государства в лице органа административной юрисдикции на поведение правонарушителя.

В юридической литературе под ним понимают официальное осуждение совершенного административного проступка и предостережения правонарушителя, выносится правомочным органом или должностным лицом в установленной форме [4, с. 45]. Статья 26 КоАП предусматривает , что предупреждение должно быть вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом. Вынесение предупреждения в устном виде не является административным взысканием и не порождает связанных с ним юридических последствий.

Предупреждение как вид административного взыскания может применяться за совершение правонарушения в области растительного мира ст. 83-1 КУоАП «Нарушение законодательства о защите растений».

2. Основным мероприятием административной ответственности за правонарушения в области растениеводства, применяется к правонарушителю, является штраф, т.е. денежное взыскание, которое влияет на имущественные интересы правонарушителя и взимается в собственность государства. Он является как самым распространенным административным взысканием, так и финансовой санкции. Итак, последствия применения соответствующих мер содержатся в ограничениях преимущественно материального характера. Штраф налагается в установленном порядке государственными органами и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 27 КУоАП, «штраф является денежным взысканием, налагаемым на граждан и должностных лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных настоящим Кодексом и другими нормативно - правовыми актами ».Такое взыскание предусмотрено за все административные правонарушения в области растениеводства преимущественно как основное и единственное взыскания. Размеры штрафов зависят от официально установленного необлагаемого минимума доходов граждан. Санкции статей, которыми закреплены правонарушения в области растениеводства, предусматривают наложение штрафа как единого взыскания или как альтернативного, наряду с предупреждением. При этом штраф предусматривается в относительно - определенном размере, когда устанавливается его верхняя и нижняя граница, то есть, сумма штрафа варьируется в зависимости от характера совершенного проступка и личности нарушителя.

За совершение административных правонарушений в области растительного мира в зависимости от общественной вредности размер штрафов варьируется от одного до сорока необлагаемого минимума доходов граждан для граждан и от трех до ста необлагаемого минимума доходов граждан для должностных лиц.

Стоит акцентировать внимание, что такой вид административного взыскания в виде штраф предусмотрен всеми санкциями статей Кодекса Украины об административных правонарушениях за совершение административных проступков в области растительного мира. Разница заключается лишь в размера штрафа и в определении нарушителя гражданином или должностным лицом. При этом, положения Кодекса Украины об административных правонарушениях не предусматривают наложение штрафа на юридическое лицо как таковое , нарушившей законодательство о растительном мире.

3. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения ( ст.29 КоАП), состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда. Конфисковано может быть лишь предмет , находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины. Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством Украины.

Конфискации также могут подлежать деньги, полученные в результате совершения административного правонарушения. Этот вид взыскания характеризуется тем, что конфискуется не все имущество нарушителя, не любые вещи, имеющие потребительскую стоимость, а лишь предметы, связанные с совершением административного правонарушения, и которые находятся в частной собственности нарушителя. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя , если иное не предусмотрено законами Украины. Этот вид взыскания считается более строгим мероприятием, чем возмездное изъятие, и применяется исключительно по решению суда.

Конфискация как административное взыскание является судебно - административной мерой, применяемой, как правило, в качестве дополнительного вместе с основным взысканием.

Невозможна конфискация предмета, выраженная в денежном эквиваленте, равноценна предмета, подлежащего конфискации. Конфискация как административное взыскание не связана с возмещением причиненных гражданам имущественного вреда, за исключением случаев отмены соответствующего постановления органа административной юрисдикции с закрытием производства по делам об административных правонарушениях, если лицо имеет право требовать возврата незаконно отчужденного имущества или уплаты его стоимости. Оценка конфискованного имущества проводится комиссией по специально установленным правилам.

Объектами конфискации за совершение административных правонарушений в области растительного мира являются: 1) орудия, материалы, средства для изготовления запрещенных орудий добычи объектов растительного мира; 2) объекты растительного мира, в том числе ботанические коллекции; 3) незаконно добытые объекты растительного мира в установленном законодательством порядке.

Конфискация как дополнительное взыскание может быть применимо за совершение таких правонарушений в области растительного мира как: 1) ст. 85-1 КУоАП «Изготовление или сбыт запрещенных орудий добычи объектов животного или растительного мира»; 2) ст. 88 КУоАП «Незаконный вывоз из Украины и ввоз на ее территорию объектов животного и растительного мира»; 3) ст. 88-1 КУоАП «Нарушение порядка приобретения или сбыта объектов животного или растительного мира, правил содержания диких животных в неволе или в полусвободных условиях»; 4) ст. 88-2 КУоАП «Нарушение правил создания, пополнения, хранения, использования или государственного учета зоологических, ботанических коллекций и торговли ими»; 5) ст. 90 КУоАП «Нарушение требований по охране видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины».

4. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину или юридическому лицу (права специального пользования).

В соответствии со ст. 10 Закона Украины «О растительном мире », специальное использование природных растительных ресурсов осуществляется по разрешению юридическими или физическими лицами для удовлетворения их производственных и научных потребностей, а также с целью получения прибыли от реализации этих ресурсов или продуктов их переработки. При условии соблюдения требований законодательства могут осуществляться следующие виды специального использования природных растительных ресурсов: сбор лекарственных растений; заготовка древесины при рубок главного пользования; заготовка живицы; заготовка коры, луба, древесной зелени, древесных соков и т.п.; сбор цветов, ягод, плодов, орехов, семян, грибов, лесной подстилки, камыша и т.п.; заготовка сена; выпаса скота.

Специальное использование природных растительных ресурсов общегосударственного значения осуществляется по разрешению, выдаваемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Специальное использование природных растительных ресурсов местного значения осуществляется по разрешению, выдаваемому в порядке, определяемом Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления. Выдача разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов осуществляется в пределах лимитов их использования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину или юридическому лицу осуществляется центральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления.

5. Приостановление действия или аннулирование лицензии (разрешения), сертификата на осуществление определенного вида деятельности, предоставленной лицу.

Приостановление действия или аннулирование лицензии (разрешения), сертификата на осуществление определенного вида деятельности, предоставленной лицу осуществляется центральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления предписаний путем приостановления действия или аннулирования в установленном законодательством порядке разрешений, лицензий, сертификатов, заключений, решений, лимитов, квот, согласований, свидетельств на специальное использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, обращение с опасными химическими веществами, трансграничное перемещение объектов растительного и животного мира (в том числе водных живых ресурсов), лицензий на проведение землеустроительных и, а также по установлению нормативов допустимых уровней вредного воздействия на состояние окружающей природной среды.

Следовательно, административная ответственность за нарушение норм, которыми урегулированы отношения в области растительного мира ‑ это принудительное, с соблюдением установленной процедуры, применение уполномоченным субъектом предусмотренных административным законодательством за совершение административного проступка связанной с охраной , использованием и воспроизводством объектов растительного мира мер воздействия в отношении субъекта - правонарушителя.

Библиографический список:

1. Колпаков В. К. Адміністративне право України : [підруч.] / В. К. Колпаков, О. В. Кузьменко. – К. : Юрінком Інтер, 2003. – 544 с.
2. Офіційна інформація Міністерства екології та природніх ресурсів України станом на грудень 2013 року // [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.menr.gov.ua/index.php/press-center/media/132-shtrafy-za-znyshchennia-roslyn-i-tvaryn-zbilshyly-v-5-raziv
3. Кодекс України про адміністративні правопорушення від 7 груд. 1984 р. № 8073-Х // [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http:// www.zakon.rada.gov.ua.
4. Бондаренко Г. П. Адміністративна відповідальність в СРСР / Г. П. Бондаренко. Л. : ЛДУ, 1975. 150 с.




Рецензии:

6.01.2014, 13:07 Черная Виктория Григорьевна
Рецензия: Статья содержит научную ценность и рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх