Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Педагогика
Размещена 21.10.2013.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Трубавина Ирина Николаевна

доктор  педагогических  наук

Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды

профессор кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы

Аннотация:
Статья раскрывает проблемы и особенности, пути формирования положительной мотивации и готовности преподавателей к обучению лиц третьего или золотого возраста в университетах нового типа.


Abstract:
The article discloses the problems and particular ways of positive motivation formation and the readiness for third's person educating as well as people of golden age in the new universities type


Ключевые слова:
третий возраст, золотой возраст, университет для людей третьего возраста, мотивация к обучению, готовность к обучению ли третьего возраста.

Keywords:
Third age, golden age, third peson's university, readiness for educating third person


УДК 371

 

В настоящее время в Украине и в мире массово появились университеты для лиц третьего  возраста – пользующиеся огромной популярностью среди  населения, особенно пенсионеров. Это   могут быть как государственные учреждения, выдающие государственные дипломы об окончании филиала вуза (г.Кременчуг, Полтавская область) с указанной специальностью – культработник, медсестра, социальный работник, - с полным циклом подготовки, так и общественные организации, организующие досуг  пенсионеров, дающие знания и умения по их  интересам. При этом сотрудниками  таких  университетов  отмечается большая мотивация к обучению  у лиц третьего  возраста, желание общаться на новые темы и жажда знаний, быть  полезными, самостоятельными и востребованными. Но подготовка к обучению  таких студентов сталкивается с проблемой мотивации и готовности к ней тех, кто  их  будет  учить – не готовят сегодня  в вузах  преподавателей для работы с этой категорией студентов.

Проблема формирования положительной мотивации  и  готовности к обучению  пенсионеров у преподавателей, при всем энтузиазме и желании помочь студентам сделать  их  жизнь  яркой и востребованной, имеет  ряд препятствий. Среди  них :

-отсутствие реального признания студентами позиции преподаватель -  студент при  номинальном признании этой позиции, что  объясняется   возрастом студентов, их  большим жизненным опытом  и неумением преподавателей общаться со студентами старше себя. Вот  будут  у тебя внуки – попробуешь их  воспитывать,  не балуя…и  т.д.. Попытка настоять  на позиции «преподаватель – ученик» приводит  к конфликту, поскольку студенты не ассоциируют  себя с детьми  и даже взрослыми, чувствуют  себя родителями –как и преподаватель. Логично, что  несогласие с заданной позицией преподавателем приводит  к конфликту – студенты стремятся отстоять  свою  позиию. Обучение взрослых  отсутствует  в учебных  планах  и программах  педвузов. Психология возрастная и педагогическая же акцентирует  внимание на детях  разного  возраста. Т.е. преподаватели  не научены учить  людей  пожилого  возраста, профессионально общаться с ними, предупреждать  конфликты и преодолевать  коммуникативные барьеры;

- наличие ряда соматических  заболеваний у студентов, которые осложняют  их  усвоение и  требуют как знания особенностей заболеваний для удовлетворения особенных  потребностей в обучении – педагогических ,психологических, медицинских, социальных  и тд., так и особого  педмастерства и такта, терпения преподавателей. При этом  необходимо  работать  в режиме, помогающем усвоению материала при наличии  разных  хронических  заболеваний в одной аудитории, учитывать  их  при объяснении материала. А этому опять-таки  нигде не учат, есть  исследования только  по обучению детей с  отдельными заболеваниями. Т.е возникает  проблема профессиональной готовности  к работе с такими  студентами и проблема профессионального  выгорания.

-взрослые люди  с разным жизненным  и  профессиональным опытом, разными  хроническими заболеваниями, разной жизненной позицией, сидящие в одной аудитории – сложно  учесть  их подготовку  и  мотивацию, хотя мотивация у них  высокая. Поэтому мотивация у преподавателей к обучению оиц третьего  возраста для них должна быть  комплексной, максимально  учитывающей сразу  все их  возможные мотивы к обучению – познавательные (узкие, широкие, самообразования и творчества), социальные (узкие, широкие), профессиональные. Таким образом, мы переходим от  стимулирования познавательной деятельности  в рамках  процесса обучения к пробуждению  внутренних  мотивов, интересов, осознанию  потребностей в обучении. Внимание  переносится на процесс обучения, а не на его  форму, условия и т.д. В то же время подготовка в вузах  ориентирована на результаты усвоения, сочетании стимулов и мотивов, рейтинг по  кредитно-модульной системе и очень редко – на сам процесс обучения.

Мотивация к обучению  пенсионеров должна основываться на мировоззрении педагога и социального  работника – на первом  месте права человека, в т.ч.  в образовании, и создание условий для их  реализации через помощь  для самопомощи. Это  предусматривает отношение к студентам  третьего  возраста как к субъекту и объекту своего  обучения, что  требует  их  педагогической и психологической поддержки  в обучении, организации учебного диалога  и фасилитации, кнсультаций, обучения на опыте, отказа  от  авторитаризма и либерализма, перехода  от  внушения к информированию  и убеждению, от  словесных  методов обучения к практическим, использования тренинговых  технологий и лестницы участия Харта в обучении. Все это не входит  в программу педвузов, но  работает  на  успех  профессиональной деятельности со студентами  пожилого  возраста,  исходя из их  особенностей и требований андрогогики. 

На основе сказанного  можно  говорить о  необходимости  специального формирования мотивации  к обучению  лиц третьего  возраста у преподавателей  и в целом – о готовности к обучению  таких  студентов.  Формирование такой мотивации должно  опираться на целый комплекс действующих  мотивов у преподавателей:

-познавательные мотивы- самообразования и творчества  через  участие в научной работе, исследованиях, обмене опытом, получении ученой степени;

-профессиональные мотивы – желание решить сложные и новые  профессиональные проблемы, научиться работать  на интересах, а не на отстаивании позиции, общаться субъект-субъектно, с концентрацией на процессе, а не на результатах и стимулах, учитывать опыт студентов, работать  на нем и выстраивать  индивидуальные образовательные маршруты;

 -социальные мотивы - добиться успеха в сложной новой работе, обеспечить реализацию  на практике хорошей идеи –активизации  опыта лиц с большим жизненным и профессиональным опытом, мотивация достижения, успеха.

С другой стороны, эти  мотивы есть  только  у той части преподавателей, которые заинтересованы в решении этой проблемы и готовы работать с такой категорией студентов. Тогда на них  можно  опираться. Таким образом, нужен  отбор  на работу таких  преподавателей и готовить  их  надо уже из  числа практикующих преподавателей –т.е. из  не из числа студентов стационара, что нецелесообразно, так как студенты еще не определены в своем профессиональном выборе на уровне конкретного места работы. Это  может  быть  ИПО, 2е высшее образование, повышение квалификации. 

Что  может  обеспечить  успех  формирования готовности  к обучению  у преподавателей (готовность – интегрированное качество  личности, обеспечивающее способность  и стремление качественно  выполнять  профессиональные задачи)? На сегодня профессиональные качества личности преподавателя  обеспечивает реализация принципа воспитывающего  обучения.  Т.е. обучение в вузе должно строиться с учетом  примеров из  будущей профессиональной деятельности, использовать  надо методы работы преподавателя, адекватные тем, которые будут  преимущественно  использоваться на рабочем месте нынешнего  студента, воспитывает  и сама личность  преподавателя. С другой стороны, возможно  введение специального  предмета вариативной части  учебного  плана социальных  работников и будущих  учителей -  интегрированного предмета, посвященного андрогогике, особенностям обучения лиц третьего  возраста,  специфике обучения в университетах  третьего  возраста. Такой предмет  можно  назвать  по  типу семьеведения, детоведения, досуговедения, школоведения, волонтероведение  -  пенсионероведение,  но  звучит  не очень  красиво, поэтому лучше - педагогика золотого  или  третьего  возраста. Такого  предмета и отдельной педагогической науки в системе педнаук сегодня нет, нет  основательных  научных  исследований по  обучению  массово  пенсионеров, а в возрастной педагогике выделяют  только  андрогогику, хотя есть  педагогика преддошкольная, дошкольная, младшего  школьного  возраста и т.д. Таким  образом, логично  выделение этого  направления педагогики  в отдельную  науку. Предмет  такой должен  бы читаться на специалистах  и магистрах, после базовой подготовки  бакалавра, ориентированной на получение специалиста, работающего  по  образцу, в рамках отдельного  предмета. Новый предмет охватывал  бы все особенности  обучения пенсионеров, их  интересы, потребности, особенности  общения, поведения, протекания познавательной деятельности, особенности  педмастерства преподавателей с ними, конфликтологию, первую медпомощь, основы юридических  знаний, соцзащиту пенсионеров и др. И  специализацию  неплохо  бы сделать   с учетом  особенностей возраста людей, что  позволило  бы ввести  в учебный план  такой предмет, направленно  отбирать  в вузы и готовить  в них специалистов, которые изначально  настроены на работу с этой категорией студентов. Отсюда можно  выделить  2 проблемы - разработка педагогики  золотого возраста как отдельной педагогической науки  и  разработка содержания учебной дисциплины «Педагогика лиц третьего  возраста». Поскольку обучение взрослых в третьем возрасте – проблема международная, существующая в разных  странах, важно  сравнительное изучение решения этой проблемы в этих других  странах, обобщение опыта и выработка современных  рекомендаций к обучению  с учетом  особенностей славянского  образования.  Организационно  это  требует  выделения этой области  исследования в отдельное направление в образовании взрослых, отбора базы исследования, методов, критериев эффективности, финансирования и т.д.

 Работа по  формированию  положительной мотивации и готовности к обучению  пожилых  у будущих  преподавателей должна начинаться еще в вузе  и продолжаться на рабочем месте для ее поддержания, что  требует  тесной связи  педвуза с учебными заведениями для лиц третьего  возраста, научного  консультирования этих  заведений. Ее формами могут  стать: сначала студенческие научные конференции  по проблеме, студенческие практики в таких  вузах, волонтерство, шефство  над  такими  заведениями групп студентов, помощь  преподавателям, работающих  в вузах. Потом – на рабочем месте, благодаря преемственности – методические объединения и цикловые комиссии, работающие по проблеме, конференции, экспериментальные площадки, обмен  опытом, изучение зарубежного  опыта, установление и поддерживание связей с другими вузам –на уровне ассоциаций таких  учебных  заведений- люди  должны видеть, что  их  работа привлекает  внимание, они  не одни варятся в ней,  должны чувствовать  себя нужными  и профессионалами, иметь  возможность  сравнить  достижения, повысить  квалификацию, задать  вопросы, участвовать  в их  обсуждении  и решении, а не быть статистами. При этом  важен  вопрос об оплате исследований и работы с такой нагрузкой, что  требует  привлечения дополнительного  финансирования,  грантов, внебюджетных  хозрасчетных  тем для исследования, обучения фандрайзингу преподавателей.

На основе изложенного  можно  сделать  выводы об  актуальности проблемы подготовки  преподавателей к обучению  лиц третьего  возраста, целесообразности  выделения в системе педнаук педагогики третьего  возраста или  хотя бы теории обучения  лиц третьего  возраста как новой педагогической науки  со своим объектом   и предметом, новой специализации  в подготовке таких преподавателей, нового  направления научных  исследований в образовании взрослых.

 

 

 

 

Библиографический список:

Трубавіна І. М. Компоненти системи соціально-педагогічної роботи, орієнтованої на розвиток сім’ї (на прикладі мережі центрів соціальних служб для сім’ї, дітей і молоді) / І. М. Трубавіна // Соціальна робота в Україні: теорія і практика. – 2006. – № 4. – С. 5-14.




Рецензии:

12.11.2013, 14:10 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Безусловно, статья полезна и актуальна. Может быть, автору поможет в дальнейших исследованиях литература на сайтах http://www.iovrao.ru/,http://www.spbappo.ru/. Статью можно рекомендовать к печати.

14.11.2013, 22:34 Тюрина Валентина Александровна
Рецензия: Тема статьи актуальна, недостаточно разработана в теории обучения, появилась в последние годы весьма массово в Украине, что делает проблему, поставленную И.Н.Трубавиной о выделении отдельного направления в педагогике для обучения взрослых важной, вовремя поставленной и требующей соединения усилий специалистов разных сфер как в науке, так и в практике. Статью Трубавиной И.Н. можно рекомендовать к печати.



Комментарии пользователей:

23.01.2015, 22:27 Сычикова Яна Александровна
Отзыв: Статья посвящена очень актуальной теме в современной системе образования. Очень интересный и важный материал. Особенно ценным является для молодых преподавателей, не имеющих достаточного опыта преподавания. Спасибо автору за исследование


Оставить комментарий


 
 

Вверх