Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Политология
Размещена 20.12.2013. Последняя правка: 19.12.2013.

К вопросу о противодействии коррупции в России

Иванова Людмила Анатольевна

-

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Южно-Российский институт - филиал.

магистрант

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы возрастания роли и масштабов коррупции в современной России.


Abstract:
The article deals with the growth of the role and scope of corruption in modern Russia.


Ключевые слова:
коррупция, механизмы противодействия, антикоррупционные реформы

Keywords:
corruption, mechanisms to counter, anti-corruption reforms



УДК 328.185

На протяжении всей истории любого государства противодействие коррупции являлось важной задачей по улучшению работы государственного аппарата и рациональному распределению бюджетных денежных средств.

Для современных исследователей (М.Н. Белинская, В.В. Моисеев, В.Ф. Ницевич, Б.В. Волженкин, А.Н. Чашин, М.В. Шедий М. В. и др.) наиболее важным является выявление эффективных механизмов противодействия коррупции на примере опыта различных стран, включая и нашу страну [5, 6, 10], противодействие коррупции имело как общие черты, так и национальные особенности и особенностями борьбы с ней.

Коррупция - термин, имеющий множества смысловых оттенков. В европейских языках он обычно имеет более широкую окраску, вытекающую из первичного значения исходного значения слова. Традиционно под коррупцией подразумевают подкуп должностных лиц, их продажность и использование властных полномочий для целей личного обогащения, нарушая нормы права.

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, подношения, чтобы добиться расположения нужных лиц. По мере усложнения устройства государства, главенствования властных структур государства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу руководства страны, должны довольствоваться четко определенным заработком, хотя на практике такие чиновники наоборот воспользовались своим положением для приумножения своих доходов.

Так, особую озабоченность в произведениях великих мыслителей прошлых лет вызывала продажность судей, поскольку следующая предопределяла разделение прибыли по ранговым уровням, и, способствовало заключениям вне норм права. Не случайно из всех вариантов коррупции осуждению подаются в первую очередь подкуп судей [11].

Если веками это была национальной проблемой каждой страны, то во второй половине XX века коррупционные составляющие являются проблемой международного уровня. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране теперь может отразиться негативно и в политической жизни сторонних стран. Так, в целях регулярной пропаганды в этой сфере Организация Объединенных Наций учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря),  и, естественно, для закрепления правовых норм, приняла ряд документов [1].

В наше время  противокоррупционные мероприятия или программы по искоренению коррупционных явлений уже не являются чем-то новым или необычным. Ведь годами накапливается большой практический опыт, который можно и следует анализировать и естественно применять в рамках своей стране.

Анализируя опыт сторонних стран мира в борьбе с данным «злом», выявляются две трудности его применения каждой отдельной страной. Во-первых, основная часть мер противодействия показывает свою неэффективность , и только немногие из попыток понизить уровень коррупции оказались действенными и успешными к применению. Во-вторых, отличия в менталитете, культуре, религии, традициях, историческом опыте граждан всего мирового сообщества порождает особенную систему коррупционных взаимоотношений в каждой конкретной стране мира. В каждой национальной системе имеются в наличии особенные для корректной страны ключевые элементы, на основе которых определяются коррупционные проявления, что ограничивает для правящей власти определение антикоррупционных инструментов, и не всегда позволяет применить имеющийся в наличии годам сложенный опыт иных стран. Как, например, в США не могут механически использовать опыт китайской антикоррупционной компании, начатой по инициативе нового руководителя КНР Си Цзиньпина. Так и попытка реализации антикоррупционной политики в нашей стране, основанной только на копиях восточной или западной модели, не будет столь эффективна.

Однако самобытность опыта и многочисленные исторические неудачи в борьбе с коррупцией в других государствах не означают, что имеющийся опыт не следует анализировать для применения и вычленения наиболее эффективных действий, а наоборот, можно и нужно учесть эффективные очевидные и более одинаково встречающиеся недочеты, выявленные в данной борьбе, тем самым облегчив и сделав наиболее выигрышной реализацию собственной антикоррупционной политики.
Стоит отметить, что при определении наиболее эффективных дорог в противодействии коррупции уровень гласности в стране и численность населения не станут определяющими. Так, в истерическом контексте проводились антикоррупционные кампании в разных по территориям и по государственному устройству странах: США, Финляндии,  Ботсване,  Сингапуре.

С целью определения наиболее выгодной для применения стиля российских антикоррупционных мер, необходимо понимать, что является ключевым моментом, держащим всю государственную машину в таких оковах.

Коррупция - одна из исторически устоявшейся проблемы для российского общества, государства, и, конечно, ее экономической составляющей. Воздействие коррупции на экономику страны постоянно возрастает, увеличивая свои объемы, разновидности и расширяя области ее  применения. Значимость противодействия коррупции определяется на государственном уровне.

В Российской Федерации существует национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, который естественно определяет множество поручений  по разработке силовыми ведомствами многообразие мер в указанной сфере, а также необходимых для качественного их применения проверок [2, 3, 8].

В настоящее время Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что в первую очередь коррупция должна пресекаться в госсекторе, а за её проникновение руководители ведомств должны нести персональную ответственность. Так, Владимир Путин убежден, что за коррупционеров в собственных рядах обязаны отвечать и те, кто позволяет им торговать своими полномочиями, подчеркивая, что борьбу с данным злом проводить необходимо всем миром, создавая в обществе атмосферу нетерпимости к взяткам и прочим должностным преступлениям [8].

Однако, на сегодняшний день комплексный подход к противодействию коррупции только формируется, поскольку борьба проводиться с отдельными ее проявлениями, зачастую без учета региональной специфики и местного менталитета. В результате применения усиления административного воздействия на бизнес, расширения полномочий силовых структур, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно замедлить экономический рост.

Так, требуется применение избирательных регулирующих воздействий на субъекты административных и хозяйствующих ведомств. Стоит обратить внимание также на демонстрацию несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.

Решение поставленных выше задач возможно осуществить основываясь на всесторонность проведенного анализа влияния коррупции на экономику и экономическую безопасность страны, ее точечного исследования в качестве одной из угроз на экономические процессы и конечно на национальную безопасность в современной России.

Актуальность данной темы обусловлено возрастанием роли и масштабов коррупции в России, а также противоречиями в теории и практике противодействия ей не только в России, но и в зарубежных странах.

Необходимо совершенствование методов как экономических, политических, так и правовых, управленческих, и в том числе психологических, включая образовательные и воспитательные меры. Ведь, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием повышенного внимания со стороны власти, по-прежнему серьёзно затрудняет эффективное функционирование всех общественных механизмов, препятствуя проведению как социальных преобразований, так и повышению эффективности национальной экономики в целом, вызывая в современном обществе естественно недоверие и тревогу к действующим силовыми и правящим институтам, что в итоге, кончено способствует созданию негативного авторитета России в целом на арене международного соперничества, недоверия инвесторов, и определяется как одной из угроз безопасности Российской Федерации.

В целях качественной реализации предлагаемых мер для решения задач по борьбе с коррупцией, усилия в этой области должны выйти за узкие пределы борьбы в направлении более широкого подхода с борьбой стоящих за ней причинами.

Библиографический список:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.
2. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 21, Ст. 2429.
3. Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 «О совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 48, Ст. 4657.
4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273 - ФЗ.
5. Белинская М.Н., Моисеев В.В., Ницевич В.Ф. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия. Орел: Изд-во ОРАГС 2011, С. 440.
6. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 2008, С. 132.
7. Кордонский С.Г. Ресурсное государство. М.: Regnum, 2007. С. 19.
8. Статья «Владимир Путин провел заседание Совета при Президенте по противодействию коррупции» от 30 октября 2013 года [Электронный ресурс].
9. Приоритетные направления стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Коллективная монография [Текст]. - Ростов н/Д.: Изд - во СКАГС, 2011. С. 672.
10. Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М.: Дело и Сервис, 2009. С. 208.
11. Шедий М. В. Коррупция как социальное явление: теоретико - методологические аспекты исследования [Текст] / М. В. Шедий. - Орел : Изд - во ОРАГС, 2011.




Рецензии:

20.12.2013, 23:37 Крылов Дмитрий Анатольевич
Рецензия: Разрастание массива исследований по проблеме коррупции, кажется, прямо пропорционален реальной борьбе с ней. Успехи нашего руководства по борьбе с коррупцией мало впечатляют и тем самым создают богатую базу для исследователей. Автору нужен более выраженный критический уклон в работе. Ссылка на только начавший формироваться комплексный подход к борьбе с коррупцией явно недостаточна, так как предлагает рассматривать этот феномен вообще. Теоретически сегодня был бы более оправдан подход по изучению верхушечной и низовой коррупции раздельно. Тем не менее, как определенное выражение мнения, статьья может быть рекомендована к публикации.

21.12.2013 11:11 Ответ на рецензию автора Иванова Людмила Анатольевна:
Спасибо за рецензию. Впредь учту Ваши пожелания. Действительно вопросы проблемы борьбы с коррупцией следует изучить исходя из уровней власти.

28.12.2013, 22:14 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Актуальность темы автору рекомендуется перенести в начало статьи, а не в конце. Статья может быть рекомендована к печати.

16.10.2015, 16:12 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович, д. филос. н. Уважаемая Иванова Л.А. Содержание Вашей интересной и актуальной статьи порождает вопросы, о которых Вам нужно знать. Был ли у коррупции в России нынешний размах до распада СССР или же нет? Если да, то как этому содействовали исключение частного предпринимательства, неупотреблние госзакупок и госзаказов, воздержание от многопартийности,воздержание от приватизации государственных зданий, сужение до пределов демократии? Если нет, то почему сторонники рыночной экономики, широкой демократии перед освоением власти не создали при себе общественных объединений по грядущей борьбе с коррупцией. Почему правящая ныне "Единая Россия" ищет и находит некорректных губернаторов с помощью не членов своей партии, а беспартийных лиц из "Общероссийского народного фронта"? Если Вы найдете ответы, у Вашей следующей статьи будет популярности больше. По пока, пусть публикуют ее так, как она есть,чтобы научную статью вдруг не восприняли как политическую.



Комментарии пользователей:

28.12.2013, 21:57 Шаргородская Наталья Леонидовна
Отзыв: Актуальность темы автору необходимо представить в начале статьи, а не в конце. В целом статья может быть рекомендована к печати.


10.03.2014, 23:02 Хабиев Гаджимурад Наибсултанович
Отзыв: в статье много грамматических ошибок.


18.03.2014, 20:25 Иванова Людмила Анатольевна
Отзыв: Подскажите пожалуйста где грамматические ошибки. Я с уважением отношусь к Вашему отзыву, и внесу коррективы.


Оставить комментарий


 
 

Вверх