Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Педагогика
Размещена 09.10.2013. Последняя правка: 16.11.2013.
Просмотров - 4187

Характеристика эвристической технологии формирования общекультурной компетенции студента

Нигматзянова Гульнур Халимовна

------------

КФУ

магистр

Аннотация:
В статье определены особенности эвристической технологии в отличие от традиционной системы обучения. А также представлены определения понятий «компетентность» и «педагогическая технология».


Abstract:
In the article defines particular heuristic as opposed to the traditional system of education. And also provides definitions for the terms "competence" and "educational technology."


Ключевые слова:
педагогическая технология, «эвристика», эвристическая технология, «знание», « незнание», дидактическая эвристика.

Keywords:
educational technology, «heuristics», heuristic technology, «knowledge», «ignorance», didactic heuristics.


УДК 378

В последнее время в системе образования, как вузовского, так и школьного происходят большие изменения. Это в первую очередь связано с переходом от традиционной системы к  личностной парадигме обучения. Если раньше учащийся выступал объектом образовательного процесса, то сейчас он полноправный субъект.  Личностная парадигма противостоит централизму и единообразию в образовании.  Главная цель новой парадигмы образования формирование компетентного специалиста. Компетентность - это  личностная характеристика, совокупность знаний, умений, навыков и гибкого мышления. Важно понимать, что компетентность проявляется в определенных ситуациях, а именно в ходе решения   практических  задач.

Новым инструментарием формирования компетентного специалиста являются педагогические технологии. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.   По определению  Коджаспировой Г.М. «педагогическая технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности  воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная  действий;  разработка  и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат»[1, с.625] . 

Прежде чем раскрыть особенности эвристической технологии, необходимо определить семантику понятия «эвристика».

Для решения данной задачи обратимся к толковому словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.: «эвристика – 1.  совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного. Текстологическая эвристика. 2. Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решений»[2, с.906] .

 «Эвристика» — в переводе с греческого «heurisko»означает «отыскиваю», «нахожу», «откры­ваю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы, в результате истина открыва­лась не только ученику, но и учителю.

Свой метод Сократ сравнивал с повивальным искусством. Мыслитель считал, что, помогая рождению исти­ны в других людях, он продолжает дело своей матери -  повитухи.

Эвристическое обучение поХуторскому: «обучение, ставящее главной задачей конструирование учащимся собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации» [3, с. 14]

Методика эвристического обучения имеет свои особенности. При традиционном обучении  содержание образования передаётся учащимся в готовом виде в форме учебного материала с целью его усвоения. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели – создания учащимся собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества.

В эвристическом обучении меняются роль и место культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов. Культурно-исторические знания адекватно воспринимаются учащимся только тогда, когда он способен создать или уже создал аналогичный образовательный продукт. Например, студент, нарисовавший картину мира, или сформулировавший понятие «мир», потенциально готов к восприятию аналогичных представлений древних и современных учёных. Внешние знания при этом не оказываются отчуждёнными от личной деятельности учащегося, а, наоборот, обеспечивают развитие его внутренних образовательных процессов.

Отличие эвристического обучения от традиционного состоит также в изменении соотношения между знанием и незнанием.Цель традиционного обучения - перевод незнания в область знания: педагог «дает знания», а учащиеся их «получают». В эвристическом обучении преподаватель вместе с учениками наоборот, увеличивают количество своего незнания! Незнание здесь не есть пустое образование, а выявленная в процессе обучения проблематика, то есть знание о незнании. Это незнание понимается как важнейший элемент содержания образования, а не отсутствие его [30:34-35].

В процессе использования эвристической технологии, студент осуществляет эвристический поиск, который  будет продуктивным, если он сопровождается настойчивым желанием найти решение, достичь цели. Оно мобилизует интеллектуальные ресурсы решающего задачу.

А.В. Хуторским и его научной школой разработана теория эвристического обучения –  дидактическая эвристика– наука об обучении как открытии; это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности. Центр дистанционного образования «Эйдос», основанным тем же А.В. Хуторским, проводит Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады, с 1997 года приняло участие больше 300000 человек.

Особенности методики дидактической эвристики в следующем. В эвристическом обучении студент изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т.п.) но не готовые знания о нем. Полученный студентом продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) затем с помощью преподавателя сопоставляется с культурно-историческими аналогами – известными достижениями в соответствующей области. В результате студент переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение студента (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результаты деятельности студента могут выступать не только личностным, но и общекультурным приращением, тогда студент оказывается включённым в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Таким образом,  эвристическое обучение носит сопровождающий характер. Преподаватель обеспечивает расширение образовательных сфер каждого студента, то есть их деятельность по рождению, оформлению и развитию личных образовательных продуктов, а также последующее сопоставление этих продуктов с культурными аналогами. Проживая в собственном творчестве специально организованные эвристические образовательные ситуации, студенты воспроизводят культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, реализовывая индивидуальный образовательный потенциал.

Библиографический список:

1.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. / Коджаспирова Г.М. – М.: КНОРУС, 2010.-744 с.
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.— М.: А ТЕМП, 2007.—938с.
3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креатив¬ного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.





Рецензии:

17.10.2013, 13:49 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям, эвристическому подходу в обучении. Актуальная и интересная тема довольно логично изложена автором, показана разница традиционного и эвристического подхода в обучении. По содержанию статьи замечаний нет. Единственное замечание, лучше назвать рекомендацией, развернуть более полно данную тему. Вышеназванная статья рекомендована к публикации.

20.10.2013, 12:21 Тимофеева Людмила Алексеевна
Рецензия: В условиях реализации ФГОСа статья своевременна и актуальна. В ней определена пракикоориентированная технология, которая основана А.В. Хуторским, его научной школой, основанной на теории эвристического обучения, что делает статью ярче. Она может быть рекомендована к печати.

5.11.2013, 20:40 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: тема актуальна и важна.статья логична и выражает поддержку автора альтернативным технологиям обуения.в то же время не разведены понятия эвристика и проблемное обучение, где эвристические методы -часть этого вида обучения.тогда можно усилить связь с личностно-риентированным обучением.в целом статью можно рекомендовать к печати

2.04.2014, 19:00 Якунчева Марина геннадьевна
Рецензия: Статья освящает актуальную проблему современной педагогической науки. По содержанию статьи есть небольшое пожелание: хотелось бы увидеть конкретные примеры, позволяющие более полно раскрыть значение эвристической технологии в процессе формирования общекультурной компетенции студента. Но это на усмотрение автора. а в целом статья может быть рекомендована к печати.

26.06.2014, 8:04 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: В статье присутствует несогласованное предложение " т.е. как определенная действий". При устранении опечатки статья рекомендуется к печати.

4.08.2014, 12:03 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Рецензируемая статья посвящена актуальной и практико-ориентированной (в свете ФГОС и методики преподавания в условиях внедрения ФГОС) теме. В работе раскрыты базовые принципы эвристического обучения, предложены практические условия их реализации. Вместе с тем в статье не проведена дифференциация между реализацией проблемного обучения в школе и в ВУЗе. Основным объектом исследования является "студент", однако примеры эвристического "продукта" предложены те же, что и примеры "продукта" обучающегося средней школы. В чем же разница? Эвристическое обучение некогда было "спущено" из практики преподавания высшей школы в практику преподавания средней школы: оно изначально было характерно для образовательного процесса именно у студентов. Если за последние годы произошли изменения, их следовало бы указать (иначе научная новизна данной работы ставится под сомнение). Также следует отметить, что указанные ранее рецензентами недочеты (в том числе и отмеченные опечатки) так и не были устранены: в тексте по-прежнему много пропущенных пробелов (особенно ярко этот огрех представлен в седьмом абзаце, где предлог сливается с именем собственным) и оформления цитат прямой речью, но с маленькой буквы. В представленном на настоящий момент виде статья не может быть рекомендована к печати. Следует устранить все недостатки, отмеченные рецензентами, и опубликовать статью в одном из следующих номеров журнала.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх