Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Экономика
Размещена 27.12.2013. Последняя правка: 30.12.2013.

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Копыркина Анастасия Витальевна

Полесский Государственный университет

студент

Ахтырченко Екатерина Витальевна, УО


Аннотация:
В данной статье был проведен анализ состояния кадрового обеспечения в АПК Республике Беларусь,также были рассмотрены основные проблемы кадрового обеспечения в АПК Республике Беларусь и пути их решения.


Abstract:
This article analyzed the state of staffing in the AIC Belarus, were also considered major problems staffing APK Belarus and ways to solve them.


Ключевые слова:
национальной экономики, агропромышленный комплекс, кадровое обеспечение, демографической ситуации

Keywords:
national economy, agriculture, human resources, demographic



УДК 338 

Агропромышленный комплекс (АПК) – совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствием и сырья. АПК занимает важное место в экономике Беларуси [1].

Происходящие сегодня процессы характеризуются модернизацией экономики, внедрением принципиально новых технологических способов производства, поиском возможностей для интенсивного использования трудового потенциала общества. В данном контексте одной из ключевых проблем  как отдельной аграрно-промышленной организации, так и целых отраслей АПК, является кадровое обеспечение.

Цель работы-проанализировать кадровое обеспечение в АПК на территории Республики Беларусь. А основными задачами являются: 1)проанализировать состояние кадрового обеспечения на сегодняшний день ;2)выявить проблемы кадрового обеспечения;3) определить значимость кадрового состояния в АПК; 4) рассмотреть способы решения данной проблемы.

Анализ результатов деятельности современных отечественных предприятий показывает, что создание производственных коллективов с высоким уровнем профессионализма и квалификации сотрудников, работающих с высокой производительностью труда, является решающим фактором эффективности агропромышленного производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции [2].

В настоящее время в агропромышленном комплексе Республике Беларусь заняты свыше 62,8 тыс. руководящих работников и специалистов.

Из 1523 руководителей сельскохозяйственных организаций 1394 (или 92%) человек имеют высшее образование и 123 (или 8%) – среднее специальное.

Специалисты сельскохозяйственных организаций с высшим образованием составляют 12456 (или 31 %), со средним специальным - 23386

(или 58%). Более 88% общей численности руководителей – это лица старше 31года и не достигшие пенсионного возраста. За последние пять лет на 6% увеличилось количество руководителей и специалистов в возрасте до 31 года и составило 24%. При этом количество молодых руководителей увеличилось на 2 %, главных специалистов - на 6 %, что составляет соответственно 6% и 22%. Ежегодно в организации агропромышленного комплекса направляется более 2 тыс. выпускников с высшим и более 3,5 тыс. — со средним специальным образованием [3].

Проведенные исследования показали, что ежегодно в организации агропромышленного комплекса направляется на работу около 2 тыс. выпускников с высшим и более 4,5 тыс. – со средним специальным образованием, а также около 19 тыс. человек рабочих профессий, что в целом удовлетворяет количественную потребность аграрных предприятий в кадрах при условии закрепления на местах. Однако в организации прибывает не более 75% выпускников учреждений образования. Четвертая часть не желает трудиться в сельском хозяйстве и ищет работу в других отраслях экономики.

Вместе с тем за последние годы в сфере сельскохозяйственного образования четко обозначилась новая тенденция: резко возрос приток городской молодежи в аграрные вузы. В отдельных учебных заведениях на одного студента из сельской местности приходится три студента – горожанина, что сказывается на закреплении молодых специалистов сельскохозяйственных организациях.

В ходе исследования установлено, что в аграрных предприятиях остается примерно 30% молодых специалистов, отработавших 2 года после государственного распределения выпускников учебных учреждений. ИЗ их числа свыше 90% являются жителями села. Это свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер не только по решению социально-экономических проблем развития села, но и по повышению уровня образования в сельских школах. Выявлена тенденция требует реализации ряда мероприятий организационно-правового характера по увеличению удельного веса сельской молодежи в структуре студентов, обучающихся по сельскохозяйственным специальностям.

По причине неблагоприятной демографической ситуации, неразвитости сельской социальной инфраструктуры, недостаточности высокой заработной платы в общественном сознании сложился стереотип непривлекательности сельского образа жизни. Это удерживает молодые квалифицированные кадры от трудоустройства в сельскохозяйственные организации, не способствует закреплению специалистов на селе. Кроме того, данные процессы негативно отражаются на активности, творческой стороне трудовой деятельности, моральном настрое уже работающих кадров руководителей и специалистов [4].

Для решения данной проблемы была разработана Программа кадрового  обеспечения агропромышленного комплекса Республики Беларусь «Кадры 2011-2015 годы».

Целью программы является обеспечение агропромышленного комплекса компетентными кадрами, способными организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития АПК.

Задачами которой являются:  

 - повысить эффективность работы по закреплению квалифицированных кадров через практическую реализацию законодательства, устанавливающего льготы и гарантии, расширению приема на условиях целевой подготовки специалистов и оптимизации сроков адаптации молодых специалистов на производстве;

 - создать гибкую систему подготовки и переподготовки кадров в

соответствии с потребностью инновационного развития отрасли на основе

перспективной потребности в кадрах, запросов рынка труда; оптимизировать структуру аграрного образования через углубление интеграции в системе ПТУЗ-ССУЗ-ВУЗ и повышение качества подготовки специалистов;

  - развивать материально-техническую базу учреждений образований через совершенствование работы учебно–научно-производственных

региональных центров, внедрение современных информационных, коммуникативных систем и виртуального программного обеспечения профессиональной деятельности будущего специалиста, обеспечение необходимым учебно-лабораторным оборудованием и сельскохозяйственной техникой;

 - повысить эффективность использования резерва руководителей и

совершенствовать систему подготовки перспективного резерва руководящих кадров.

 Основными мероприятия программы:

- развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением;

- повышение качества подготовки специалистов;

- совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров;

- повышение эффективности работы с резервом руководящих кадров и его использования;

- реализация комплекса мер по закреплению квалифицированных специалистов на селе[3].

Кадровое обеспечение в агропромышленном комплексе предусматривает разработанный проект программы экономического и социального развития АПК на 2011 — 2015 годы, который обсуждается в правительстве, республиканских министерствах и ведомствах с участием руководителей и специалистов областного уровня.

В этих целях намечено:

- осуществить подготовку кадров руководителей и специалистов для сельскохозяйственной отрасли, способных управлять организационными и технологическими процессами высокопроизводительного и экономически эффективного аграрного производства, в количестве: с высшим образованием — 2700, со средним специальным — 3500 и профессионально-техническим — 19000 человек;

- усилить работу по комплектованию контингента студентов первых курсов на основе предварительного отбора абитуриентов на этапе завершения общего образования, тестирования знаний и собеседования на предмет профессиональной пригодности, обеспечить приоритет сельской молодежи в учреждениях аграрного образования через расширение довузовской подготовки и целевого приема;

- ввести в условиях инновационного развития АПК новые образовательные стандарты, повысить оснащенность учреждений образования лабораторным и аудиторным оборудованием, новейшими машинами для ведения сельскохозяйственного производства;

- повысить научный потенциал профессорско-преподавательского состава в аграрных вузах через создание перспективного кадрового реестра талантливых молодых ученых и студентов для подготовки преимущественно на соискательской основе кандидатов и докторов наук. Обеспечить им режим наибольшего благоприятствования;

- расширить интеграцию образования, науки и производства для решения задач подготовки профессионально компетентных специалистов через создание филиалов кафедр в НПЦ НАН Беларуси и на предприятиях АПК и учебно-научно-производственных региональных центров практического обучения;

- ввести систему непрерывного последипломного образования, максимально приблизив его содержание к запросам и потребностям сельскохозяйственного производства, широко используя отечественный и зарубежный опыт;

- развивать экономико-правовой механизм снижения текучести кадров на селе, предусматривающий реальную заинтересованность специалистов в результатах своего труда, улучшение жилищно-бытовых и других социальных условий, повышение ответственности учебных заведений, управлений сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов и организаций за карьерный рост кадров;

- осуществить меры по созданию новых рабочих мест, развивая сферу обслуживания, подсобные промыслы и другие направления деятельности как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного профиля в регионах с аграрным перенаселением[4].

Таким образом, государство уделяет большое внимание по обеспечению компетентными кадрами, способными организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития АПК.

Библиографический список:

1. Национальная экономика Беларуси: учебник /В. Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Александрович, А.В. Богданович [и др]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. – 2-е изд.,перераб. И доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751с.
2. Квалифицированные кадры сельскохозяйственных организаций: проблемы обеспеченности и качества/ Мария Уласевич//Аграрная экономика: Ежем. журнал. – 2009. - №4.
3. Программа кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Беларусь «Кадры 2011 – 2015 годы», утверждённая постановлением Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
4. Перспективы развития агропромышленного комплекса республики на 2011—2015 годы. Белорусская нива: газета. – 18 июня 2010. - №112.




Рецензии:

28.12.2013, 7:47 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Статья посвящена актуальной теме - кадровому обеспечению в АПК. В целом статья раскрывает вторую часть темы. Может быть лучше обозначить основные проблемы в АПК, а потом перейти к кадровому обеспечению или сузить название статьи. Кроме того, лучше после обоснования актуальности темы исследования определить цель и задачи исследования. После незначительных доработок статья может быть опубликована.

3.01.2014, 20:47 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати!

12.01.2014, 13:19 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:50 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати

17.01.2014, 13:19 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: В статье недостаточно эмпирического материала, в целом статья интересна, но я бы предложила ее доработать



Комментарии пользователей:

30.12.2013, 1:55 Копыркина Анастасия Витальевна
Отзыв: Уважаемый, Григорий Григорьевич, спасибо Вам за рецензию. Указанные Вами недочеты были учтены и доработаны.


3.01.2014, 20:46 Назарова Ольга Петровна
Отзыв: Статья рекомендуется к печати.


4.01.2014, 14:17 Копыркина Анастасия Витальевна
Отзыв: Ольга Петровна, спасибо!


Оставить комментарий


 
 

Вверх