Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Психология
Размещена 30.03.2015. Последняя правка: 29.03.2015.
Просмотров - 6413

Рефлексивные качества руководителя

Абрамова Светлана Сергеевна

г.Самара,Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Факультет психологии

магистрант

Шарапов В.В., доцент кафедры общей и социальной психологии, факультет психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии


Аннотация:
В данной статье описываются особенности влияния рефлексии на управленческую деятельность. Особое внимание уделено рефлексивным качествам руководителя и процессу их формирования. Выделены основные этапы формирования рефлексивных качеств и их составляющие в контексте руководящей деятельности.


Abstract:
This article describes the features of the effect of reflection on management activities. Particular attention is paid to the reflective quality of the manager and the process of their formation. The basic stages of formation of reflective qualities and their components in the context of leadership activities.


Ключевые слова:
рефлексия; рефлексивные качества; рефлексивное управление

Keywords:
reflection; reflective qualities; reflexive control


УДК 159.944.3

В структуре личности рефлексия занимает очень важное место, о чем свидетельствует многофункциональность и широкий спектр ее признаков. Практически в каждой сфере социально-психологической деятельности протекают подобные процессы.

В контексте социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. То есть человек не просто понимает своего собеседника,  но и знает, как другой понимает его. В этом случае рефлексия является одним из основных механизмов социальной перцепции.

В качестве основополагающего для нашей статьи можно считать определение рефлексии, данное М.К. Тутушкиной: «Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь «над ситуацией» [4, С. 18]. Т.е. в данном случае рефлексия выступает как механизм саморегуляции.

Для человека рефлексия имеет большое значение в любом виде  деятельности. Однако, особую роль она приобретает в управленческой работе. Сегодня к управленцу предъявляются требования по обладанию способностями высокого уровня интеллектуальной  и социальной рефлексии.

Основная позиция рефлексии определяется занимаемой должностью, выполняемыми обязанностями, опытом работы, отношениями в коллективе, и другими факторами, среди которых, по мнению А.П. Исаева, так же можно выделить:

- оценки (самооценки) результатов выполненной деятельности; ее возможности определяются полнотой знаний о результатах своей работы;

- наблюдения за собой как действующим управленцем; 

- критические оценки процесса деятельности после ее выполнения;

- предвосхищение возможного результата и его последствий [2].

Рефлексивные качества руководителя, как и все профессиональные качества, формируются с течением времени при воздействии определенных факторов. Объединив особенности процесса становления личности в профессиональной деятельности и факторное влияние на этот процесс внешней среды, можно выделить основные этапы формирования рефлексивных качеств руководителя:

1. Профессиональное обучение (или дорабочий этап). Данный этап характеризуется обучением в ВУЗе и приобретением профессиональных знаний и навыков (в ходе учебных практик).

2. Первоначальный этап рабочей деятельности. На данном этапе происходит узнавание особенностей работы системы изнутри – с самых низов. Данный этап является наиболее важным, т.к. чтобы развить у себя рефлексивные качества руководителя на должном уровне, пока еще работнику нужно пройти организационную иерархию полностью – с низших должностей до руководящей точки. Только при таком раскладе рефлексия будет наиболее адекватной и результативной. 

3. Должностной этап. На данном этапе человек уже пребывает в должности руководителя, примеряет на себя новый статус и учится оценивать свои действия и решения именно в этом контексте.

По нашему убеждению, лишь пройдя через все эти этапы, руководитель сможет обладать достаточным для продуктивной деятельности уровнем рефлексии. Ведь в современной практике много примеров, когда руководящую должность занимает сторонний человек, слабо знакомый с тонкостями структуры организации, устроенный, как принято выражаться «по знакомству»; или же пришедший руководитель имеет другую специализацию и ему приходится заново переучиваться и приобретать профессиональные знания в новой сфере. Все это в итоге наносит ущерб производственной деятельности организации. 

Таким образом, рефлексивные качества руководителя неотделимы не только от качеств личности, но и от профессиональных навыков и знания специфики работы конкретного предприятия.

Рефлексивные качества руководителя включают в себя следующие составляющие:

1. Черты характера (интроверсия-экстраверсия).

2. Темперамент (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик).

3. Интеллектуальные способности.

4. Ряд личностных и профессиональных умений:

- умение моделировать различные варианты результатов решения стоящей проблемы;

- умения анализировать свои действия;

- умение выбирать оптимальные способы и методы решения проблемы;

- умение интуитивно чувствовать проблемную ситуацию и возникшие противоречия.

Совокупность данных черт и умений определяют уровень развитости рефлексивных качеств у руководителя. Разумеется, большее внимание следует уделить перечисленным умениям и вопросу их развития, так как это именно та детерминанта, которая поддается более быстрому и легкому изменению, чем, к примеру, качества характера личности, которые в абсолютном измерении характеризуются более продолжительным временным периодом формирования. 

В данной статье стоит так же сказать о взаимосвязи рефлексивных качеств и стиля управления менеджера. Как мы знаем, в теории и практике менеджмента различают в основном три стиля управления: авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют); сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений); и автономный (управленец играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами) [1].

Наиболее оптимальным, как правило, считается сопричастный (или демократический) стиль управления. Между тем, каждая организация, как и личность – индивидуальна и неповторима, и к каждой требуется свой подход в управлении. И, в определении этого подхода не последнюю роль играют рефлексивные качества руководителя. Способность увидеть ситуацию со стороны, оценить свои действия и действия коллег в первую очередь помогают определиться в данном вопросе.

Ориентируясь на все вышесказанное можно отметить, что формирование и развитие рефлексивных качеств является очень важной задачей при подготовке руководителя. Наиболее эффективное развитие управленческой рефлексии происходит в референтных ситуациях и в условиях инновационной деятельности предприятия. Этому вполне способствует игровое моделирование, особенно в организационно-деятельностных видах игр. 

Таким образом, система рефлексивных действия является своего рода «…основой для механизмов рефлексивного управления» [3, С. 89], а рефлексивное управление представляет собой грамотное, гуманистически ориентированное, психологически обоснованное управление, в основу которого входит психологические закономерностей рефлексии. В более узком смысле можно сказать, что рефлексивное управление - это определенная стратегия воздействия на подчиненных, реализующаяся с помощью собственных способов поведения в каких-либо ситуациях на прогнозируемое поведение рабочего персонала.

Библиографический список:

1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – 230 с.
2. Исаев А.П. Развитие способностей к управленческой рефлексии [Электронный ресурс]: http://www.elitarium.ru/2008/06/25/uchimsja_refleksii. html
3. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. - М.: ИП РАН, 2004. – 247 с.
4. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К. Тутушкиной 4-е изд., перераб., доп. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.




Рецензии:

31.03.2015, 7:33 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья соответствует основным требованиям.Возможно есть смысл расширить библ.список.Рекомендуется к печати.

5.04.2015, 18:23 Кучер Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью «Рефлексивные качества руководителя» магистранта Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Абрамовой Светланы Сергеевны Тема исследования носит научный характер и является актуальной. Актуальность темы исследования продиктована возросшим в настоящее время интересом к изучению психологических аспектов управленческой деятельности. Неслучайно, организационная психология и социальная психология управления - это наиболее динамично развивающиеся области психологического знания Кроме этого, коренные изменения в культурной, политической и экономической жизни российского общества требуют научного осмысления тех процессов, которые связаны с реформированием устоявшихся форм социальных взаимодействий За изменением политических и экономических отношений, прежде всего, стоит качественное преобразование отношений социально-психологического характера В этой связи, успех осуществляемых в последние годы реформ непосредственным образом зависит от того, насколько складывающиеся формы социальных отношений будут отвечать актуальным тенденциям развития российского общества. Рефлексивное управление - это определенная стратегия воздействия на подчиненных, реализующаяся с помощью собственных способов поведения в каких-либо ситуациях на прогнозируемое поведение рабочего персонала. В последние годы интерес к проблеме рефлексии заметно возрос в прикладных областях, в частности в психологии управления. Возник даже термин «рефлексивное управление», получивший в существующем в психологии понятийном аппарате свою отличительную терминологическую нагрузку. Поэтому можно уверенно утверждать, что изучение социальной рефлексии руководителей и влияние этой способности на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе лежит в русле современных тенденций развития научно-психологической мысли и представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом планах. Результаты исследования носят прикладной характер, т.к. благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе обусловлен развитой рефлексивной способностью руководителя. Статья соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к публикации. кандидат психологических наук, И.В. Кучер старший преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ

28.04.2015, 23:23 Баркунова Оксана Витальевна
Рецензия: Тема, рассматриваемая автором является актуальной. Проблемы формирования и развития рефлексивных качества руководителя недостаточно изучены в научной литературе. Хотелось бы уточнить что автор понимает под процессами формирования и развития рефлексивных качеств? Как эти процессы осуществляются? Статья может быть рекомендована к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх