Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №5 (январь) 2014
Разделы: Педагогика
Размещена 20.01.2014. Последняя правка: 20.01.2014.
Просмотров - 2846

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К РУКОВОДСТВУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТОЙ ПО БИОЛОГИИ

Аужанова Назгуль Бектурсуновна

доцент

ЖГУ им. И.Жансугурова, г.Талдыкорган, Казахстан

доцент

Аннотация:
В статье раскрыты вопросы подговки студентов к руководству внеклассной работой по биологии на сегодняшний день.


Abstract:
The article considers the questions of commissioning of students to the leadership of extracurricular work in biology today.


Ключевые слова:
внеклассная работа, подготовка, элективный курс

Keywords:
extracurricular work, training, elective course



УДК 371.212.3 (рус.)

В настоящее время школьный курс биологии приобретает все большее значение в образовании и воспитанию учащихся. Это связано с развитием науки и техники, возрастом интересом и знанием закономерностей природы. Все основные проблемы современной школы: повышение научного уровня и совершенствования методов обучения, формирование мировоззрения и высокого морального облика учащихся, выработка активной жизненной позиции и развитие у них интересов способностей – тесно  связаны с подготовкой учителя, его научной методической квалификацией. Поэтому будущему учителю к моменту выпуска из института необходимо не только свободно владеть основными знаниями всех главнейших разделов биологии и иметь представление о методах ее научных исследований, но и  овладеть научно-методическими знаниями, умениями и навыками в проведении внеклассной работы [1].

Однако анализ методической литературы, изучение опыта лучших учителей по исследуемому вопросу, посещение внеклассных занятий с учителями позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на некоторые практические достижения учителей  и методистов в разработке содержания, форм и методов проведения внеклассной работы с учащимися многие вопросы остаются нерешенными. Учитель, особенно начинающий, часто затрудняется в выборе содержания и формы проведения той или иной работы, не всегда знает интересы учащихся, методическую литературу, необходимую ее для проведения [3]. С целью выявления состояния проведения внеклассной работы  в школе и недостатков в подготовке будущих учителей к проведению этой работы на 1 этапе эксперимента мы провели анкетирование учителей [2].

АНКЕТА

  1. Назовите формы внеклассной работы, которые проводится у вас  в школе?

  2. Работает ли в школе юннатский кружок,  направление его работы?

  3. Есть ли в школе кабинет биологии, учебно-опытный участок, уголок живой природы?

 4. Проводятся ли в школе внепрограммные экскурсии и многодневные натуралистические походы?

 5. Организованно ли в школе природоохранительная работа – есть ли «Голубой» и «Зеленый» патруль?

 6. Если недостаточно проводится внеклассная работа в школе, то по какой причине: недостаточная подготовка в вузе; нет условий; не интересуются учащиеся; пассивность руководителя.

7. Оцените свою подготовку в вузе для проведения внеклассной работы по 5-ти бальной системе.

8. Как вы оцениваете необходимость данных знаний, умений и навыков работать (перечисление), очевидное, значимое, незначимое.

9. Какие пути совершенствования вы предлагаете для улучшения подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы.

Анкетирование проводилась в 2010-2013 годах Алматинском институте усовершенствования учителей на постоянно действующих курсах повышении квалификации учителей биологии, на августовских совещаниях зональном семинаре (3-х областей).  Часть анкет собрали по нашей просьбе преподаватели пединститутов у учителей других городов республики (Караганды, Шымкента, Усть-Каменогорска). Анкетированием было охвачено 256 учителей. Анализ данных анкет показал, что состояние проведения внеклассной работы по биологии в школе оставляет желать лучшего. Во многих школах не проводятся опыты на пришкольных участках (40% школ не имеют их). Нет уголков живой природы (у 85% школ), слабо поставлена работа юннатских кружков, очень мало учителей проводят экскурсии и многодневные походы (15%), в большинстве школ неорганизованны «Голубые» и «Зеленые» патрули (только 20% из числа опрошенных).

Из 256 опрошенных 144 поставили оценку «3», а 56 учителей оценили свою деятельность на «2». Абсолютное большинство учителей (147) одной из причины низкого уровня проведения внеклассной работой по предмету, указали на крайне слабую подготовку, получению в вузе. Анализируя свою подготовленность к проведению внеклассной работы, молодые учителя указывают на большие затруднения в составлении перспективного плана, ее проведения, неумение учитывать интересы учащихся, незнанию методов и приёмов вовлечения учащихся во внеклассную работу, недостаточные знания методической литературы по ее организации неумении систематически и по плану вести занятия кружка.

Результаты, полученные нами в годы исследования, о недостаточной подготовленности учителей к руководству внеклассной работой и затруднениях, возникающих при их организации, совпадают с данными Д.И. Трайтака [5] и И.Д Карцевой [3]. Исследование показывает, что уже первые шаги самостоятельной работы связаны с незнанием выпускниками содержания внеклассной работы по своему предмету формами и методикой ее проведения.

Несомненно, что мнение учителей, в какой-то мере субъективны, в этом сложность и трудность однозначной оценки результатов исследования. И было бы преждевременным на основании только этих данных и по результатам самооценки судить об уровне подготовленности учителей к проведению внеклассной работы. Поэтому для полного определения того в какой мере учитель отвечает требованиям предьявлямым к нему, как организатору внеклассной работы, по биологии мы провели анкетирование среди руководителей школ и методистов работающих со студентами [4].

Опрос проводился на факультете повышения квалификации директоров школ 9-и областей Казахстана. Всего было 70 директоров школы  и 30 методистов. Всем участникам было предложено ответить на вопрос: «В какой степени учитель удовлетворяет требованиям школ по 3 аспектам – теоретическими знаниями, знаниями по специальности, практическими умениями в проведении уроков и навыками организации  внеклассной работы по биологии». Оценивать нужно было по 3 уровням: высокий уровень подготовленности, средний и слабый. Для того чтобы отвечающие могли одинаково оценить умения и навыки учителей были разработаны критерии.

Высокий уровень – учитель знает теоретический материал и умеет отбирать его содержание для внеклассных занятий, применяет все формы и методы их проведения.

Средний уровень – учитель владеет только некоторыми формами и методами проведения внеклассной работы, не может свободно ориентироваться в различном их применении.

Слабый уровень – учитель слабо знает теоретический материал, испытывает затруднения в отборе содержания для проведения различных форм внеклассных занятий, не умеет организовывать систематическую работу юннатского кружка, слабо владеет методами проведения внеклассных занятий.                                                                          

Уровень подготовленности учителей биологии по данным опроса (356 человек; из них  руководители школ (70), методисты (30),  учителя (256)) показал, что умения и навыки проведения внеклассной работы по биологии (% высокого и среднего  уровня подготовленности) составляет (от 80 – до 82%).

Данные анкетирования показывают, что учителя недостаточно подготовлены к проведению внеклассной работы по биологии причем надо отметить, что во всех случаях показания всех участников путем самооценки и оценки совпадают. Обращает на себя внимание высокая оценка всеми участниками исследования хорошей теоретической подготовленности выпускников по предмету. Для определения путей и средств повышения эффективности профессиональной подготовки студентов мы обратились к тем же участникам опроса – учителям, директорам школ методистам с вопросом: «В чем вы видите пути усовершенствования подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы по биологии».

Полученные данные свели в таблице  2 – где респонденты предлагают различные варианты улучшения системы подготовки студентов. Большинство из них придерживается мнения об организации курса «Внеклассная работа по биологии» как обязательном и оптимизации форм и методов проведения внеклассной работы на педпрактике.

Анализ результатов опроса позволил нам сделать предварительный вывод о том, что к внеклассной работе по биологии будуший учитель готовится недостаточно, поскольку большинство респондентов отметили не только низкий уровень знаний, умений и навыков в этом вопросе, но и внесли предложение о расширении различных форм профессиональной  подготовки студентов.

Для подтверждения этого вывода и определения путей совершенствования подготовки студентов к внеклассной работе,  необходимо выяснить состояние этой работы в пединститутах республики.

                              Таблица 2

Данные опроса о путях улучшения подготовки студентов к проведению внеклассной работе (всего 356 ответов)

 

Название мероприятий

Кол-во участников предлагавших их в %

Организация занятий спецкурсов и факультативов по методике     проведения внеклассной работой по биологии.

58

Ознакомления студентов с конкретными внеклассными занятиями с методикой их проведения.

44

Оптимизация внеклассной работы на педпрактике через определение конкретных заданий студентам.

42

Лучшее ознакомление с научно – популярной и методической литературой для проведения внеклассной работы.

31

Педагогическая направленность полевой практике по ботанике и зоологии, работа с учащимися в природе.

29

 На основе собранного материала, дополненного анализом журнальных статей, материалов Ученых записок пединститутов материалов конференции по работе вузов, мы могли до известной степени судить о формах подготовки выпускников педвузов.

При том ограниченном количестве часов, которые отводятся на освещение этой темы, преподаватели практически не успевают охватить все формы и виды проводимых учителем внеклассных занятий.

Лабораторные занятия по методике биологии в связи с недостатком времени так же не могут дать достаточную подготовку к проведению внеклассной работы.

Таблица  3

План проведения лабораторных занятий по методике биологии

Темы лабораторных занятий по программе

Кол-во

час.

Вопросы внеклассной работы  в плане проведения занятий.

Школьные лабораторные работы с натуральным раздаточным материалом при изучении членистоногих.

 

 

2

Ознакомиться со списком дополнительной  литературой, рекомендуемой для использования во внеклассной работе.

Система и структура уроков по темам: «Класс рыб», «Класс земноводных».

4

 

4

Изучить содержание проведения внеклассной работы по изучению рыб и земноводных. Для этого изучить рекомендации учебного пособия  «Внеклассная работа по биологии».

Задание на дом: разработать план проведения внеклассный работы какого-либо одного вида.

Система и структура уроков по темам: «Класс птиц».

 

 

6

На этом материале изучить содержание проведения массовых внеклассных занятии: а) просмотреть презентацию «Охрана и привлечение птиц»,  определить его место и использование во внеклассной работе.

Наряду с этим можно отметить, что в пединститутах: лабораторные занятия не рассматриваются как звено в единой системе подготовки учителя к внеклассной работе в связи с недостатком времени. Чаще всего  на занятиях даются готовые разработки того или иного мероприятия. А лабораторные занятия призваны формировать у студентов навыки педагогической переработки предложенных вариантов внеклассных занятий.

На вопрос анкеты: «Какие элективные курсы в Вашем институте готовят студентов к проведению внеклассной работы», преподаватели ответили наиболее полно, так как во многих институтах есть интересные нормы работы со студентами, которые могут послужить совершенствованию их подготовки.

Элективный курс «Внеклассная работа по биологии» хотя и предлагается учебным планом, но он не читается во многих пединститутах по разным причинам.

Особенно большие возможности в овладении студентами навыками и умениями в организации внеклассной натуралистической работы с учащимися дает полевая практика по методике биологии.

С целью выявления, как пединституты формируют данные умения и навыки у будущих учителей, этот вопрос и  был нами включен в анкеты.

Анализ  анкетных данных показа,  что полевая практика по методике биологии в пединститутах проводится по-разному. В одних – на агробиостанции, в других – на учебно-опытных участках школ и станции юных натуралистов. Особенно хорошей базой для подготовки студентов служит типовой пришкольный участок на агробиостанции. Здесь студенты работают по программе с ранней весны до поздней осени. Проводят экскурсии с учащимися, ведут фенологические наблюдения. Большую работу проводят и в уголке живой природы, выполняют определенную программу по сельскохозяйственному опытничеству, собирают и оформляют тематические гербарии и коллекции. В конце полевой практики проводится итоговая конференция и выставка цветов, выращенных на участке. Для этой цели оформляются специальная комната, привлекается различные дополнительное оборудование, природные материалы, каждая учебная подгруппа оформляют свои стенды и уголки. Эти выставки пользуются большой популярностью, их посещают учащиеся близлежащих школ и летних лагерей.

Таким образом, предварительное исследование показало, что подготовка студентов на полевой практике по методике биологии к внеклассной работе осуществляется с помощью различных форм. Однако во многих институтах нет связи со школьниками, так как агробиостанции   находятся в отдаленном месте, мало ставится опытов, не проводятся фенологические наблюдения и, как правило, отсутствуют зоологические отделы. В связи с этим встает вопрос о выработке специального перечня профессиональных знаний, умений и навыков, которые можно выработать на полевой практике и содержания каждого из них.

Большое учебно-воспитательное значение имеют те внеклассные занятия, в процессе которых школьники имеют дело о жизни объектами. Учитель хорошо должен представить цель наблюдения, знать хорошо методику проведения опытов с животными и растениями, формы подведения итогов. Но, основное, ему необходимо знать, как организовать в школе уголок живой природы.

Как показывает анализ собранных материалов, к этой очень важной и сложной работе пединституты готовят студентов по-разному. В программе по методике биологии есть раздел, посвященный теоретическим вопросам организации уголка живой природы. Но, на лабораторных занятиях по методике биологии эти вопросы не рассматриваются. Поэтому для практической подготовки студентов пединституты ищут наиболее рациональные пути организации этой работы. При факультетах, во многих пединститутах есть уголки природы по типу школьных, которые занимают определенные помещение и есть уголки, которые образуются на время полевой практики по методике биологии. В некоторых пединститутах, специальный практикум «Организация работы учащихся в уголке живой природы» (10 часов).

Но, чаще всего в пединститутах отдельно уголка живой природы нет, и только  в кабинете методики биологии выращиваются комнатные растения и содержатся в аквариумах рыбы, а иногда, и земноводные. В основном, эти объекты используются для проведения лабораторных  занятий по методике биологии, а опытов и наблюдений студенты с ними не проводят, что отрицательно оказывается на их профессиональной подготовке.

Все данные говорят о том, что работа кружка по методике биологии является полезным дополнением ко всей той работе, которая проводится в институте по подготовке студентов к внеклассной работе по биологии и не только обогащает и расширяет их знания в области педагогической работы, но и дает им много ценных практических навыков.

Таким образом, несмотря не явное несовершенство и неполноту полученных в ходе констатирующего эксперимента материалов, все же анализ их в какой-то мере позволил судить о наиболее бросающихся в глаза достоинствах и недостатках в подготовке учителя к внеклассной работе по биологии.

Недостаточно высокий уровень подготовки студентов связан не только с деятельностью отдельных институтов, кафедр,  преподавателей. Существуют объективные,  общие для всех педагогических институтов причины. Это, прежде всего:

-                     недостатки учебных планов; неразработанность методики учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

-                     недостаточное внимание к проблеме подготовки студентов к внеклассной работе биологии в руководящих материалах для педвузов;

-                     неразработанность теоретических вопросов подготовки учителей (содержание, организационные формы и методы этой подготовки, роль отдельных дисциплин);

-                     слабое освещение положительного опыта работы в этих вопросах в педагогический печати.

Увеличение количества  часов на изучение раздела «Внеклассная работа по биологии» (как предлагают многие преподаватели вузов), само по себе не решит проблемы улучшения подготовки учителя в этой области. Многое зависит от содержания и методики излагаемых биологических курсов, постановки спецкурсов, спецпрактикумов, факультативов, умелой организации педагогической практики и самостоятельной работы студентов.

Таким образом, оценивая уровень профессиональных знаний, умений и навыков, как работающих учителей, так и студентов, на основе полученных в ходе исследования материалов, можно сделать вывод о слабой их подготовке к проведению внеклассной работе в школе. Над этим вопросом мы продолжаем работать.

Библиографический список:

1. Аужанова Н.Б. Значение внеаудиторных форм работы в системе методической подготовки студентов. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования: школа – колледж – вуз». ЖГУ им И Жансугурова. – Талдыкорган, 2010, 53-59 с.
2. Аужанова Н.Б. Методика организации и проведения внеклассной работы по биологии. Учебное пособие. – Алматы: Даир, 2010. – 187 с.
3. Карцева И. Д. Развитие системы методической подготовки учителя биологии в пединституте: Автореф. Дис. канд. пед. наук. – М., 1972. – 23 с.
4. Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. – Киев–Одесса: Изд-во Вища школа, 1978. – 287 с.
5. Трайтак Д.И. Основы формирования интереса учащихся к учебному предмету – ботанике. – Дис. ... докт. пед. наук. – Л., 1969. – 732 с.




Рецензии:

21.01.2014, 13:45 Супрун Николай Алексеевич
Рецензия: Статья Уважаемой доц. Н.Б.Аужановой построена по классической схеме отечественной педагогической науки. В ней чётко представлены все основные составляющие: теоретическая и практическая актуальность проблемы; анализ источников; анализ практики; описание собственного опыта по организации внеклассной работы студентов в сфере биологии и указаны перспективы дальнейших исследований. Очень ценным есть то, что Уважаемая коллега является автором многих публикаций по указанной проблеме. Учитывая всё изложенное, рекомендую указанную статью к печати. С уважением, доктор педагогических наук, профессор Н.А.Супрун



Комментарии пользователей:

21.01.2014, 15:44 Аужанова Назгуль Бектурсуновна
Отзыв: Уважаемый Николай Алексеевич! Благодарю ВАС за столь тщательный, подробный анализ моей работы. Моя признательность и благодарность ВАМ безмерна.ПУСТЬ БУДЕТ УСПЕШНЫМ ВАШ НАУЧНЫЙ ПОИСК, ПРИНОСЯ РАДОСТЬ ПОБЕД И ОТКРЫТИЙ. С уважением Аужанова Н.Б.


Оставить комментарий


 
 

Вверх