Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №2 (октябрь) 2013
Разделы: Правоведение, Юриспруденция
Размещена 21.10.2013. Последняя правка: 21.10.2013.
Просмотров - 2657

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

Ковбан Андрей Владимирович

кандидат юридических наук, доцент

Одесская национальная морская академия

доцент, кафедра административного и уголовного права

Аннотация:
статья раскрывает общие вопросы конституционных основ экологической политики, ее структуру, задачи и цели. Большинство стран мира должны включиться в сеть международного сотрудничества в сфере природопользования, чтобы совместными усилиями замедлить исчерпания жизненно важных природных ресурсов и условий и тем самым создать потенциал для расширенного воспроизводства общественных производительных сил.


Abstract:
The article reveals the general question of the constitutional foundations of environmental policy, its structure, goals and objectives. Most countries of the world should join in a network of international cooperation in the sphere of nature, to work together to slow the depletion of vital natural resources and the environment and thus create the potential for the expanded reproduction of social productive forces.


Ключевые слова:
конституционное право, права человека, экологическая политика, безопасность

Keywords:
constitutional law, human rights, environmental policy, security


УДК 342.7

Целостность и системность законодательства, как известно, рядом с другими факторами, определяется прежде всего юридическими факторами. Априорным есть тот факт, что все законодательные акты должны отвечать Конституции Украины. Поэтому определение основных направлений реформирования законодательства об охране окружающей среды и рациональное природопользование должно базироваться на требованиях соответствующих конституционных норм.
Конституция Украины 1996 г. как Основной Закон Украины и акт наивысшей юридической силы с основой экологическо-правовой системы Украины и определяет ее современную экологическо-правовую политику.
 Кроме того, одним из основных источников экологического законодательства, рядом с Конституцией Украины, есть Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. В ней предусмотрено полновластие народа Украины, который имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством, к которому принадлежат земля, ее недра, водороде и другие естественные ресурсы. В специальном седьмом разделе "Экологическая безопасность" Декларации впервые в украинском законодательстве определено требования относительно экологической безопасности граждан, самостоятельного использования природных ресурсов, создание национальной комиссии радиационной защиты населения Украины, сохранение генофонда народа, его молодого поколения [1, 6].
Однако в наибольшей мерей современные экологические проблемы нашли свое упрочение в Конституции Украины. На конституционному уровне отображенные вопросы экологической безопасности, использование природных ресурсов и охраны окружающей среды. Прежде всего это касается права человека на безопасное для жизнь и здоровье окружающей среды, права собственности украинского народа на естественные объекты и обязанность и полномочие государственных органов обеспечивать экологическую безопасность и охрану окружающей среды и ряд других.
Конституционное упрочение экологических проблем в первую очередь касается экологических прав человека, ее места в государстве и обществе, что и определяет ее современный конституционный экологическо-правовой статус.
Среди прав человека, которые имеют отношение к экологической сфере, можно назвать право на здравоохранение (ст. 49 Конституции Украины), которое обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ, а также право на обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения. Кроме того, каждый человек имеет право на надлежащие, безопасное и здоровое условия работы на производстве (ст. 43 Конституции Украины).
К самым важным правам человека, которые провозглашены Конституцией Украины, принадлежит право собственности на естественные ресурсы. Конституцией Украины предполагается, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водороде и другие естественные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, естественные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа (ст. 13 Конституции Украины). От лица народа права владельца осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Каждый гражданин также имеет право пользоваться естественными объектами права собственности народа [2, 214].
Конституцией Украины также предусмотренное требование относительно учета рядом с экономическими, историческими и другими факторами экологических особенностей регионов при определении территориального устройства Украины (ст. 132).
Указанные положения Конституции Украины представляют конституционные основы экологическо-правовой системы и экологической политики нашего государства, которое определяет самые важные требования и направления для формирования экологического законодательства и осуществления деятельности по использованию природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в нашей стране, которые детальнее регулируются действующим экологическим законодательством Украины.
Согласно экологическим нормам Конституции Украины разработанные и принятые 5 марта 1998 г. Верховной Радой Украины Основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использование природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Они определяют самые важные требования и направления деятельности в экологической сфере.
Провозглашенные Конституцией политические (построение суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства) и экономические (переход к рыночным отношениям) ориентиры предопределяют необходимость коренных изменений как в правовой системе Украины в целом, так и экологического права в частности.
В условиях формирования основ рыночной экономики должен быть измененный не только предмет, а и метод правового регулирования. Основным ориентиром должен стать переход от преимущественно административных к экономическим методам государственного регулирования. Особенно это касается отношений в области природопользования и охраны окружающей среды.
Вместе с тем в сфере обеспечения экологической безопасности государство должно расширить диапазон административно-правовых и организационных мер, особенно относительно ядерной безопасности и других сфер опасного для жизни людей техногенного влияния.
Верховная Рада Украины (ВР) приняла во втором чтении и целом законопроект "Об основных принципах (стратегию) государственной экологической политики до 2020г."[3]
За соответствующее решение проголосовали 249 из 378 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале.
Согласно закону, целью государственной экологической политики является сохранение и восстановление экосистемы на всей территории Украины, которая необходима для гармоничного существования живой и неживой природы, достижение равновесия использования природных ресурсов, их восстановления и развития общества, а также гарантирование безопасного среды для жизни и здоровья населения [2].
Определено, что основными принципами национальной экологической политики являются:
·  обеспечение сбалансированности экологических, экономических и социальных интересов общественного развития государства;
·  интеграция экологических целей в отраслевую политику на том же уровне, что экономические и социальные цели, обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоления последствий Чернобыльской катастрофы;
· содействие осознанию обществом необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений; участие общественности в формировании и реализации экологической политики;
·  неотвратимость ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды;
·  приоритетность требований "загрязнитель окружающей среды и пользователь природных ресурсов платят полную цену ", распределение благ для населения от использования природных ресурсов и обеспечения доступа к ним на справедливой основе;
·  достоверность экологической информации.
Задачами улучшения экологической ситуации и повышения уровня экологической безопасности, в частности, являются:
·  создание систем экологического управления и подготовки государственных целевых программ охраны окружающей среды для отдельных отраслей национальной экономики, предусматривающих техническое переоснащение производственного комплекса в результате реализации инновационных проектов, внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;
·  оптимизация структуры энергетического сектора национальной экономики в результате увеличения объема использования энергетических источников с низким уровнем выбросов двуокиси углерода к 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 20 процентов;
·  увеличение объема использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии к 2015 г. на 5 процентов и к 2020 г. на 10 процентов базового уровня;
·  уменьшение объема выбросов общераспространенных загрязняющих веществ стационарными источниками в 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 25 процентов базового уровня, а также передвижными источниками в результате установления нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах до 2015 г. согласно стандартам Евро-4 , к 2020 г. - Евро-5;
·  приведение к 2015 г. методологии инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и их объемов в соответствии с рекомендациями Европейской совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния;
·  определение основных принципов государственной политики по предотвращению изменения климата, разработка и поэтапное выполнение национального плана мероприятий по смягчению последствий изменения климата на период до 2020 г.;
·  реализация механизма Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в частности проектов совместного осуществления, проектов целевых экологических (зеленых) инвестиций;
·  создание к 2015 г. экологически и экономически обоснованной системы платежей за специальное использование и сбора за загрязнение водных ресурсов с учетом механизма стимулирования субъектов хозяйствования к рациональному водопользованию, установление к 2020 году экологически и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению;
·  снижение к 2020 г. на 15 процентов уровня загрязнения вод загрязняющими веществами (прежде пятидневная биологическая потребность кислорода, химическая потребность кислорода, соединения азота и фосфора) в результате реконструкции существующих и строительства новых городских очистных сооружений;
·  внедрение к 2020 г. управления водными ресурсами по бассейновому принципу;
·  усовершенствование и внедрение к 2015 г. технологических процессов подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, а также обеспечение контроля за состоянием систем централизованного водоснабжения и водоотведения для уменьшения потерь воды и улучшение ее качества и др.
Соответствующий законопроект зарегистрирован под № 7053 [3].
Правовое регулирование взаимоотношений природы и общества состоит в установлении научно обоснованных правил поведения человека по отношению к природе и закрепления их государством в законодательном порядке как общеобязательными нормами права, обеспеченных государственным принуждением на случай их невыполнения.
Большинство международных программ сотрудничества реализуется в рамках международных организаций – или широкого профиля, или специализированных на какой-то узкой и частичной проблеме.
Их основные функции заключаются в разработке международных соглашений и конвенций, подготовке и проведении различных международных конгрессов, съездов и конференций, заседаний рабочих органов, где обсуждаются вопросы, связанные с достижением целей сотрудничества. Одной из важнейших задач большинства международных организаций являются планирование и контроль за выполнением проектов международных научных исследований, создание надлежащей организационной базы таких исследований. В своей деятельности международные организации большое внимание уделяют вопросам информационного обслуживания своих членов. Наконец, важной функцией международных организаций является контроль за выполнением их членами согласованных решений.
Некоторые из разработанных программ международного сотрудничества, в том числе между странами с различными общественными системами, должны как можно скорее войти в оперативную стадию, начать превращаться в конкретные практические дела [4, с. 414–415]. В этих условиях важное значение приобретают мероприятия по реализации основных направлений международного сотрудничества, что еще более выкристаллизовывает модель планетарного регулирования охраны окружающей среды
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды на ближайшую и долгосрочную перспективу должно охватывать все больший и больший спектр рычагов и инструментов, чтобы в прямой или опосредованной форме заставлять отдельные страны и регионы мира рационально использовать и эффективно воссоздавать природные блага. Только при таких условиях возможно приближение к состоянию, когда будет обеспечено переход национальных экономик на ресурсосберегающую модель развития, которая позволит исключить глобальные риски техногенного и антропогенного характера.
Таким образом, глобальные экологические проблемы тесно связаны с другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга, возникновение одних приводит к возникновению или обострению других [5].
Мероприятия по реализации основных направлений международного сотрудничества в области охраны природы:
  • Финансовое содействие и техническая помощь развитых стран развивающимся странам;
  • Структурная перестройка национальных экономик;
  • Экологизация общественных потребностей, технологические разработки по проблемам ресурсосбережения;
  • Создание системы представительств в международных организациях и на форумах экологического направления;
  • Формирование механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды;
  • Экологическое налогообложение (ресурсные платежи, экологические сборы);
  • Разработка совместных стратегий и концепций;
  • Регламентация использования отдельных видов природных ресурсов.
Особенно актуализировалась проблема ослабления процессов глобального потепления, которые начали ярко проявляться в последние периоды. Глобальное потепление может привести к таким последствиям:
  • потепление будет происходить неравномерно – в полярных областях сильнее, чем в экваториальных, поэтому произойдут смена направлений океанических течений, ветров и перераспределение осадков;
  • по некоторым расчетам, Гольфстрим может ослабеть и сместиться от берегов Европы, что приведет к перемене мягкого европейского климата на резко континентальный с очень жарким летом и холодной зимой;
  • ожидаемое таяние большого количества льда приведет к подъему уровня воды в океане и затоплению значительных территорий суши; в тундре растает вечная мерзлота, и она превратится в гигантские участки солоноватых болот;
  • вследствие перераспределения осадков сместятся к полюсам климатические зоны, а наиболее плодородные и важные для сельского хозяйства регионы (степь Украины, Северного Казахстана, Южной Сибири, прерии США, пампасы Южной Америки), вероятно, превратятся в безводные пустыни;
  • значительная часть излишка поглощенной солнечной энергии к переходу в тепло израсходуется на усиление атмосферной циркуляции, что вызовет увеличение количества и рост мощности ураганов, смерчей и других разрушительных природных явлений [6, с. 43].
Большинство стран мира должны включиться в сеть международного сотрудничества в сфере природопользования, чтобы совместными усилиями замедлить исчерпания жизненно важных природных ресурсов и условий и тем самым создать потенциал для расширенного воспроизводства общественных производительных сил. Потуги отдельно взятых стран относительно стабилизации ресурсопотребления вряд ли достигнут успеха, поскольку естественные процессы имеют объективный характер и границ между странами для них не существует.
На конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы.
 
Учитывая высокую энерго- и ресурсоемкость промышленного производства в Украине, низкий уровень культуры производства и пренебрежение экологическим законодательством, необходимо трансформировать всю социальную и политическую организацию управления и разработать новую экологическую доктрину, концепцию, в интересах выживания будущих поколений украинцев.
Необходимость разработки новой экологической концепции Украины – ноосферного пути развития – диктуется следующими причинами. До последнего времени в Украине вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.
Условия выживания человека диктуют переход его на ноосферный путь развития. Впервые термин “ноосфера” ввел в обращение академик В.И.Вернадский, понимая под этим разумно управляемое развитие человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху – ноосферу. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться ее законам. Переход к ноосферному развитию – единственный путь спасения современной цивилизации от гибели.
Существует необходимость приведения норм экологического права Украины в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие украинской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.
 Основные положения новой экологической концепции Украины должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

Библиографический список:

1. Декларація про державний суверенітет України: від 16 липня 1990 року. – К., 1991.
2. Рабинович П., Хавронюк М. Права людини в Україні. – К., 2004.
3. РБК-Украина, 21.12.2010, Киев, 13:41 (http://www.rbc.ua/rus/newsline/show/vr-prinyala-strategiyu-gosudarstvennoy-ekologicheskoy-politiki-21122010134100)
4. Дубас Р. Г. Економіка природокористування : навч. пос. / Р. Г. Дубас. – К. : МП «Леся», 2007. – 448 с.




Рецензии:

26.10.2013, 18:29 Черная Виктория Григорьевна
Рецензия: Уважаемая Редакция, доброе время суток! Прочитала статью, которую Вы мне прислали для рецензирование, замечаний не нашла. В то же время, плюсами статьи является 1) постепенное и полное изложения текста; 2) употребление действующих нормативно-правовых актов; 3) приведение международного опыта. В связи с изложенным рекомендую направленную Вами статью Ковбана А.В. "Правовой анализ конституционных основ экологической политики Украины" к публикации. С ув. Виктория Чёрная.



Комментарии пользователей:

18.04.2023, 19:24 Адерихин Сергей Владимирович
Отзыв: Уважаемый Андрей Владимирович! Прошу Вас дать рецензию на мою статью "ЗАДАЧИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КАЗАХСТАНЕ" размещенную в феврале 2023 г. Буду очень благодарен за рекомендацию статьи к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх