кандидат исторических наук, доцент
Самарский государственный институт культуры
доцент
УДК 316.6
Разговор об интеллигенции в наше время – это разговор об утраченном идеале, порожденном XIX веком, временем бурного развития промышленности, веком вдохновения и надежд на будущее с его прогрессом и совершенствованием условий жизни. Тогда наука заявила о себе как о базисе этого прогресса. Либерализм XIX века позволил сформироваться в качестве элиты общества также и гуманитарной интеллигенции.
В современных условиях интеллигенция – это скорее тенденция поведения, мышления, чувствования, нежели прослойка общества. «Специализация», употребляя терминологию Хосе Ортега-и-Гассета [3], ставшая причиной утраты научности в системе знаний современного специалиста, утраты самой системности знания, подготовила почву для развития скорее предприимчивости, чем восприимчивости, основополагающего свойства интеллигентной личности.
Говоря о психологических характеристиках интеллигенции, в качестве базовых и неотъемлемых следует, на наш взгляд, назвать стремление к целостному, системному восприятию действительности, постижению ее смыслов и образов, к бесконечному саморазвитию и самовыражению, а также субъект-субъектную жизненную позицию (или тип социального мышления) [1]. Способность активно творчески взаимодействовать с окружающей средой в ней дополняется таким обстоятельством, как открытость восприятия, восприимчивость в отношении Текста, - источника информации, который играет роль субъекта. Подобная восприимчивость понимается нами как способность усматривать в тексте не только пользу социальную, измеримую связанными с ней социальными и материальными благами (от высоких оценок по предмету в образовательном учреждении до карьерного роста и т. д.). Она представляет собой предпочтение личностной, уникальной ценности данного культурного объекта, потому и играющего роль субъекта, что способен изменять, выводить на новые уровни развития.
Восприимчивость к Тексту в более частном смысле может пониматься как системное знание в общенаучной сфере и сфере культуры и искусства. Эта позиция формируется в образовательном учреждении, где воспитывается отношение к знаниям: ее основы закладываются в школе, во всей полноте и глубине она совершенствуется в вузе. Студенты представляют собой формирующуюся интеллигенцию, и, возможно, именно на ранних этапах своей профессиональной социализации они мотивационно близки к интеллигенции: они замотивированы быть представителями этих специальностей, а значит, открыты к познанию, восприимчивы к Тексту (по Бахтину, «человеческий поступок есть потенциальный текст»). Наиболее часто такая позиция встречается у студентов гуманитарных специальностей.
Зачастую студентами отвергается ценность общенаучных дисциплин. А способ приобретения знаний носит поверхностный характер и отличается высоким прагматизмом. Принятие ценности системного знания, формирующего целостную, объективную научную картину мира, в современной ситуации не является актуальным для студента, который стремится к высокооплачиваемой профессии. И чем более оправдана в отношении его профессии эта позиция, прежде всего у студентов технических и «престижных» социальных специальностей, тем ниже значимость общенаучного знания. Тем менее системным оно является у этих специалистов.
С социально-психологической точки зрения, социальная группа воспроизводится посредством приобщения к языку группы и усвоения ценностных ориентаций, социально-психологических установок ее представителей. Это осуществляется на основе признания авторитета источников языковой и ценностно-смысловой информации, и выступает как одновременно процесс суггестии и контрсуггестии [4]. Утрата значения общенаучной образовательной информации указывает на неприятие в качестве авторитета не только, условно говоря, «вторичных» источников информации, через которых транслируется референтная информация – современной интеллигенции, профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения. Это также отражает отношение к «первоисточникам», теряющим свою безусловную ценность для реципиента – будущего специалиста. Он получается невключенным в эту группу в социально-психологическом смысле, поскольку не желает глубоко и системно усваивать научного языка, понимать его и использовать, и не испытывает потребности в информации, оставшейся от представителей интеллигенции прошлых лет, как в «отправной точке» своих исследований, поступков, мыслей и чувств.
Студенческая молодежь, главным образом, на самых ранних этапах социализации в вузе в мотивационном смысле близка к психологическим характеристикам интеллигенции, хотя ее функций не выполняет в силу несформированности целостной системы знаний, умений, как профессиональных, так и общенаучных. Этот факт, выступает, на наш взгляд, свидетельством того, что потенциал российской молодёжи как социальной базы для оформления интеллигенции в целостную и самостоятельную социальную прослойку является достаточным. Однако это мотивационное соответствие не дополняется на когнитивном уровне позитивными представлениями о статусе интеллигенции в современном российском обществе. Социальный миф играет свою адаптационную роль в процессе самоидентификации молодежи, которая и не ведает о той роли, которую призвана играть, становясь в социально-профессиональном смысле интеллигенцией. Социальная мифология в России создает негативный образ интеллигенции, прежде всего апеллируя к таким параметрам как «малообеспеченность», «неспособность отстоять свои интересы», «идеалистичность», и не позволяет во всей созидательной полноте раскрыть перед студентами неисчерпаемые возможности интеллигенции как фактора социально-культурного развития открытого и саморазвивающегося общества.
Нами было проведено исследование основных социально-психологических показателей мотивационной сферы студентов гуманитарных и технических специальностей с целью выявить особенности структуры ценностных ориентаций и базовых потребностей современной учащейся в вузах молодёжи и, возможно, какие-либо различия в этой структуре у студентов-гуманитариев и студентов технических специальностей. В качестве диагностических методик использовались опросник «Ценности» (Ш. Шварц, в адаптированном варианте Н.М. Лебедевой) и тест «Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей» (Метод парных сравнений В.В. Скворцова). В опросе участвовали студенты первых курсов Самарской государственной академии культуры и искусств и Самарского государственного архитектурно-строительного университета, общее число опрошенных – 80, время проведения опроса – 2013 год.
Согласно полученным данным, в потребностно-мотивационной сфере современной молодежи доминирует тенденция, связанная с личностным ростом, а именно с потребностью в самовыражении (см. Табл. 1), причём существенных различий по данным показателям у студентов технических и гуманитарных специальностей не обнаружено. В таблице 1 отражены средние статистические значения по двум группам респондентов – «гуманитарные специальности», в которую вошли студенты различных специальностей Самарской государственной академии культуры и искусств и «технические специальности» - студенты различных специальностей Самарского архитектурно-строительного университета. Показатели интерпретируются следующим образом: значения от 0 до 14 означают, что потребность полностью удовлетворена, от 15 до 28 – удовлетворена частично, от 29 – не удовлетворена.
Таблица 1.
Степень удовлетворённости основных видов базовых человеческих потребностей
|
Виды потребностей |
||||
в самовыражении |
в признании |
в общении |
в безопасности |
материальные |
|
гуманитарные специальности |
27,3 |
21,6 |
18 |
17 |
16 |
технические специальности |
24 |
22,5 |
19 |
18,2 |
14,6 |
всего |
27 |
21,8 |
18 |
17,3 |
15,8 |
Доминирующими типами культурных ценностей (по Ш. Шварцу) в структуре ценностных ориентаций современного студента, согласно данным проведенного нами исследования, являются типы Интеллектуальная Автономия (средний балл 5.00 по шкале от -1 до 7), включающий ценности «Творчество», «Свобода», «Широта взглядов» и др. и Аффективная Автономия (средний балл 5.00), состоящий из таких ценностей, как «Удовольствие», «Потакание себе», «Разнообразие жизни» и т. п. Существенных различий между данными двух групп опрошенных (гуманитарной и технической) не обнаружено (см. Табл. 2). С этими данными интересно сопоставить данные исследования, проведенного нами в 1998-2000 гг., где Аффективная Автономия была наименее значимым типом ценностных ориентаций [2]. Но, как известно, свобода познания и «свобода ощущений» - довольно разные вещи, ставшие для современной молодёжи равнозначными ориентирами. И на смену эталонному образу интеллигента-созидателя может постепенно прийти предпочтительный образ успешного отдыхающего-потребителя в российском и любом другом обществе, где урбанистическая среда требует создания соответствующей модели мира, а следовательно – и личности.
Таблица 2.
Типы культурных ценностей (средние значения по шкале от «-1» до «7»)
|
Иерархия |
Мастерство |
Аффективная Автономия |
Интеллектуальная Автономия |
Равноправие |
Гармония |
Консерватизм |
гуманитарные специальности |
3,7 |
4,7 |
5 |
5 |
4,8 |
4,4 |
4,2 |
технические специальности |
4,2 |
5 |
4,7 |
5 |
4,8 |
4,5 |
5 |
всего |
3,7 |
4,8 |
4,9 |
5 |
4,8 |
4,4 |
4,3 |
Отметим несколько важных, с нашей точки зрения, моментов, в связи с полученными данными. Во-первых, опрос проводился среди студентов-первокурсников – того наиважнейшего социального и духовного потенциала общества, который ещё находится в поиске себя и не приобрёл некоей завершённости, о-граниченности рамками профессий, социальных ролей, и нуждается в сильном внешнем влиянии для достижения завершённости главной для интеллигента ориентации – стремления к личностному росту. Во-вторых, важно отметить, что разница между уровнями удовольствия (материальным и духовным) у современной студенческой молодёжи, в большей мере, отсутствует. И всё же, анализ корреляций показывает, что существует взаимосвязь между параметрами потребность в самовыражении и (именно!) тип культурных ценностей Интеллектуальная Автономия, потребность в общении и тип культурных ценностей Интеллектуальная Автономия, а также обратных корреляционных зависимостей между переменными потребность в самовыражении и тип культурных ценностей Иерархия, материальные потребности и тип культурных ценностей Гармония и др. (см. Табл. 3).
Таблица 3.
Корреляция между показателями видов потребностей и типов культурных ценностей (по Ш. Шварцу) студентов-первокурсников гуманитарных и технических специальностей
показатели видов потребностей |
показатели типов культурных ценностей (по Ш. Шварцу) |
коэффициент корреляции* |
потребность в самовыражении |
Иерархия |
-0.34 |
Интеллектуальная Автономия |
0.32 |
|
Гармония |
0.24 |
|
потребность в общении |
Интеллектуальная Автономия |
0.31 |
Гармония |
0.26 |
|
материальные потребности |
Гармония |
-0.33 |
* - достоверность коэффициента корреляции p < 0,05
Согласно полученным данным, показатель потребности в самовыражении в данной выборке одновременно высок с показателями таких типов культурных ценностей, как «Интеллектуальная Автономия» (включающая ценности «Свобода», «Творчество», «Широта взглядов» и «Любознательность») (0.32) и Гармония (ценности духовно-эстетического характера, например, «Мир прекрасного», «Единство с природой» и др.) (0.24), но находится в обратной взаимосвязи с типом «Иерархия» («Власть», «Благосостояние» и др.) (-0.34). Ещё раз подобную тенденцию полярности позиций «материализм» (по Э. Фромму, «иметь») и «духовность» (или «быть») в данной выборке можно увидеть и на примере обратной корреляции показателей «Материальные потребности» и тип «Гармония» (-0.33).
В такой ценностно-мотивационной парадигме, предполагающей ориентацию личности на саморазвитие и самовыражение в контексте интеллектуальной свободы, нравственно-эстетического самосовершенствования, когда на первый план выходит общение, поиск Другого и обретение себя посредством самого этого поиска, а на второй план отступают идеи материальной, социальной или психологической зависимости, и состоит, на наш взгляд, образ интеллигента будущего, каким, впрочем он и был всегда.
Рецензии:
5.06.2015, 7:35 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Качественный материал.Статья соответствует требованиям.Представленные материалы достоверны.Рекомендуется к печати.
5.06.2015, 5:49 Попова Галина Валентиновна Отзыв: Хотелось бы заметить автору, что таблица (№?) явно требует корректировки в стандартный формат (включая ед.изм. и использование русского языка) и пояснений (объем выборки, ПСГ), иначе она просто "нечитаемая". При возможности автора, имеет смысл представить ее в графическом виде, для большей наглядности. |
6.06.2015, 14:07 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. В качестве замечания к данной интересной статье стоит отметить, что термин "интеллигенция" был в ходу в советские годы, он подчеркивал наличие "рабочего класса" и "крестьянства". Ныне этих классов вроде нет. Есть олигархи, предприниматели-богачи, предприниматели со скромным достатком, наемные работники и безработные. Люди умственного труда, работники вузов, учреждений искусства, ученые особо не выделяются, чтобы не обострять вопрос: а относятся ли лидеры партий, чиновники, законодатели к той же самой интеллигенции? На определение исследуемой в статье позиций студентов влияет воспитание родителей. Но в каких из новых крупных социальных групп они состоят? Будет ли происходить передача по наследству социальных позиций в обществе? Эти вопросы важные, и не мешало бы их хотя бы поставить, чтобы ценность статьи возросла. |