Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №16 (декабрь) 2014
Разделы: Науки о Земле
Размещена 18.11.2014. Последняя правка: 20.11.2014.
Просмотров - 4588

Сценарий проведения учений по тушению лесных пожаров на базе лесопожарного полигона Чернушкинского участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл

Козырев Алексей Геннадьевич

ПГТУ

магистрант

Конюхова Татьяна Анатольевна, ПГТУ, кафедра Лесоводства и лесоустройства, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент


Аннотация:
В статье рассмотрена проблема организации лесопожарного полигона и сценариев проведения тушения лесных пожаров.


Abstract:
In this article the author considers the problem of forest-fire range organization and scenarios of carrying the quenching of forest fire.


Ключевые слова:
лесопожарный полигон; пожар; тушение

Keywords:
forest-fire range; creeping fire; quenching;


УДК 614.842

Ежегодно по всему миру возникает большое число лесных пожаров. Для борьбы с лесными пожарами требуются не только теоретические знания, но и практические навыки для успешной ликвидации пожаров. Для этого необходимо создавать условия для получения и отработки всех необходимых навыков тушения. Именно поэтому целью работы стало определение оптимальных сценариев тушения лесных пожаров на базе лесопожарного полигона Чернушкинского участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл, находящегося в ведении Поволжского государственного технологического университета.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определение категорий участников учений;
  2. Написание сценариев учений по ликвидации лесных пожаров при различных условиях;
  3. Выбор оптимальных вариантов учений по ликвидации лесных пожаров.

 

 

Рисунок 1. Спутниковый снимок лесопожарного полигона.

 

Лесной пожар представляет собой большую опасность для человека, связавшего свою жизнь с охраной леса от огня, так как он находится в непосредственной близости с природной стихией. Многие лесные пожары возникают в сложных условиях, и проведение учений в данных местах весьма опасно. Новизна учений на специализированном лесопожарном полигоне заключается в  воссоздании пожара, без риска для жизнедеятельности человека, но максимально приближенным к реальным условиям.

Лесопожарный полигон был организован в 2012 году для проведения мониторинга на предмет исследования и восстановления растительного покрова, состояния почв на гарях, проведения мероприятий по противопожарному обустройству территории Чернушкинского участкового лесничества Куярского лесничества Республики Марий Эл, кварталы 14, 15, 26, 27, 39, 40. Общая площадь занимаемой территории – 516,1 га.

В состав учебного лесопожарного полигона входят:

- учебный класс;

- компьютерный класс;

- площадка для сосредоточения оперативного штаба;

- посадочная площадка для вертолета;

- пожарный водоем (искусственный водозабор);

- учебные места установки емкостей для воды и организации развертывания пожарных рукавов и мотопомп;

- площадки для выжигания лесной подстилки;

- площадки для организации тушения низовых пожаров;

Учебный лесопожарный полигон  является учебно-производственной базой по профессиональной подготовке, переподготовке, повышения квалификации и обучению специалистов лесного хозяйства,  работников специализированных предприятий,  добровольных пожарных дружин, студентов высших и профессионально-технических учебных заведений по основам лесной пирологии, возможности управления огнем в лесу, умеющих на практике реализовать полученные знания в деле охраны лесов от пожаров [3].

Исходя из имеющегося опыта участников учений, сценарий тушения будет включать разные задачи с различными условиями и степенью сложности.

В каждой пожарной команде необходимо разграничение обязанностей каждого участника. Необходим обязательный выбор руководителя, который будет осуществлять руководство и контроль по управлению имеющимися силами и средствами.

Для работы с некоторыми противопожарными средствами необходимо наличие у участников определенных документов, разрешающих пользование данными инструментами. Таковыми являются документы удостоверяющие личность участника, удостоверение «Вальщика леса», водительские права категории «B и C» для работы на лесопожарной технике.

Также, согласно правилам пожарной безопасности в лесу, для защиты от вредного воздействия высоких температур и других неблагоприятных факторов во время прохождения учений форма одежды участников должна быть обеспечена личными защитными средствами.

Учебный полигон, может использоваться для проведения совместных учений по отработке взаимодействия при тушении лесных пожаров с привлечением работников Министерства лесного хозяйства РМЭ, «Авиалесоохраны», МЧС.

Сценарий учения предполагает проведение учений по ликвидации низовых пожаров, а также подземных (торфяных) пожаров. Исходя из этого, существует необходимость в создании различных сценариев с разными условиями и техническими средствами, применяемыми при ликвидации лесных пожаров.

Сценарий тушения лесного пожара осуществляется в несколько этапов:

1. Подготовительная часть включает в себя: подбор участка или создание подходящей площадки для организации тушения низовых пожаров. Площадки предназначены для обучения организации и проведения работ по тушению низовых пожаров на различных территориях по рельефу и типу лесорастительных условий.

Площадки для организации тушения низовых пожаров представляют собой сеть квадратов, разделенных между собой противопожарными разрывами.  Противопожарные разрывы могут быть как естественными, так и искусственными. Для предотвращения возникновения верхового пожара на площадках проводится уборка сухостойных деревьев, валежника и прочих горючих материалов.

До начала проведения учений необходимо оповестить лесопожарные службы Республики Марий Эл и Министерства лесного хозяйства Республики.

2. Основной этап: включает в себя непосредственно тушение лесных пожаров, специально организованных для учений.

Так как многие участники ранее не сталкивались с тушением лесных пожаров, сценарий для начинающих и малоопытных участников будет существенно отличаться от сценариев для опытных огнеборцев.

Низовой пожар – лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности, лесной подстилке, опаду. Спектр методов применяемых при тушении низовых лесных пожаров обширный [1].

Работы по тушению крупного низового пожара можно разделить на следующие этапы:

  • разведка пожара; локализация пожара (устранение возможностей нового распространения пожара);
  • ликвидация пожара (дотушивание очагов горения; окарауливание пожарищ).

При тушении низового пожара производится локализация пожара с целью прекращения распространения огня. Создание заградительных полос проводится:

 * вручную (с помощью лопаты, топора);

 * с помощью почвообрабатывающих механизмов (плуг, культиватор, канавокопатель, бульдозер);

 * растворов химических огнезадерживающих веществ.

Весь спектр средств будет применяться на учениях.

Основными способами тушения лесных пожаров, применяемыми в настоящее время, являются:

  • захлестывание и забрасывание грунтом кромки низового пожара;
  • тушение водой или растворами огнетушащих химикатов
  • отжиг (уничтожение) горючих материалов перед фронтом пожара;

Указанные способы тушения в зависимости от условий развития пожара могут применяться отдельно или в комплексе [2].

Для примера были разработаны несколько вариантов, проведения учений:

  1. Захлестывание и забрасывание грунтом кромки низового пожара. Ликвидация проводится с помощью ручного инвентаря и веток лиственных пород;
  2. Проводится локализация пожара путём опашки или создания опорной полосы. Тушение водой или растворами огнетушащих химикатов. Для борьбы с огнем используются ранцевые лесные огнетушители, воздуходувки и подручный противопожарный инвентарь;
  3. Проводится локализация или создание опорной полосы. С целью выжигания горючего материала на встречу фронта пожара пускается отжиг.

Вторыми по количеству пожаров в Республике Марий Эл являются торфяные пожары.

Торфяной пожар – лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных  и болотных почв [1].

Существуют различные способы тушения торфяного пожара, зависящие от площади и глубины горения.

Основным способом тушения такого пожара является перемешивание почвы лопатой или размывание и перемешивание компактной струей воды, при этом большие комки торфа разламываются, давая возможность добраться до дна очага. В некоторых случаях стоит применять торфяные стволы (ТС). Стволы заглубляются внутрь и наполняются водой с последующей перестановкой их на некотором расстоянии при полном насыщении [4].

3. Заключительный этап – закрытие и подведение итогов: участники совместно с организаторами подводят итоги учения, высказывают свои мысли, впечатления и пожелания. Участникам выдаются дипломы, подтверждающие их участие и прохождение практического курса.

На основании полученных знаний участники должны уметь:

- оценивать пожарную опасность в лесу по условиям погоды;

- эффективно проводить работу по своевременному обнаружению лесных пожаров и тушению на ранних стадия развития пожара;

- на основе анализа сложившейся ситуации, организовывать пожаротушение с соблюдением всех требований, правил безопасности, инструкций и т.д.;

- оформлять необходимые документы связанные с пожаротушением.

Для проведения учений совместно с Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл, МЧС и Поволжским государственным технологическим университетом, необходимо ознакомиться с нормативными документами и требованиями.

В настоящее время ведутся переговоры Поволжского государственного технологического университета с Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл, МЧС и специализированными предприятиями о разработке данного проекта. 

Библиографический список:

1. ГОСТ 17.6.1.01-83. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения. – Москва: Изд-во стандартов, 1983. – 6 с.
2. Иванов В.А., Иванова Г.А., Москальченко С.А. Справочник по тушению природных пожаров; Проект ПРООН/МКИ «Расширение сети ООПТ для сохранения Алтае-Саянского экорегиона» - 2-е изд., перераб.и доп. – Красноярск, 2011. – 130 с.
3. Положение о структурном подразделении ФГБОУ ВПО ПГТУ «Учебный лесопожарный полигон»
4. Способы и средства тушения лесных пожаров водой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aviales.ru/default.aspx?textpage=120




Комментарии пользователей:

27.11.2014, 21:37 Красовская Ксения Викторовна
Отзыв: Статья интересна и актуальна в наше время. Действительно существует необходимость проведения таких учений. В статье есть и цель и задачи. Последовательно описан сценарий тушения. Автор полностью описал учебный полигон и варианты его использования, что, несомненно, является необходимым. Считаю, что наличие таких полигонов может решить многие вопросы, касающиеся лесного хозяйства в целом. К недостаткам статьи можно отнести то, что нет наглядного представления самого сценария тушения лесного пожара. Было бы неплохо представить несколько вариантов (способов) тушения пожаров и сравнить их между собой.


22.01.2015, 16:01 Козырев Алексей Геннадьевич
Отзыв: Ксения Викторовна, благодарю за интерес к моей статье. Различные способы тушения лесных пожаров будут отрабатываться на полигоне, при одинаковых лесорастительных условиях , что позволит определить наиболее эффективный и менее затратный способ. Различия в основном в применяемом оборудовании, техники и т.д.


Оставить комментарий


 
 

Вверх