Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №1 (сентябрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 30.09.2013.
Просмотров - 2995

Договорное правовое регулирование высшего образования осужденных в исправительных учреждениях

Левина Марина Валентиновна

Самарская областная коллегия адвокатов

адвокат

Аннотация:
В статье изложены основные составляющие правового договорного регулирования в сфере высшего образования для осужденных как эффективного инструментария оперативного решения важных проблем социальной сферы. На ретроспективном примере процесса получения высшего образования осужденными во время их пребывания в исправительных учреждениях показана эффективность применения данного правового инструментария для решения актуальной проблемы общества по борьбе с его криминализацией.


Abstract:
In this article it has presented the general elements of the contractual law regulations in the high education prisoner’s sphere as an effective factor of the operational solution for the important social problem sphere. On the retrospective example of the high education process prisoner’s receiving in the execution time in prisons it has shown effectiveness of this law instrument using for the actual problem common solution on struggle with the one’s criminalization.


Ключевые слова:
договорное правовое регулирование, высшее образование осужденных, пенитенциарная система

Keywords:
contractual law regulation, prisoner’s high education, penitential system


УДК 340

Начало XX века характеризуется расширением сферы договорного регулирования, позволяющего оперативно решать социальные проблемы, не имеющие решения на законодательном уровне. Образование осужденных представляет собой особую ветвь современной образовательной системы, регулирующуюся международными и государственными правовыми актами, характеризующую состояние и тенденции развития такого важного социального института общества, как пенитенциарная система России. Образование осужденных решает вопросы их исправления, дальнейшей социализации и адаптации в обществе после отбывания наказания [1].

На современном этапе развития общества правовой статус осужденных в условиях пенитенциарной среды регламентируют международные правовые акты, Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.

В настоящее время право осужденных на образование гарантировано законодательством РФ и международными правовыми актами (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, международно-правовые документы по правам человека, Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы). Европейскими пенитенциарными правилами, принятыми Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 г., предусмотрено, что в каждом исправительном учреждении осуществляется разносторонняя программа обучения, позволяющая людям удовлетворять некоторые из своих интересов и потребностей. Рекомендации Совета Европы «Об обучении в тюрьмах» нацеливают сотрудников пенитенциарных учреждений на то, что все заключенные должны иметь доступ к обучению, и оно должно быть таким же, как обучение соответствующих возрастных групп за пределами тюрем. Целью обучения должно стать всестороннее развитие личности.

Право на образование закреплено во Всеобщей Декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. Статья 26 указанной Декларации гласит: «Каждый человек имеет право на образование. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Право на образование не ставится в зависимость от каких-либо факторов, кроме способностей каждого человека к образованию. Соответственно, осужденные к лишению свободы не утрачивают своего права на образование в связи с нахождением в пенитенциарных учреждениях.

Также право на образование на уровне международных документов закреплено в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой никому не может быть отказано в праве на образование.

Однако, следует отметить, что до 1998 г. в исправительных учреждениях  России осужденные могли получить только общее образование и начальное профессиональное образование, а возможность получения высшего образования отсутствовала. Это объясняется несколькими факторами: во-первых, в законодательстве не была закреплена возможность ведения образовательного процесса на территории исправительных учреждений; во-вторых, высшие учебные заведения не имели такой возможности, и даже заочное обучение осужденных было невозможно, т.к. оно требует присутствия студента на сессиях, что в условиях исправительного учреждения невозможно.  

В 1999 г. в Самаре в рамках деятельности Современной гуманитарной академии (СГА), использующей современные дистанционные методы обучения, в Самарском филиале СГА (СФ СГА) был осуществлен проект по получению высшего образования осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях Самарской области (ИУ № 3, ИУ № 5, ИУ № 6, ИУ № 10, ИУ № 13, ИУ № 26, ИУ № 28, ИУ № 29, ИУ № 15 Самарской области) [2].

Данный проект базировался на международных правовых актах по правам человека и правам осужденных [3, 4], и российских нормативно-правовых актах [5, 6, 7], а также соглашении о сотрудничестве между Самарским филиалом  Современной гуманитарной академии (СФ СГА) и Главным управлением федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области (ГУФСИН). Данное соглашение регламентировало осуществление образовательной деятельности для получения высшего и специального дополнительного образования осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Для осуществления указанного проекта оно было необходимо, т.к. на законодательном уровне возможность получения высшего образования осужденными в исправительных учреждениях закреплена не была.

После того, как проведенный в исправительных учреждениях Приволжского федерального округа образовательный эксперимент показал положительные результаты, Современной гуманитарной академией в 2003 г. и ФСИН Минюста РФ был подписано соглашение, регламентирующее проведение образовательного процесса для осужденных, получающих высшее образование по месту отбывания наказания.

Результатом проведения данного образовательного проекта, основанного на договорных началах, явилась поправка к ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которой администрация исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Также данный результат договорного правового регулирования в сфере пенитенциарного образования нашел свое воплощение в статье 80 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Выше изложенное ретроспективно подтверждает, что именно договорное регулирование является эффективным инструментарием, позволяющим оперативно решать важные социальные проблемы общества, при пробелах, существующих в действующем законодательстве.

Библиографический список:

1. Волов В.Т. Социально педагогические проблемы обучения в условиях пенитенциарной системы России. – Самара: Бахрах-М, 2008. – 294 c.
2. Волов В.Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительных учреждениях. – М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2009. – 393 c.
3. Всеобщая Декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, N 67, 05.04.1995.
4. Европейские пенитенциарные правила // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.- М.: СПАРК, 1998. С. 209 – 263.
5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 150.
7. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, N 303, 31.12.2012.




Рецензии:

28.10.2013, 14:18 Гуренко-Вайцман Марина Николаевна
Рецензия: Статья интересная, информационно насыщенная, решающая актуальную проблему. Пожелания автору: возможно целесообразно уточнить название статьи.Текстуально, речь идет о доступе к получению высшего образования в условиях пенитенциальной среды вообще и механизме реализации права на образование заключенными, непосредственно. Тем более, что авторское изложение материала носит инструментальный характер.

29.10.2013 11:11 Ответ на рецензию автора Левина Марина Валентиновна :
Благодарю за рецензию и пожелания.

1.11.2013, 16:43 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: Статья написана на актуальную тему, ее новизна не вызывает сомнений. Статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх