Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №22 (июнь) 2015
Разделы: Психология
Размещена 04.06.2015. Последняя правка: 10.06.2015.
Просмотров - 2656

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ И ОБРАЗ ИНТЕЛЛИГЕНТА БУДУЩЕГО

Гаюрова Юлия Александровна

кандидат исторических наук, доцент

Самарский государственный институт культуры

доцент

Аннотация:
Мотивационный потенциал российской молодёжи как социальной базы для оформления интеллигенции в целостную и самостоятельную социальную прослойку является достаточным, но не достаточно оформленным на когнитивном уровне.


Abstract:
Motivational potential of Russian youth as a social base for the design of the intelligentsia in a holistic and independent social stratum is sufficient, but not enough furnished at a cognitive level.


Ключевые слова:
психологические характеристики интеллигенции; мотивационная сфера студентов; потребность в самоактуализации; типы ценностных ориентаций

Keywords:
psychological characteristics of the intelligentsia; motivational sphere of students; the need for self-actualization; types of value orientations


УДК 316.6

Разговор об интеллигенции в наше время – это разговор об утраченном идеале, порожденном XIX веком, временем бурного развития промышленности, веком вдохновения и надежд на будущее с его прогрессом и совершенствованием условий жизни. Тогда наука заявила о себе как о базисе этого прогресса. Либерализм XIX века позволил сформироваться в качестве элиты общества также и гуманитарной интеллигенции.

В современных условиях интеллигенция – это скорее тенденция поведения, мышления, чувствования, нежели прослойка общества. «Специализация», употребляя терминологию Хосе Ортега-и-Гассета [3], ставшая причиной утраты научности в системе знаний современного специалиста, утраты самой системности знания, подготовила почву для развития скорее предприимчивости, чем восприимчивости, основополагающего свойства интеллигентной личности.

Говоря о психологических характеристиках интеллигенции, в качестве базовых и неотъемлемых следует, на наш взгляд, назвать стремление к целостному, системному восприятию действительности, постижению ее смыслов и образов, к бесконечному саморазвитию и самовыражению, а также субъект-субъектную жизненную позицию (или тип социального мышления) [1]. Способность активно творчески взаимодействовать с окружающей средой в ней дополняется таким обстоятельством, как открытость восприятия, восприимчивость в отношении Текста, - источника информации, который играет роль субъекта. Подобная восприимчивость понимается нами как способность усматривать в тексте не только пользу социальную, измеримую связанными с ней социальными и материальными благами (от высоких оценок по предмету в образовательном учреждении до карьерного роста и т. д.). Она представляет собой предпочтение личностной, уникальной ценности данного культурного объекта, потому и играющего роль субъекта, что способен изменять, выводить на новые уровни развития.

Восприимчивость к Тексту в более частном смысле может пониматься как системное знание в общенаучной сфере и сфере культуры и искусства. Эта позиция формируется в образовательном учреждении, где воспитывается отношение к знаниям: ее основы закладываются в школе, во всей полноте и глубине она совершенствуется в вузе. Студенты представляют собой формирующуюся интеллигенцию, и, возможно, именно на ранних этапах своей профессиональной социализации они мотивационно близки к интеллигенции: они замотивированы быть представителями этих специальностей, а значит, открыты к познанию, восприимчивы к Тексту (по Бахтину, «человеческий поступок есть потенциальный текст»). Наиболее часто такая позиция встречается у студентов гуманитарных специальностей.

Зачастую студентами отвергается ценность общенаучных дисциплин. А способ приобретения знаний носит поверхностный характер и отличается высоким прагматизмом. Принятие ценности системного знания, формирующего целостную, объективную научную картину мира, в современной ситуации не является актуальным для студента, который стремится к высокооплачиваемой профессии. И чем более оправдана в отношении его профессии эта позиция, прежде всего у студентов технических и «престижных» социальных специальностей, тем ниже значимость общенаучного знания. Тем менее системным оно является у этих специалистов.

С социально-психологической точки зрения, социальная группа воспроизводится посредством приобщения к языку группы и усвоения ценностных ориентаций, социально-психологических установок ее представителей. Это осуществляется на основе признания авторитета источников языковой и ценностно-смысловой информации, и выступает как одновременно процесс суггестии и контрсуггестии [4]. Утрата значения общенаучной образовательной информации указывает на неприятие в качестве авторитета не только, условно говоря, «вторичных» источников информации, через которых транслируется референтная информация – современной интеллигенции, профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения. Это также отражает отношение к «первоисточникам», теряющим свою безусловную ценность для реципиента – будущего специалиста. Он получается невключенным в эту группу в социально-психологическом смысле, поскольку не желает глубоко и системно усваивать научного языка, понимать его и использовать, и не испытывает потребности в информации, оставшейся от представителей интеллигенции прошлых лет, как в «отправной точке» своих исследований, поступков, мыслей и чувств.

Студенческая молодежь, главным образом, на самых ранних этапах социализации в вузе в мотивационном смысле близка к психологическим характеристикам интеллигенции, хотя ее функций не выполняет в силу несформированности целостной системы знаний, умений, как профессиональных, так и общенаучных. Этот факт, выступает, на наш взгляд, свидетельством того, что потенциал российской молодёжи как социальной базы для оформления интеллигенции в целостную и самостоятельную социальную прослойку является достаточным. Однако это мотивационное соответствие не дополняется на когнитивном уровне позитивными представлениями о статусе интеллигенции в современном российском обществе. Социальный миф играет свою адаптационную роль в процессе самоидентификации молодежи, которая и не ведает о той роли, которую призвана играть, становясь в социально-профессиональном смысле интеллигенцией. Социальная мифология в России создает негативный образ интеллигенции, прежде всего апеллируя к таким параметрам как «малообеспеченность», «неспособность отстоять свои интересы», «идеалистичность», и не позволяет во всей созидательной полноте раскрыть перед студентами неисчерпаемые возможности интеллигенции как фактора социально-культурного развития открытого и саморазвивающегося общества.

Нами было проведено исследование основных социально-психологических показателей мотивационной сферы студентов гуманитарных и технических специальностей с целью выявить особенности структуры ценностных ориентаций и базовых потребностей современной учащейся в вузах молодёжи и, возможно, какие-либо различия в этой структуре у студентов-гуманитариев и студентов технических специальностей. В качестве диагностических методик использовались опросник «Ценности» (Ш. Шварц, в адаптированном варианте Н.М. Лебедевой) и тест «Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей» (Метод парных сравнений В.В. Скворцова). В опросе участвовали студенты первых курсов Самарской государственной академии культуры и искусств и Самарского государственного архитектурно-строительного университета, общее число опрошенных – 80, время проведения опроса – 2013 год.

Согласно полученным данным, в потребностно-мотивационной сфере современной молодежи доминирует тенденция, связанная с личностным ростом, а именно с потребностью в самовыражении (см. Табл. 1), причём существенных различий по данным показателям у студентов технических и гуманитарных специальностей не обнаружено. В таблице 1 отражены средние статистические значения по двум группам респондентов – «гуманитарные специальности», в которую вошли студенты различных специальностей Самарской государственной академии культуры и искусств и «технические специальности» - студенты различных специальностей Самарского архитектурно-строительного университета. Показатели интерпретируются следующим образом: значения от 0 до 14 означают, что потребность полностью удовлетворена, от 15 до 28 – удовлетворена частично, от 29 – не удовлетворена.

Таблица 1.

Степень удовлетворённости основных видов базовых человеческих потребностей

 

Виды потребностей

в самовыражении

в признании

в общении

в безопасности

материальные

гуманитарные специальности

27,3

21,6

18

17

16

технические специальности

24

22,5

19

18,2

14,6

всего

27

21,8

18

17,3

15,8

 

Доминирующими типами культурных ценностей (по Ш. Шварцу) в структуре ценностных ориентаций современного студента, согласно данным проведенного нами исследования, являются типы Интеллектуальная Автономия (средний балл 5.00 по шкале от -1 до 7), включающий ценности «Творчество», «Свобода», «Широта взглядов» и др. и Аффективная Автономия (средний балл 5.00), состоящий из таких ценностей, как «Удовольствие», «Потакание себе», «Разнообразие жизни» и т. п. Существенных различий между данными двух групп опрошенных (гуманитарной и технической) не обнаружено (см. Табл. 2). С этими данными интересно сопоставить данные исследования, проведенного нами в 1998-2000 гг., где Аффективная Автономия была наименее значимым типом ценностных ориентаций [2]. Но, как известно, свобода познания и «свобода ощущений» - довольно разные вещи, ставшие для современной молодёжи равнозначными ориентирами. И на смену эталонному образу интеллигента-созидателя может постепенно прийти предпочтительный образ успешного отдыхающего-потребителя в российском и любом другом обществе, где урбанистическая среда требует создания соответствующей модели мира, а следовательно – и личности.

Таблица 2.

Типы культурных ценностей (средние значения по шкале от «-1» до «7»)

 

Иерархия

Мастерство

Аффективная Автономия

Интеллектуальная Автономия

Равноправие

Гармония

Консерватизм

гуманитарные специальности

3,7

4,7

5

5

4,8

4,4

4,2

технические специальности

4,2

5

4,7

5

4,8

4,5

5

всего

3,7

4,8

4,9

5

4,8

4,4

4,3

 

Отметим несколько важных, с нашей точки зрения, моментов, в связи с полученными данными. Во-первых, опрос проводился среди студентов-первокурсников – того наиважнейшего социального и духовного потенциала общества, который ещё находится в поиске себя и не приобрёл некоей завершённости, о-граниченности рамками профессий, социальных ролей, и нуждается в сильном внешнем влиянии для достижения завершённости главной для интеллигента ориентации – стремления к личностному росту. Во-вторых, важно отметить, что разница между уровнями удовольствия (материальным и духовным) у современной студенческой молодёжи, в большей мере, отсутствует. И всё же, анализ корреляций показывает, что существует взаимосвязь между параметрами потребность в самовыражении и (именно!) тип культурных ценностей Интеллектуальная Автономия, потребность в общении и тип культурных ценностей Интеллектуальная Автономия, а также обратных корреляционных зависимостей между переменными потребность в самовыражении и тип культурных ценностей Иерархия, материальные потребности и тип культурных ценностей Гармония и др. (см. Табл. 3).

Таблица 3.

Корреляция между показателями видов потребностей и типов культурных ценностей (по Ш. Шварцу) студентов-первокурсников гуманитарных и технических специальностей

показатели видов потребностей

показатели типов культурных ценностей (по Ш. Шварцу)

коэффициент корреляции*

потребность в самовыражении

Иерархия

-0.34

Интеллектуальная Автономия

0.32

Гармония

0.24

потребность в общении

Интеллектуальная Автономия

0.31

Гармония

0.26

материальные потребности

Гармония

-0.33

 

 

 

 

 

 

 



* - достоверность коэффициента корреляции p < 0,05

 Согласно полученным данным, показатель потребности в самовыражении в данной выборке одновременно высок с показателями таких типов культурных ценностей, как «Интеллектуальная Автономия» (включающая ценности «Свобода», «Творчество», «Широта взглядов» и «Любознательность») (0.32) и Гармония (ценности духовно-эстетического характера, например, «Мир прекрасного», «Единство с природой» и др.) (0.24), но находится в обратной взаимосвязи с типом «Иерархия» («Власть», «Благосостояние» и др.) (-0.34). Ещё раз подобную тенденцию полярности позиций «материализм» (по Э. Фромму, «иметь») и «духовность» (или «быть») в данной выборке можно увидеть и на примере обратной корреляции показателей «Материальные потребности» и тип «Гармония» (-0.33).

В такой ценностно-мотивационной парадигме, предполагающей ориентацию личности на саморазвитие и самовыражение в контексте интеллектуальной свободы, нравственно-эстетического самосовершенствования, когда на первый план выходит общение, поиск Другого и обретение себя посредством самого этого поиска, а на второй план отступают идеи материальной, социальной или психологической зависимости, и состоит, на наш взгляд, образ интеллигента будущего, каким, впрочем он и был всегда.

Библиографический список:

1. Абульханова-Славская К.А. 1994. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. Т. 15, № 4. С. 39 – 55.
2. Гаюрова Ю.А. Социальное мифотворчество и динамика ценностных ориентаций в процессе межпоколенной культурной трансмиссии // Креативная экономика и социальные инновации. Международный информационно-аналитический журнал. Выпуск 3. – 2013, №2 (5). - C. 57-87.
3. Ортега-и-Гассет Х. 2001. Восстание масс. М. 509 с.
4. Поршнев Б.Ф. 1974. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М.: Мысль. 487 с.




Рецензии:

5.06.2015, 7:35 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Качественный материал.Статья соответствует требованиям.Представленные материалы достоверны.Рекомендуется к печати.

05.06.2015 21:21 Ответ на рецензию автора Гаюрова Юлия Александровна:
Благодарю за высокую оценку. С уважением, Юлия Гаюрова

5.06.2015, 18:00 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Рецензия на статью «МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ И ОБРАЗ ИНТЕЛЛИГЕНТА БУДУЩЕГО» Гаюровой Юлии Александровны, кандидата исторических наук, доцента Самарского государственного института культуры Статья посвящена актуальной теме – исследованию мотивационной сферы студенческой молодежи и ее взаимосвязи с образом интеллигента будущего. Гаюрова Ю.А. провел анализ теоретических источников по вопросу формирования интеллигенции в современных условиях среди студенческой молодежи. Данная проблема недостаточно изучена в психолого-педагогической науке и требует, как теоретического, так и практического изучения всех ее аспектов. Статья интересна, актуальна и отличается практической ориентированностью. Юлия Александровна отразила взаимосвязь результатов с методологическими основами исследования. Результаты исследования представлены наглядно в виде таблиц, что является несомненным достоинством статьи. Но таблицы явно требуют корректировки в стандартный формат. Таким образом, актуальность научной статьи не вызывает сомнений и требует дельнейших разработок. Гаюрова Ю.А. продемонстрировала достаточно глубокий уровень анализа проблемы на теоретическом и практическом уровне. В целом статья отражает результаты исследования, соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендована к публикации. канд.психол.н., ст. преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВПО СГПИ И.В. Кольцова
06.06.2015 20:20 Ответ на рецензию автора Гаюрова Юлия Александровна:
Большое спасибо за рецензию! Замечания будут учтены,изменения внесены. С уважением,Юлия Гаюрова

9.06.2015, 23:34 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна, интересна, отражает оригинальную авторскую позицию, написана хорошим научным языком, соответствует всем квалификационным требованиям. Ревомендуется к публикации.
10.06.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Гаюрова Юлия Александровна:
Спасибо большое Вам! С уважением, Юлия Гаюрова

19.07.2015, 18:25 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия: Вот читаешь многих авторов научные изыскания и понять никак не можешь. Для кого они пишутся, говоря языком бизнеса, кто целевая аудитория? Для кого мы ученые работаем? Для кого пишем? Мы итак стали умными, мы итак сформировали свое сознание. Может быть пора начать писать просто о сложных и важных вещах уже не для нас, а для подрастающего поколения? Может быть пора сократить языковую пропасть между наукой и обществом? Статья рекомендуется к публикации. Но интерес молодого поколения в отношении нее пропадет уже на первых минутах прочтения. Слишком она заумная и суть в ней подается не в той упаковке, что способно читать и воспринимать сознание поколения 21 века, информационно перегруженное не в разы, а уже в десятки, а то и сотни раз, чтобы сидеть и вколупчиво вдумываться в то, где же все-таки смысл, который хотел показать автор.



Комментарии пользователей:

5.06.2015, 5:49 Попова Галина Валентиновна
Отзыв: Хотелось бы заметить автору, что таблица (№?) явно требует корректировки в стандартный формат (включая ед.изм. и использование русского языка) и пояснений (объем выборки, ПСГ), иначе она просто "нечитаемая". При возможности автора, имеет смысл представить ее в графическом виде, для большей наглядности.


6.06.2015, 14:07 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. В качестве замечания к данной интересной статье стоит отметить, что термин "интеллигенция" был в ходу в советские годы, он подчеркивал наличие "рабочего класса" и "крестьянства". Ныне этих классов вроде нет. Есть олигархи, предприниматели-богачи, предприниматели со скромным достатком, наемные работники и безработные. Люди умственного труда, работники вузов, учреждений искусства, ученые особо не выделяются, чтобы не обострять вопрос: а относятся ли лидеры партий, чиновники, законодатели к той же самой интеллигенции? На определение исследуемой в статье позиций студентов влияет воспитание родителей. Но в каких из новых крупных социальных групп они состоят? Будет ли происходить передача по наследству социальных позиций в обществе? Эти вопросы важные, и не мешало бы их хотя бы поставить, чтобы ценность статьи возросла.


Оставить комментарий


 
 

Вверх