Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №9 (май) 2014
Разделы: Экономика, Юриспруденция
Размещена 20.05.2014. Последняя правка: 22.05.2014.

Кредитные механизмы государственного регулирования в сфере образования

Баданова Наталья Александровна

магистрант

КФУ, Институт экономики и финансов

магистрант

Научный руководитель: Булатова Эльвира Ильдаровна, доцент, кандидат экономических наук Казанского (Приволжского) федерального университета (Bulatovaei@yandex.ru)


Аннотация:
В статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение системы образовательного кредитования в России, а также необходимость государственного регулирования образовательной деятельности.


Abstract:
The article is devoted to regulatory support system of educational loans in Russia and the need for state regulation of the educational activity.


Ключевые слова:
образовательное кредитование, нормативно-правовое регулирование системы образовательного кредитования, государственное субсидирование

Keywords:
educational loans, legal regulation of educational loans, government subsidies


УДК 336

В современном обществе государство заинтересовано в получении своими гражданами качественного образования с учетом требований, предъявляемых экономикой, рынком труда, курсом на инновационное развитие и располагаемыми ресурсами. Поэтому ему должна принадлежать ведущая роль в этом процессе.

Первоочередная задача государства - выработка и реализация программы действий, направленной на финансовое обеспечение процесса образования в целом и ВПО в частности, в том числе разработка соответствующих нормативных актов, регулирующих действие механизма кредитования в образовательной сфере. 

Сфера образования как любая другая сфера жизнедеятельности человека, имеет специфические особенности государственно-правового регулирования. Процесс законодательного контроля и регулирования двухсторонний: с одной стороны действуют законодательные акты, обеспечивающие регулирование системы образования в РФ в целом, с другой – нормативно-правые акты, позволяющие обеспечить деятельность финансово-кредитных учреждений по вопросам финансирования образовательной сферы.

В настоящее время основным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В указанном законодательном акте установлены нормы, связанные с реализацией права граждан на образование, включающие в себя основные направления государственной политики Российской Федерации в образовательной сфере. Тем не менее, данный законсодержит лишь общие положения, регламентирующие вопросы финансирования, то есть кредитные отношения, связанные с получением образования, им не регулируются. Отношения в этой сфере регламентируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О Банках и банковской деятельности» и внутренними документами финансово-кредитных организаций.

Если обратиться к истории вопроса, связанной с законодательным регулированием системы образовательного кредитования, следует отметить, что одним из первых, но далеко не последним, нормативных актов в этой сфере стало Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». В дальнейшем его действие было продлено, а некоторые условия видоизменены вступившим в силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». В указанном нормативно-правовом акте определены основные составляющие процесса образовательного кредитования и сформулированы условия предоставления государственной поддержки [1]:

- льготный период пользования образовательным кредитом, должен предоставляться на весь срок обучения в высшем учебном заведении и дополнительно на три месяца. Он включает в себя отсрочку по уплате основной суммы долга, а также части процентов из расчета не менее 60 % в течение первого года пользования кредитом и не менее 40 % в течение второго года;

- основная сумма, взятая на обучение, возвращается после завершения обучения заемщиком в течение 10 лет, при этом за досрочное погашение задолженностиштрафные санкции не взимаются;

- студент-заемщик не обязан предоставлять обеспечение по образовательным кредитам;

- максимальная процентная ставка, для получения государственной поддержки устанавливается в размере не более 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 3 пункта. На договоры образовательного кредитования, процентная ставка по которым  будет превышать максимально установленную, не распространяется государственная поддержка.

При соблюдении поставленных условий банкам - участникам эксперимента - оказывается господдержка в виде субсидии на возмещение части затрат по невозвращенным образовательным кредитам и субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам.

Стоит отметить, что заемщик также должен соответствовать нескольким требованиям. В первую очередь, он должен являться студентом учреждения ВПО, имеющего государственную аккредитацию и прошедшим отбор для участия в эксперименте. Также студенту необходимо соответствовать одному из критериев успеваемости, которые нашли свое отражение в Приложении №2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 № 352 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 699» [2]:

- при поступлении студент должен набрать определенное количество баллов, которое рассчитывается по формуле, нашедшей свое отражение в Приказе. При этом расчет для студентов бюджетной  и коммерческой форм обучения отличается (осуществляется по разным формулам);

- студент по результатам сессии должен получать оценки «отлично» или " или «хорошо».

Правила и критерии отбора высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию для участия в проводимом эксперименте, одним из которых является наличие образовательных программ, имеющих приоритетное развитие для государства, также регламентированы данным Приказом.

Окончательный порядок по оказанию господдержки регламентируется Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования». Важное отличие данного документа от Постановления № 699 - измененный размер максимальной процентной ставки за пользование образовательным кредитом. По новому положению она не должна превышать 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 5 процентных пунктов. Помимо этого студенту-заемщику предоставляется возможность пролонгации договора образовательного кредитования в случае освоения образовательной программы следующего уровня [3].

Попытки создать нормативно-правовой акт более высокого статуса, такой, например, как федеральный закон, который был бы направлен на создание правовых основ системы образовательного кредитования, предпринимались законодательным органом несколько раз. Одной из первых стал внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ в октябре 2005 года проекта № 220221-4 Федерального закона «Об образовательных кредитах». Законопроект Закона "Об образовательных кредитах", по замыслу создателей, призван определить порядок и условия предоставления и возврата образовательного кредита, права и обязанности кредитных организаций, заемщиков, образовательных учреждений и уполномоченного органа государственной власти по финансовому обеспечению образовательного кредитования.

Законопроект не был принят в силу непроработанности и большого количества недостатков, среди которых [4]:

- отсутствие стимулов подготовки кадров для бюджетной сферы, так как предлагаемый  кредитный механизм сможет успешно работать только для студентов, рассчитывающих на будущие заработки выше среднего уровня, что расширяет возможности по подготовке кадров преимущественно для рыночного сектора экономики;

- законопроектом не определяются источники, из которых заемщик сможет осуществить возврат суммы кредита при отсутствии постоянного места работы, либо незначительного заработка после окончания ВУЗа, а также при недостаточности имущества, на которое может быть наложено взыскание;

- исходя из определения договора основного и сопутствующего образовательного кредита (статья 3 законопроекта), он двухсторонний (заключается между банком-агентом и заемщиком). В то время как на высшие учебные заведения законопроектом возлагается ряд обязанностей, предусмотренных ч.4 ст.7, чч.1 и 3 ст.13, ч.ч. 1 и 2 ст.14, хотя ВУЗ не является стороной договора. Поэтому необходимо установить трехсторонний договор. Однако необходимо отметить, что возможность заключения трехстороннего договора с участием образовательного учреждения ограничена ч.10 ст.161 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой бюджетные учреждения не имеют право получать кредиты и займы.

- ч.3 ст.7 законопроекта устанавливает условие перечисления очередного платежа по договору основного образовательного кредита банком заемщику: предоставления студентом справки, подтверждающей успешное прохождение аттестации за соответствующий учебный период. При этом понятие "успешное прохождение аттестации" остается без конкретизации;

- законопроектом (в ч.7 ст.9) предусматривается предоставление возможности органам государственной власти и местного самоуправления принять обязательства заемщика по договору образовательного кредита, при условии, что он отработает установленный период времени в одной из отраслей государственного сектора экономики или сферы управления. При этом не определено каким документом будут регулироваться отношения между государственным органом и  банком-агентом;

- проценты за пользование образовательным кредитом заемщик должен уплачивать с момента перечисления первого платежа без предоставления отсрочки;

- ст.5 законопроекта устанавливает условие, при котором размер основного образовательного кредита на 1 учебный год не может превышать величину, установленную Правительством РФ. При этом разница в стоимости оплаты обучения в различных ВУЗах не учитывается;

- трудности заемщика, связанные с выплатой образовательного кредита на практике могут повлечь значительные затраты федерального бюджета, поскольку ответственность по возврату кредита возложена на государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти. По сути, субсидиарная ответственность, вводимая законопроектом, по обязательствам заемщика - это новый вид расходного обязательства Российской Федерации, который предполагает возмещение из средств федерального бюджета кредитным организациям (осуществляющим предпринимательскую деятельность в своем интересе и на свой риск) их потери в случае невозврата кредитов.

Во внесенном на рассмотрение в Государственную Думу проекте № 225368-5 Федерального закона «Об образовательных кредитах» не предусмотрены принципиально новые положения в сфере образовательного кредитования, и не предпринимаются попытки устранить недостатки своего предшественника. Поэтому Федерального закона о системе образовательного кредитования  пока нет, существуют лишь экспериментальные программы. Вопрос его принятия до сих пор  остается открытым.

Анализ положений Постановления Правительства РФ № 699 и Постановления Правительства РФ № 1026, исследований, проводимых экспертами в данной области, позволяет выявить несколько разновидностей форм государственной поддержки образовательных кредитов в Российской Федерации, которые в контексте особенностей таких программ могут быть в виде [3]:

- финансовых гарантии, представляющие собой субсидии российским кредитным организациям на возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, предоставленным заемщику на оплату образовательных услуг вузов. За счет субсидий банку компенсируется разница между процентами по выданным гражданам Российской Федерации льготным кредитам на оплату обучения в вузах и средней рыночной ставкой процентов по кредитам населению с аналогичными сроками и уровнями риска. Постановление № 1026 определяет сумму компенсации выпадающих доходов в размере 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на срок пользования образовательным кредитом.

Субсидии выделяются по соглашению между кредитной организацией и Министерством образования и науки РФ. В Постановлении № 1026 прописаны обязательные условия такого соглашения, а также закреплен перечень документов, необходимых банку для получения средств. Министерство вправе проводить проверки на соблюдение банком условий в соответствии по соглашению о предоставлении субсидий, получать регулярные отчеты об использовании предоставленных субсидий;

- финансовых гарантии, имеющие форму субсидии российским кредитным организациям на возмещение части затрат по невозвращенным образовательным кредитам, то есть по кредитам, признанным в соответствии с документами уполномоченных государственных органов безнадежными к взысканию. Данное возмещение достигает до 20 % общей суммы выданных банком образовательных кредитов.

Государство, по нашему мнению, должно брать на себя риски, связанные с невозможностью для студента вернуть сумму долга, потому что кредитование обычно осуществляется вситуации неопределенности и информационной асимметрии. Для того чтобы частные банки соглашались выдавать подобные кредиты, государство должно «страховать» финансовые учреждения от риска неплатежа;

-  социальных гарантий в форме бюджетных субсидий на компенсирование некоторой части расходов студентов по уплате процентов за пользование банковским кредитом, полученным на оплату образовательных услуг;

- социальных гарантий в виде субсидий из бюджета особо нуждающимся гражданам на выплату процентов за пользование банковской ссудой, полученной на оплату услуг образования. Данная форма государственной поддержки предполагает полное возмещение расходов заемщика на оплату процентов за пользование образовательным кредитом, полученным в банке;

- социальных гарантий в форме налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, уплаченной налогоплательщиком за свое обучение или направленной на уплату процентов за пользование образовательным кредитом;

- бюджетного финансирования информационного обеспечения в сфере обслуживания процесса образовательного кредитования. Средства бюджета используются в течение финансового года для сбора необходимой информации о существующих программах образовательного кредитования, их основных характеристиках, составления информационныхбюллетеней и размещения полученных данных на своих официальных сайтах, а также для обеспечения денежными средствами деятельностиспециализированных центров.

Список рассмотренных функций государственного вмешательствав контексте образовательных займов далеко не полный. Он может быть существенно ширев зависимости от особенностей конкретных программ. Но поскольку системы образовательного кредита в разных странах достаточно сильно отличаются не только количественными показателями, но и институциональной спецификой, выше быливыделены только наиболее важные функции государственного регулирования соответствующих программ в человеческий капитал.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в большинстве развитых стран программы образовательного кредитования организованы при значительном содействии со стороны государства. При этом государственное присутствие на рынке образовательных кредитов не означает, что кредиты должны предоставляться непосредственно государством. Его участие в сфере кредитования образования, как было рассмотрено выше, может принимать и другие формы. Однако принимая во внимание неустойчивости российской экономики, непроработанность законодательных актов и финансовой системы, программа государственной поддержки образовательного кредитования не сможет быть реализована, а масштабы развития данной системы останутся незначительными.

Библиографический список:

1. О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 534 (ред. от 28.08.2009) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 15.03.2014.
2. Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 699 (ред. от 08.09.2010) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 15.03.2014.
3. Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026 (ред. от 08.09.2010) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 15.03.2014.
4. Об образовательных кредитах [Электронный ресурс]: проект федерального закона № 220221-4 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 15.03.2014.




Рецензии:

20.05.2014, 22:36 Мельниченко Александр Анатольевич
Рецензия: Хорошая статья, но в которой названее не точно отображает ее содержание. Как вариант: "Кредитные механизмы государственного регулирования в сфере образования". С учетом исправлений может быть рекомендована к печати.

21.05.2014, 8:49 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Статья актуальна, рекомендуется к печати.

21.05.2014, 16:43 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Статья интересная, хорошо структурированная. Рекомендуется к публикации. Однако, данная статья больше подходит под направление "Юриспруденция", а не "Экономика", потому что в ней рассматриваются в основном именно правовые стороны данного вопроса.

21.05.2014, 22:34 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Очень актуально, интересно, четко, рекомендуется к печати

26.05.2014, 12:01 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

3.06.2014, 12:07 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх