Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №4 (декабрь) 2013
Разделы: Экономика
Размещена 03.12.2013. Последняя правка: 04.12.2013.

Прямые иностранные инвестиции в Республике Беларусь

Керезь Екатерина Игоревна

УО"Полесский государственный университет"

студент

Филитович Анастасия Валерьевна, УО Полесский государственный университет, ассистент кафедры экономической теории


Аннотация:
Статья посвящена исследованию влияния иностранных капиталовложений на экономику Республики Беларусь. Рассмотрены основные инвесторы страны, объемы привлеченных инвестиций, а также актуальные на 2013 г. инвестиционные проекты.


Abstract:
The article investigates the impact of foreign investment on the economy of the Republic of Belarus. The main investors of the country, the volume of attracted investments, as well as important for investment projects in 2013.


Ключевые слова:
прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционные проекты, производственный потенциал

Keywords:
foreign direct investment, investment climate, investment projects, production capacity


УДК 338

 

Привлечение прямых иностранных инвестиций на сегодняшний день является приоритетом инвестиционной политики, проводимой Правительством Республики Беларусь.

Новые цели развития - обеспечение устойчивого экономического роста, радикальная модернизация всех видов экономической деятельности, создание новых наукоемких, высокотехнологичных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств - требуют значительного увеличения иностранного инвестиционного капитала и новых подходов к привлечению и распределению прямых иностранных инвестиций.

В связи с этим особую значимость приобретает поставленная задача по обеспечению притока прямых иностранных инвестиций путем активизации международного инвестиционного сотрудничества и привлечения стратегических инвесторов к участию в приватизации.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь определяет экономические приоритеты, а именно определяет по видам экономической деятельности направления привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики:

инвестиции в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия биотехнологий, нанотехнологий, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);

инвестиции в традиционные виды экономической деятельности: химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, логистика, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, легкая промышленность;

создание и развитие кластеров.[2]

Прямые иностранные инвестиции включают следующие виды:

вклад в уставный фонд (в форме материальных и нематериальных активов, денежных средств);

займы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, полученные от инвестора;

прочие прямые инвестиции (стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации, кроме взносов в уставный фонд, а также суммы задолженности за товары, работы, услуги прямому инвестору, включая задолженность по договорам оперативного лизинга и договорам аренды).

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси выступает создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов категории greenfield, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brownfield – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны [1].

Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.

В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012» по индексу легкости ведения бизнеса Беларусь заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го места в 2010 году (с учетом произошедшей корректировки методологии определения рейтингов). Для сравнения Российская Федерация занимает 120-е место, Украина – 152-е.

По итогам доклада «Ведение бизнеса-2012» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.

За 2012 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 14,3 млрд. долларов США инвестиций, что на 24,1% меньше, чем за 2011 год.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (46,7% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (25,2%), Кипра (6,4%), Австрии (4%).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (39,2% от всех поступивших инвестиций), транспорта (27,8%), промышленности (24,4%).

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 72,3% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2011 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций снизилось на 21,8%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (88,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2012 год составила 8,7 млрд. долларов США, что на 24,9% меньше, чем за 2011 год.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (47,3% от всех прямых инвестиций), транспорта (36,1%), промышленности (9,9%).

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (48,6% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 32% валового объема прямых инвестиций, Кипра – 4,6%, Украины – 3,4%.

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 3,9 млрд. долларов США, или на 29,9% меньше, чем за 2011 год. На их долю приходилось 27,6% от всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2012 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (73,4%). На организации Минской области приходилось 11,6% валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области – 5,5%.[3]

Привлечение и эффективное использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь, которую осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь. Министерство иностранных дел Республики Беларусь совместно с белорусскими загранучреждениями оказывает содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику страны и формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом.

Для работы иностранных инвесторов на территории Беларуси созданы необходимые правовые условия. Всем инвесторам гарантирована равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются также в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Австрией, Великобританией, Германией, Италией, Китаем, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Чехией, Швецией, Швейцарией, Финляндией, Южной Кореей и др.

Актуальными на 2013 год инвестиционными проектами являются:

  • Строительство азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот» с объемом инвестиций 1 012 979 000 USD и сроком окупаемости 8 лет;
  • Строительство транспортно-логистического центра на территории Гродненской области с объемом инвестиций 30 000 000 USD и сроком окупаемости 5 лет;
  • Строительство Оршанской ГЭС с объемом инвестиций 48 100 000 USD и сроком окупаемости 23 года;
  • Строительство цементного завода на базе месторождений мела «Подкаменье», «Широкое» с объемом инвестиций 300 000 000 USD и сроком окупаемости 7 лет;
  • Производство высокоточного, высокопрочного чугунного литья с объемом инвестиций 144 886 000 USD и сроком окупаемости 15 лет;
  • Строительство завода гидромеханических передач с объемом инвестиций 264 182 000 USD и сроком окупаемости 8 лет;
  • Строительство промышленного комплекса по производству мяса индейки с объемом инвестиций 133 700 000 USD и сроком окупаемости 8 лет [4].

Привлекая иностранные инвестиции любое государство должно стараться гармонично включить их в общий инвестиционный процесс так, чтобы они эффективно работали вместе с внутренними инвестициями, внутренним производственным потенциалом страны. Этой цели служит инвестиционная политика государства. Она базируется на оптимизации производства для удовлетворения человеческих потребностей и на минимизации использования природных ресурсов и имеет как внутренние, так и внешние источники.

Библиографический список:

1. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года // Совет Министров Республики Беларусь.URL:http://www.government.by/ru/content/4217.
2. В.В. Бегун Привлечение прямых иностранных инвестиций // Инвестиционная деятельность. – 2012.
3. Об иностранных инвестициях за 2012 год // Инвестиции и строительство. URL: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php.
4. База инвестиционных проектов // Национальное агенство инвестиций и приватизации Республики Беларусь. URL: http://www.investinbelarus.by/invest/base/#form.




Рецензии:

3.12.2013, 13:37 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати. (желательно подкреплять графиками для лучшего просмотра)

6.12.2013, 18:56 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

12.01.2014, 12:51 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:36 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати

14.01.2014, 20:36 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх