Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
https://wos-scopus.com
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 04.01.2014. Последняя правка: 03.01.2014.

Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов

Наговицын Роман Сергеевич

Д.пед.н., доцент

ФГБОУ ВПО "ГГПИ им. В.Г. Короленко"

Декан факультета ПИХО, заведующий кафедрой ФКиБЖД

Аннотация:
Разработка теоретико – методологических основ формирования физической культуры личности студентов, в контексте выявления концептуального подхода и принципов, позволит обеспечить его целостность, раскрыть содержательную и операционную стороны. Выбор деятельностного подхода определен стремлением раскрыть сущность этого преобразования с разных позиций и организацией единой концептуальной системы, являющейся основой развития личности студента вуза в педагогическом пространстве.


Abstract:
Development of theoretical - methodological basis for the formation of physical culture personality of students in the context of identifying the conceptual approach and principles that will ensure its integrity, and reveal substantial operating side. Choosing activity approach defined desire to reveal the essence of this transformation from different positions and the organization unified conceptual framework, which is the basis of personality development in the pedagogical university student space.


Ключевые слова:
деятельностный подход, принципы, формирование физической культуры личности студентов, методологическая основа

Keywords:
activity-based approach, the principles of physical training formation of personality of students, the methodological basis



УДК 378.172:371.319

Модернизация физкультурной деятельности студентов, основанная на формировании физической культуры личности, содействует повышению качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе. В свою очередь разработка теоретико – методологических основ данного процесса позволит обеспечить его целостность и системность, раскрыть содержательную и когнитивные стороны. В этом контексте избрание деятельностного подхода как методологической основы формирования физической культуры личности студентов вуза, определяет рассмотрение образовательно-воспитательного процесса как системы определенных составляющих деятельности, реализация которых ведет к усвоению фундаментальных знаний и умений, мотиваций у студентов вуза на основе различных форм деятельности будущего специалиста.

Деятель­ность является ключевым понятием, на котором строятся теоретические основы психологических и педагогических наук. Дефиниция «деятельность» находит свое начало в работах классиков отечественной психологии: Л. В. Выготского [3], А. Н. Леонтьева [7], С. Л. Рубинштейна [12]. По мнению А. Н. Леонтьева, человеческая деятельность - это "процесс, в котором реализован переход между направлениями субъект-объект, происходящих в переходе объекта в его субъ­ективную форму и, вместе с тем, в деятельности совершается также переход в объективные выводы. [7]. В понимании С. Л. Рубинштейна деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой выявляются свойс­тва личности, имеющие комплексный характер. [12].

К ведущим видам деятельности относятся такие категории, как труд, познание и общение. В свою очередь, каждый вид деятельности теснейшим образом связан с другими, а интегрирование и синергия различных компонентов из них определяет все многообразие человеческой деятельности от простых форм к самым сложным. Выявлено, что деятельность имеет социальную основу и присуща только человеку. Деятельность - это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности, сходной формой которого является труд, а именно трудовая деятельность. Основные виды матери­альной и духовной деятельности являются производными от тру­да. Изменяя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития. Учение о деятельности позволило нам определить отправную точку исследования. Она заключается в том, что осуществлять подготовку учителей инно­вационного типа возможно только в учебной инновационной дея­тельности [1].

Ведущая идея деятельностного подхода в нашем исследовании заключается в том, что обучающийся, являясь субъектом деятельности, формирует в процессе её осуществления физическую культуру личности с учётом индивидуальных особенностей и личностно-значимых потребностей. [14]. Деятельность человека, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения его разнообразных потребностей и одновременно является фактором его физического, интеллектуального, психического и духовного формирования как социально-полезной личности. При этом структура деятельности должна включать в себя: единство цели, потребностей и мотивов, и соотносимые с ними: деятельность, действие и операционную составляющую. [5, с. 50 - 51]. Она объединяет в себе две стороны — интеллектуальную (внутреннюю), которая основывается на цели, анализе условий, выбор средств и методов, схему действий, и двигательную (внешнюю), определяемую физической активностью субъекта, взаимодействием средств с объектом и предметом деятельности, входящими в деятельность объективными процессами и результатами. [10]. Таким образом, любая системная конкретная деятельность, в нашем случае физкультурная, обязательно должна быть соотносима с понятием потребности, интересов и мотива, являющимися одними из основных составляющих, делающих деятельность осознанной и устойчивой на перспективу [15, 16].

Представляя структуру деятельности, данный подход позволяет установить определенные связи на разных уровнях физкультурной деятельности и проникнуть в суть явлений, определяющих особенности формирования культуры. Кроме того, деятельностный подход объясняет процесс активного усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач. (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский [3], П. Я. Гальперин [4], И. А. Зимняя [6], Н. Н. Нечаев, С. Л. Рубинштейн [12], В. Д. Шадриков и др.).

Применение деятельностного подхода в нашем исследовании позволило раскрыть содержание принципов формирования физической культуры личности студентов.

1. Принцип целенаправленного стимулирования личности студента к самостоятельной физкультурной деятельности. Суть данного принципа, обеспечивающего формирование физической культуры личности, заключается в актуализации генетически заложенной потребности человека в движении, побуждаемой к самосовершенствованию и последующему физическому саморазвитию на основе сформированной устойчивой мотивации, а также в ориентации на построение индивидуальной программы физкультурного образа жизни. Данный принцип основывается на достижение наивысшего уровня физической культуры личности и ориентирует на индивидуальные особенности, потребности, мотивы личности. Кроме этого, принцип целенаправленного стимулирования студентов к физкультурной  деятельности предполагает оказание активного педагогического содействия в формировании физической культуры личности на основе равноправных субъектных отношений [2]. Положения данного принципиального подхода тесно связаны с принципом индивидуализации и дифференциации, но имеет отличительную особенность. А именно, в связи с исключительным разнообразием индивидуальных различий обучающихся, реализация которых в существующих условиях организации учебно-воспитательном процесса по физической культуре в образовательных учреждениях представляется возможной в ограниченном варианте дифференциации и индивидуализации.  Администрация образовательной организации или преподаватель учреждения не всегда в состоянии учитывать многочисленные индивидуальные различия у каждого из своих подопечных и разрабатывать соответствующие дифференцированные программы их физического совершенствования. Вместе с тем, именно их реализация является главным условием успешного внедрения личностно-ориентированного обучения. Поэтому основной способ преодоления данного противоречия и воплощения идеи индивидуализации при таких условиях в сфере физической культуры заключается в  целенаправленном привлечении и стимулировании личности студента к самостоятельной физкультурной деятельности в интеллектуальном и двигательном аспектах.

Обосновывая выявленный в исследовании принцип, покажем его положения через самопознание и самовоспитание. Формирование физической культуры личности, в ракурсе развития соответствует фактически, процессу совершенствования общей культуры человека с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая особенным специфическим образом через сознательно «окультуренную» двигательную деятельность. В свою очередь которая выступает средством удовлетворения разнообразных потребностей человека, его самоактуализации, саморазвития, самопознания, самоформирования и самосовершенствования [11].

Отмечая двусторонность процесса образования, обучения и воспитания (образование и самообразования, обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание), А. С. Пуни в своих исследованиях, посвященных изучению психологических особенностей физической активности человека, отмечал, что самовоспитание – это процесс постоянной работы человека над своим физическим и духовным совершенствованием (самосовершенствованием), основанном на познании самого себя (самопознание). В данном процессе самопознания и самосовершенствования студент выступает как субъект, изучающий и оценивающий себя, свои действия, поведения, мысли чувства, здоровье, уровень физического развития путем наблюдения, создавая свой образ и понятие о себе самом как личности, стремящейся к гармоническому развитию своих физических и духовных сил. В свою очередь, определяясь как объект своей же собственной деятельности обучающийся является созидателем самого себя в процессе самосовершенствования путем саморегуляции, основанной на результатах самопознания [11].

Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что в результате описанных процессов на основе принципа стимулирования обучающихся к самостоятельной физкультурной деятельности происходит самоформирование физической культуры личности будущего педагога в вузе.

Организация формирования физической культуры личности в контексте данного принципа должна  осуществляться на основе вооружения обучающихся необходимыми теоретическим знаниями на учебных занятиях, а также предоставления возможностей для изучения и определения своих индивидуальных особенностей, физических кондиций и разработки на основе их учета индивидуальных программ физического совершенствования при  консультативной помощи преподавателя.

Разработанный и реализованный на практике концептуальный принцип формирования физической культуры личности студента к организации учебно-воспитательного процесса содействует не только более осознанному отношению студентов к содержанию занятий (мотивационно-эмоциональный компонент), решению проблемы индивидуализации воздействия физическим упражнениями, реализации личностно-ориентированного обучения (деятельностный компонент), но и будет способствовать созданию фундаментальной основы для самоопределения и социализации обучающихся в сфере физической культуры, как в период обучения в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности (когнитивный компонент). Очень важно подчеркнуть, что такой подход обеспечивает внесение элементов творчества, исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс, связанный с познанием обучающихся самих себя, возможностей своего организма, что в свою очередь способствует повышению его эффективности.

2. Принцип синергии интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурной деятельности.В основе принципа лежит понимание особенности физкультурной деятельности человека, которая заключается в сочетании в ней свойств субъекта и объекта. В контексте применения его в сфере физической культуры на основе реализации субъектно-объектных отношений возможны четыре вида деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная. В свою очередь, в современных исследованиях сущность физического упражнения, как основной составляющей физкультурной деятельности, определяют как двигательное воздействие, которые наряду с операционными механизмами, включает познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные. (Дмитриев С.В. [5], Донской Д. и др.).Продолжая конкретизацию, следует отметить, что развитие физических возможностей человека  взаимосвязано с функционированием его личных характеристик. В этом случае двигательное действие выступает лишь в качестве средства самосовершенствования и саморазвития человека. Эффективность физкультурной деятельности студентов особо определяется мотивационно-ценностной составляющей, связанной с формированием потребностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценностных ориентациях, и овладением ими значимым уровнем знаний на основе социально-психологического и интеллектуального направлений (Л.И. Лубышева [8], Sami Yli-Piipari [13], Zan Gao [17] и др.). В свою очередь эти характеристики способствуют социализации личности в процессе этой деятельности и в то же время являются одним из показателей уровня ее физического совершенства. При этом целый ряд авторов (М. Я. Виленский, В. Н. Курысь, А. П. Матвеев [9], Г. М. Соловьев и др.) отмечают, что одним из действующих прогрессивных направлений, определяющих обеспечение необходимого уровня образованности обучающихся в сфере физической культуры, является умелое накопление системных знаний как фундамента физического воспитания и формирования физической культуры личности подростков.

Таким образом, содержание физкультурной деятельности, основанной на синергии интеллектуальной и физической (двигательной) составляющих определяет качество формирования физической культуры личности студента в вузе. В этом ракурсе единство духовной и двигательной сторон в физкультурной деятельности создает гармонию сущностных (духовных и физических) сил человека, интегративным  объединением которой служит творческий характер деятельности. [10]. Деятельность в формировании физической культуры личности с этой точки зрения выступает как в материально, так и в духовно преобразующих формах, она есть явление, которому присущи материально-духовные качества, что и позволяет рассматривать физическую культуру личности как равноправный вид общей культуры человека и общества.

Библиографический список:

1. Бобыкина И. А. Концепция формирования культуры лингвосамообразования при обучении иностранному языку в высшей школе: Автореф. … дис. д-ра пед.наук. - Нижний Новгород, 2012. – 39 с.
2. Быстрицкая Е. В. Система организации самостоятельной учебной деятельности студентов и ее моделирование по психолого-педагогическим дисциплинам подготовки педагога по физической культуре: Автореф. ...дис.д-ра пед.наук. –М., 2013. – 46 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 150 с.
5. Дмитриев C. B. Двигательное действие спортсмена в аспекте категорий "цель", "средство", "результат" // Теория и практика физической культуры. 1985. - N 11. - С.49 - 52.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов н/д.: Феникс, 1997. - 477 с.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
8. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
9. Матвеев А. П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе: Дис. ... д-ра пед.наук в виде научн.докл. М., 1997. - 69 с.
10. Николаев Ю.М. Теретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: монография / Ю.М. Николаев; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. – 217 с.
11. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: ФиС, 1969. - 88 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
13. Sami Yli-Piipari and others Relationships between physical education students’ motivational profiles, enjoyment, state anxiety and self-reported physical activity // Journal of Sports Science and Medicine. – 2009. - № 8. Режим доступа: http://www.jssm.org
14. Oleg. A. Sinelnikov Teaching and learning how to teach sport education: an ecological analysis, motivational climate and professional development: A Dissertation Submitted to the Graduate Faculty of Auburn University in partial fulfillment of the requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. – Auburn, Alabama, 2007. – 240 p.
15. Shea D. J. The effect of achievement motivation. Training in Motivational and Behavior variables. - Diss. Abst., 1969, v. 62, № 22, - 558 p.
16. Stephen Silverman Physical Education and Physical Activity: A Historical Perspective// Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2007. - N.78 (8). - P. 31 - 48.
17. Zan Gao Understanding students’ motivation in physical education: integration of expectancy-value model and self-efficacy theory: A Dissertation Submitted to the Graduate Faculty of Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Department in Kinesiology. – B. Ed., Hunan Teachers University, M. Ed., Beijing Sport University, 2007. – 188 p.




Рецензии:

4.01.2014, 16:20 Рибцун Юлия Валентиновна
Рецензия: В статье освещены актуальные вопросы реализации деятельностного подхода к формированию физической культуры личности студентов. Особую ценность, по нашему мнению, имеет раскрытие синергии интеллектуальной и физической составляющих физической культуры личности студента в вузе. Статья рекомендована к печати.

07.01.2014 16:16 Ответ на рецензию автора Наговицын Роман Сергеевич:
Спасибо Юлия Валентиновна за внимание к нашей работе.

8.01.2014, 12:11 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Тема статьи актуальна. Не вызывает сомнения поход автора (деятельностный) к исследованию проблемы, основывающийся на принципах, которые могут иметь статус системообразующих в контексте формирования физической культуры личности студента. Имеют место некоторые неточности (возможно, технического характера): аннотация представляет не столько краткое содержание статьи, сколько аргументацию актуальности проблемы и подхода к ее исследованию. В выводах внезапно появляется духовная составляющая физической культуры, поэтому создается впечатление, что автор отождествляет понятия «интеллектуальный» и «духовный». В целом, статья может быть рекомендована к печати.

9.01.2014, 7:03 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Работа имеет научную ценность, актуальна и интересна. Автор затрагивает значимые для всей системы образования вопросы.Статья может быть рекромендована к печати. Однако стоит обратить внимание на некоторые стилистические неточности, например, "покажем его положения через самопознание и самовоспитание" (лучше сказать проследим, осмыслим, рассмотрим и т.д.). Необходимо также несколько расширить информацию о собственных наблюдениях и результатах исследования в осмыслении содержания принципов формирования физической культуры личности студентов.

9.01.2014, 13:38 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Статья соответствует заявленной теме. Автор раскрывает суть деятельностного подхода к формированию физической культуры личности студентов как методологической основы обучения. Во втором принципе, возможно, нужно заменить "интеллектуальный" на "духовный", так как в выводах всё-таки употребляется этот термин. Или, как вариант, заменить "духовный" на "нравственный" (поскольку, в принципе, мы воспитываем в большей степени нравственные качества личности). Статью можно рекомендовать к печати.

10.01.2014, 13:27 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Рецензия на статью “Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов”, автор Наговицын Р.С. В рецензируемой статье обоснована теоретическая и практическая значимость физической культуры для развития личности студенческой молодёжи. Автор осуществил исторический, психолого-педагогический анализ трактовки самого понятия “деятельностный подход”. Исследователь обосновывает соотношение базовых педагогических категорий “воспитание” и “самовоспитание”, “обучение” и “самообучение”, “образование” и “самообразование”. Уважаемый коллега аргументировано подчёркивает роль теоретических знаний в овладении физической культурой человека. Он обращает внимание на формирование духовных основ общей культуры молодёжи, составляющей которой, является и физическая культура. Выводы статьи вполне логичны в них очертаны перспективы дальнейших исследований в сфере формирования физической культуры студентов. На основании изложенного, рекомендую статью “Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов”, Наговицына Р.С. для размещения в электронном журнале «SCI-ARTICLE.RU». Рецензент Доктор педагогических наук Н.А.Супрун

10.01.2014, 20:41 Кихтенко Любовь Федоровна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему формирования физической культуры личности студентов. Автор последовательно и логично раскрывает теоретико-методологические основы данного процесса. Особый интерес вызвало то, что в статье раскрыт принцип целенаправленного стимулирования личности студента к самостоятельной физкультурной деятельности и принцип синергии интеллектуального и деятельностного составляющих физкультурной деятельности. К достоинству статьи относится и то, что в ней показаны пути реализации данных принципов на практике. Действительно, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению студентов является эффективным направлением физического саморазвития молодого человека на основе сформированной устойчивой мотивации. Таким образом, согласно замыслу автора, при реализации первого принципа, студент будет готов составить индивидуальную программу физического самосовершенствования на основе самостоятельного определения своих индивидуальных особенностей, физических кондиций и при консультативной помощи преподавателя. Список литературы свидетельствует о том, что автором проделана большая работа по изучению данной проблемы. Единственное замечание: вывод несколько диссонирует с лейтмотивом статьи. Однако данное замечание не умоляет достоинства представленной статьи. Статья может быть рекомендована к печати.

14.01.2014, 23:59 Лысенко Анна Владимировна
Рецензия: Актуальность статьи “Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов”не вызывает сомнений. Применение в исследовании данного подхода позволило автору глубоко и последовательно раскрыть содержательную и операционную стороны физической культуры, основанной на сочетании принципов целенаправленного стимулирования личности студента к самостоятельной физкультурной деятельности и синергии интеллектуальной и деятельностной составляющих. Вызывает уважение список литературы, отражающий взгляд на проблему как классиков отечественной психологии,так и ученых, занимающихся вопросами формирования физической культуры подрастающего поколения.Статья рекомендована к печати.

18.01.2014, 9:57 Бай Татьяна Владимировна
Рецензия: Статья несомненно актуальна. Автор более менее полно приводит результаты исследований. Однако есть замечания в оформлении ключевых слов и аннотации на английском языке. не совсем в каком педагогическом пространстве автор хочет формировать личность студента, пространство вуза, образовательная среда... В списке литературы так же присутствуют издания не совсем актуальные 69 года и т.п..В целом статья изложена научным языком, автор правильно и точно использует определения и формулировки, статья может быть рекомендована для размещения в электронном жирнале.

4.02.2014, 19:01 Сударчикова Лилия Геннадьевна
Рецензия: Рецензия на статью “Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов”, рецензент Сударчикова Л. Г. В рецензируемой статье обоснована теоретическая и практическая значимость формирования физической культуры личности в процессе обучения в вузе. Автор представил психолого-педагогический анализ дефениций «деятельность», «деятельностный подход». В статье рассмотрены принципы формирования физической культуры студентов и обоснована их реализация в контексте воспитания, самовоспитания, обучения, самообучения, образования и самообразования будущих специалистов. Автор представляет выводное положение о единстве духовного и двигательного аспектов физкультурной деятельности, гармонизирующем личность студента. Наряду с этим из текста статьи не совсем понятна суть «разработанного и реализованного на практике концептуального принципа формирования физической культуры личности студента к организации учебно-воспитательного процесса»: в чём его суть и каким образом он был реализован в данном исследовании. Однако данное замечание не умоляет достоинства представленной статьи. На основании изложенного рекомендую статью Наговицына Р.С. «Деятельностный подход к формированию физической культуры личности студентов» для размещения в электронном журнале «SCI-ARTICLE.RU». Рецензент кандидат педагогических наук, доцент Сударчикова Л. Г.

16.02.2014, 14:14 Слизкова Елена Владимировна
Рецензия: Рецензия: представленный вариант статьи, безусловно, в своей содержательной части актуален, но с точки зрения теоретического изложения в аспекте рассмотрения деятельностного подхода применительно к формированию физической культуры личности студента. С нашей точки зрения, не совсем понятно соотношение в выводах представленных принципов: синергии интеллектуальной и физической (двигательной) в их прямой зависимости от творческого потенциала и духовно-нравственной сферы личности студента. С уважением Елена Слизкова.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх