Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 05.11.2013. Последняя правка: 04.11.2013.
Просмотров - 29040

Основные положения системного подхода и понятие системы

Ливенко Валерий Игоревич

аспирант

Институт стратегических исследований

аспирант

Аннотация:
Раскрыто содержание системного подхода, проанализированы принципы системного подхода, рассмотрены системные аспекты и приводится уточнение содержания понятия «система».


Abstract:
Displayed the contents of systems approach, analyzed the principles of systems approach, discussed systems aspects and reasoned clarification of the concept of «system».


Ключевые слова:
система, системный подход, принципы системного подхода, системные аспекты, системные свойства

Keywords:
system, systems approach, principles of systems approach, systems aspects, systems properties


УДК 167


Первым ряд системных принципов и закономерностей открыл советский ученый А. Богданов в начале XX в. Наиболее полно свои взгляды он изложил в труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» [5].

Общая постановка проблемы построения системной теории в работах А. А. Богданова, по мнению В. Казаневской [9], отличается глубиной и ориентацией на исследование фундаментальных проблем системности, т. е. в каких формах совершается изменение, движение систем (механизмы движения систем) и каким закономерностям подчиняется это движение (общесистемные закономерности).

Некоторые идеи А. Богданова получили свое дальнейшее развитие в работах его сына А. Малиновского [См.: 15].

Первые исследования в области общей теории систем и системного подхода были осуществлены Л. фон Берталанфи. Он считал, что внутри организма («органической системы») идет динамический процесс, организм – это открытая система, стремящаяся к постоянному, устойчивому состоянию. Принцип открытости системы он дополнил принципами иерархичности организации и возможного неравновесного состояния [2,  с. 9].

Общенаучный вклад Берталанфи состоит в изучении нестационарных сложноорганизованных систем, каковыми являются не только живые организмы, но и социальные системы.

Проблемам системного подхода были посвящены ежегодники по общей теории систем, которые издавались в Советском Союзе с 1969 по 1978 гг. В них публиковались статьи Л. Берталанфи, К. Боулдинга, Ю.А. Урманцева, Э. Квейда, У. Р. Эшби, И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина, В.А. Лефевра, В. Н. Садовского,  А.И. Уемова, А.Д. Урсула, А. Раппопорта и других.

Характер взаимодействия философской методологии и различных разновидностей системного подхода исследован И. В. Блаубергом и Э. Г. Юдиным [4].

Проблематику общей теории систем рассматривают различные авторы: В. Артюхов [3], М. Гайдес [6], А. Уемов [24], Ю. Урманцев [25] и др.

Теоретико-методологические основания системного подхода и особенности применения системного анализа приводятся в исследованиях следующих ученых: А. Уемов, А. Цофнас, В. Марков, А. Малиновский и др. [14], Д. Клиланд, В. Кинг [12], В. Чернышов [26], А. Аверьянов [1], В. Казаневская [9], Ю. Мануйлов, Е. Новиков [16], В. Волкова, А. Емельянов [23], И. Скляров [22] и др.

Системный подход – направление философии и методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявлении многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину [27, с. 869]. Системный поход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратеги их изучения [17, с. 156].

Исторически системный поход приходит на смену распространенным в ХVІІ – ХІХ веках концепциям механицизма и по своим задачам противостоит им. Исходя из этого подхода основное внимание уделяется рассмотрению разнообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его отношениях с внешним окружением, средой [8, л. 71]. Системный подход отказывается от односторонне аналитических, линейно-причинных методов исследования и основной акцент делает на анализе целостных интегративных свойств объекта, выявлении его различных связей и структуры [18, л. 25].

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и, тем самым, способствуя формированию конструктивных исследовательских программ [17, с.156-157].

Системный подход воплощает в себе идею всеобщей связи явлений, взаимодействия и взаимовлияния различных процессов. В центре внимания системного исследования — объект-система как некоторая целостность, общие для всей системы закономерности функционирования и развития, которые оказывают определяющее влияние на деятельность входящих в нее элементов [20, с. 18]. Исследование системы предполагает выявление механизма функционирования и развития системы в целом, закономерностей ее жизнедеятельности.

Выделение в системе различных аспектов носит условный характер и служит лишь углубленному изучению как самой системы, так и природы ее взаимодействия с составляющими ее элементами. На деле система представляет собой единый и неразрывный процесс движения в интегративной совокупности всех своих аспектов и элементов [19, с. 7].

Рассмотрим основные принципы системного подхода:

Принцип системности.

По представлению науки, окружающий нас мир являет себя системно организованным. Материя (вещество и энергия) не существует иначе, как только в структурированном, системно организованном виде. Все вокруг нас суть системы, или части, осколки систем, или совокупности, конгломераты систем. Движение материи – это возникновение, развитие, преобразование, гибель систем разных групп и уровней. Системная организация материи – это Закон Природы [22, с. 47].

Сущность системного принципа заключается в том, что все предметы и явления окружающего мира представляют собой системы, обладающие различной мерой целостности более или менее сложные. Целостность позволяет рассматривать систему одновременно и как единое целое, и в то же время, как подсистему для вышерасположенных уровней.

 В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем (прежде всего целенаправленного) необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления – формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня управления, влияние на последние всех остальных подсистем [27, с. 869].

Принцип целостности.

Принцип целостности означает относительную независимость системы от среды, а также зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функции внутри целого [2,  с. 16].

Система прежде всего есть целостность, выражающаяся в том, что объединение соответствующих частей носит необходимый характер. Это объединение осуществляется не только по формальным, но и по сущностно-содержательным признакам, что обусловливается единством их задач и целей, органической связью и взаимодействием в процессе функционирования. Характерной особенностью целостности как определенной системы является то, что объединение соответствующих частей происходит под эгидой целого. Несмотря на то что части образуют целое, именно целое, объединяя свои части, определяет их сущность, содержание и формы, функциональное назначение и роль в составе целостной системы, формы и способы их взаимодействия  [11,  с. 209].

Объединение элементов системы по сущностно-содержательным признакам в единую целостность, с одной стороны, и соединение их по формальным признакам во внутренне организованную структуру — с другой, образуют то качество системы, которое Д. Керимов [11] определяет как  интегративность. И именно благодаря этому качеству система обретает относительную самостоятельность и автономность функционирования.

Объект, реализующий некоторую интегральную функцию, является системой. В случае отсутствия интегральной функции будем считать, что оснований для определения объекта как системы не имеется [9,  с. 39].

Организмические концепции, которые являются, по существу, развитием идей целостности в биологическом контексте, в качестве существенной части включают представление о возникновении качественно нового — «эмергентного» свойства. Термин «эмергенция» (эмерджентность) употребляется для обозначения скачкообразного возникновения нового свойства. Развитием организмических концепций является теория интегративных уровней, содержащая идеи организмической целостности, структурных уровней и возникновения качественно нового. Сохранение идеи возникновения качественно нового в числе основных идей теории интегративных уровней со стороны биологии, занимающейся самыми сложными из известных систем, указывает на необходимость условия образования качественно нового интегративного свойства для системы [9,  с. 14 - 15].

Эмерджентность системы, то есть несводимость ее свойств к свойствам ее элементов, является проявлением и признаком внутренней целостности системы. Понятие эмерджентности тесно связано с понятиями структуры и устойчивости системы ... а именно: структура является механизмом реализации эмерджентности, а постоянство – ее следствием [7, с. 70-71].

При конкретизации принципа целостности в центре исследования в первую очередь оказывается понятие связи. Именно наличие конструктивных связей делает объект системой. Поэтому анализ системообразующих связей является одним из ведущих конкретных принципов системного подхода [21, с. 73].

Принцип иерархичности.

Из системной картины мира с необходимостью вытекает его иерархичность. Иерархичность подразумевает наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.

Каждая система включена в качестве элемента или подсистемы в систему более высокого порядка, и наоборот, каждый элемент системы может рассматриваться как подсистема, обладающая, во многих случаях, относительной автономностью поведения. В конкретном анализе этот взгляд реализуется как посредством расчленения исследуемой системы на подсистемы и анализа каждой из них через призму деятельности системы в целом, так и посредством рассмотрения ее в качестве одной из единиц какой-либо системы более высокого уровня. Этот способ рассмотрения характеризуется в литературе как «метод декомпозиции» (В. С. Михалевич, В. Н. Свинцицкий) или «принцип субординации элементов и иерархичности структуры» (Б. С. Украинцев) [21, с. 74- 75].

Вложенность систем, наподобие матрёшки - это наглядный, но не полный образ. Системы соседних уровней не просто находятся пространственно внутри друг друга. Они взаимодействуют друг с другом.

Любая система находится во множестве связей и отношений с различного рода системными и несистемными образованиями окружающего ее мира, функционирует и развивается во взаимодействии с ними. Все эти образования, воздействующие на систему и в то же время испытывающие на себе ее влияние, и составляют среду системы. Под средой системы, по мнению Д. Керимова,  следует понимать объекты, явления и процессы окружающего мира, имеющие для этой системы существенно-необходимое значение, без которых невозможно ее функционирование и развитие [10, с. 54].

При этом правомерно как структурированное описание среды, так и рассмотрение ее в нерасчлененном виде, в форме интегрального образования, тем или иным образом взаимодействующего с объектом исследования. Основное назначение данного принципа заключается в ориентировании исследователя на анализ не только самого объекта, но также и на одновременное изучение условий его возникновения и существования [21, с. 75].

Принцип структуризации.

Определение целостного характера системы служит основанием для перехода к исследованию комплекса системных связей. Каждая сложноорганизованная система обладает своим особым способом связи входящих в систему элементов. Этот особый способ связи есть структура системы. Познание структуры — один из важнейших способов познания системы. Собственно системное исследование начинается по существу лишь тогда, когда именно структура системы становится предметом специального анализа. Выявление структуры системы относится к специфически теоретической задаче исследования [20, с. 19].

 Структуре системы как способу связи элементов отвечает и свойственный ей специфический способ функционирования системы. По существу структура есть результат определенного способа функционирования элементов системы [20, с. 20].

Структура – это конфигурация связей, функции – это природа и содержание связей.

Понятие «структура объекта» означает наличие обособленных частей, выделенных по некоторому признаку, которые каким-то образом размещены относительно друг друга, находятся в определенных отношениях с другими частями. Выделение структуры объекта, структурный анализ объекта состоит в выявлении частей и в установлении их соотношений [9,  с. 36].

Необходимость познания структуры следует, в частности, из особенностей развития и изменения сложных развивающихся систем. Особенность эта состоит в том, что сложная система развивается таким образом, что в ее новых конкретных формах, в ее новых состояниях сохраняются некоторые специфические системные  признаки, благодаря которым данную систему отношений всегда можно отличить от других систем отношений [20, с. 51].

Структура системы, таким образом, есть выражение необходимой связи элементов системы со стороны формы и в этом качестве структура есть закон системы. И как закон формы он характеризует момент устойчивости в существовании системы. В то же время он выражает порядок и устойчивость в развитии, сохранение некоторых важнейших свойств и отношений системы при ее трансформациях [20, с. 53].

Структура, понимаемая как общий закон системы со стороны формы, как закономерный способ связи ее элементов в различных исторических состояниях может, следовательно, рассматриваться как инвариант системы, т. е. как нечто такое, благодаря чему постоянно сохраняется специфическая определенность системы, ее особый способ жизнедеятельности [20, с. 53].

В самом общем виде функциональные потребности и законы внутренней организации, принципы связи между элементами всяких естественных самоуправляемых систем, к которым относится и человеческое общество, получают свое выражение в так называемых «системных инвариантах» — положениях общей теории систем, сложившейся на основе биологии и кибернетики. Эти положения включают: принцип адаптации к изменяющимся условиям внешней среды; принцип интеграции (сохранения целостности и качественной определенности системы); принцип совместимости элементов и нейтрализации дисфункций; принцип дифференциации (структурного и функционального разнообразия элементов); принцип актуализации (разнообразия свойств элементов) и лабилизации (подвижности) функций в сочетании с принципом устойчивости структуры в целом; принцип иерархии управляющей и управляемой подсистем, дополняемый субординацией их элементов; принцип обратной связи, взаимодействия элементов между собой и с окружающей средой через каналы информационной связи и др. [21, с. 81].

Структурные исследования в любой области направлены на то, чтобы вскрыть специфические законы существования исследуемых систем. Вскрывая их, наука выявляет тем самым инварианты этих систем. Определение структуры как одного из законов системы, как ее инварианта подчеркивает тот важный момент, что структура выражает устойчивость системы, ее сохранение по отношению к различного рода внешним и внутренним возмущениям, которые выводят систему из состояния равновесия, изменяют или разрушают ее [20, с.53-54].

Итак, структура — это особый, присущий каждой системе способ связи элементов системы, возникающий закономерно в процессе функционирования и развития системы. Структура есть следствие функционирования и развития системы и в то же время основная предпосылка ее жизнедеятельности и та форма, в рамках которой осуществляется процесс ее дальнейшего функционирования и развития [20, с. 54].

Принцип множественности.

Принцип множественности описания системы – в силу сложности системы ее адекватное познание требует построения множества моделей, каждая из которых описывает определенный аспект системы. Один и тот же объект в системном исследовании обладает различными характеристиками и функциями [2,  с. 16].

Сложность системного описания объектов часто связывается с невозможностью получения единого описания, всесторонне охватывающего различные особенности объекта как системы. Опыт построения системных описаний показывает, что изучение новой системы следует производить с трех точек зрения: 1) функциональной; 2) морфологической; 3) информационной. Под функциональным описанием при этом понимается вид жизнедеятельности объекта, результат и проявление его существования. Виды функционирования распределяются, например следующим образом: 1) пассивное существование, материал для других систем; 2) обслуживание системы более высокого порядка; 3) противостояние другим системам, среде (выживание); 4) поглощение других систем и среды. Функциональное описание касается связей данного объекта со средой и другими объектами и объясняет действие описываемого объекта по поддержанию этих связей [9,  с. 139-140].

Морфологическое описание дает представление о строении системы, это описание иерархично, число уровней иерархии зависит от сложности построения системы и от необходимости более или менее глубокого изучения объекта и его компонентов [9  с. 140].

Информационное описание должно давать представление об организации системы. Информация об организации системы совсем не то же самое, что организация системы, организация системы может являться совмещенной информацией и не быть отображенной информацией, информацией в полном смысле. Кроме того, информация может быть отображена собственной отображающей системой объекта и тогда это — информация системы, а может быть отображена только исследовательской отображающей системой и быть информацией исследователя, не являясь информацией системы [9,  с. 141].

Принцип самоорганизации означает, что источник преобразований системы лежит в ней самой.

Для реализации «системного подхода к объекту» необходимо сформулировать для него содержание ряда системных аспектов. И. Скляров выделяет 12 таких аспектов [22, с. 23]:

1. Отграниченность. Выделение объекта во внешней среде; проведение границы между объектом и внешней средой; разделение объективной реальности на объект и его внешнюю среду.

2. Компонентность. Выделение в объекте составляющих его существенных частей - компонентов.

3. Структурность. Определение существенных связей внутри объекта, между его уже выделенными компонентами - это структурные связи.

4. Коммуникативность. Определение существенных внешних связей объекта, связей с внешней средой - это коммуникативные связи. Фактически это означает определение связей не «объекта вообще», а конкретных компонентов объекта с внешней средой. Еще более конкретно - не с «внешней средой вообще», а с конкретными объектами внешней среды.

5. Функциональность. Определение функций, которые выполняют компоненты в составе объекта. Эти функции определяются: физической природой компонента; структурными связями; коммуникативными связями. Иногда эти функции очевидны, вытекают уже из самого названия компонента.

6. Интегративность. Определение новых свойств объекта, как положительных, так и отрицательных, которыми обладает объект в целом, но которыми не обладают его компоненты. Интегративные свойства чудесным образом появляются и проявляются в объекте, как результат согласованного функционирования всех компонентов объекта во взаимодействии с компонентами внешней среды.

7. Обеспеченность ресурсами. Все компоненты нуждаются в определенных ресурсах для своего функционирования, потому что чудес не бывает. Для этого один из компонентов должен быть источником таких ресурсов - энергии и вещества. Этот компонент обладает специфическими функциями, структурными связями ресурсного обеспечения, а также специфической коммуникативной связью, через которую энергоносители поступают извне.

8. Управление. Все компоненты объекта должны функционировать согласованно. Для этого один из компонентов должен выполнять эту функцию - координированное управление всеми компонентами.

9. Информационная обеспеченность. Для действенного осуществления управления необходима информация. Для получения необходимой информации о состоянии компонентов объекта и внешней среды должны существовать информационные датчики, информационные каналы, средства шифровки-дешифровки данных, обработки и отображения информации в удобном для управления виде.

10. Моделирование. Необходимо предвидеть возможные последствия того или иного управления, чтобы последствия не были катастрофичными. Для этого необходимо моделирование поведения объекта во внешней среде. Эта функция должна выполняться где-то в объекте.

11. Цель. Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.

12. Эволюция. В своем развитии система проходит четыре типовых стадии: появление; становление; устойчивое развитие в данном структурном облике; реорганизация или дезорганизация (гибель).

Под эволюцией можно понимать: а) улучшение поведения системы, повышение эффективности ее функционирования; б) радикальную перестройку компонентов системы [22, c. 69].

Проанализировав содержание и рассмотрев основные принципы системного подхода, мы теперь переходим к раскрытию содержания понятия «система».

В. Г. Афанасьев отмечает, что целостную систему нужно определить «как совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам. В этом прежде всего и заключается отличие целостной системы от простой суммативной системы, совокупности, конгломерата, смеси...» [19, с. 71].

Однако не следует полагать, что система является объединением любых компонентов. Напротив, система — это объединение определенных компонентов, ибо их соединение происходит по содержательным признакам. Сама природа компонентов системы, их качественная специфика представляет собой то существенное, (наиболее общее основание, которое и позволяет им объединяться и образовывать систему. Таким образом, наличие у того или иного объекта, процесса или отношения определенных свойств является первопричиной системообразования, необходимым условием, создающим возможность для их объединения в рамках системной целостности [10, с. 52].

Система только в том случае является системой, если она действует, функционирует, выполняет определенную роль. Функционирует не только система в целом, но и каждый ее элемент. При этом функции элементов детерминированны, производны от функций системы в целом. В системе нет и быть не может бездействующих элементов. «Мертвый» элемент, как правило, «останавливает» всю систему, в результате она, сохраняя простую целостность, лишается качества системности.

Не всякое целое есть система, но любая система целостна. Нет системы без целого, которое и придает ей единство. Аналогичным образом не всякая структура системна, но любая система не может не содержать в себе структуру. Нет системы без структуры, которая в снятом виде содержится в системе.

Наконец, то же относится и к функциям. Не всякое функционирование системно, но любая система не может быть нефункционирующей. Нет системы без функционирования, которое и обусловливает ее динамично развивающийся характер [11, с. 219].

Более детально система – это состоящее из двух элементов или более множество, которое удовлетворяет следующим трем условиям [13, с. 13]:

1. Поведение каждого элемента воздействует на поведение целого, (например, организм человека).

2. Поведение элементов и их воздействия на целое взаимозависимы.

3. Какие бы подгруппы элементов ни образовались, каждый элемент воздействует на поведение целого, и ни один из них не воздействует на них самостоятельно [13, с. 13].

И. Скляров определяет систему как [22, с. 53]:

- отграниченный (выделенный, имеющий границу) во внешней среде и взаимодействующей с нею объект, который:

- имеет цель, для достижения которой функционирует, развивается (эволюционирует);

- имеет источник ресурсов;

- может управляться по информации о себе и о внешней среде и моделировать себя в среде;

- состоит из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных, специализированных компонентов;

- обладает интегративностью.

Свойства, выделенные в определении системы, составляют особую группу – это системные свойства. Эти свойства характеризуют объект, как систему. Выделенные в данном определении свойства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Системные свойства являются частной стороной качества объекта, это его частное системное качество [22, с. 54].

Библиографический список:

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методол. проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
2. Антанович Н.А. Теория политических систем : уч. пособие / Н.А. Антанович. – Минск : ТерраСистемс, 2008. – 208 с.
3. Артюхов В.В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 224 с.
4. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука, 1973. – 270 с.
5. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 1 / Редкол. Л. И. Абалкин (Отв. ред.) и др. / Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. – М.: Экономика, 1989. – 304 с.
6. Гайдес М.А. Общая теория систем (системы и системный анализ). Текст., / М.А. Гайдес, 2-е изд. - М. : - 2005. – 201 с.
7. Доброногов А.В. Системний аналіз і моделювання соціально-політичних процесів : дис… кан. техн. н. : 05.13.01 / Доброногов Антон Вікторович; Національний технічний ун-т України «Київський політехнічний інститут». – К., 1997. – 169 арк.
8. Долженков О.О. Трансформація політичних систем України та Білорусі: порівняльний аналіз : дис… док. пол. н. : 23.00.02 / Долженков Олег Олександрович; Національний університет внутрішніх справ МВС України, - Х., 2005. – 418 арк.
9. Казаневская В.В. Философско-методологические основания системного подхода. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – 232 с.
10. Керимов А.Д. Политическая система: сущность и определение // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. / Ин-т гос-ва и права АН СССР, М., 1988. – с. 48 – 55.
11. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. - М.: Мысль, 1986. – 332 с.
12. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М., «Сов. радио», 1974. – 280 с.
13. Курило А. П., Милославская Н. Г., Сенаторов М. Ю., Толстой А. И. Основы управления информационной безопасностью. Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2012. - 244 с.
14. Логика и методология системных исследований. / Отв. ред. Л.Н. Сумаркова. Киев-Одесса, «Вища школа», 1977. – 256 с.
15. Малиновский А.А. Тектология. Теория систем. Теоретическая биология. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 448 с.
16. Мануйлов Ю.С., Новиков Е.А. Методология системных исследований. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского, 2008. - 159 с.
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 208 с.
18. Овчаренко В.А. Механизм государственного управления национальной безопасностью: дис. … д. наук по гос. упр. : 25.00.02 / Овчаренко Вячеслав Андреевич; Донецкий государственный ун-т государственного управления. – Донецк, 2012. – 395 л.
19. Поздняков Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения / Отв. ред. д.и.н. Д.Г. Томашевский. М.: Наука, 1986. – 190 с.
20. Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. – М.: Наука, 1976. – 159 с.
21. Политические системы современности : (Очерки) / Отв. ред – ры: Ф.М. Бурлацкий, В.Е. Чиркин. – М. : Наука, 1978. – 253 с.
22. Скляров И.Ф. Система – системный подход – теории систем. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 152 с.
23. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. Пособие / Под. Ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 848 с.
24. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., «Мысль», 1978. - 272 с.
25. Урманцев Ю.А. Эволюционика, или общая теория развития систем природы, общества и мышления. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 240 с.
26. Чернышов В.Н. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие / В.Н. Чернышов, А.В. Чернышов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 96 с.
27. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.




Рецензии:

5.11.2013, 17:53 Крылов Дмитрий Анатольевич
Рецензия: Статья направлена на выяснение сути понятия "система" и соответствующего "системного подхода", что автором успешно и рассматривается в границах данного учения. Хотелось бы увидеть и проблемные аспекты, связанные с конфликтом формальных структур и содержанием.

5.11.2013, 23:37 Дедюлина Марина Анатольевна
Рецензия: Эту работу очень сложно назвать статьей. Она больше похожа на раздел из учебного пособия. В ней не выделены проблемные аспекты данного подхода, нет выводов авторов, а есть констатация известных фактов. К сожалению, данный материал нужно существенно переработать. Необходимо изложить авторскую позицию по данной теме и в заключении сделать выводы.

7.11.2013, 0:43 Литовченко Наталия Петровна
Рецензия: В работе Ливенко В. И. "Основные положения системного подхода и понятие системы" раскрывается содержание системного подхода,проанализированы принципы системного подхода, предпринята попытка уточнения содержания понятия «система». Актуальность статьи не вызывает сомнений, поскольку системный подход в научном исследовании направлен на раскрытие целостности объекта и выявление связей сложного объекта при выработке стратегии теоретического познания в науке. Автором проведена определенная работа по выявлению основных принципов системы, ее отличительных особенностей. Но статья требует некоторой доработки на предмет отсутствия логической взаимосвязи отдельных блоков статьи,в результате, отдельные положения и мысли словно вырваны из контекста; обратить внимание на введение цитируемого текста, оформление своих мыслей в тексте, статья не должна напоминать отдельные блоки учебника; желательно в статье подвести краткий итог - выводы автора.

7.11.2013, 13:07 Шарипов Марат Р
Рецензия: В качестве замечания, хочется напомнить автору известный в ОТС «закон необходимого разнообразия» (У.Р. Эшби) или в том же плане «закон иерархических компенсаций» Е. Седова, утверждающие об условии существования и устойчивости сложноорганизованной системы. Тогда как автор вводит разнобой в понимании системы и структуры. Так в одном месте он пишет: «Структура системы, таким образом, есть выражение необходимой связи элементов системы со стороны формы и в этом качестве структура есть закон системы. И как закон формы он характеризует момент устойчивости в существовании системы. .....Понятие эмерджентности тесно связано с понятиями структуры и устойчивости системы ...», а в другом месте утверждается: «Структурные исследования в любой области направлены на то, чтобы вскрыть специфические законы существования исследуемых систем. Вскрывая их, наука выявляет тем самым инварианты этих систем. Определение структуры как одного из законов системы, как ее инварианта подчеркивает тот важный момент, что структура выражает устойчивость системы, ее сохранение по отношению к различного рода внешним и внутренним возмущениям,…». Становится неясным: то ли сама структура есть устойчивая форма взаимоотношений в системе, то ли структура и эмерджентность проявляются в организации системной устойчивости. Все эти тёмные места не ясно состыкованы с понятием целостности. Так что же такое целостность? Это системное или структурное свойство, а может качество? А также, что такое инвариантность – системная или структурная форма. Параллельно не сказано о конгруэнтных формах и взаимоотношениях в составе сложных систем. Также из текста не ясно, что первично в различимых рассудочных формах сознания: устойчивые формы взаимоотношений бытия или целостные, т.е. не противоречивые отношения? А ведь рассудок различает в первую очередь – устойчивые формы, т.е. системы. Которые, не обязательно могут быть целостными, непротиворечивыми. Следом устанавливаются непротиворечивые, целостные в данной системе отношения, т.е. структурные отношения. Единство, а значит устойчивость форм, и их активность есть признак системного. Тогда как, устойчивость структурного или единая целостность есть форма конструктивного. Также говоря об эмерджентности нельзя ограничиваться лишь образами закономерных отношений. Эти отношения присущи только для поведения, развития и функционирования систем и выступают относительно внешней среды внутренними, сущностными концептами реальных и абстрактных систем. Но, автор обошёл молчанием раскрываемые в эмерджентных взаимосвязях, законодательные (регулятивные) взаимоотношения, обусловленные не только сущностными, но и всевозможными акцидентными, не сущностными взаимосвязями вещи. Вот как раз такие отношения и связи ответственны за триадическую познавательную схему оппозиции: субъект–познавательная матрица– объект. Эти отношения образуют уже собственную, идеализированную среду конструктов идеальных систем, учитывающих интенции, конструкты феноменологических редукций, образы идеирующих абстракций и конструктивный радикализм. В целом работа предназначена для студента, как несколько устаревшая форма основоположений в ОТС. Статья не разъяснила более точные понимания системы, структуры и конструктивности. Не показала роль регулятивных, законодательных отношений, лежащих в организации Природы, материи, движения и существования систем объективной реальности. д.ф.н. Шарипов М.Р.

11.11.2013, 22:41 Романова Елена Владимировна
Рецензия: Работа Ливенко В.И. под названием "Основные положения системного подхода и понятие системы" больше напоминает студенческий реферат, предоставленный преподавателю из-под "мокрого пера". 1. Замечание в отношении названия. Следовало бы указать так :понятие "система". 2. Впечатляет список источников. Однако автор эти работы только просмотрел, но внимательного и вдумчивого понимания не показал. 3. Как уже сказано, данная статья больше напоминает реферат по способу написания, однако для публикации реферативная форма наименее подходящая. 4. Хотелось бы увидеть авторское понимание вопроса. Что нового автор увидел в известной проблематике о системном подходе и т.д. Или сконцентрироваться только лишь на сравнительном анализе принципов системного подхода и др. Узконаправленность в выборе темы для статьи была бы более выгодна, а расплывчатость и отсутствие четких границ показывают, что автор в теме "плавает" и до конца не определился что же его все-таки интересует: системы, структурные отношения и др. Фактически статья представляет собой разъяснения на выбранную тему и попытку ее понимания собственно для самого автора. Как только это будет решено, мы увидим четко выраженную позицию автора. 5. Статья требует не просто доработки, написания. И только после этого - может быть рекомендована к публикации. к.ф.н. Романова Е.В.



Комментарии пользователей:

5.11.2013, 13:28 Шульгина Лилия Александровна
Отзыв: на статью Основные положения системного подхода и понятие системы аспиранта Ливенко Валерия Игоревича. В данной статье конструктивно изложен историко-философский подход к анализу понятий система и системный подход. Автор глубоко исследован историю вопроса и проанализировал основные ключевые моменты


Оставить комментарий


 
 

Вверх