Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 27.11.2016. Последняя правка: 30.11.2016.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Ксенжук Ирина Викторовна

УО "Полесский государственный университет"

студент

Азовцев Дмитрий Сергеевич, студент. Научный руководитель: Германович Наталья Евгеньевна, ассистент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматриваются расходы бюджета на здравоохранение, образование, социальную политику и пенсионное страхование в Республике Беларусь и в Великобритании, а также произведен сравнительный анализ данных расходов бюджета.


Abstract:
This article discusses the budget expenditures on health, education, social policy, and pension insurance in the Republic of Belarus and in the UK, and also made a comparative analysis of budget expenditures.


Ключевые слова:
бюджет; Республика Беларусь; Великобритания; здравоохранение; образование; социальная политика; пенсионное обеспечение.

Keywords:
budget; Republic of Belarus; United Kingdom; expenditure; education; social policy; pension provision.


УДК 336.5

Введение. Центральное место среди объектов регулирования внешнеэкономического сектора занимает бюджет, распределение которого принципиальным образом определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительств.

Актуальность. Данная тема является актуальной, так как бюджет представляет собой зеркальное отражение возможностей страны. Анализ состояния бюджета и его статей позволяет прогнозировать будущие экономические события, определиться в направлениях экономической политики. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке бюджета страны.

Цель работы. Рассмотрение и сравнение расходов бюджета на здравоохранение, образование, социальную политику и пенсионное обеспечение Республики Беларусь и Великобритании.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть расходы бюджетов Республики Беларусь и Великобритании в разрезе здравоохранения, образования, социальной политики и пенсионного обеспечения;
  2. определить отличия и схожести расходов бюджетов Республики Беларусь и Великобритании в разрезе здравоохранения, образования, социальной политика и пенсионного обеспечения.

Результаты. В настоящее время авторы, исследуя бюджет Республики Беларусь, сравнивают  с близлежащими странами, не принимая внимания страны, которые занимают значительные позиции, как на валютном рынке, так и на товарном. В данной работе проводится сравнительный анализ расходов бюджета Республики Беларусь и Великобритании по таким статьям, как здравоохранение, образование, социальную политику и пенсионное обеспечение, т.к. данные статьи занимают значительные доли в бюджете в обеих странах, однако направления их различны.

Для начала анализа стоит отметить большую разницу в объемах государственных бюджетов и государственных расходов Республики Беларусь и Великобритании. В Великобритании государственные расходы составляют: в 2014 году – 734,6 млрд £ или 12512074,5 млрд белорусских рублей, в 2015 – 748,1 млрд £ или 18130053,9 млрд бел. рублей. В Республике Беларусь государственные расходы составляют: в 2014 году – 2118,8 млрд бел. рублей, в 2015 году – 2104 млрд бел. рублей.

Таблица 1 – Расходы бюджета на образование, здравоохранение, социальную политику и пенсионное обеспечение Республики Беларусь и Великобритании в 2014 и 2015 годах.

Название статьи

Республика Беларусь

Великобритания

 

в 2014 году в млрд бел. руб.

в 2015 году в млрд бел. руб.

в 2014 году в млрд бел. руб.

в 2015 году в млрд бел. руб.

Здравоохранение

125,3

90,6

2200599

3261955,7

Образование

158,5

142,4

1519299

2050580,6

Социальная политика

31,4

38,6

754539,8

1101913,7

Пенсионное обеспечение

5991

7199,8

2435647,5

3643855

Примечание: Собственная разработка на основании [1], [2], [3], [4]

 

Из таблицы видно, что в Республике Беларусь расходы на здравоохранение и образование снижаются, снижение составило 34,7 млрд бел. рублей, или 1,6 %, и 16,1 млрд бел. рублей, иди 0,7 %, соответственно. Для увеличения расходов на развитие здравоохранения главой государства и правительством была поставлена задача увеличения объема внебюджетного финансирования. Были приняты меры по стимулированию внебюджетной деятельности и развитию платных медицинских услуг. Рассматривая расходы на социальную политику и пенсионное обеспечение, можно увидеть увеличение: на 7,2 и 1208,8 млрд бел. рублей соответственно. Это связано с увеличением пенсионеров в структуре населения республики, а также с повышением профессиональных заболеваний и травм.

Социальной политикой и пенсионным обеспечением в РБ занимается Фонд социальной защиты населения. Первой и важнейшей целью деятельности ФСЗН РБ является организация и проведение мероприятий по социальной защите населения Республики Беларусь.

Средства, необходимые для финансирования расходов ФСЗН складываются, в основной массе, из обязательных и добровольных отчислений от доходов работающих. Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7%.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Из таблицы 1 видно, что в расходах Великобритании на здравоохранение наблюдается незначительное увеличение – 0,3 %, или 1 061трлн. бел. рублей. Расходы на здравоохранение – это сумма государственных и частных расходов на здравоохранение. Они охватывают оказание медицинских услуг (профилактических и лечебных), планирование семьи, питание, экстренную помощь. Расходы на образование также незначительно сократились. А именно на 0,8 %, но в денежном выражении увеличились на 531,3 трлн. рублей. Это связано, в первую очередь, с увеличением общих расходов бюджета, а также с нестабильностью курсов. Расходы на социальную политику увеличились на 0,1 %, или на 34, 4 трлн. руб. Расходы на пенсионное обеспечение увеличились на 0,6 %, или на 1 208 трлн. руб.

Сегодняшняя Великобритания имеет очень централизованную систему социальной помощи населению.

Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире (существует с 1908 года) и наиболее сложных по организации, регулированию и набору возможностей. Британские пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа.

Базовую государственную пенсию получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, ее размер зависит от стажа. Ее уровень ограничен и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Государство гарантирует ее в размере 20% средней зарплаты работника. Трудовая пенсия тоже формируется за счет взносов работника, но уже пополам с работодателем. Она напрямую зависит от размера выплат и составляет чуть более 20% от дохода.

Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.

Великобритания является единственной среди западных стран, где подавляющая часть (95%) медицинских учреждений принадлежит государству. В этой стране доминирует государственная система здравоохранения и, как дополнение к ней, функционирует частное (добровольное) страхование и платная медицинская помощь.

Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, частные школы). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.

Вывод. Таким образом, исходя из вышеприведенного анализа, можно сделать вывод, что Республика Беларусь и Великобритания имеют схожие системы образования и здравоохранения. Как в РБ, так и в Великобритании здравоохранение носит государственный характер, хотя и существуют частные медицинские учреждения. Образование так же носит и государственный и частный характер в обеих странах. Существует лишь различие в тенденции финансирования данных статей бюджета: в РБ в образовании и здравоохранении наблюдается снижение; в Великобритании расходы уменьшаются на образование, а на здравоохранение наблюдается незначительное увеличение.

В отношении социальной политики и пенсионного обеспечения имеются значительные отличия. Социальной политикой и пенсионным обеспечением в РБ занимается ФСЗН. В Великобритании социальной политикой занимаются центральные органы государственной власти. Выплата пенсий обеспечивается от государства, так и из национальной страховой системы, которая зависит от заработка и стажа.

Заключение. В настоящее время  в Республике Беларусь, являясь страной с переходной экономикой, совершенствование расходов бюджета по отдельным статьям является довольно сложным и небыстрым процессом. Отсюда имеет место прогнозирование лишь на долгосрочную перспективу. В связи с тем, что наибольшие различия наблюдаются в области пенсионного обеспечения, то, принимая во внимание опыт Великобритании, необходимо создавать добровольные пенсионные фонды, которые предполагали бы дополнительное накопление денежных средств у государства. 

Библиографический список:

1. Финансы Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnikionline.ru/finansu/finansi_krayin_yevropeyskogo_soyuzu_-_karlin_mi/finansi_velikoyi_britaniyi.htm. Дата доступа - 03.05.2016.
2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2014 г. № 225-З «О республиканском бюджете на 2015 год». Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/act/zakon_301214_225z.pdf Дата доступа – 03.05.2016.
3. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 95-З«О республиканском бюджете на 2015 год». Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/budgetary_policy/budgetary_legislation/da8d2db88c99a337.htmlДата доступа – 03.05.2016.
4. Public Spending Details for 2015 [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.ukpublicspending.co.uk/year_spending_2015UKbn_15bc1n_3050535152545556#ukgs302 Дата доступа - 03.05.2016.




Рецензии:

27.11.2016, 10:41 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: тема статьи оригинальна. представлены цифры для сравнения бюджетной политики двух государств. литература современная. считаю, что читателям будет полезна эта статья и ее можно опубликовать.

29.11.2016 17:17 Ответ на рецензию автора Ксенжук Ирина Викторовна:
Спасибо за рецензию, Валерий Валентинович. С уважением, Ирина Ксенжук.



Комментарии пользователей:

27.11.2016, 12:56 Беззубко Лариса Владимировна
Отзыв: Почему вдруг Великобритания? С таким же успехом можно было бы анализировать бюджет любой страны "семерки" и Беларусии. Как было сказано - "Различие лишь в финансировании эти сфер". Но зато какое различие!!! Автору надо было бы привести какие-то рекомендации по улучшению финансирования этих сфер и т.д.


30.11.2016, 13:15 Ксенжук Ирина Викторовна
Отзыв: Спасибо за Ваш отзыв, Лариса Владимировна. Ваши пожелания были использованы при доработке данной статьи. С уважением, Ирина Ксенжук.


Оставить комментарий


 
 

Вверх