Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №3 (ноябрь) 2013
Разделы: Юриспруденция
Размещена 29.11.2013.

ПЕНЯ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Бойко Наталья Николаевна

кандидат юридических наук

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный университет"

доцент

Аннотация:
В статье обосновывается, что институт пени в налоговой сфере является наиболее распространенным и применяемым, но до сих пор вызывает вопросы теоретического и практического характера.


Abstract:
The article proves that the Institute penalties in the tax sphere is the most common and used, but still raises questions of theoretical and practical nature.


Ключевые слова:
Налоговая обязанность, пеня, налог, сбор, бюджет, налоговое право, способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Keywords:
the tax duty, penalty, tax, levy, budget, tax law, methods of ensuring execution of tax obligation


УДК 347.73

Обязанность по уплате налога носит конституционно-правовой характер, в связи с чем, исполнение налоговой обязанности оказывает значительное влияние на финансовую политику государства, включая и формирование государственного (муниципального)  бюджета.

В статье 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Несмотря на то, что эта норма расположена в главе второй «Права и свободы человека и гражданина», она в равной мере распространяет свое действие не только на физических лиц, но и на организации. По различным причинам субъектам не всегда удается выполнить свои финансовые обязательства перед государством, однако довольно часто встречаются ситуации, когда налогоплательщики сознательно уклоняются  от участия в формировании государственного (муниципального) бюджета. В случае если налог не уплачен в полном объеме и в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, к налогоплательщикам, наряду с мерами государственного принуждения за допущенное налоговое правонарушение, применяются меры, установленные в главе 11 Налогового кодекса РФ, – залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика. Данные меры имеют обеспечительный характер, так как они направленны на то, чтобы право было реальным и осуществимым.

Установление дополнительных гарантий исполнения обязанностей по уплате налогов имеет целью защитить финансовые интересы общественно-территориальных образований путем предупреждения возможных нарушений и восстановления их имущественных потерь, вызванных неуплатой или неполной уплатой налогов и сборов обязанными лицами.

В налоговом праве обеспечение исполнения налогового обязательства является новым институтом. В отличие от гражданского права, где источником мер обеспечения исполнения обязательства является не только закон, но и договор, в налоговом праве участники правоотношения лишены возможности использования иных, не предусмотренных законом способов. Таким образом, отличительной чертой обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является то, что оно осуществляется только установленными законом способами[2].

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства имеют целью предотвращение нанесения ущерба публичным интересам ввиду непоступления или несвоевременного поступления налогов и сборов. В налоговом праве, где обязанность по уплате налогов и сборов является публичной, институт обеспечения выполняет функцию создания условий для гарантированной уплаты налога и возмещения ущерба от возможной неуплаты или несвоевременной уплаты сумм налогов и сборов.

Как уже было отмечено, одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является пеня, которую налоговые органы вправе начислять в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.

В статье 75 НК РФ содержится понятие пени. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В п. 2 ст. 75 НК РФ предусмотрено соотношение пени и сумм налога (сбора), а также мер ответственности за налоговые нарушения. Сумма пени уплачивается помимо сумм налога или сбора (недоимки) и независимо от использования мер ответственности (штрафов), предусмотренных за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Условие об установлении пени может быть использовано наряду с применением других способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (например, залога имущества).

Пунктом 3 статьи 75 НК РФ определены порядок и условия исчисления суммы пени.Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах[4].

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Вопрос по поводу уплаты пени достаточно спорный, и при желании налогоплательщик может попытаться доказать, что данное требование незаконно. Например, при неподтверждении нулевой ставки, у экспортера появляется обязанность уплатить НДС «задним числом» за тот период, в котором он отгрузил товары иностранному покупателю. Придется перечислить в бюджет пени за просрочку уплаты налога.

Аргументами в пользу налогоплательщика может послужить следующее. Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Следовательно, пени начисляются в случае просрочки уплаты налога. Если факт экспорта не подтверждается, никакой просрочки нет. Ведь в течение 180 дней, начиная со дня отгрузки товара, которые дает налогоплательщику законодательство о налогах и сборах, говорить о неуплаченной сумме налога вообще не имеет смысла. Фактически в этот период отсутствует такое понятие как «неуплаченная сумма налога», исходя из которой и определяется величина пени.

Однако позиция налоговых органов по этому поводу однозначна: налогоплательщик должен заплатить пени. Поэтому, тем, кто решится спорить с «налоговиками» по этому вопросу, скорее всего, придется свою позицию отстаивать в судебном порядке[4].

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как и в отношении налогов и сборов пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика (ст.ст. 76, 77 НК РФ).

В Письме МНС Российской Федерации от 31.08.2000 г. №ФС-6-09/708@ разъясняется, что с учетом практики применения статьи 75 НК РФ можно сделать вывод о том, что налогоплательщик не имеет возможности самостоятельно погасить сумму недоимки в случае наложения судебным приставом – исполнителем по решению налогового органа либо суда ареста только на имущество третьей очереди, установленной статьей 59 Федерального закона №119-ФЗ очередности ареста и реализации имущества.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

На практике иногда возникает ситуация, когда платежи не своевременно поступают в бюджет по причине неверного указания реквизитов. В таком случае споры подлежат рассмотрению в суде с учетом правовой природы пеней и последствий для бюджета совершенных ошибок (Письмо Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2005 года №03-02-07/1-245). В тоже время, несвоевременное поступление платежей по вине банка не может повлечь за собой начисление пеней. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган документы, подтверждающие исполнение в установленном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате налога и устранения ошибки, допущенной банком. Подобные темы детально разбираются на канале http://alif.tv

При начислении пеней на сумму неуплаченных авансовых платежей, следует иметь в виду, что пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.ст. 53 и 54 НК РФ[3].

Налоговые органы придерживаются мнения, что начисление пеней на неуплаченную или не полностью уплаченную сумму авансовых платежей является обоснованным, в том числе и по единому социальному налогу (Письмо ФНС Российской Федерации от 15 февраля 2006 года №ГВ-6-05/165@). В тоже время, судебная практика пошла по иному пути, и не признает правомерным начисление пеней на авансовые платежи[1].

Таким образом, пеней признается определенная законом денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент обязаны уплатить в бюджет или государственный внебюджетный фонд в случае уплаты причитающихся сумм в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Налоговым законодательством предусмотрены два способа уплаты пени: 1) одновременно с уплатой сумм налога и сбора; 2) после уплаты таких сумм в полном объеме.

Следует отметить, что пеня как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов имеет сходство с аналогичным институтом неустойки в гражданском праве, направленным на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязанностей.

Изложенное позволяет утверждать, что институт пени в налоговой сфере является наиболее распространенным и применяемым, но до сих пор вызывает вопросы теоретического и практического характера. Основная цель налоговой пени – обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками публично-правовой обязанности по своевременной уплате налоговых платежей. Как следует из пункта 2 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются независимо от применения других мер обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени – специальный способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, состоящий во взыскании установленной денежной суммы с налогоплательщика или налогового агента. Правовое последствие в виде пени НК РФ связывает с истечением установленного срока уплаты налога, следовательно, речь идет о просрочке исполнения налогового обязательства, то есть нарушении одного из условий надлежащего исполнения – условия о сроке.

Библиографический список:

1. Имыкшенова Е. Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) // Хозяйство и право. 2003. № 2. С. 100-106.
2. Малахаткина Е.В. Основы налоговых отношений по исполнению обязанности уплаты налоговых платежей // Вестник КрасГАУ. Красноярск, 2006. С. 34-39.
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская юстиция. 2001. № 6.
4. Ядрихинский С. Актуальные вопросы взыскания пеней в практике налогового права // Хозяйство и право. 2003. № 2. С. 100-107.




Рецензии:

30.11.2013, 6:46 Чернова Эльвира Рамилевна
Рецензия:  В статье автор рассмотрел сравнительно новый в налоговом законодательстве институт пени,осветил налогово-правовой механизм уплаты и взыскания пени, указав его недостатки на сегодняшний день. На основании проведенного анализа был сделан вывод, что несмотря на то, что институт пени в налоговой сфере является наиболее распространенным и применяемым, он до сих пор вызывает вопросы и требует их дальнейшего рассмотрения и разрешения в теории и практике. Сказанное обуславливает актуальность данной темы. Статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх