Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №1 (сентябрь) 2013
Разделы: Педагогика, Образование, Религиоведение
Размещена 20.09.2013. Последняя правка: 10.10.2013.

Практическая реализация образовательного проекта по введению в школах г. Перми учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики

Копылов Олег Владимирович

соискатель

Пермский филиал МЭСИ

преподаватель

Аннотация:
В работе проанализированы проблемы, возникшие перед руководством, учителями школ и родителями учеников в ходе введения в школах г. Перми в 2012-2013 учебном году новой учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Во время исследования проблематики по теме работы были рассмотрены исторические предпосылки становления светского образования в России и в Пермском крае в честности. Получены эмпирические данные (документы, опросы, интервью и т.п.).


Abstract:
This paper analyzes the problems which have administration, teachers, schools and parents when a new training course "Basics of Religious Cultures and Secular Ethics" was introduced in Perm region in 2012-2013. During investigation the historical background of the formation of a secular education in Perm region was considered and the (documents, interviews, interview, etc.) were received.


Ключевые слова:
ОРКиСЭ, методика и методология преподавания религиоведческих дисциплин, религиозная педагогика, изучение религии

Keywords:
ORKSЭ, methods of teaching, religious pedagogy, teaching religion


УДК 372.82

Введение

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р, о плане мероприятий по введению в образовательных учреждениях учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее, ОРКСЭ),  Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России)  утверждает два приказа:

  1. от 31 января 2012 года № 69, о внесение изменений в компонент государственных образовательных стандартов;
  2. от 1 февраля 2012 года  №74, о внесение изменений в федеральный базисных план и примерные учебные программы для учреждений образования РФ.

Отвечая на распоряжение Правительства  РФ и приказы Минобрнауки России, Министерство Образования Пермского края (Минобр Пермского края) направило письмо от  28.02.21012 № СЭД-26-01-19-131 о готовности образовательных учреждений Пермского края к введению учебного курса ОРКСЭ,  с прилагаемым приложением. Также в целях реализации и обеспечения этих актов Минобр Пермского края выпускает приказ от 26.03.2012 № СЭД-26-01-04-98 о создание при Минобр Пермского края Координационного совета по ведению курса ОРКСЭ в учреждениях Пермского края.

Следует также указать письмо Минобрнауки России от 08.07.2011 № МД-883/03 «Об направление методических материалов ОРКСЭ», которое  с целью оказания методической поддержки содержит методические материалы для учителей и организаторов  курса ОРКСЭ.

Как видно из выше указанных документов, все формально-бюрократические процедуры соблюдены, учебный курс ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года вводиться в школах Пермского края. Но кроме бюрократических формальностей, существует практика реализации подобных проектов. Особенную важность практическая сторона реализации образовательных проектов получает в том случае если такие проекты соотносятся с правами и свободами закрепленными в национальном законодательстве. Реализация по введению в школах курса ОРКСЭ, как раз является таким образовательным проектом.

 В Конституции РФ ст. 28, указывается: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Ст. 29 Основного закона нашей страны дополняет: «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Опираясь на конституционные требования Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 4) гласит:

«1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: 

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания...

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Конституция РФ и Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» позволяют очертить границы, которые должны придерживаться государственные образовательные учреждения в практике изучения религиозных знаний. В данной практике следует строго разделять педагогические методы, направленные на изучение религиозных знаний, и религиозную педагогику и методику, направленную на  обучение религии. Где педагогические знания, способствующие для изучения религии, понимаются, как познание фактов и феноменов религиозной жизни, которые воспринимаются обучаемыми в качестве культурологических знаний и должны дать ученику информированность и понимание, той религиозной традиции, которую изучают в рамках учебной программы. Религиозная педагогика и методика обучения религии своей главной задачей  ставит привитие ребенку веры, «воцерковление» ребенка, формирует в сознании ученика идею о согласии с религиозной истиной той религиозной группы, от имени которой ведется обучение.

Следует особо заметить, что названный выше Федеральный Закон РФ специально оговаривает: «Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания» (ст. 5.2). Исходя из выше процитированного пункта Федеральный Закон РФ в ст. 5.4 указывает, что по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с органами местного самоуправления, имеет место предоставление религиозной организации возможность обучать детей религии в обычной школе, но «вне рамок образовательной программы». В рамках образовательных программ в государственной светской школы возможно, только, добиваться от учеников познания фактов и феноменов религиозной жизни. В ином случае практика реализации образовательных проектов по введению в государственных школах образовательных курсов связанных с религиозной тематикой, обязательно будет нарушать права и свободы граждан нашей страны.

Опираясь на вышеизложенные факты, сформирован основной вопрос, на который следует ответить в представленной работе:

  • Ø Как проходит практическая реализация образовательного проекта по введению в школах г. Перми нового учебного курса ОРКСЭ: проблемы и  нарушения в ходе реализации, конструктивные методические и дидактические находки учителей и организаторов в ходе реализации, отношение родителей и законных представителей учеников к новой дисциплине?

Для развернутого ответа на поставленный вопрос следует решить следующие задачи:

- сопоставить, полученные в ходе эмпирического исследования данные с официально-теоретическим материалом Минобрнауки России;

- выявить нарушения, проблемы и конструктивные методические находки в ходе реализации проекта;

- предложить принципы, цели, дидактическую и научно-методическую организацию учебного процесса, которые в дальнейшем помогут учителям и организаторам снизить нарушения в ходе реализации проекта, сократить наличие проблем.

 

………………………………………………………………………………………

После стремительного развала СССР и его идеологической основы, в нашей стране начинает формироваться светская общеобразовательная школа. На начальных этапах формирования во многом «светская школа» воспринимается как атеистическая школа. Но согласно словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, понятие «светский» означает «не церковный, мирской, гражданский; противоположный - духовный», то есть свободный от обязательного религиозного воздействия.

Особо стоит отметить, что обязательность от религиозного воздействия распространяется, только на школы, имеющие государственный и муниципальный статус. Никто не запрещает создавать частные или общественные школы общеобразовательного цикла с религиозным уклоном. Обязательность от религиозного воздействия также не предполагает  запрещение специальных факультативных, то есть необязательных, по свободному выбору учащегося или его родителей, либо опекунов, курсов религиозной направленности.

Также понятие «светский» не предполагает под собой пропаганду атеистического миропонимания. Вывод о том, что «светский» следовательно «атеистический», возникает только у религиозно-ангажированных идеологов, которые делают упор , на том, что «светский» противоположен «духовному».  В действительности такая противоположность указывает на невмешательство в религиозную деятельность, следовательно, в любом светском учреждении непозволительно проведение антирелигиозных  мероприятий, которые оскорбляют чувства верующего.

Особенно остро полемика о методе преподавания знаний о религии разгорелась в середине 90-х годов XX века и продолжается до сих пор. В начале 90-х годов прошлого века политика государства в области осуществления принципа свободы совести позволила проникнуть в нашу страну многим зарубежным религиозным организациям, деятельность которых запрещена в тех странах, где они возникли («АУМ Синрике», Церковь Объединения и др.). Эти организации развернули массированную миссионерскую деятельность, тогда же  российская школа так же попала в поле их деятельности (например, Церковь Объединения   распространила по школам РФ учебное пособие и смогла организовать введения одноименного с учебником учебного курса «Мой мир и я»[1]). Но кроме новых религиозных общин в школу пришли и традиционные для российской культуры религиозные организации. Так в начале 1990-х годов Русской православной церкви удалось договориться с некоторыми директорами школ,  и представители РПЦ МП по дореволюционным учебникам начали преподавать «Закон Божий» в  школах, где этот договор был оформлен.  В 1996 году такая практика распространения религиозных знаний в школе была прекращена в связи с опубликованием Минобрнауки России приказа от 5 февраля 1996 года и Инструктивного письма Министерством общего и профессионального образования от 18 октября того же года, посвященные вопросам обеспечения светскости образования.

После 1997 года (опубликования и вступления в силу Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») ситуация поменялась. В преамбуле Закона была подчеркнута роль «традиционных» религий. В свою очередь, апеллируя к преамбуле Закона,  представители традиционных верований, постарались обосновать,  присутствие в школьной программе обязательных религиозных предметов[2]. Появляются прямые указания управляющих клириков РПЦ МП по методике скрытой подмены культурологической направленности знаний о религии в школе, на учебные курсы задачей которых «является приведение ребенка к принятию веры»[3]. Результаты этой деятельности нашли свое выражение в том, что в течении 2000-х годов в разных регионах России начинаются вводиться уроки «Основы православной культуры», которые, по мнению известного российского религиоведа профессора М.Г. Писманика «не что иное, как закамуфлированный “Закон Божий”»[4].

После начала эксперимента по введению в школах ОРКСЭ в 2010 году,  многие российские ученые и общественные деятели высказались крайне критично в отношении вводимого в школе нового учебного курса. Наиболее общую позицию по этому вопросу можно обнаружить в рассуждениях профессора М.Г. Писманика, который в 2010 году размышляя о трудностях и перспективах преподавания религиоведческих дисциплин, указал на фундаментальные ошибки: «Мы считаем серьезной ошибкой странный  (в чем-то даже конспиративный) осуществляемый с этого года Министерством образования и науки  «эксперимент» над четвероклассниками и пятиклассниками ряда регионов страны по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики».  Непродуманный, не оснащенный как содержательно,  так и педагогически,  этот нелепый  «эксперимент»   заведомо ничего не даст для объективного и окончательного разрешения все более обостряющейся проблемы преподавания религиоведческих дисциплин в светской школе.   «Эксперимент» еще более затянул время для принятия такого необходимого решения»[5].   

Примеры острой полемики между различными взглядами на присутствие религиоведческих знаний в светской школе, во время становление ее на начальном этапе развития в Российской Федерации особо четко и ясно указывают на недостатки, которые следует еще преодолеть светской школе у нас в стране.

Светская школа, которая, по мнению автора все еще формируется в нашей стране, есть достижение демократического и культурного развития человечества. Российская Федерация сравнительно молодое демократическое государство, законодательные акты, которого, в том числе и Основной Закон, не перешагнули еще двадцатилетнего рубежа. Поэтому так важно ориентироваться на опыт предшествующих поколений. Исторический опыт прошлых эпох, при вдумчивом его использовании, должен помочь справиться с крайними подходами в области образовательной политики связанной с педагогической практикой по отношению к религии, которые имели место быть ранее.

 

 

Сравнительный анализ практики введения в школах г. Перми курса ОРКСЭ

 

В течении июля-сентября 2012 года автором были проведены исследования по применению практики  введения в школах ОРКСЭ. В ходе исследования были собраны теоретические и эмпирические данные: анализ нормативных документов с официального сайта Минобр Пермского края;  официальный ответ Минобра Пермского края по результатам мониторинга о готовности школ Пермского края к введению курса ОРКСЭ; результаты выборочного опроса учителей и директоров пермских школ о практике введения курса ОРКСЭ; выборочный опрос родителей учеников 4-5 классов об информированности их по курсу ОРКСЭ; выборочный опрос представителей религиозных организаций об отношении к курсу ОРКСЭ; анализ учебников по модулям курса ОРКСЭ.

1. Результаты сравнительного анализа информации прогнозируемых Минобром Пермского края данных на 28.02. 2012 отраженных в письме №СЭД-26-01-19-131  и информации по мониторингу Минобра Пермского края на июль 2012 года представлены в таблице.

 

Наименования показателей сравнения

Информация прогнозируемых данных на 28.02.2012

Информация на июль 2012 г.

Численность обучающихся в 4-х классах в 2012/2013 чел.

27816

28429

Численность обучающихся в 4-х классах в которых  будет введен курс ОРКСЭ чел.

27816

28356

Выбор обучающимися или родителями (законными представителями) учебных модулей, 4 кл., чел.

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

 

 

6502

2556

914

1474

7254

10799

 

 

3557

144

15

6

6037

18575

Готовность педагогов к введению учебного курса ОРКСЭ

Общее количество педагогов по учеб. курсу ОРКСЭ, чел.

Общее количество тьюторов, подготовленных на федеральном уровне, чел.

Количество педагогов, прошедших повышение квалификации в рамках введения учеб. курса, чел.

Численность педагогов, прошедших повышение квалификации на стажировочных площадках, чел.

 

 

 

1439

 

25

 

350

 

-

 

 

968

 

3

 

573

 

2

Обеспеченность учебниками и учебными пособиями, учебно-методическим материалом

Педагогов, %

Обучающихся, %

 

 

100

100

 

 

 

 

92

76

(учебники и учебные пособия, заказанные к 1.09.2012, ожидается 100%)

 

 

2. В рамках исследования были опрошенные (телефонный опрос) 37 директоров и/или ответственные за введение курса ОРКСЭ школ г. Перми. Результаты и перечень предложенных вопросов представлены в таблице[6].

Вопрос

да

нет

комментарии

1. Создана ли школьная команда по вопросам внедрения курса ОРКСЭ? МО учителей ОРКСЭ?

28

9

Данные на конец августа. Ответившие «нет» предполагают создать такие команды 

2. На Ваш взгляд, учтены ли региональные условия и возможности ОУ при проектировании работы школьного МО?

14

23

Большинство директоров и ответственных за курс ОРКСЭ, говорили о поспешности введения такого курса.

3. Возникли ли трудности в работе с родителями?

3

34

 

4. Разработаны ли рабочие программы по курсу ОРКСЭ?

7

30

Данные на конец августа 2012. Программы разрабатываются.

5. Возникли ли существенные трудности с составлением учебного расписания?

0

37

 

6. Возникли ли проблемы с обеспечением учебниками?

0

37

 

7. Обеспечен ли доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам по вопросам реализации ОРКСЭ?

37

0

 

8. Обеспечено ли достаточное количество учебных помещений, оборудованных компьютерной техникой, для проведения занятий ОРКСЭ?

37

0

 

9. Есть ли проблема с обеспечением подготовки нужного количества сертифицированных специалистов?

21

16

Данные на конец августа 2012 г. Учителя ведущие курс ОРКСЭ не прошедшие повышения квалификации по курсу ОРКСЭ, пойдут повышение в сентябре 2012 г. 

11. Возникли ли проблемы с финансовым обеспечением преподавания ОРКСЭ?

0

37

 

 

3. В рамках исследования 1 и 3 сентября в шести школах г. Перми (выборочно) были опрошены 54 родителя (законных представителя). Опрос проводился в школах № 101, 107, 108, 115, лицей 9, гимназии № 2 . Результаты опроса представлены в виде таблицы.

Вопрос

да

нет

комментарии

1. Ознакомлены ли Вы с содержанием и условиями введения курса ОРКСЭ?

8

46

Родители (законные представители) утверждали, что ознакомиться с курсом в течение учебного года

2. Вам предоставлена возможность:

-                     Участвовать в республиканском (областном) родительском собрании (конференции);

 

0

 

54

13 человек ответивших утвердительно в этой части анкеты относятся к 1 из 6 школ, в которых проводился опрос. В остальных 5-и школах родители (законные представители) не знали, что курс ОРКСЭ будет преподаваться их детям.

-          Участвовать в муниципальном родительском собрании (конференции);

0

54

-          В классном родительском собрании по ОРКСЭ;

13

41

-          Прочитать «Книгу для родителей»

0

54

-          Прочитать газетные (журнальные) статьи;

13

41

-          Выходить на сайт освещающий введение курса ОРКСЭ (любой)

13

41

-          Получить консультацию педагога.

13

41

3. Вы выбрали модуль:

-          Основы православной культуры;

13

41

13 родителей (законных представителей) выбравших модуль «Основы православной культуры» относятся к одной из шести опрашиваемых школ. Остальные родители не знают, какой модуль будут изучать их дети.

-          Основы исламской культуры;

0

54

-          Основы буддийской культуры;

0

54

-          Основы иудейской культуры;

0

54

-          Основы светской этики;

0

54

-          Основы мировых религиозных культур.

0

54

4. Ваш выбор был:

-          Личным волеизлиянием;

0

0

13 родителей (законных представителей) ответивших положительно относятся к одной из шести опрашиваемых школ. Остальные родители не смогли конкретно ответить на поставленный вопрос.

-          Рекомендацией классного руководителя (учителя);

13

0

-          Решением директора школы;

0

0

-          Решением родительского комитета;

13

0

-          Большим количеством голосов;

13

0

-          Обусловлен отсутствием учителя.

0

0

6. Ваш ребенок обеспечен учебником по выбранному модулю?

0

0

 

7. Вы считаете, что этот предмет будет полезен Вашему ребенку?

9

45

 

 

4. В рамках исследования были опрошены представители 7 религиозных организаций города Перми: Пермская епархия Русской православной церкви МП; Церковь христиан веры евангельской «Новый завет» (Пермь); Духовное управление мусульман Пермского края (Пермский муфтият); Пермская старообрядческая община; Евангельско-Лютеранская община г. Перми; Местная религиозная организация «Свидетели Иеговы» г.Пермь Пермский центр «Дианетика». Результаты представлены в виде таблицы.

Вопрос

да

нет

комментарии

1. Ознакомлена ли Ваша, конфессия о том, что в школах водиться курс ОРКСЭ?

6

0

Представитель пермского центра «Дианетики» указала, что слышала о намерениях ввести такой курс, но на момент опроса не владеет информацией по окончательному решению. 

2. На Ваш взгляд, учтены ли региональные условия и возможности ОУ для адекватного обучения в рамках курса ОРКСЭ?

3

4

Представители православия, Свидетелей Иеговы, «Нового завета», Центра «Дианетики» высказали опасения, что в школе могут сложиться предубеждения относительно их вероучения.

3. Обращались ли к Вам верующие вашего вероучения или другого по поводу нарушения прав в ходе введение курса ОРКСЭ

3

4

Особую обеспокоенность по этому вопросу указывают представители Пермской епархии РПЦ МП, староверческая община и Свидетели Иеговы.

4. Разработаны ли вашим вероучением рабочие программы по курсу ОРКСЭ?

3

4

В православных, мусульманских и староверческих религиозных школах разработаны учебные программы по основам вероучения.

5. Ваше мнение по обеспеченности доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам по вопросам реализации ОРКСЭ? (полностью обеспечены – да; не полностью- нет)

6

0

Представители религиозных организаций Пермского центра «Дианетики» не владеют нужной информацией

6. Есть ли проблема с обеспечением подготовки нужного количества специалистов разбирающихся в основах вашего вероучения?

6

1

Представитель религиозной организации Пермского центра «Дианетики» не владеют нужной информацией. Представители остальных опрошенных вероучений высказывали мнение о том, что светские преподаватели не владеют объективной информацией в отношении вероучительных основ их религии.

7. По Вашему мнению учебники по религиозным модулям курса ОРКСЭ качественно отражают ваше вероучение? (вполне приемлемая подача учебного материала – да; материал  учебника по нашему вероучению неполон и содержит непроверенные данные – нет) 

1

6

Только представитель православия положительно оценил учебник по модулю «Основы православной культуры», хотя достаточно критично высказался по учебникам вне конфессиональной направленности: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» . Представители остальных религий выражали свое опасение, в отношении того, что их культурно-религиозная традиция  будет в учебниках представлена в искаженном виде. 

 

5. В рамках исследования был произведен сравнительный анализ учебников по всем модулям курса ОРКСЭ и программы для учебных заведений по курсу ОРКСЭ: «Основы светской этики» (коллектив авторов); Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярыкапов А.А. «Основы религиозных культур»; Кураев  А.В. «Основы православной культуры»; Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. «Основы исламской  культуры»; Чимитдоржиев В.Л. «Основы буддийской культуры»; Членов М.А. Миндрина Г.А., Глоцер  А.В. «Основы иудейской культуры»; Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики. Программы образовательных учреждений». Выводы сравнительного анализа отражены в следующих пунктах:

-  Несомненной методологической находкой является то, что первый и последний урок каждого модуля разработан одним человеком и является  одинаковым в учебниках разного модуля;

- Все учебники заявлены, как «Основы религиозных культур», но, ни в одном учебнике не дается раскрытие термина «религиозная культура». Хотя в каждом учебном пособие есть понятие «нерелигиозная культура» (общий для любого модуля урок № 30), понимание которого возможно лишь исходя из точности определения понятия «религиозная культура»;

- В учебниках по «Светской этике» и «Основам исламской культуры» нет определения понятия «религия». Если отсутствие этого понятия в учебнике по «Светской этике» можно понять (данный учебник вводит школьника в этические проблемы светского общества). То отсутствие понятия «религия» в учебнике по модулю «Основы исламской культуры» вызывает вполне понятные опасения,  которые в первую очередь связанны с тем, что сам термин «религия» используется в учебнике достаточно часто и указывает школьникам о том, какой религией является ислам. В учебниках по остальным  модулям определение термина «религия» есть, но они разные, что противоречит целям для курса ОРКСЭ, которые указанны в программах А.Я. Данилюка: «единые требования к результатам освоения содержания учебного курса»;

- В учебниках почти по всем модулям курса очень слабо раскрыта культура, которая развивалась на основе соответствующих религий. Следует помнить, что курс все же имеет культурологическое направление. Авторы учебников дистанцируются  от народных верований, традиций и обрядов, которые религии перерабатывают и включают в свое культурное пространство в виде  культурно-религиозного компонента. Наоборот, авторы указывают на то, какой должна быть «правильная», каноническая религиозная культура, что по сути является имплицитной (скрытой, не явной) «катехизацией» курса. 

- Учебник «Светская этика» слишком труден для детей 4-5 классов. К тому же он несет в себе ненаучные знания[7].

 

Обобщая полученные данные, следует сказать, что директора школ, ответственные и учителя курса ОРКСЭ не полностью готовы к введению нового учебного курса, но мероприятия Минобра Пермского края направленные на введения в общеобразовательных учреждениях курса ОРКСЭ стараются исправить этот недостаток. Следует так же указать, что лично знакомые с автором  педагоги высказали мнение о том, что пока нет нужных кадров по всем модулям курса, они используют свой педагогический авторитет для влияния на выбор модуля родителями (законными представителями). Сами  родители (законные представители), а так же их дети, которые будут изучать курс ОРКСЭ в 2012/2013 учебном году, мало информированы о том, что же будут преподавать в этом учебном курсе, поэтому опираются на рекомендации педагогов и в своем выборе модуля ориентируются на предложенные школой модули курса ОРКСЭ, как демонстрируют данные первой таблицы в основном это модули «Основы мировых религиозных культур» и «Светская этика». Представители религиозных организаций высказывают обеспокоенность в отношении объективности материала, который будут изучать  школьники в рамках курса ОРКСЭ. Наиболее крупные религиозные организации готовы предоставить тьютеров и методико-учебные пособия в помощь светским педагогам, для наиболее объективного обучения религиозным основам своей конфессии. Учебники по всем модулям следует дорабатывать с привлечением специалистов по всем модулям курса ОРКСЭ.

Проблемы, нарушения и конструктивные наработки в ходе реализации по введению курса ОРКСЭ

I.

Основные проблемы, которые возникли по ходу введения нового курса, представлены в нижеприводимом списке:

1. Многих учителей отправили изучать новую для них область знаний.

2. Обилие нового материала, который следует изучить в ходе подготовки к занятиям, во многом не дает учителям достаточно глубоко изучить новый учебный курс.

3. Средний возраст учителя 50 лет. Не всегда присутствует готовность изменить свое мировоззрение и повернуться лицом к новым требованиям, постараться самому более терпимее  взглянуть на новые знания и другие системы мировоззрений, но и привить терпимость к другим мировоззрениям обучающимся.

4. Не хватает учителей по всем модулям учебного курса ОРКСЭ.

Обозначенные проблемы указывают, что введение нового учебного курса ОРКСЭ было поспешным и не полностью подготовленным. Одна из основных проблем -  подготовка педагогических кадров для этого учебного курса, -  не решена.

II.

Следует так же обозначить основные нарушения прав человека и российского законодательства в ходе начальной реализации проекта по введению курса ОРКСЭ:

1. На начальном этапе выбор модуля по курсу ОРКСЭ проводиться не в виде самостоятельного определения  родителей (законных представителей) и самих обучающихся, а на основе рекомендаций (уговоров) учителей или администрации учебного заведения, либо на основе «политики консенсуса» (мнения большинства на классном или общешкольном родительском собрании), когда личное мнение большинства не учитывается.

2. Администрация и учителя школ, желая обезопасить и оградить школу от влияния радикальных религиозных взглядов в рамках курса ОРКСЭ, иногда переходят на крайние позиции «воинствующего атеизма», тем самым имплицитно (скрытно, неявно) и для себя самих переходят с изучения религии, на пропаганду атеистического мировоззрения.

3. Противоположные позиции администрации и учителей школ, а именно старания оградить школу от пропаганды воинствующего атеизма, приводят к нарушениям, когда учителя на уроках ОРКСЭ начинают использовать методику религиозной педагогики.

4. К нарушениям в ходе реализации по введению курса ОРКСЭ следует также считать некомпетентный материал, который как указывают представители вероучений может оскорблять их религиозные чувства и исказить в восприятии школьника знания о изучаемой религиозной культуре.

Указанные нарушения создают  в учебно-образовательном комплексе возможность «на законных основаниях» нарушать как  международное законодательство по защите прав человека, так и российское законодательство в сфере образовательной политики и конституционного права.

III.

 Кроме проблем и нарушений в ходе реализации образовательного проекта по введению курса ОРКСЭ существуют так же и конструктивные методологические наработки. К ним мы без сомнения можем отнести:

1. Первый, вводный урок, и последний, заключительный урок, который в учебниках по всем модулям курса ОРКСЭ является одинаковым.

2. Стремление большинства учителей и педагогов, преподающих этот курс подходить с точки зрения мировоззренческой нейтральности к изучаемым верованиям.

3. Разрабатываемые и разработанные учебные программы стремиться привить учащимся нравственные установки и любовь к своему Отечеству.

Конструктивные методологические наработки представлены только в общем виде и не раскрывают частную методологию и методические находки учителей в ходе практической реализации курса ОРКСЭ. Это связанно с тем, что курс ОРКСЭ только появился в школах г. Перми и автор не знаком с частной методикой учительского состава. Но на наш взгляд крайне интересными являются методологические рекомендации, предложенные Минобрнаукой России в письме № МД 883/03 от 08.07.2011, где показательно присутствуют ответы на такие вопросы: Как соотносятся знания преподаваемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур, с теми знаниями которые представленные  в рамках предметов естественнонаучного цикла?   Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при различных составляющих данного курса (взгляд на сотворение мира, человека и другие)? Как формировать взаимопонимание и уважение к взглядам другого у учеников, изучающих разные модули? и др.

 

Заключение

 

Новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» только введен в школах страны и города Перми в частности. Еще предстоит преодолеть множество проблем и обнаружить нарушения, которые будут возникать по ходу реализации этого образовательного проекта в нашей стране. Но уже сейчас следует начинать отслеживать нарушения, проблемы и конструктивные решения в практической реализации курса ОРКСЭ.

Методика обучения религиоведческим знаниям – это совокупность приемов и подходов при взаимодействии учителя и учеников в процессе обучения религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирования процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов. Поэтому методика обучения религиоведения должна опираться на совокупность определенных правил, способов, системы принципов и требований которые должны ориентировать ученика на получение и освоения знаний в области религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности.

Результаты обучения религиоведческим знаниям должны быть ориентированы на развитие у обучаемых:

- умений находить и объяснять факты религиозной жизни с позиции светского не ангажированного подхода;

- знания основных религиозных и атеистических мировоззрений, наиболее распространенных в Российской Федерации;

- воспитать толерантное отношение к непохожим взглядам и мнениям.

Именно такой результат можно назвать продуктом светских методик и методологий образования. Педагог, преподающий знания о религии в государственной школе обязан это понимать и знать.



[1] Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С. 336. Автор утверждает, что с 1993 по 1996 годы этот учебный курс был введен в трех тысячах шестистах школах бывшего СССР.

[2]Кураев А. дьякон Школьное богословие. Книга учителей и родителей. М.: Норма, 2005.  С. 55-61

[3] Кирьянова О. VIII Международные Рождественские образовательные чтения (Москва, 23-28.1.2000)// Журнал Московской Патриархии. 2000  №3 [элект. версия]/URL: http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/00/03-00/06.htm (5.11.2012) режим доступа: свободный.

[4] Писманик М.Г. Лекции по религиоведению: учеб. пособие/ М.Г.Писманик; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2006. С. 221

[5] Писманик М.Г. Сложные аспекты преподавания религиоведения//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010 № 3. С. 317

[6] Основы анкет для опроса директоров, ответственных за курс ОРКСЭ и родителей, взяты с сайта «Основы религиозных культур и светской этики» (http://www.orkce.org/), дополнены и переработаны  автором.

[7] Более подробно см. Мораль не выбирают. Директор Института философии об "Основах светской этики", педагогических экспериментах и безрелигиозной нравственности//НГ-Религии. 20.06.2012; Зубец О.П. Заключение по модулю «Основы светской этики»//Институт философии Российской академии наук [элект. ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/page50562154.htm (05.11.2012) Режим доступа: свободный. 

Библиографический список:

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы образовательных учреждений. 4-5 классы: учебное издание/А.Я.Данилюк. М.: Просвещение, 2010.
2. Кулаков А.Е. Религии мира. Пособие для учащихся. М. 1996.
3. Писманик М.Г. Религиоведение. Учебное пособие для вузов. М. 2009.
4. Религия в истории и культуре / Под ред. М.Г. Писманика. М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Религия в истории и культуре. Отв. ред. М.Г. Писманик. Пособие для учителей, студентов и старшеклассников. Пермь. 1995.
6. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2004.




Рецензии:

21.09.2013, 21:10 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Статья очень интересная, современная, содержательная и актуальная. Даже не просто актуальная, а злободневная. Автор на эмпирическом материале показал отношение к проблеме введения нового учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики". Считаю, что статью не только полезно, но и необходимо прочитать родителям, школьным преподавателям и администрации российских школ. По содержанию статьи замечаний нет. Возможная рекомендация это выражение автора собственного мнения по данной проблеме. В заключении своей статьи автор уходит в сторону, стараясь не делать своих личных выводов. Думаю, что читателям было бы интересно узнать мнение автора по этому поводу. К существенным замечаниям по статье можно отнести следующие моменты: начало статьи, с ключевых слов и аннотации. Перевод на английский язык выполнен, как бы выразиться поделикатнее, на очень низком уровне. В ключевых словах на русском языке рекомендую убрать" обучение религии", но оставить изучение религии. В аннотации фразу "личные свидетельства" возможно лучше заменить на " интервью" или другое,так как в тексте статьи не совсем понятно, где эти самые личные свидетельства. Что касается перевода на английский, то переводить придется каждую фразу по новой. В качестве примера, следующая подсказка: методы преподавания-methods of teaching,религиозная педагогика-religious pedagogy,убрать определенный артикль, школьный год( учебные год), оставить in 2012-2013. Надеюсь, что с остальными ошибками в переводе автор справится самостоятельно. Не стоит делать дословного перевода с русского языка на английский. Это портит качество текста. Статью рекомендую к изданию, после исправления вышеназванных замечаний.

20.10.2013, 11:58 Тимофеева Людмила Алексеевна
Рецензия: Статья своевременна. Актуальна в современных условиях национальных противоречий и разногласий. Стиль и уровень изложения материала стоит повысить. Статья может быть рекомендована к публикации с устранением предложенных пожеланий

29.10.2013, 5:39 Егоров Денис Алесандрович
Рецензия: Статья является показательной для многих аспирантов и практиков, но с нацчной стороны я бы добавил больше текста, а не сухих данных, но в целом идея создания статьи актуальна и профессионально выполненна.

12.11.2013, 21:48 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Статья актуальна и своевременна. однако, учитывая осведомлённость данной читающей аудитории, предложил бы убрать табличные данные, заменив их на аналитические выводы, что сократило бы текст статьи и повысило бы научность разработки. Кроме этого, предложил бы изменить название работы: "Реализация (она сама по себе уже практика)курса (название): предварительные итоги" (Или нечто подобное). Думаю, после доработки статья вполне может быть рекомендована к изданию.

12.11.2013, 21:49 Троян Евгений Иванович
Рецензия: Актуальность статьи не вызывает сомнения. Основная идея автора заключается в необходимости разработки методики обучения религиозным знаниям. Идея основывается на результатах анализа исследования нормативно-правовой базы; учебно-методического обеспечения учебного курса ОРКСЭ; практики ведения курса в школах г. Перми. Автор затрагивает проблему обучения религиоведения и предлагает ее решение. Статья безусловно будет интересна широкому кругу научной общественности.Статья рекомендуется к публикации.

26.12.2013, 14:57 Бай Татьяна Владимировна
Рецензия: Следует отметить актуальность проблемы, которую автор рассматривает в своей статье. Автор приводить обширный материал и различные статистические выкладки по исследуемой проблеме. Однако, на наш взгляд в статье приведено слишком много нормативно-правовой документации. Следует отметить комплексность работы, четкость и последовательность изложения материала. Статья может быть рекомендована к изданию

28.12.2013, 11:54 Сыромятникова Юлия Алексеевна
Рецензия: Статья посвящена обсуждению важной современной проблемы, связанной с преподаванием в российских школах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данный материал содержит большое количество эмпирических данных по вопросам реализации этого курса в школах г.Перми с опорой на нормативно-правовую базу как федерального уровня, так и Пермского края. Однако, несмотря на объемность фактического материала, в статье недостаточно четко прослеживается аналитическая исследовательская работа автора, который как бы предлагает читателю сделать выводы самостоятельно, что снижает уровень научной компетентности исследователя. Например, приводится достаточно большое количество цитат из Конституции и федеральных законов, регламентирующих вопросы религиозного обучения и воспитания, но это не приводит к содержательным выводам. Раздел «Сравнительный анализ практики введения в школах г. Перми курса ОРКСЭ» насыщен табличными данными, но основные результаты, полученные в ходе этих опросов, не сформулированы четко. Проблемы, представленные в отдельном разделе, самоочевидны, с одной стороны, и, с другой стороны, логически не следуют из предшествующего материала. Использование точных определение и формулировок в данном материале тоже требует доработки. Например, непонятно почему автор считает, что формирование светской школы в российском обществе начинается после развала СССР. Несколько раз по тексту встречается формулировка «обязательность от религиозного воздействия», которая непонятна по содержанию. Кроме того, содержание аннотации не отражает в полной мере главное содержание материала: и в аннотации, и в ключевых словах используются термины «методика и методология преподавания религиоведческих дисциплин», хотя в материале не указаны ни методологические подходы, ни особенности преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Вызывает сомнение использование аббревиатуры в ключевых словах, особенно на английском языке. В тексте работы встречаются опечатки. Таким образом, материал статьи требует значительной доработки и формулирования исследовательских выводов по большому интересному важному эмпирическому материалу. После доработки данный материал может быть рекомендован к публикации

12.01.2014, 13:24 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

23.01.2014, 14:20 Смелова Марина Валерьевна
Рецензия: Присоединяюсь к мнению коллег, после исправления замечаний статья может быть опубликована.

4.08.2014, 11:33 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Данная статья актуальна, практико-ориентированна, фактологически насыщенна и аргументированна. На настоящий момент статья представлена доработанной и, безусловно, рекомендуется к печати.

20.05.2015, 10:23 Назаров Равшан Ринатович
Рецензия: Статья очень хорошо структурирована, несмотря на обилие табличного, цифрового и вообще фактологического материала достаточно легко читается и вполне внятно понимается читателем. Единственное пожелание - несколько усилить аспект полиэтничности и поликонфессиональности Российского социума, что все таки создает определенный, специфический контекст введения данного курса в практику образования.

6.04.2016, 4:30 Чуднова Ольга Владимировна
Рецензия: Очень интересная, актуальная и информативная статья, чувствуется позиция автора, виден результат его собственного труда по изучению заявленной темы. Читала с удовольствием. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх