Полесский Государственный университет
студент
Научный руководитель: Филитович Анастасия Валерьевна, ассистент кафедры экономической теории,Полесский государственный университет
УДК 339.97
Актуальность темы заключается в том, что ЕАЭС — принципиально новый объект социально-экономических исследований, поэтому изучение особенностей его формирования и функционирования представляет большой научный интересь.
Объект- экономика Республики Беларусь после вступления в ЕАЭС.
Предмет исследования являются факторы сдерживающие развитие экономики Республики Беларусь, в составе ЕАЭС.
Цель: выявить место Республики Беларуси в составе Евразийского экономического союза.
Задачи:
Научная новизна данной работы заключается в том, что ранее не рассматривались факторы влияющие на развитие экономики Республики Беларусь, в составе ЕАЭС.
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.[2]
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
ЕАЭС безусловно выгодно для Республики Беларусь. Внутри союза действует принцип 4 свобод: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А вне его всеми участниками должна применяться общая внешнеторговая политика. При необходимости у стран-участников есть возможность воспользоваться общей подушкой безопасности – средствами Евразийского фонда стабилизации и развития. Важный вопрос на перспективу - равные цены на энергоносители.
Беларусь в составе ЕАЭС может претендовать на роль индустриально высокоразвитого региона и стать западной «витриной», местом осуществления крупных совместных инвестиционных проектов, проведения промышленных выставок, форумов, ярмарок и других мероприятий для демонстрации индустриальной мощи и возможностей стран ЕАЭС в целях привлечения иностранных инвесторов с новыми высокими технологиями и потребителей производимой в ЕАЭС продукции. Тем более, что в Беларуси необходимая инфраструктура международного уровня для этого имеется.
Страна с 10-миллионным рынком не так интересна для по-настоящему крупного инвестора – негде развернуться. Другое дело, если Беларусь – часть 182-миллионного рынка. Это подогревает интерес инвестировать и создавать новые производства. Красноречивый факт: объем иностранных инвестиций в Беларусь с 2010 года (то есть с года создания Евразийского экономического союза) по 2014 год увеличился на 66 %. А иностранные инвестиции – это дополнительный приток валюты, новые рабочие места, полезные товары, современные технологии, грамотный менеджмент, прогрессивные системы управления. И, конечно же, налоги в белорусский бюджет.
Свои плюсы от интеграции должен почувствовать и отечественный бизнес. Общий рынок означает, что уже не нужно проходить таможенные процедуры и платить пошлины, продавая свой товар на территории стран союза. Это экономия времени и денег. В результате торговые войны уходят в прошлое, у предприятий появится больше средств на модернизацию и диверсификацию рынков.
Еще один плюс для бизнеса – единые и понятные правила сертификации качества и происхождения товаров. Это значит, что, пройдя сертификацию в одной любой из 5-и стран, можно продавать товар на всей территории союза без дополнительных подтверждений.
А дополнительные возможности создает единый рынок услуг с общими правилами. Предприниматель, получивший право вести определенный бизнес в Беларуси, автоматически получает право делать это и на остальной территории всего союза. Сегодня общие правила охватывают 43 сектора – это услуги, связанные со строительством, сельским и лесным хозяйством. В течение нескольких лет они распространятся на всю сферу услуг.
Но стоит помнить, что такие же выгоды от интеграции в виде легкого доступа на наш внутренний рынок получают и предприниматели остальных стран ЕЭАС. Получается, что конкуренция возрастает. Так что для бизнеса евразийская интеграция это и возможности, и вызовы, которые заставляют работать эффективнее.
Самый значимый аспект в ЕАЭС для каждой из стран-участниц (а для отношений Беларуси и России особенно) – нефть и газ, так как каждая стремится к наибольшей выгодности для себя по причине своих экономических интересов. Камнем преткновения является и вопрос единого энергорынка. А очень уж отдаленные сроки создания единых рынков нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии дают основание предположить, что противоречий Минску и Москве в ближайшее десятилетие не избежать.
Также после вступление Республики Беларусь в ЕАЭС свои плюсы имеют и граждане:
Во-первых, теперь гражданам государств-членов интеграции открыт доступ на работу в любую страну-участницу союза, причем разрешение на трудовую деятельность в стране, где гражданин собирается устраиваться на работу, получать не нужно.
Во-вторых, соцобеспечение (соцстрахование) (не включая пенсионное) работников стран-участниц и членов семей происходит по тем же условиям и по тому же порядку, что и для жителей страны трудоустройства.
В-третьих, трудящиеся могут работать и по трудовому, и по гражданско-правовому договору, что, в свою очередь, существенно расширяет области вероятного устройства на работу.
В-четвертых, достигнута договоренность по единым условиям налогообложения доходов физлиц – граждан стран-участниц объединения с первых дней трудоустройства по найму (ранее – по истечению 183), а также договоренность об оказании медпомощи работникам на одинаковых условиях. Немаловажно, что работодатель отныне признает документы об образовании трудящихся, не проводя какие-либо установленные процедуры признания.
Но, со вступлением в силу Договора об ЕАЭС с 1 января 2015 к более глубокой фазе экономического сотрудничества, первые его итоги оказались весьма скромными.
Экспорт товаров из Беларуси в страны ЕАЭС снизился на 32,8%. Поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократились на 21,8% (35,1% общего объема экспорта Беларуси во взаимной торговле), машин, оборудования и транспортных средств – на 37,2% (24,5%), продукции химической промышленности – на 26,8% (11,6%). При этом во взаимном экспорте вклад Беларуси уменьшился с 26,7% до 24,4%. Также как и доля взаимной торговли в рамках ЕАЭС в общем объеме внешней торговли Беларуси снизилась с 50,4% до 49,7%.[1]
Подводя итоги вышесказанного, можно выделить тот факт, что вступление Беларуси в ЕАЭС имеет неоспоримые плюсы, но также есть щепетильные моменты. К плюсам можно отнести возможности рынка свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и финансов в рамках ЕАЭС. Кроме этого, значительным плюсом являются преференции для страны в виде скидок на российские энергоносители.
К минусам относится возможность увеличения пошлин на экспорт нефти и снижение уровня реформирования экономики страны.
Для Беларуси плюсов от вступления в ЕАЭС явно больше чем минусов.
Сейчас довольно сложно судить, насколько согласованной будет макроэкономическая политика ЕАЭС в дальнейшем. Но все-таки экономический успех интеграции возможен.
Заключение
Несмотря на сомнительные итоги первого года существования и функционирования ЕАЭС, белорусские власти по-прежнему рассматривают для себя евразийскую интеграцию в качестве приоритетного внешнеэкономического вектора. Все прошедшее время, с момента запуска ЕАЭС, усилия Беларуси в рамках своего председательства были направлены на устранение кризисных тенденций, с которыми столкнулась не только белорусская экономика, но и экономики ее партнеров. Белорусское руководство озвучило собственное видение приоритетов развития интеграционного объединения и разработала пакет антикризисных мер, необходимых для реализации в рамках ЕАЭС. Несмотря на то, что Белорусские предложения были формально поддержаны всеми участниками ЕАЭС, они так и остались лежать на бумаге, не приведя к какому-либо значительному результату.
Рецензии:
3.06.2016, 18:26 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья написана на актуальную тему, посвященную проблемам Беларуси. ее можно опубликовать. но сначала надо убрать повтор двух одинаковых абзацев со словами - " Беларусь в составе ЕАЭС может претендовать ...."
4.06.2016, 11:21 Федоров Владимир Анатольевич Отзыв: Только Чубайс смог описать историю приватизации в России на 3 листах ,да еще получить за это гонорар в 300 тыс долларов.В нашем случае нужно быть скромнее |