Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 23.12.2013. Последняя правка: 29.12.2013.
Просмотров - 8876

Инновационная политика за рубежом и в России

Колупаева Юлия Петровна

ЮТИ НИ ТПУ

студент

И.В. Журавлева, доцент кафедры ЭиАСУ, ЮТИ НИ ТПУ


Аннотация:
Инновации в настоящее время являются одним из основных факторов роста и развития как организации, так и страны. И только лишь с восприятием инноваций возможен успешный переход к новой инновационной модели функционирования национальной экономики.


Abstract:
Innovations are one of the main factors of growth and development of both the organization and the country. And only with the perception of innovation chance of a successful transition to a new innovative model of functioning of the national economy.


Ключевые слова:
инновационная политика, государство, нововведения, финансирование, развитие

Keywords:
innovation policy, state, innovation, financing, development



УДК 338

Наблюдения за тенденциями развития инноваций в мире началось много лет назад и продолжаются по настоящее время. Именно по опыту других стран каждая из последующих анализирует свои возможности и определяет дальнейшую инновационную политику. Так зарубежный опыт показывает, что можно получить мировое господство не имея газ, нефть, лес и другие природные ресурсы.

В данном докладе мы сравним и проанализируем инновационную деятельность некоторых зарубежных стран и России.

По уровню научно-технического потенциала и инновационных технологий лидирующее положение в мире занимают США. Основной задачей государственной политики является усиление связи науки и техники. Большое внимание и финансирование уделяется на такие исследованиям и разработкам, которые способны создать новые производства и перестроить прежние. США применяет различные стимулы для активного привлечения инвестиций в науку, например, использование налогового кредита на НИОКР. Многие федеральные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки осуществляются негосударственными организациями. Государство заключает с промышленными фирмами контракт на инновационные разработки. Широкое использование грантов и контрактов является ключевым в инновационной политике США. Через них правительство обеспечивает  ведущие научно-исследовательские организации и ученных работой. Кроме того в США большое внимание уделяется исследовательским университетам.  Их исследовательская деятельность осуществляется за счет источников финансирования федеральных и местных бюджетов, грантов, благотворительных и попечительских фондов, а также от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности. Все это делает США более гибкой по сравнению с другими странами, которые в основном для научных разработок используют только государственные лаборатории и институты.

Японская инновационная политика значительно отличается от американской. Правительство Японии занимается нисколько финансированием собственной научно-исследовательской базы, а скупкой нововведений на последней дорыночной стадии, где уже известно о потенциальном рынке сбыта. Японии остается лишь доработать нововведение и запустить в производство. Для этого государство приобретает патенты, приглашает высококвалифицированных иностранных специалистов, заключает лицензионные соглашения с зарубежными странами, приобретается современное оборудование.

Основное преимущество Японии достигается за счет сжатия срока инженерно-конструкторских разработок, производственного освоения и качественного превосходства выпускаемой продукции. Это позволяет им не отставать, а иногда даже опережать других на выход на другие рынки.

С недавних пор министерство Японии стало направлять свои усилия на собственные фундаментальные и прикладные исследования, а также поддерживать исследовательскую деятельность. Это позволит Японии превратиться из страны импортера лицензий в их экспортера.

При наличие достаточно высокого научно-технического потенциала, Россия очень сильно отстает от мировых лидеров. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что НИОКР слабо ориентирован на развитие производства и других сфер деятельности.

Более наглядно сравнить отставание России от других стран можно в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика активности стран в инновационном развитие.

 

Доля от мировых расходов на НИОКР, %

Доля научных исследователей на 1000 занятых, %

Доля экспорта высокотехнологичной продукции, %

США

35

9,7

32

Япония

12

11,0

24

Россия

2

6,7

5

 

По данным таблицы видно, что Россия очень сильно уступает США и Японии.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала России связаны с нехваткой основных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования. В настоящее время почти половина ВВП России создается за счет экспорта сырья. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли очень сильно отстают от зарубежных конкурентов. Также трудность перехода инновационной политика связано с кризисом российской науки. Которое проявляется в низком качестве образования, сокращение численности молодых научных исследователей, в результате эмиграции их в другие страны. Происходит старение научного общества.

Несмотря на все эти проблемы в России, за последние десять лет, созданы реальные предпосылки к переходу экономики на инновационный путь развития. В настоящее время для развития инновационных процессов уже созданы технопарки, бизнес-инкубаторы. В Москве создан современный научно-технологический инновационный комплекс «Сколково» по разработке и коммерциализации новых технологий, разработаны программы финансовой поддержки предприятиям, действует Российский фонд технологического развития, Федеральный фонд производственных инноваций и тд.

В регулирование и стимулирования инновационной деятельности главная роль отводиться государству. Функции государства заключаются в создании благоприятных условий для развития инноваций. Основы государственной инновационной политики изложены в концепции  федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014-2020 годы, где основным направлением государственной инновационной политики является:

1. формирование и совершенствование законодательной базы для обеспечения развития инновационных процессов;

2. развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятия;

3. формирования инновационной инфраструктуры;

4. создание благоприятного климата для создания малых инновационных предприятия и пр.

Анализ инновационной политики ведущих стран мира показывает, что основа их лидерства строиться на генерации, распространение и использование знаний. Для России государственное регулирование инновационных процессов является основным источников успешного развития инновационной политики. Только при согласовании законодательных, административных, финансово-экономических решений и действий позволит России занять лидирующие позиции в мире.

 

 

Библиографический список:

1. Конкурентоспособность и риски развития экономики севера: материалы секции четвертого северного социально-экологического конгресса «Северное измерение глобальных проблем: первые итоги Международного полярного года» (Сыктывкар, 27-28 марта 2008 года). – Сыктывкар: 2009.: // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/download/IV_Congress_molod.pdf (дата обращения 20.11.2013). 2. ИННОВАЦИИ В МИРЕ Интересные события в науке и технологиях Выпуск № 17: // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nif.kz/pdf/Daidjest/Daidjest17.pdf (дата обращения 19.11.2013). 3. Генезис инновационной экономики в России / Под ред. С. Г. Ерошенкова.- – М.: МАКС Пресс, 2009. – 888 с.: // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-384292.html (дата обращения 19.11.2013). 4. Инновации и развитие бизнеса в США – коммерциализация изобретений: Статья // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.innoros.ru/publications/interesting/12/innovatsii-i-razvitie-biznesa-v-ssha-kommertsializatsiya-izobretenii (дата обращения 19.11.2013). 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 736-р г. Москва "Концепция федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014-2020 годы": // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/06/18/koncepciya-dok.html (дата обращения 29.12.2013). 6. Россия должна стать научной сверхдержавой: Статья // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=353&d_no=28654#.Ur-0-NJdWCZ (дата обращения 29.12.2013). 7. Российский фонд технологического развития: // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rftr.ru/ (дата обращения 29.12.2013).




Рецензии:

24.12.2013, 9:06 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Актуальность темы не вызывает сомнений. В статье не хватает анализа публикаций по данной теме. Кроме того желательно было бы расширить выводы и обозначить перспективы дальнейших исследований. После доработки статью можно рекомендовать к печати.

24.12.2013, 21:09 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: "место России в мировых инновационных процессах пока неадекватно"? Не совсем уместное высказывание. Большая часть статьи о Японии и США. Хорошо бы сводный анализ в таблице по странам. Доработать.

25.12.2013, 16:41 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Cлишком короткая, без основных структурных составляющих.Необходима доработка. Пока не рекомендуется к печати.

28.12.2013, 22:09 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Автору необходимо доработать статью: указать авторов, кто занимался данной проблемой, сравнительный анализ показать в табличном варианте, расширить выводы и предложения, список литературы.

14.01.2014, 20:48 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати

17.01.2014, 13:13 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: В статье недостаточно эмпирического материала, который подтверждает тезисы автора. Ее следует доработать



Комментарии пользователей:

18.01.2015, 17:56 Климова Наталья Петровна
Отзыв: Статья актуальна, однако, она не "вычитана". Много орфографических ошибок и стилистических, например "внимание и финансирование уделяется на такие исследованиям и разработкам". Таблица 1 интересна, однако не указано, за какой год проведено сравнение и откуда взяты данные. Автор затрагивает очень интересные факты - старение научного персонала,ограниченность финансирования и т.д., однако не подтверждает их. Дополните Ваши тезисы цифровым материалом, статья будет выглядеть обоснованнее.


Оставить комментарий


 
 

Вверх