СКГУ, магистрант
МПФ
Жукова Е.В., студент, СКГУ, ИЯиЛ
Работа посвящена изучению особенностей религиозного мировоззрения петропавловских подростков, их отношения к учению традиционных и нетрадиционных религий, к нравственным ценностям, проповедуемым традиционными религиями.
Цель работы:
Выяснить особенности проявления религиозности у молодежи города Петропавловска и оценить их соответствие реальному вероучению тех религий, представителями которых считают себя респонденты.
Гипотеза:
Современные подростки с интересом относятся к учениям традиционных и нетрадиционных религий, однако не обладают знаниями, необходимыми для того, чтобы своевременно обнаружить искажения традиционных вероучений, допускаемых лидерами тоталитарных сект, псевдорелигиозных и экстремистских группировок.
Научная новизна работы:
Впервые в г.Петропавловске было проведено изучение религиозных установок и ценностей старших школьников. Установлено, что подавляющее большинство учащихся проявляет интерес к сверхъестественным, мистическим явлениям, однако не обладает достаточными знаниями для того, чтобы видеть принципиальные отличия между вероучениями традиционных религий и всевозможными оккультными практиками или откровенным шарлатанством. Выявлен ряд тревожных особенностей, касающихся нравственных убеждений и ценностей учащихся.
Практическая значимость:
Полученные результаты позволят родителям и педагогам организовывать обсуждение религиозных вопросов, основываясь на реальных проблемах, интересах и потребностях подростков, а не на собственном представлении об этих проблемах, интересах и потребностях.
Религия – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Британский историк Арнольд Тойнби полагал, что религиозность – это одна из основных характеристик человеческой цивилизации, один из признаков, позволяющий отличить человека от животного.
К большому сожалению, на протяжении почти всего 20 века граждане нашей страны не имели возможности получать достоверную информацию о вероучении традиционных мировых религий.
Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом думающем человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание. Очень многие люди, среди которых немало деятелей науки, культуры, просвещения находят обоснование своего существования в религии.
Существует множество определений понятиям «религия» и «вера». Выдающийся русский философ С.Н.Трубецкой дает такое определение религии в словаре Брокгауза и Ефрона: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам... Религия не только определяет собой веру в существование высших сил, но и устанавливает особые отношения к этим силам – она есть, следовательно, известная деятельность воли,направленная к этим силам»[1].
Рассуждая об особенностях религиозного мировоззрения, А.В. Кураев пишет: «Мировоззрение отвечает на запросы человека и формирует эти запросы. Наука отвечает лишь на вопрос «как» и в редких случаях на вопрос «почему». Этика, философия, миф, религия говорят о «зачем». Расписание поездов можно составить на научной основе. Но из расписания я не узнаю, куда надо ехать мне самому. Вот это и есть пример соотношения этики, религии и науки. Религия дает ценности: ради чего человек живет, каких целей добивается, куда идет, а наука говорит, какими путями можно добраться до намеченной станции»[2].
К большому сожалению, на протяжении почти всего 20 века граждане нашей страны не имели возможности получать достоверную информацию о вероучении традиционных мировых религий. Причиной этому являются всевозможные религиозные гонения и насаждение религиозного атеизма. В результате многие наши современники принимают за религиозность обычные суеверия или «магические» обряды, а молодые представители ислама даже встают на путь терроризма, искренне веря в то, что их деятельность угодна Всевышнему
Говоря о нынешней религиозной ситуации в Республике Казахстан, можно сказать, что Казахстан – не только многонациональная, но и многорелигиозная страна. В Казахстане насчитывается более 600 этнокультурных и более 4000 религиозных объединений. Оценивая современное состояние государственно-конфессиональных отношений в стране, есть все основания утверждать, что за годы независимости в Казахстане созданы правовые, идеологические и общественные условия для деятельности религиозных объединений. Права на свободу вероисповедания граждан не только декларируются, как в прежние времена, но и реально существуют.
В настоящее время динамично развивается партнерство религиозных объединений и светского государства. Казахстан имеет собственную модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанную на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов.
Государственную политику в сфере религии реализует целый ряд органов, в пределах своих полномочий. С 2006 года действует уполномоченный орган – Комитет по делам религий Министерства юстиции. Также с 2000 года действует консультативно-совещательный орган при Правительстве – Совет по связям с религиозными объединениями[3].
Но недавно в Казахстане произошло событие, о котором было широко распространено в СМИ. Речь идет о задержании экстремисткой группировки в городе Атырау. «Операция по задержанию участников незаконного бандформирования проводилась 29 августа 2011г. в одном из микрорайонов г.Атырау. В ходе задержания один из экстремистов оказал ожесточенное вооруженное сопротивление сотрудникам силовых органов и был уничтожен ответным огнем. Остальные были задержаны» [4].
Событие произошло 29 августа 2011 года. А уже 22 сентября в Клубе ИПР анализировали готовность государства и общества к вызовам экстремизма [5].
Стало быть, вспышка религиозного экстремизма имеет место быть не только в странах с неустойчивой политикой, но и в стране, где казалось, все мирно.
Для ограждения казахстанского общества, особенно молодежи, от разрушительного воздействия экстремистских сил, нужны профилактические меры, в частности просвещение в религиозном образовании. Необходимо проводить регулярные встречи, семинары, конференции с представителями различных конфессий, беседы с учениками их родителями. Нужно уделять большее внимание на духовное развитие ученика, воспитывать в них любовь к окружающим[6].
Для борьбы с экстремизмом необходимы слаженные действия общества и государства. Только так мы сможем предотвратить экстремизм на ранних и поздних стадиях. Религиозное образование – необходимая нынче потребность людей. Человек без духовно-нравственных ценностей не может быть разносторонним, что, безусловно будет отражаться на благополучии государства и общества.
В качестве основного метода исследования мной было выбрано анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени.
Было опрошено 126 человек в возрасте 15-18 лет. Анкетируемые – учащиеся 10-11 классов Городской классической гимназии, школы №7, Первой гимназии, школы-лицея «ЛОРД». Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их вероисповедания, мнения о нравственных нормах поведения, о вере в те или иные мистические явления и религиозные догматы.
Целью опроса было изучение религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций, анализ ответов молодежи, выявление потенциально уязвимых для сект, сбор фактических данных о религиозной ситуации среди молодежи, проживающей в городе Петропавловск.
В первом блоке анкеты (4 вопроса) изучалось отношение респондентов к вере и принадлежность к определенной конфессии, во втором – знание религиозных догматов (27 вопросов), в третьем – представление о том, какие явления современной жизни являются греховными, а какие – нет (33 вопроса).
Некоторые вопросы являлись синонимами (верите ли вы в загробную жизнь, жизнь после смерти), некоторые – антонимами(верите ли вы в существование ада, рая), вопросы о наиболее распространеных слухах и явлениях «популярной духовности» (конец света, сила медитации, потусторонние миры). Один из вопросов, ответ на который анкетируемый должен был подчеркнуть, был о том, доверяют ли испытуемые гороскопам, нумерологии и фэн-шую. Подчеркнутый ответ рассматривался как «да». Соответственно, не подчеркнутый ответ означал отрицательный ответ.
Полный вариант анкеты, использовавшейся в исследовании, представлен в Приложении А.
Результаты анкеты были занесены в базу данных MSAccess 2010 и обработаны с помощью серии запросов (рис. 1).
Рисунок 1 – Форма СУБД MSAccess для внесения результатов анкетирования в базу данных
Для удобства анализа часть информация была представлена в виде диаграмм и графиков, которые были построены с помощью табличного процессора MSExcel 2010.
По результатам анкетирования были сделаны выводы об уровне религиозности молодежи, о наиболее распространенных заблуждениях относительно вероучения той или иной религии, об отношении современной молодежи к нормам морали и нравственности.
Как показали результаты анкетирования, из 126 респондентов только 16 открыто заявили о своем отрицании религии (рис. 2). Но даже их атеизм, как будет показано ниже, вызвал у меня большие сомнения.
Рисунок 2 – Отношение респондентов к религии
73 человека отнесли себя к людям верующим, но не все опредилились, во что они верят. 13 человек из 126 указали, что верят в высшие силы, что свидетельствует о том, что в своих жизненных позициях участник опроса не определился, либо верит в сущестовование чего-то, но чего именно – не знает.
43 анкетируемых отнесли вебя к людям верующим, но невоцерковленным (не посещающих храмов, мечетей), некотрые писали в анкете о том, что посещают храм/мечеть нерегулярно, либо по праздникам, то есть духовную жизнь не считают неотъемлемой частью своей собственной жизни.
Верующим респондентам было предложено ответить о конфессии, к которой они себя относят. К сожалению, на это вопрос смогли дать четкий ответ только 55 человек. Из них к исламу себя отнесли 20 человек, к православию – также 20, к католицизму – 1 человек, и еще 14 респондентов в качестве конфессии указали просто «христианство» без упоминания о конкретной деноминации. Вероятно, эти ученики считают все направления христианства одинаковыми. Как показывает практика, такие люди часто становятся жертвами сект, лидеры которых, прикрываясь неверно истолкованными библейскими цитатами, выманивают у своих «прихожан» деньги, время, душевные и духовные силы.
Ответы некоторых можно списать на то, что православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский –поэтому православный", "казах – поэтому мусульманин").
Интересными были ответы и комментарии к вопросам. Например, в ходе анкетирования были замечены ученики, которые не знали о том, что такое конфессия. Одна из участниц написала о том, что она принадлежит к конфессии «крестьянка», видимо, это одно из новых направлений в христианстве. Один из респондентов в начале написал о том, что относит себя к православным, но подумав, все же написал, что он атеист.
Анкетируемым было предложено ответить на серию вопросов о том, в какие религиозные учения и догматы они верят, а в каких сомневаются. В анкете было предоставлено 26 различных примеров, на которые респонденты могли ответить «да», «нет» и «затрудняюсь». Это часть была одной из главных, так как в ней определялось то, какую роль играет религиозность в восприятии испытуемыми окружающего мира во всей его сложности и многообразии. Первая часть результатов этого опроса представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Отношение испытуемых к догматам традиционных религий
Как показано на следующей диаграмме, вера респондентов далеко не всегда соответствует учению тех конфессий, к которым они себя причислили. Так, несмотря на то, что в анкетировании не принял участие ни один буддист, 36 опрошенных верит в переселение душ, и еще 66 человек испытывают сомнения по этому поводу.
Интересно, что в существование рая верит на 7 человек больше, чем в существование ада.
На практически идентичные вопросы «верите ли вы в загробную жизнь» и «в жизнь после смерти» были абсолютно разные ответы: 64 человека верят в загробную жизнь, а 73-в жизнь после смерти.
Так же в в исторический факт – распятие Христа не верят 30 человек, а сомневаются в реальности этого события 26 респондентов. Как следует из результатов опроса, респонденты не знакомы с историей своей религии, поскольку современной светской науке известно множество документов (в том числе датированных первым веком нашей эры), свидетельствующих о подлинности этого события.
В так разрекламированный «конец света» верит всего 36 человек. Можно сказать о том, что человек должен во что-то верить, без веры он угаснет. А значит легче верить в то, чего может не произойти, пока он живёт, например в конец света.
Самым признаваемым среди опрошенных является учение об ангеле-хранителе, в существование которого верит 91 респондент. Действительно, в подростковом возрасте каждому хочется иметь могущественного покровителя, и наши респонденты не стали исключением.
Особенно интересно отметить, что из 16 атеистов 7 человек верит в ангела-хранителя, 6 – в жизнь после смерти, а один даже признает троическую сущность Бога.
К сожалению, для многих из наших респондентов стремление к сверхъестественному вылилась в увлечение явлениями так называемой «популярной духовности», которые имеют мало общего с серьезным богословием (рисунок 4).
Самым популярным среди таких явлений стала вера в вещие сны, а также в удачные и неудачные дни. Немного менее популярна среди учащихся вера в возможности экстрасенсов, а также в разнообразные восточные учения об ауре, карме, медитации.
29 человек полностью доверяет лечению заговорами, и еще 77 относятся к подобной практике с сомнением, но не отрицают ее полностью. Подобные увлечения создают немало проблем медикам, имеющим дело с тяжелыми больными. Известно немало случаев, когда люди, страдающие серьезными заболеваниями, годами безуспешно «лечились» у экстрасенсов и «целителей», а к профессиональным врачам обращались лишь тогда, когда бороться с болезнью было уже поздно.
Рисунок 4 – Отношение респондентов к явлениям «популярной духовности»
В то же время, практику «целительства» осуждает не только традиционная медицина, но и традиционные религии. Так, Православная Церковь исходит из того, что лечение должно быть внутренним процессом. Это процесс, который должен затрагивать и душу, и тело человека. Очень часто лечение от физической болезни должно быть сопряжено с духовным перерождением человека. А это, как правило, процесс не одного часа, и даже не одного дня, и он не может произойти просто каким-то магическим образом в несколько сеансов.
Увлечение «приворотами» – еще одна проблема, связанная с незрелостью взаимоотношений среди молодежи, говорящая об искажении семейных ценностей, о неготовности молодых людей к настоящей любви.
Интересно,что в число 7 верят 49 человек, а вот в 13 – всего лишь 17. Следовательно, наши анкетируемые верят только в «светлое будущее», не вникая в историю о возникновении суеверии насчет чисел, вне зависимости от своих религиозноных мировоззрений.
Еще одним подтверждением того, что молодежь стремится познать сверхъестественное, с точки зрения традиционных религий неправильным способом – гадание. Из 126 человек 49 гадали, но у 30 предсказания не сбылись. По сути дела, в человеке изначально заложено стремление к сверхъестественному, но многие предпочитают доверится и узнать свое будущее по «кофейной гуще», картам, и т.д. Можно предположить, что «сбывшиеся гадания» есть стечение обстоятельств, либо люди гадали на «явно очевидные вещи».
И снова отмечу, что вера в подобные явления не обошла стороной и атеистов. По итогам анализа анкет, только двое из них совершенно не верят в мистику и отвергают любые религиозные догматы.
Известно, что религиозность предполагает не только веру в сверхъестественное, но и принятие и соблюдение определенных моральных норм и типов поведения. И для меня очень важно было выяснить, как соотносятся религиозные представления респондентов с их отношением к явлениям повседневной жизни, которые связаны с моралью и нравственностью.
Для этого опрошенным было предложено отметить, какие из явлений повседневной действительности они считают грехом. Результаты ответов показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Представление респондентов о нравственных нормах
Вопрос анкеты |
Считают грехом |
Аборт |
71% |
Вызывание духов |
49% |
Грубые слова |
44% |
Гадания |
30% |
Занятие целительством |
23% |
Лечение у целителей |
21% |
Пластические операции |
17% |
Переедание |
17% |
Ссоры с друзьями |
17% |
Подражание звездам |
17% |
Татуировки |
16% |
Пирсинг |
15% |
Сожительство без регистрации брака |
13% |
Членство в фан-клубах |
10% |
Стремление к богатству |
9% |
Посещение ночных клубов |
7% |
Стремление быть лидером |
7% |
Частое обновление гардероба |
5% |
Дискотеки |
5% |
Голодание |
4% |
Употребление в пищу деликатесов |
3% |
Увлечение сериалами |
3% |
Долгие телефонные разговоры |
3% |
Стремление к успеху |
3% |
Следование моде |
3% |
Использование косметики |
2% |
Сладости |
2% |
Дорогие вещи |
2% |
Как видно в таблице, наибольшее количество анкетируемых считают детоубийство грехом, но к сожалению, 36 человек относятся к абортам вполне лояльно. Не только религиозные учения твердят о том,что аборт – абсолютное зло. Аборты не одобряются и на государственном уровне, так как это влияет не только на демографическую ситуацию в Казахстане, но и на здоровье нации в целом.
Как говорил Омар Хайам «зло излученное тобой, к тебе вернется непременно». Употребление грубых слов негативно влияет на психику человека, а также на межличностные отношения человека с его близкими, друзьями, одноклассниками. 56 наших респондентов считают употребление грубых слов грехом.
21 человек отметил то, что ссоры с друзьями – грех. Об этом может свидетельствовать не только Библия, Коран, но и врачи утверждают, что ссоры губят нервные клетки, создают нагрузки на сердечно-сосудистую систему.
В целом следует отметить, что только около 10% респондентов понимают духовную опасность неблаговидных поступков, которые нередко подаются средствами массовой информации как норма жизни современного человека.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Подводя итоги, я считаю необходимым отметить, что религиозность – это неотъемлемая черта подавляющего большинства современных молодых людей. Даже те из них, кто называет себя атеистами, верят в сверхъестественные явления и соглашаются с некоторыми религиозными догматами. Родителям и педагогам стоит задуматься о том, что люди в юном возрасте подвержены влиянию со стороны, и это часто приводит к тому, что дети и подростки попадают под влияние сект. Не уверенные даже в принадлежности себя к определенной конфессии, но стремящиеся к чему-то мистическому, сверхъестественному, подростки – настоящая нажива для сектантов, экстремистов, влияющих на неокрепшую психику молодого человека.
Именно поэтому я считаю необходимым рекомендовать в формальном и неформальном общении со школьниками не обходить стороной религиозные вопросы, предоставлять возможность интересующимся ученикам получать полноценную, качественную информацию о вероучении традиционных религий.
Рецензии:
1.01.2014, 12:01 Кузнецова Ольга Владимировна
Рецензия: Материал изложенный в статья актуален, нельзя пускать на самотек религиозное воспитание подрастающего поколения. Статья рекомендуется к печати.
12.03.2014, 22:20 Лушников Александр Александрович
Рецензия: Рецензируемая работа посвящена актуальной и важной проблеме – состоянию религиозности в современном обществе и рецепции этих процессов со стороны населения. С 60-х гг. XX вв. в странах Западной Европы и США, а с 80-х гг. в странах бывшего СССР наблюдается процесс «десекуляризации», поиска «духовных основ», появлении нетрадиционных религиозных движений, который продолжается и поныне. В связи с этим большую значимость приобретают работы, подобные исследованию Т.В. Жуковой, направленных на анализ конкретного региона, так как без локальных данных составление адекватное отображение общей картины религиозности в отдельной стране и мире просто невозможно.
Основной вывод, к которому приходит автор – с одной стороны, религиозность присуща подросткам, с другой – они еще плохо ориентируются в «мире религий». Именно поэтому их образование в сфере религии приобретает большую значимость из-за опасности обращения к экстремистским сектам. Данное положение не только не вызывает сомнений, но и является очень важным и актуальным для современного общества.
Тем не менее, работа значительно выиграла бы, если бы автор сравнила полученные результаты с данными исследований по современной религиозности старших школьников и других возрастных категорий населения в других регионов и стран и сделала бы соответствующие выводы.
Кроме того, данная статья требует правки: не отображаются рисунки, нет заявленного Приложения А с анкетой, есть повторяющиеся предложения, следует убрать ошибочную нумерацию подзаголовка 3.2, добавить больше ключевых слов, исправить английский перевод аннотации (вместо petropavlovskih teenagers – teenagers of Petropavlovsk).
Статья рекомендуется к печати после устранения указанных замечаний
20.05.2015, 16:40 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Статья интересная, на актуальную тему, но автор пока путает понятия (видимо в силу молодости и недостаточного научного и жизненного опыта), например "вера в сверхъестественные явления" не есть признак религиозности, а признак суеверного типа сознания. Как раз подлинно религиозные люди суеверий не признают. Слишком оптимистичен вывод автора о том , что "религиозность – это неотъемлемая черта подавляющего большинства современных молодых люде". Подлинная религиозность даже в средние века (хоть мы и называем их "мрачными и тёмными") было уделом незначительной части населения, а примерно с 19-го века начался процесс повальной секуляризации! Кстати, приводя общее количество религиозных организаций, автор не дал их распределения по конфессиям. К тому же, не вполне понятно как распределены респонденты по этнической и конфессиональной принадлежности! Такого рода вещи обязательны в социологии! Статья нуждается в доработке!
Комментарии пользователей:
17.11.2013, 21:34 Хабиев Гаджимурад Наибсултанович Отзыв: Очень хорошая научная статья, написанная с соблюдением (по-моему)всех пунктов. Сделайте так, чтобы рисунки были видны. И нельзя говорить "я считаю", это неэтично, сформулируйте более обобщенно. |
5.12.2013, 13:03 Токеев Бертай Есмаханович Отзыв: Мне понравилась научная статья. |