кандидат юридических наук, доцент
Краснодарский университет МВД России
доцент
Харченко Светлана Ивановна
УДК 17.022.1
«Секрет процветания страны - в молодых сердцах!»
Г.И.Малкин.
Недаром каждое общество уделяет огромное внимание воспитанию будущего поколения, передаче накопленного багажа знаний и опыта, который обусловлен в первую очередь, необходимостью поступления новых мыслей в прежние закономерные процессы. Так, в 1687 году в Москве по инициативе Симеона Полоцкого была основана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. Академия работала на основании «Привилегии на Академию» и создавалась по образцу западных университетов с доступом к обучению из всех сословий. [1,с 4]
Следующим этапом в развитии высшего образования в России следует считать период правления Петра Великого. В связи с активным проведением реформ и развитием промышленности возникла острая необходимость в собственных кадрах, поэтому государство стало организовывать светские государственные учебные заведения: навигацкие, математические, философские, юридические и другие училища. Как показывает исторический опыт, создание университетов является не только предприятием по выпуску «рабочих рук», но и колыбелью для появления новых знаний, методик и наук.
Современное Российское государство также немаловажную роль уделяет формированию новых направлений практической деятельности, т. е. специальностей, которые с учетом научно-технического прогресса становятся просто необходимыми. Так со временем потребность общества в одних специалистах определенных направлений снижается, и напротив, потребность в других возрастает.
В настоящее время являются наиболее не востребованными такие специальности, как «товароведение», на смену которым приходят менеджеры по продажам, логисты, экономисты электронного бизнеса и специалисты обеспечения информационной безопасности.
Исчезновение профессий, в основном, связано с развитием компьютерных технологий. Например, в скором времени совсем исчезнет необходимость в туроператорах. Зачем, в самом деле, платить посреднику за услуги, если сейчас можно заказать и номер в гостинице, и путёвку в санаторий. По этой же причине скоро станут бесполезными авиакассиры. Билеты через Интернет сейчас покупать гораздо удобнее. Также вымирающей названа профессия почтальона. Письма и другую корреспонденцию теперь предпочитают отправлять электронной почтой. Подписка на бумажные газеты и журналы становится всё менее популярной. Даже пенсию можно получить, переведя её на банковский счёт. Похоже, что эта профессия действительно обречена[4, с 1].
Распространение научно-технического прогресса, безусловно, явление исключительно положительное. Но, к сожалению, процесс перехода на новую ступень государственного и общественного развития занимает много времени и средств. И поэтому, как полагает большинство граждан, не желающих прилагать те самые необходимые усилия, лучше пустить все на самотек, «как будет-так и будет». И итогом такого отношения к своему государству, своей профессии является ужасающая безработица и значительный рост преступности. Что вызывает собой обострение социальных противоречий. Одни живут за счет востребованной профессии, а другие используют научно-технический прогресс с целью совершения преступлений различного характера. Так, например, тотальное проникновение сети Интернет в жизнь каждого из нас, появления новейших средств связи и общения - социальных сетей, породило и новые способы совершения преступлений такие, как «фишинг», интернет педофилия и многие другие. Теперь даже совершение квартирной кражи на много проще, чем 20 лет назад, ведь о том, что вы находитесь в отпуске и когда вернетесь, преступник может узнать за пару секунд, всего лишь прочитав ваш статус в социальной сети, чем он и пользуется. А существенной причиной таких негативных проявлений является недостаточная, несвоевременная законодательная регламентация. По нашему мнению, принятие ряда нормативных актов существенно улучшит ситуацию, как с безработицей, так и с развивающейся преступностью.
По нашему мнению, именно проблема несоответствия действующего правового регулирования оказывает значительное влияние на развитие всего общественно-государственного потенциала. Это в частности прослеживается в правоприменительной деятельности ОВД. Так, пробелы в законодательстве, его, зачастую, противоречие действующему укладу отношений, влияет на непривлечение к ответственности лица за совершенные им противоправные деяния. Наблюдается устаревшая система регистрации сообщений о совершенных преступлениях и правонарушения, механизм документооборота в процессе доказывания по уголовным делам. Например, в ряде европейских государств существует практика соединения категорий раскрытия и расследования преступлений в одном органе и даже одним лицом, что существенно упрощает процесс получения и предоставления доказательств для решения вопросов по делу. А мы до сих пор разделяем одну и ту же функцию между рядом правоохранительных органов, которая по определению является неделимой. Например, непосредственное возбуждение уголовного дела и принятие его к своему производству следователем.
Кроме того, правоохранительные органы без соответствующих законодательных положений не могут в должной мере осуществлять предупредительные функции.
Как показывает практическая деятельность и проведенные социологические исследования, с данными несоответствиями теории и практики сталкиваются именно молодые сотрудники, закончившие высшие учебные заведения от года до пяти лет назад. Психологи данный факт связывают с определенной профессиональной деформацией прежних сотрудников, которая выражается не только в отрицательном отношении к окружающим, правовом нигилизме и отсутствии личностных правовых несогласий. [2,с 40]
По нашему мнению, именно на плечи молодых сотрудников возлагается задача по выработке новых правовых положений, соответствующих современному общественному развитию, реализация их на практике и разработку новейших методик эффективной борьбы с преступностью.
Мы предлагаем создание координационных советов по правовым вопросам, которые будут непосредственно взаимодействовать с молодыми кадрами и выдвигать предложения по правовым новациям российского законодательства и непосредственной апробации его на деле. Данные координационные советы необходимо создавать в единстве университетов с практическими органами и предприятиями.
Казалось бы, что все так просто, но, к сожалению, деятельность некоторых учебных заведений построена не на принципе обучения непосредственным действиям в практической сфере, а на формировании только теоретического базиса. В связи с этим, на практике, зачастую, обнаруживается невозможность применения знаний, полученных в высших учебных заведениях. Обучающийся, разочаровавшийся в полученной профессии и решивший, что потерянное время обучения не наверстать, примыкает к классу безработного населения, и тем самым создает нехватку кадрового потенциала.
Это наблюдается еще с того момента, как будучи абитуриентом мы выбираем не то направление, не ту специальность, а идем учиться туда, где есть место. Сама система профильного школьного образования не оправдывает себя, ведь в разном возрасте у ребенка совершенно разные потребности и интересы в образовательной деятельности. В 6 лет мы хотим стать педагогами, в 10 -врачами, в 17 - юристами и так далее. Родители же без учета психологических особенностей развивающейся личности отдают ребенка в профильный класс, и когда настает время поступления в высшее учебное заведение, у него не остается выбора куда пойти. Куда? Куда позволяют полученные в школьное время профильные знания или осмысленные в настоящее время желания? Сама система ЕГЭ ставит определенные ограничения в выборе будущей профессии. Мы идем учиться туда, куда нет желания, а есть место, занимая при этом место другого подростка, который действительно желал и прилагал к поступлению на данную специальность все возможные силы.
Личность должна стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Чтобы стать настоящим профессионалом.
И для этого необходимо развивать данную проблематику на государственном, законодательном уровне. Ведь от того, какой «фундамент» будет заложен сейчас, будет зависеть наше будущее.
Мы предлагаем:
1) Ввести систему мониторинга наиболее востребованных специальностей на ближайшие 10-20 лет;
2) Провести детальную законодательную разработку возможных последствий научно-технического прогресса с учетом появления новых видов преступлений для наиболее своевременной защите личности, общества, государства.
3) Создание координационных советов для решения вопросов теории и практики, состоящих из молодых специалистов и профессорско-преподавательского состава университетов.
4) Внедрять в практическую деятельность положительный зарубежный опыт по направлению деятельности с новейшими потребностями общества и защите от преступных посягательств.
5)Разрабатывать новые, современные практические специальности правоприменительной и иной деятельности, которые с изменением общественного уклада приобретают особую актуальность.
6)Обучать действующих практических работников новым более эффективным способам работы.
7)Направить усилия на формирование заинтересованности в интеллектуальном росте обучающихся по юридическим и иным профилям путем различных стимулов и формирования профессиональной мотивации.
8)Проводить собрания-семинары с участием учителей и родителей школьников для разъяснения психологических особенностей актуализации личности в выборе будущей профессии.
Рецензии:
4.12.2013, 14:30 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: В статья поднимает важную проблему - повышения правовой культуры учащихся, работников и т.д. Однако работа имеет тезисный характер, многие положения надо развернуть. Автору необходимо тщательно проверить текст статьи на наличие пунктуационных и грамматических ошибок. После доработки статью можно рекомендовать к печати.
5.12.2013, 0:48 Васильева Светлана Александровна
Рецензия: В статье поднимаются, безусловно, актуальные и глобальные проблемы. Однако многие выводы автора являются малодоказательными, поскольку не опираются на многоаспектный анализ научной лиретатуры. Позитивным является и самостоятельные выводы автора, предложение решения проблемы. Однако название статьи недостаточно раскрыта в тексте, не отражается в выводах. Следует расширить список литературы. Обратить внимание на стилистику в изложенном тексте. В целом с учетом доработок статью можно рекомендовать до издания.
5.12.2013, 6:14 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Работа достаточно актуальна и интересна, однако стилистически не до конца проработана.Также автору стоит обратить внимание на опечатки, пунктуацию, орфографию. Следует расширить выводы, "подвести" их под обозначенные в названии и аннотации задачи исследования.
12.12.2013, 19:56 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнений. Авторами представлен материал, который может иметь ценность в контексте оптимизации правовой сферы деятельности. В то же время, имеет место некоторая несогласованность между названием статьи, ее аннотацией и содержанием. Автор «уходит» от основных целей, представленных в аннотации (в частности, «исследовании вопросов, направленных на формирование нового уклада научной и практической деятельности» - формулировка некорректна), акцентируя основное внимание на рекомендациях по улучшению практики правоприменительной деятельности молодых специалистов. Не хватает постановки научных проблем, их теоретического обоснования. Много ошибок, в том числе, смыслового характера (виды наук не могут проявляться, так же как и не могут внедряться уже существующие и т.д.). Статья может быть рекомендована к печати при условии структурирования содержания с ориентацией на главную проблему, заявленную в названии статьи, а также, исправления грамматических, стилистических ошибок.
18.12.2013, 10:28 Дзицоев Алик Анатольевич
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ
на статью Щурова Е.А.,Харченко С.И.
"О некоторых приоритетных направлениях научной деятельности в правоприменительной сфере"
Обоснование актуальности заявленной темы очевидно. Авторы попытались раскрыть вопросы актуализации государственной образовательной политики, направленные на формирование нового уклада науки и практики в правоприменительной деятельности в соответствии с новыми требованиями современности.
Однако, стоит заметить, что:
- содержание работы не достаточно объемно, чтоб считать её за статью, это, правильнее сказать, - тезис;
- содержание тезиса не соответствует заявленной теме работы;
- в тексте имеются орфографические и стилистические ошибки;
- авторы говорят абстрактно о создании координационных советов по правовым вопросам, говорят о разработке методик раскрытия и расследования преступлений,но не конкретизируют их;
- оформление ссылок в тезисе не соответствует требованиям ГОСТ РФ, предъявляемым к научным статьям и тезисам;
- стиль изложения материала не научный.
Работа не соответствует требованиям и не может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий