Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №3 (ноябрь) 2013
Разделы: Информационные технологии
Размещена 16.11.2013. Последняя правка: 11.12.2013.
Просмотров - 6472

Проблемы внедрения медицинских информационных систем

Халиулин Алексей Юрьевич

ЗАО "Энвижн Груп"

Инженер - стажер

Болдоев А.Ю. ЗАО "Энвижн Груп" Инженер - стажер


Аннотация:
В данной статье описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются медицинские учреждения при внедрении медицинских информационных систем.


Abstract:
This article describes the main challenges faced by medical institutions in the implementation of health information systems.


Ключевые слова:
Медицинские информационные системы, реализация медицинских информационных систем.

Keywords:
Medical information systems, realization of medical information systems


УДК 004.75

Покупка или создание информационной системы (ИС) - мероприятие дорогостоящее. В условиях недостатка средств такое решение должно приниматься обоснованно. Большинство сомнений, возникающих у руководителя, выбирающего систему, обусловлено традиционными проблемами создания и использования таких систем в медицине.

Задачи, решаемые ИС

Остановимся подробнее на задачах, решаемых ИС:

-      Медицинская деятельность: управление движением медицинской информации, сбор статистики, электронная история болезни;

-      Финансово-хозяйственная деятельность: бухгалтерия, анализ финансово-хозяйственной деятельности, складской учет, организация лечебного питания;

-      Административная деятельность: учет кадров, обучение сотрудников, документооборот;

-      Научная работа: сбор и систематизация научных данных.

Следует отметить, что между этими блоками задач нет четких границ. Так, задачи научной и аналитической работы тесно связаны с видом медицинской деятельности учреждения, однако всякое учреждение, вне зависимости от направления деятельности, может использовать результаты работы бухгалтерии или администрации.

Очевидно, что в случае выделения значительных средств, система не окупится тотчас в полном объеме. Поэтому в условиях самофинансирования систему целесообразно создавать поэтапно. При этом очередной информационный блок должен приносить конкретную пользу, давать финансовую отдачу, и одновременно быть базой для следующего блока.

Основные составляющие ИС

В рамках этого подхода выделим основные составляющие, влияющие на стоимость каждого этапа внедрения информационной системы:

-      техническое обеспечение

-      телекоммуникационное и сетевое оборудование

-      системное программное обеспечение

-      прикладное программное обеспечение

-      обучение персонала

-      пусконаладочные работы

-      техническое обслуживание

-      программное сопровождение

-      информационная безопасность

Пренебрежение любой из этих составляющих или некачественное решение перечисленных задач может свести к нулю все попытки автоматизировать деятельность медицинского учреждения.

Остановимся подробнее на составляющих проекта:

Техническое обеспечение – совокупность всего комплекса оргтехники, необходимой для функционирования информационной системы (компьютеры, сервера, принтеры, источники бесперебойного питания). Самая очевидная часть ИС. Поэтому наиболее типичная ошибка, совершаемая многими – запастись этим оборудованием еще до разработки программного обеспечения.

Процесс разработки и внедрения программного обеспечения достаточно длительный, поэтому купленная заранее техника будет простаивать. Поскольку эксплуатационный срок оргтехники составляет 3-5 лет, затраты не успевают окупиться. А к моменту полного развертывания всей информационной системы может возникнуть потребность в замене устаревшего оборудования, ведь только после создания программного обеспечения можно сформировать исчерпывающие требования к технике.

Телекоммуникационное и сетевое оборудование - комплекс оборудования, обеспечивающего связь и обмен информацией между рабочими станциями и серверами.

Типичная ошибка при решении этого вопроса - отсутствие оптимизации рабочих мест и их размещения. Прокладка линий связи до каждого рабочего места стоит дорого. Поэтому переезды отделов, перемещение сотрудников на другое рабочее место становится невозможным вследствие дороговизны сетевых переделок.

Требования к оборудованию также формируются на этапе обследования и создания программного обеспечения. Ведь от содержания и объема информации, которая будет использоваться на конкретном рабочем месте, зависит пропускная способность всего сетевого и телекоммуникационного оборудования. Низкая пропускная способность приведет к замедлению обработки информации, что потребует дополнительного расхода времени персонала и отвлечет от обслуживания конкретного пациента.

Системное программное обеспечение - комплекс программ хранения, обработки и обмена данных. В основном, эти программы производят на Западе. Однако в России используется в основном нелицензионное программное обеспечение. На начальном этапе такие решения могут даже показаться экономически выгодными, однако впоследствии возникают сложности при эксплуатации и администрировании программного обеспечения, в таком случае расходы на перестройку системы значительно превышают первичную экономическую выгоду.

Прикладное программное обеспечение – комплекс программ для ввода и обработки данных непосредственно пользователями информационной системы. Это самая серьезная проблема, возникающая перед руководителем при выборе исполнителя и разработчика прикладного программного обеспечения. Ведь от этого зависит успех всего проекта. В данном вопросе важную роль играет уже не дешевизна решения, а профессионализм исполнителя проекта. Общепринятая система тендеров при выборе поставщика оказывается в такой ситуации не только малоэффективной, но даже вредной, поскольку основным преимуществом представляется дешевизна решения, а вовсе не качество.

Обучение персонала - комплекс этих проблем обычно не учитывает руководитель, что приводит к неоправданным временным затратам на этапе внедрения программного обеспечения и подчас вызывает негативную реакцию персонала при внедрении ИС. Повсеместное обучение основам компьютерной грамотности в медицинских учебных заведениях пока не введено, поэтому решение этой проблемы ложится на действующие лечебные учреждения. Это приводит к дополнительным расходам времени и средств.

Пусконаладочные работы - комплекс работ по внедрению программного обеспечения. Успешность реализации этого этапа зависит как от опытности исполнителя, квалификации оргметодотдела, так и от компьютерной грамотности персонала клиники и понимания руководителя значения и возможных сложностей внедрения системы.

Многие информационные системы именно на этом этапе запуска проекта терпели фиаско. В этот период должен быть разработан детальный план и порядок внедрения информационной системы, который необходимо согласовать со всеми службами. В зависимости от конкретных целей и задач, он должен повторять тот или иной технологический процесс. Ведь получить ежедневную сводку по стационару невозможно без автоматизации ввода информации в приемном отделении и у старших сестер отделений. Незнание особенностей технологического (медицинского) процесса как фирмой-разработчиком, так и фирмой, отвечающей за внедрение программного обеспечения, заведомо обрекает проект автоматизации учреждения на неудачу.

Техническое обслуживание. Очевидно, что всякая техника требует обслуживания. Решать этот вопрос можно по-разному: создать собственный отдел технического обслуживания, либо заключить договор с фирмой соответствующего профиля.

Программное сопровождение. Один из самых сложнейших вопросов, ведь кто-то должен администрировать программу, копировать и сохранять данные, вводить новых пользователей, исправлять справочники, получать отчеты и т.п. Услуги квалифицированного программиста стоят дорого, а обслуживание дилетантом может просто загубить весь проект.

Заключение договора с поставщиком решения на сопровождение программного обеспечения решает подобные проблемы. Однако такое обслуживание может оказаться неподъемным для скудного бюджета больницы, поэтому договор следует заключать только тем учреждениям, ИС которых широко используется во всех структурах и подразделениях больницы.

Информационная безопасность. О ней часто забывают. Здесь стоит опираться на знакомый всякому врачу принцип - необходимость сохранить врачебную тайну. Разница только в том, что разглашение врачебной тайны одного больного, информация о котором занесена в картотеку, занимает столько же времени, как и полное раскрытие информации обо всех больных в ИС. Ведь способ хранения информации в электронном виде существенно облегчает возможность копирования и передачи данных. К сожалению, только с помощью ИС решить пробелу защиты столь важной информации не удастся: ведь “слабое звено” здесь не технические характеристики системы, а люди. Можно затратить огромные средства на создание систем защиты, а низкооплачиваемый сотрудник продаст информацию за тысячную долю от этой стоимости! Система защиты затруднит, но не сможет предотвратить этот процесс.

Итак, готовясь к созданию информационной системы, нельзя ограничиваться закупкой компьютеров, ПО и прокладкой компьютерных сетей. Это лишь половина реальных финансовых затрат. Необходим целый ряд организационных мероприятий, которые обеспечат долгую и успешную эксплуатацию информационной системы.

Библиографический список:

1. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Куракова Н.А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи». – //Врач и информационные технологии//. – №2. – 2009.




Рецензии:

17.11.2013, 1:35 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья может и актуальна, только представить наше здравоохранение с "этим" просто невозможно. Особенно по "Научная работа: сбор и систематизация научных данных". Рекомендуется к печати.

18.11.2013, 22:55 Бондаревский Аркадий Самуилович
Рецензия: Статья, как сильно описательная, носит не столько научный, сколько популярный, т.е. научно-популярный, характер. Поскольку совершенно неясно, какие алгоритмы, не говоря о программах, стоят за выделенными автором "деятельностями" (медицинской, хозяйственной,финансовой, административной), то из неё (статьи) не вытекает даже программа (объёмы, сроки, стоимости) работ по созданию заявленной ИС. Имеет место нечто типа протокола о намерениях. Видимо, автора это устраивает. Если это устраивает и SCI-ARTICLE, то материал может быть опубликован. Автору: статья будет иметь смысл, если за ней последует, прежде всего, бы экспликация представленных вербальностей (описание названных алгоритмов в алфавите конкретных технических характеристик операндов и актуаций).

19.11.2013, 10:59 Туманов Владимир Евгеньевич
Рецензия: Научное направление работы. Информационные технологии Класс статьи: наблюдения из практики . Научная новизна: 1) Подтверждение новой оригинальной заимствованной концепции, 2) Констатация известных фактов. Оценка достоверности представленных результатов. Практическая значимость. Предложены: 1) Даны частные или слишком общие, неконкретные рекомендации. Формальная характеристика статьи. Стиль изложения - хороший, но требует правки. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Статья не актуальна, не обладает научной новизной, но имеет практическую ценность, рекомендуется для печати. Насколько известно автору рецензии, по крайней мере одна такая система работает.



Комментарии пользователей:

18.11.2013, 16:33 Лахтин Юрий Владимирович
Отзыв: Статья не только актуальная для учреждений здравоохранения, но и крайне необходима в качестве ликбеза для руководителей. Проведенный автором анализ проблем при внедрении информационных технологий написан просто, ясно, понятно. Я бы настоятельно рекомендовал модераторам опубликовать эту статью в журнале, в рубрике Медицина.


Оставить комментарий


 
 

Вверх