Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №125 (январь) 2024
Разделы: Экономика
Размещена 23.01.2024. Последняя правка: 20.01.2024.
Просмотров - 695

Анализ стратегии развития платных скоростных дорог в России

Афонин Дмитрий Валерьевич

Магистрант

Гжельский государственный университет

Магистрант

Кузьменкова Вера Георгиевна, доктор экономических наук, профессор, Гжельский государственный университет


Аннотация:
Целью работы является анализ проблем и перспектив развития отечественных скоростных дорог для выявления резервов совершенствования соответствующих стратегий. Развитие экономики страны и рост ВВП невозможно обеспечить без развитой сети скоростных дорог, которых в России пока довольно мало по сравнению с ведущими странами. Строительство таких дорог требует масштабных инвестиций. Анализируются программы по строительству платных скоростных дорог с привлечением инвестиций частного сектора.


Abstract:
The purpose of the work is to analyze the problems and prospects for the development of domestic expressways in order to identify reserves for improving relevant strategies. The development of the country's economy and GDP growth cannot be ensured without a developed network of highways, of which there are still quite few in Russia compared to leading countries. The construction of such roads requires large-scale investments. Programs for the construction of toll highways with the attraction of private sector investments are analyzed.


Ключевые слова:
платные автомобильные дороги; государственно-частное партнерство; разработка стратегии; инвестиционные проекты; внебюджетное финансирование; дорожное строительство; автоматизация дорог; инфраструктура

Keywords:
toll roads; public-private partnership; strategy development; investment projects; extra-budgetary financing; road construction; road automation; infrastructure


УДК 33

Введение. Транспортная инфраструктура страны является ключевым элементом национальной экономики, что требует пристального внимания к проблемам ее развития. В составе такой инфраструктуры одну из ведущих ролей играют автомобильные дороги, без которых невозможно существование современного государства.

В России автомобильные дороги развиваются в основном за счет государственного финансирования. Однако возможности государственного бюджета являются объективно ограниченными, что требует поиска компромисса или кооперации с негосударственными источниками финансирования.

Возможности такой кооперации для строительства и развития современных автомагистралей является актуальным направлением современных исследований.

Кооперация государственных источников финансирования строительства автомагистралей с негосударственными, как один их компромиссов, делает необходимым платным проезд по таким дорогам. Кроме того, на пути развития такой кооперации возникают новые современные проблемы, которые следует выявлять и разрабатывать механизмы их нейтрализации.

Статус автотрасс в России постепенно меняется. Поездку по дороге все чаще воспринимают в качестве инфраструктурной услуги, когда пользователи должны получить как комфортную поездку без пробок, остановок и на высокой скорости. В дополнение к этому автомобилисты ожидают устойчивый сигнал связи, высокий сервис на автозаправочных станциях и широкий спектр услуг на многофункциональной зоне. Автотрассы становятся во многом классической услугой, которая предлагается автомобилистам.

Госкомпания «Автодор» является крупнейшим участником сектора развития платных скоростных дорог. В этом секторе представлен ряд других компаний, в частности, «Главная дорога», «Национальная концессионная компания». Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), созданная в 2009 году, занимается проектированием строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием дорог, находясь в управлении Минтранса.

В связи с этим исследование стратегии Госкомпании «Автодор» имеет большое значение, так как во многом это становится исследованием стратегии всего сектора. «Автодор» ведет свою деятельность в рамках Стратегии развития сети скоростных автомобильных дорог Российской Федерации до 2035 года, в которой определены базовые понятия и ориентиры целевой конфигурации сети скоростных трасс и ее основные параметры. Документ раскрывает цели и принципы развития сети платных автотрасс в России.

Данная стратегия реализуется на протяжении нескольких лет и влечет изменение привычного всем восприятия дороги. Дорога дает возможность горожанам быстрого доступа из крупных городов к туристическим объектам, в рекреационные зоны. В свою очередь жители пригорода получают оперативный доступ к рабочим местам в мегаполисах. Это уже открывает дополнительные возможности для бизнеса, в том числе туризм, производство продуктов питания и т.д., повышает спрос на товары и услуги.

Актуальность темы. Развитие экономики страны и рост ВВП невозможно обеспечить без развитой сети скоростных дорог, которых в России пока довольно мало по сравнению с ведущими странами.

Целью работы является анализ проблем и перспектив развития отечественных скоростных дорог для выявления резервов совершенствования соответствующих стратегий.

Научная новизна работы заключается в уточнении проблем и актуальных перспектив реализации стратегий развития отечественных скоростных дорог.

Результаты.

Несмотря на платность отдельных автомагистралей, как показала практика, ряд из них являются очень востребованными.

Среди платных магистралей в 2022 году наиболее популярными были участки М-4 «Дон» от Москвы до побережья Черного моря. Вторым по популярности стал отрезок дороги М-1 «Беларусь» в Московской области. Среднесуточный трафик составил более 25 тыс. машин на трассе М-1 в Подмосковье и около 24 тыс. автомобилей на трассе М-4 «Дон». Среднесуточная интенсивность движения на дороге М-11 «Нева» (Москва - Санкт-Петербург) достигла уровня 15 тыс. транспортных средств, что сравнимо с интенсивностью движения на ЦКАД.

Растет трафик платных участков автомагистралей. Всего через рамки системы «Свободный поток», которая обеспечивают безбарьерное взимание платы на отдельных дорогах, совершено более 242 млн проездов — это на 13,3 % больше, чем годом ранее [1].

Следует сказать, что платным автомагистралям всегда есть альтернатива. Автомобилисты могут воспользоваться альтернативными маршрутами, однако они или загружены или менее выгодны по расстояниям.

Новые платные скоростные автомагистрали в кооперации с негосударственным капиталом проектируются как дополнительные к существующим, но скоростные и оптимальные с точки зрения маршрута. Иначе на платной основе автовладельцам не имеет смысла ими пользоваться.

Сегодня в России свыше 5 тысяч километров скоростных автомобильных дорог. К 2035 году их может быть уже более 7000 км. Сеть скоростных автобанов протянется от Балтийского моря до Черного моря [2]. По данным исследования «Открытие Авто», 53% российских автовладельцев уже пользуются платными трассами с разной степенью интенсивности [3]. При этом опрос, проведенный Национальным автомобильным союзом совместно с маркетинговым агентством FDF Group, выявил, что 37% участников положительно оценивают их наличие, что можно рассматривать как достаточно позитивный фактор [4].

Развитие скоростных автомагистралей признано важным направлением на государственном уровне. Участники сектора добились здесь прорыва благодаря использованию механизма государственно-частного партнёрства.

Исполнителями программы развития скоростных автомобильных дорог в России и в частности подпрограммы развития федеральной сети скоростных автомобильных дорог выступают ГК «Автодор» и Федеральное дорожное агентство. Все эти программы рассматриваются также в едином Координационном органе по реализации Программы при Президенте РФ. Стратегия развития сети скоростных автомобильных дорог ГК «Автодор» до 2030 года уточняет положения «Транспортной стратегии Российской Федерации» в части ключевых задач и основных целевых индикаторов деятельности ГК «Автодор» по развитию национальной опорной сети скоростных автомобильных дорог России в горизонте до 2030 года.

То есть у государства есть генеральный план и стратегия развития соответствующей инфраструктуры в кооперации с негосударственным капиталом. Таким образом, подобные проекты опираются на административную господдержку, и в этом смысле нет риска негативного влияния со стороны властей.

Однако в такой кооперации есть и негативные стороны и проблемы. Если говорить про негосударственные деньги, то основным источником привлечения являлись эмиссии облигаций, которые хорошо реализовывались при условии низкой ключевой ставке Банка России. Когда такая ставка поднялась более чем вдвое, данный источник денег является проблематичным.

Многие подобные проекты окупаются через несколько десятилетий  в силу своего масштаба и другой специфики. Поэтому повысить окупаемость проектов не позволит даже повышение платы за пользование такими автодорогами.

Несмотря на имеющиеся проблемы, «Автодор» продолжает разрабатывать стратегии развития, определять миссию, генеральные цели, задачи и индикаторы. Процесс идет, в котором учитываются имеющиеся проблемы и трудности, делаются попытки нахождения компромиссов.

Например, в качестве миссии компания обозначает «удовлетворение общественного спроса на предоставление качественной инфраструктурной услуги скоростного автодорожного сообщения».

Это естественно, потому как за деньги пользователь должен получить лучшую альтернативу – более высокое качество, оптимальный маршрут или скорость, а, значит время и деньги.

Качество и экономия времени – пока что в почете в крупных городах, мегаполисах, где имеются сложности с перегрузкой имеющейся транспортной инфраструктуры.

О большой важности разработки стратегии свидетельствуют ее цели. В стратегии должна быть сформирована система долгосрочных стратегических приоритетов и целевых ориентиров для рынка по развитию сети скоростных автодорог и ГЧП в дорожном хозяйстве. Кроме того, в стратегии определяются целевые технические параметры и целевую конфигурацию (схему) скоростных автомобильных дорог Российской Федерации. Целью стратегии является также зафиксировать долгосрочные финансовые обязательства Государственной компании по концессионным, инвестиционным, операторским и иным видам соглашений ГЧП, исполнение которых выходит за временные рамки Программы деятельности ГК «Автодор». Помимо этого стратегия должна определить долгосрочные целевые индикаторы и показатели развития ГК «Автодор».

В документе обозначаются стратегические инфраструктурные и инвестиционно-финансовые цели. Инфраструктурная цель заключает в обеспечении создания и эффективного функционирования национальной сети скоростных автомобильных дорог.

Инвестиционно-финансовая цель подразумевает обеспечение минимизации бюджетных расходов на создание и текущее финансирование автомобильных дорог за счет повышения эффективности дорожной деятельности и привлечения внебюджетного финансирования.

Ключевыми задачами в рамках инфраструктурной цели является реализация портфеля проектов сети, повышение емкости и развитие рынка дорожно-строительных, эксплуатационных работ, рост их технологического уровня и качества, обеспечение привлекательности автомагистралей и скоростных автодорог для пользователей, а также создание эффективной системы управления сетью.

Стратегия описывает ключевые задачи и в рамках инвестиционно-финансовой цели. Это обеспечение эффективного планирования и расходования бюджетных средств за счет внедрения инновационных технологий, реализация коммерчески и общественно обоснованных механизмов сбора платы за проезд, создание рынка проектов автомагистралей и скоростных автодорог, реализуемых в соответствии с лучшими практиками ГЧП, участие в создании институциональных и правовых условий для функционирования сети.

В ключевых параметрах стратегии развития сети скоростных автомобильных дорог ГК «Автодор» на период до 2030 г. обозначены капитальные затраты (в ценах 2010 года) 4, 65 трлн руб., где субсидии из федерального бюджета составляют 45%, а внебюджетное финансирование  55%. Линейка инвестиционных проектов превышает 80 объектов. Ожидаемая общая протяженность автомобильных дорог в доверительном управлении к 2030 г. составит 12 000 км, в том числе будет реконструировано автомобильных дорог 2 000 км и будет построено автомобильных дорог 6 000 км. И самый знаковый показатель — доля платных участков дорог в общей протяженности сети достигнет 75%.

Формирование доходной базы ГК «Автодор» до 2030 года планируется в размере не менее 1,7 трлн руб. до 2030 г. за счет доходов по доверительному управлению и собственных доходов. Экономия расходов федерального бюджета рассчитывает в размере не менее 5 трлн руб. или 64%. Общая потребность в финансировании до 2030 года составит 7,8 трлн руб., включая 5,1 трлн руб. капитальных вложений и 2,7 трлн руб. текущих затрат на эксплуатацию создаваемой национальной опорной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог.

Источники внебюджетного финансирования инвестиционных проектов ГК «Автодор»: прямые заимствования, в том числе облигационные займы, включая  механизм привлечения средств пенсионных фондов, кредитование, собственные средства частных инвесторов (акционерное финансирование) и др.  

Эффект от реализации к 2030 г. должен включать создание сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог протяженностью свыше 12 000 км. В этой связи важно учесть макроэкономические и численные показатели населения. Объем ВВП регионов, которых соединит сеть таких дорог, составляет 80% от общероссийского. В этих регионах проживает 70% населения страны. Это особенно важно, если учесть, что экономические потери от несоответствия уровня развития автодорог потребностям экономики достигают ежегодно около 2-3% ВВП [5].

Соответствие всем технико-эксплуатационным стандартам и требованиям к безопасности составляет одно из условий возведения сети. Задействование механизмов государственно-частного партнерства.

Выводы.

На фоне санкционного давления и жестких макроэкономических условий в настоящее время расширение сети скоростных с использованием механизмов государственно-частного партнерства позволит достичь необходимого эффекта.

Выявленные проблемы реализации стратегий строительства платных скоростных дорог и повышение доступности финансирования позволит в дальнейшем разрабатывать гибкие механизмы их нейтрализации.

Библиографический список:

1. В «Автодоре» назвали самые популярные платные дороги. [Электронный ресурс]. URL: https://news.ati.su/news/2023/02/08/v-avtodore-nazvali-samye-populjarnye-platnye-dorogi-374067/ (Дата обращения: 15.12.2023)
2. Стратегию развития скоростных дорог России обсудили на НТС Госкомпании «Автодор». [Электронный ресурс]. URL: https://www.russianhighways.ru/press/news/55881/ (Дата обращения: 15.12.2023)
3. «Открытие Авто»: большинство автовладельцев готовы платить за проезд по платной трассе не более 500 рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.open.ru/about/press/47720 (Дата обращения: 15.12.2023)
4. За проезд! Кому выгодны платные дороги. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/opinions/18552195 (Дата обращения: 15.12.2023)
5. Деньги на ветерок. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3053356 (Дата обращения: 15.12.2023)




Рецензии:

23.01.2024, 13:31 Моргачев Илья Викторович
Рецензия: Тема статьи является актуальной. Российская Федерация имеет значительные территории, которые нуждаются в качественной и скоростной дорожной инфраструктуре. Её создание является не только техническим мероприятием, но требует разработки и использования современных организационно-экономических механизмов. В работе затронуты актуальные проблемы реализации соответствующих механизмов, что и представляет научную новизну статьи. Автором выполнены формальные требования по структуре и оформлению статьи, представлены статистические данные и аналитический материал, что подтверждает обоснованность выводов. Статья рекомендуется к публикации.

23.01.2024, 15:23 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Исследования показывают, что существует взаимная связь между развитием платных дорог и ростом как транспортных перевозок, так и туристической активности в районе, через который проходит платная дорога. Каждый платный сбор идет на содержание дороги, строительство новой инфраструктуры и улучшение дорожной сети в целом. Платные дороги делают дальние поездки более эффективными и быстрыми, что позволит сэкономить время и деньги. Первая магистраль в США была построена в 1792 году в Пенсильвании и известна как Магистраль Филадельфии и Ланкастера (580 км), которая является самой дорогой платной дорогой в мире (147,80 австралийских долларов). В Швейцарии есть всего два платных участка дороги, оба из которых представляют собой туннели под Альпами, средняя стоимость которых составляет 23,60 франка (34,69 австралийских долларов). В ОАЭ с водителей взимается всего 4 дирхама (1,42 австралийских доллара) каждый раз за проезд дороги Салик (55 км). В Великобритании существуют уже много лет и взимают лишь символическую плату за доступ, например, платный мост Суинфорд в Оксфордшире, который является еще одной частной платной дорогой, за проезд по которой взимается всего 0,09 австралийских долларов - https://www.budgetdirect.com.au/car-insurance/research/taking-the-toll.html. Статья "Анализ стратегии развития платных скоростных дорог в России" является актуальным. Рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх