УО "Полесский государственный университет"
студент
Азовцев Дмитрий Сергеевич, студент. Научный руководитель: Германович Наталья Евгеньевна, ассистент, Полесский государственный университет
Введение. Центральное место среди объектов регулирования внешнеэкономического сектора занимает бюджет, распределение которого принципиальным образом определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительств.
Актуальность. Данная тема является актуальной, так как бюджет представляет собой зеркальное отражение возможностей страны. Анализ состояния бюджета и его статей позволяет прогнозировать будущие экономические события, определиться в направлениях экономической политики. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке бюджета страны.
Цель работы. Рассмотрение и сравнение расходов бюджета на здравоохранение, образование, социальную политику и пенсионное обеспечение Республики Беларусь и Великобритании.
Задачи исследования. Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Результаты. В настоящее время авторы, исследуя бюджет Республики Беларусь, сравнивают с близлежащими странами, не принимая внимания страны, которые занимают значительные позиции, как на валютном рынке, так и на товарном. В данной работе проводится сравнительный анализ расходов бюджета Республики Беларусь и Великобритании по таким статьям, как здравоохранение, образование, социальную политику и пенсионное обеспечение, т.к. данные статьи занимают значительные доли в бюджете в обеих странах, однако направления их различны.
Для начала анализа стоит отметить большую разницу в объемах государственных бюджетов и государственных расходов Республики Беларусь и Великобритании. В Великобритании государственные расходы составляют: в 2014 году – 734,6 млрд £ или 12512074,5 млрд белорусских рублей, в 2015 – 748,1 млрд £ или 18130053,9 млрд бел. рублей. В Республике Беларусь государственные расходы составляют: в 2014 году – 2118,8 млрд бел. рублей, в 2015 году – 2104 млрд бел. рублей.
Таблица 1 – Расходы бюджета на образование, здравоохранение, социальную политику и пенсионное обеспечение Республики Беларусь и Великобритании в 2014 и 2015 годах.
Название статьи |
Республика Беларусь |
Великобритания |
||
|
в 2014 году в млрд бел. руб. |
в 2015 году в млрд бел. руб. |
в 2014 году в млрд бел. руб. |
в 2015 году в млрд бел. руб. |
Здравоохранение |
125,3 |
90,6 |
2200599 |
3261955,7 |
Образование |
158,5 |
142,4 |
1519299 |
2050580,6 |
Социальная политика |
31,4 |
38,6 |
754539,8 |
1101913,7 |
Пенсионное обеспечение |
5991 |
7199,8 |
2435647,5 |
3643855 |
Примечание: Собственная разработка на основании [1], [2], [3], [4]
Из таблицы видно, что в Республике Беларусь расходы на здравоохранение и образование снижаются, снижение составило 34,7 млрд бел. рублей, или 1,6 %, и 16,1 млрд бел. рублей, иди 0,7 %, соответственно. Для увеличения расходов на развитие здравоохранения главой государства и правительством была поставлена задача увеличения объема внебюджетного финансирования. Были приняты меры по стимулированию внебюджетной деятельности и развитию платных медицинских услуг. Рассматривая расходы на социальную политику и пенсионное обеспечение, можно увидеть увеличение: на 7,2 и 1208,8 млрд бел. рублей соответственно. Это связано с увеличением пенсионеров в структуре населения республики, а также с повышением профессиональных заболеваний и травм.
Социальной политикой и пенсионным обеспечением в РБ занимается Фонд социальной защиты населения. Первой и важнейшей целью деятельности ФСЗН РБ является организация и проведение мероприятий по социальной защите населения Республики Беларусь.
Средства, необходимые для финансирования расходов ФСЗН складываются, в основной массе, из обязательных и добровольных отчислений от доходов работающих. Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7%.
Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.
Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.
Из таблицы 1 видно, что в расходах Великобритании на здравоохранение наблюдается незначительное увеличение – 0,3 %, или 1 061трлн. бел. рублей. Расходы на здравоохранение – это сумма государственных и частных расходов на здравоохранение. Они охватывают оказание медицинских услуг (профилактических и лечебных), планирование семьи, питание, экстренную помощь. Расходы на образование также незначительно сократились. А именно на 0,8 %, но в денежном выражении увеличились на 531,3 трлн. рублей. Это связано, в первую очередь, с увеличением общих расходов бюджета, а также с нестабильностью курсов. Расходы на социальную политику увеличились на 0,1 %, или на 34, 4 трлн. руб. Расходы на пенсионное обеспечение увеличились на 0,6 %, или на 1 208 трлн. руб.
Сегодняшняя Великобритания имеет очень централизованную систему социальной помощи населению.
Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире (существует с 1908 года) и наиболее сложных по организации, регулированию и набору возможностей. Британские пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа.
Базовую государственную пенсию получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, ее размер зависит от стажа. Ее уровень ограничен и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Государство гарантирует ее в размере 20% средней зарплаты работника. Трудовая пенсия тоже формируется за счет взносов работника, но уже пополам с работодателем. Она напрямую зависит от размера выплат и составляет чуть более 20% от дохода.
Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.
Великобритания является единственной среди западных стран, где подавляющая часть (95%) медицинских учреждений принадлежит государству. В этой стране доминирует государственная система здравоохранения и, как дополнение к ней, функционирует частное (добровольное) страхование и платная медицинская помощь.
Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, частные школы). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.
Вывод. Таким образом, исходя из вышеприведенного анализа, можно сделать вывод, что Республика Беларусь и Великобритания имеют схожие системы образования и здравоохранения. Как в РБ, так и в Великобритании здравоохранение носит государственный характер, хотя и существуют частные медицинские учреждения. Образование так же носит и государственный и частный характер в обеих странах. Существует лишь различие в тенденции финансирования данных статей бюджета: в РБ в образовании и здравоохранении наблюдается снижение; в Великобритании расходы уменьшаются на образование, а на здравоохранение наблюдается незначительное увеличение.
В отношении социальной политики и пенсионного обеспечения имеются значительные отличия. Социальной политикой и пенсионным обеспечением в РБ занимается ФСЗН. В Великобритании социальной политикой занимаются центральные органы государственной власти. Выплата пенсий обеспечивается от государства, так и из национальной страховой системы, которая зависит от заработка и стажа.
Заключение. В настоящее время в Республике Беларусь, являясь страной с переходной экономикой, совершенствование расходов бюджета по отдельным статьям является довольно сложным и небыстрым процессом. Отсюда имеет место прогнозирование лишь на долгосрочную перспективу. В связи с тем, что наибольшие различия наблюдаются в области пенсионного обеспечения, то, принимая во внимание опыт Великобритании, необходимо создавать добровольные пенсионные фонды, которые предполагали бы дополнительное накопление денежных средств у государства.
Рецензии:
27.11.2016, 10:41 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: тема статьи оригинальна. представлены цифры для сравнения бюджетной политики двух государств. литература современная. считаю, что читателям будет полезна эта статья и ее можно опубликовать.
27.11.2016, 12:56 Беззубко Лариса Владимировна Отзыв: Почему вдруг Великобритания? С таким же успехом можно было бы анализировать бюджет любой страны "семерки" и Беларусии. Как было сказано - "Различие лишь в финансировании эти сфер". Но зато какое различие!!! Автору надо было бы привести какие-то рекомендации по улучшению финансирования этих сфер и т.д. |
30.11.2016, 13:15 Ксенжук Ирина Викторовна Отзыв: Спасибо за Ваш отзыв, Лариса Владимировна. Ваши пожелания были использованы при доработке данной статьи. С уважением, Ирина Ксенжук. |