Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №42 (февраль) 2017
Разделы: Психология
Размещена 13.02.2017.
Просмотров - 2429

Психологический дискурс и его роль составе программы психологической коррекции

Горохов Кирилл Валерьевич

аспирант кафедры общей и социальной психологии. Психолог. Клинический Психолог.

Кисловодский Филиал ГБУЗ СК "Краевой Центр СПИД", Самарский Филиал ГАОУ ВО МГПУ

медицинский психолог отдела эпидемиологии Кисловодского Филиала ГБУЗ СК «Краевой центр СПИД», кафедра общей и социальной психологии

Попов Леонид Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры психологии личности Институт психологии и образования Казанского Федерального Университета


Аннотация:
В данной статье представлено определение психокоррекционной программы и ее видов, и описан психологический дискурс как основной ее компонент, через который формируется процесс внушения. Описана прямая и косвенная суггестия. Определены основные цели и задачи психокоррекции ее влияние на личность и детерминанты невротических состояний возникающих у пациентов межрайонного отделения паллиативной медицинской помощи.


Abstract:
This article presents a definition of psycho-correction programme and its types, and describes the psychological discourse as its main component, which is formed through the process of suggestion. Described direct and indirect suggestion. Define the main goals and tasks of psychological correction of its influence on the personality and the determinants of neurotic conditions arising in patients on the palliative care ward.


Ключевые слова:
психологический дискурс; психокоррекционная программа; психокоррекция; личность; внушение; прямая и косвенная суггестия; качество жизни; паллиативная помощь.

Keywords:
psychological discourse; psychological intervention program; psychocorrection; personality; suggestion; direct and indirect suggestion; quality of life; palliative care.


УДК 159.9.072

Одним из видов психологической помощи в практике психолога является психокоррекция. Психокоррекция - это воздействие на личность человека, его интеллектуальный, физиологический, чувственный уровень.

Главным критерием его отличия от психотерапии является обучающий процесс на каждом этапе коррекционной работы. Через виды психокоррекции (арт-терапия, обучающие семинары тренинги, психологический дискурс, создание коррекционной среды и т.п.), человек обучается по новому взглянуть на изменившееся условия существования (в случае с болезнью, переездом на новое место жительства из-за каких либо особо значимых причин), избавится от вредных привычек (анонимные алкоголики, метод Шичко и т.п.).

Психотерапия же в современном понимании -это лечение каких либо психических расстройств психологическими методами, ввиду этого понятие психотерапии сегодня очень расплывчато и порой точно определить где заканчивается психокоррекция и начинается психотерапия порой не представляется возможным.

Психокоррекция, как и любой метод имеет свои цели и задачи. Методов же относящихся исключительно к психокоррекционной работе нет, в ней используются все современные достижения  психологии, педагогики, медицины и психотерапии. Собственно говоря опираясь на мнение А.Б Холмогоровой и Н.Г. Гаранян  любой фактор психологический, социальный или эмоциональный, который может вызвать либо эмоциональную, либо поведенческую реакции можно использовать в ходе психокоррекционной работы. 

Главной целью коррекции является устранение имеющихся или развивающихся недостатков в личности человека, гармонизация личности, профилактика психологических расстройств. В отличии от психотерапии целью коррекционной работы отнюдь не является изменение мироощущения или каких либо взглядов и  коррекция применима даже в том случае если человек не осознает имеющихся у него проблем или не понимает смыслового содержания упражнений (например - лепка из пластилина развитие моторики и т.п.).

Задачи психокоррекционной работы можно определить следующие с учетом личности человека, ее состояния, наличия негативного воздействия и содержания психокоррекционной программы :

  1. расширение взглядов человека на вновь сложившиеся обстоятельства (заболевание и т.п.) путем направленного образования.
  2. цанализ последствий к которым привели эти обстоятельства путем психологического дискурса, интерпретация чувств и эмоций. Улучшение общего психоэмоционального фона клиента и его окружения.
  3. поиск способов решения личностных проблем (в том числе и восполнения недостатка общения при его наличии).
  4. поиск внутренних ресурсов на противодействие сложившимся обстоятельствам и эмоционального комфорта.
  5. подбор индивидуальных методов приемлемых для конкретного человека (арт-терапии, групповой - терапии)
  6. Создание приверженности к терапии (в случае с имеющимися соматическими заболеваниями)
  7. адаптацию клиента в социуме при имеющихся обстоятельствах жизни. Повышение самооценки, решения проблем одиночества и неполноценности
  8. Создание рекомендаций по позитивной программе дальнейшей жизни. Психологическое сопровождение клиента и его ближайшего окружения.
  9. Предоставление всей необходимой для клиента и его родственников информации способствующей решению и профилактики возникающих проблем.

Формально психокоррекционная работа психолога разбита на три обширных блока :

  1. Ознакомительно - диагностический.
  2. Психокоррекционный.
  3. Контрольно-диагностический.

В ознакомительно-диагностический блок входят такие структуры психологического консультирования как : 1. первичная консультация с установлением контакта и определением запроса; 2. изучение данных биографии клиента, его социальных и психологических условий жизни, данных о состоянии соматического здоровья; 3. подбор психодиагностических методик; 4. диагностический этап; 5.создание психокоррекционной среды, которая будет наиболее комфортна для человека.

По результатам психодиагностического исследования комплексом методик формируется индивидуальная психокоррекционная программа, или как будет описано ниже в общую комплексную психокоррекционную программу вносятся некоторые индивидуальные изменения с учетом психологического, соматического здоровья клиента, его социального статуса и навыков.

Самым обширным блоком  является психокоррекционный, рассмотрим подробнее состав этого блока -  он формируется применительно к ситуации исследования, целей и задач психокоррекционной работы.

Последний контрольно - диагностический блок связан с в первую очередь с психодиагностикой клиента, разработки дальнейших рекомендаций для самого человека, его родственников и при необходимости медицинских или социальных служб.

Как видно из вышеизложенного, большую часть всей психокоррекционной работы психолога составляет его общение с обратившимся за помощью, из этого следует что главенствующую роль в психокоррекционной работе занимает психологический дискурс - а именно общение психолога и клиента.

По мнению кандидата филологических наук Л.Р. Ахмеровой, представляющей научную школу Поволжского  (Казанского)  Федерального Университета, во время психологического дискурса при психокоррекционной работе психолог выступает носителем научного знания, а клиент это носитель языка основной задачей которого является максимально корректная и точная вербализация душевного состояния. Целью человека обратившегося за помощью является работа с чувствами и эмоциями их осознание принятие и переработка, рефлексия в процессе общения с психологом.

При взаимодействии психолога и клиента  роль личности последнего произвести синтез условий, возбуждение сосредоточения, согласуясь с ходом мышления самой личности.   При участии активного внимания, информация перерабатывается путем обдумывания и размышления, становясь знанием полученным личностью. При этом формируется процесс внушения, так как фактически внушение, это способ взаимодействия людей в процессе общения, наряду с убеждением и подражанием. [10]. В большинстве своем именно внушение  взаимодействует в процессе взаимоотношения личности и социума .

Внушение хоть и зачастую вызывает борьбу личности и внутреннего «Я», но при этом входит в психическую сферу человека «дозировано», незаметно и выполняется хоть и «насильственно», но не автоматически. В этом задействованы механизмы восприятия и показывает нам отношение личности к восприятию объекта внушения.[2,3]

Принятие, без какой либо критики, каких, либо идей, движений, мыслей, действий является все же первоочередной задачей внушения. Если выразится другими словами, то это интервенция постороннего в психическую сферу личности без сопротивления с целью выполнения на уровне автоматизма.

В трудах: В.М. Бехтерева, П.И. Буля, В.М. Звоникова, Б.Ф. Поршнева, И.Е. Шварца, O.E. Чернова, и др.,  указывается на применение внушения, как метода в таких областях как психотерапия.  Примеры которые они приводят, также доказывают практическую значимость внушения в самых различных сферах деятельности человека от его профессиональной и образовательной до социальной и личностной.

По мнению ученых Казанского Федерального университета, в частности доктора психологических наук  Л.М. Попова специализирующегося в сфере психологии личности – «Одним  из выраженных направлений современной психологии личности стала манипуляционная  психология,  которая  находит  отражение  в  политической  и  бизнес - культуре, а также в литературе, побуждающей мужчин и женщин к эффективному влиянию на противоположный пол».[7]

Данные методы психотерапевтической и психологической коррекции получили широкое распространение для работы с людьми страдающими соматическими заболеваниями, жертвами насилия, переживающим острую реакцию на стресс, страдающих различными видами  аддикций и т.д.. Много работ как зарубежных так и отечественных авторов относится к изучению методов внушения применяемых служителями деструктивных культов.

К большому сожалению внедрение методов манипуляционной психологии в реабилитационные и восстановительные программы относительно лиц старшей возрастной группы  в учреждениях социальной защиты и здравоохранения не распространенно, что является в крайне незаслуженным. В тоже время развитие направления паллиативной помощи, оказание помощи лицам пожилого и старческого возраста, а так же повышение качества жизни неизлечимо больных, является индикатором и характеризует общество в целом.

Существует два типа внушения формирующиеся в процессе психологического дискурса - косвенное и прямое, в случае с прямым внушением мы всегда имеем дело с формулами внушения и приказами, но в случае с косвенным внушение все обстоит совершенно иначе. Косвенное внушение или опосредованное, действует на личность человека, как бы из далека, скрытно.

Наиболее важным условием для внедрения методов суггестии - является такой пример метода косвенного внушения, как создание  психокоррекционной среды в том учреждении,  которое оказывает психологическую помощь лицам старшей возрастной группы. Данный метод предполагает использование потенциала окружающей человека среды в лечебных целях (персонал, события отделения, другие пациенты или проживающие в зависимости от принадлежности учреждения и т.д.) [8].

Создание различных моделей психокоррекционной среды активно развивается рамках концепции психической адаптациии, при организации терапии средой используются социо терапевтический и поведенческий подходы.

Перечислим и интерпретируем основные принципы психокоррекции средой или методом косвенного внушения. 

  1.  Взаимно дружеские и уважительные отношения между персоналом учреждения и его клиентами с сохранением основных позиций деонтологии, в случае с учреждениями социальной защиты - это может быть даже полный отказ от иерархии между персоналом и проживающими, но с сохранением необходимой субординации;
  2. Взаимная психокоррекция друг друга. В этом случае необходимо обратить внимание на принципы работы групп, чье предназначение связанно с изменением поведения, снятием невротических и депрессивных проявлений и активацию ресурсов исключая при этом  взаимный анализ личностных характеристик и взаимоотношений.[ 9]
  3. Разделение ответственности за социальные  функции учреждения оказывающего помощь. В этом случае цель данного принципа психокоррекции средой является: повышение самооценки и  усиление независимости; ориентация на реальную  и постоянно меняющуюся действительность с учетом общего состояния клиента.

Прямое внушение в бодрствующем состоянии, проводят как индивидуально, так и используют групповую форму работы. Этот способ не требует особого оборудования, какой либо тщательной подготовки и оформления кабинета психолога или психотерапевта. Собственно этот вид внушения присутствует в каждой беседе с психологом или врачом.  Особенно хорошо он действует на детей (ввиду повышенной внушаемости), на лиц с фобиями (СПИДофобией, канцерофобией, кардиофобией и д.р.), истерическими неврозами, психастениями и неврастениями.

При этом, можно используя повелительный тон, произносятся  ясные и рациональные формулы суггестии, обращенные на конкретную мишень - это может быть спокойствия, уверенности, устойчивости  эмоционального фона, нормализации уровня  настроения, ощущения умиротворенности и спокойствия, чувства уравновешенности. Внушения могут так же носить и общий характер например предания внутреннего равновесия, здоровья в общепринятом понимании этого термина, стабильности и укрепления жизненных сил. В зависимости от личности человека, степени его сопротивления внушению, сами формулировки внушения можно изменять на  более или менее директивные.

Единственным противопоказанием к применению методов суггестии в бодрствующем состоянии является состояние после перенесенного инфарктом миокарда в срок до 6 месяцев  и инсульты и инфаркты головного мозга особенно в период ранней реабилитации в срок минимум 6 месяцев. В бодрствующем состоянии внушение проходит медленно, так как торможение коры хоть и присутствует, но оно слабое и пациент может эмоционально отреагировать на какой либо раздражитель - или повелительный тон суггестора или просто начав критически оценивать формулу внушения.

В зависимости от личности человека, степени его сопротивления внушению, сами формулировки внушения можно изменять на  более или менее директивные.

 В  марте 2015 года в МБУЗ "ЦРБ" Усть-Донецкого района учреждении оказывающим медицинскую помощь жителям, было открыто межрайонное отделение паллиативной медицинской помощи (главный врач К. И. Пыльцын, заведующий отделением паллиативной медицинской помощи  С. М. Скляревский).

В данной статье сотрудники отделения хотят поделится довольно скромным опытом составления программы психологической коррекции и ведения пациентов в условиях стационара оказывающего паллиативную медицинскую помощь.

Таким образом, целью нашей работы является исследование опыта применения психокоррекционной программы и роли психологического дискурса в ней. Психокоррекция будет включать в себя как групповые, так и индивидуальные методы.

Объектом исследования выступает КЖ клиента, которое по своему определению включает в себя социальный, психологический и соматический факторы благополучия и чувство переживания одиночества.

Предмет исследования – сочетание психологических групповых и индивидуальных методов   психологической коррекции. Создания психокоррекционной среды в отделении паллиативной помощи. Исходя из вышеизложенного, мы можем выдвинуть частное предположение о том, что при направленной психологической коррекции групповыми и индивидуальными методами в которых, как говорилось ранее, главенствующую роль имеет психологический дискурс, допустимых к использованию в условиях стационара снижается психосоматическая детерминанта в течении заболевания. Как следствие в процессе ряда медицинских и психологических мероприятий, происходит изменение:

а) уровня ощущений, чувственного уровня болевой стороны болезни ; 

б) эмоциональной фона, связанного с реагированием в первую очередь на детерминирующее невротические состояния чувство негативного переживания одиночества, соматическую симптоматику заболеваний, и его последствия;

в) рационально-информационный уровень или интеллектуальной стороны болезни связанной с представлениями и знаниями больного о заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;

г) волевой стороны болезни, связанной с отношением больного к заболеванию, необходимостью изменения поведения и образа жизни, актуализацией деятельности по сохранению здоровья.[ 4 ]

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) разработать эмпирическую программу исследования проблемы 2) исследовать исходный уровень социально-психологической установки, наличия невротических состояний, провести диагностику чувства переживания одиночества; 3) провести психологическую коррекцию чувства негативного переживания одиночества; 4) проанализировать данные и сформулировать выводы.  [5]

    I. Арт-терапия ( создание картин на стекле из пластилина).

    II. Театральная терапия представлена выступлением детского коллектива.

    II. Психологической работы с родственниками пациента в виде тренинга "Школы по уходу за пациентом"

Теоретическая значимость работы связана с расширением теоретических представлений о  целях деятельности по совершенствованию здоровья, сохранению и развитию у личности способности к усилию, личной компетентности и ответственности [6].

Практическая значимость состоит в изучении влияния методов, направленных на снижение психосоматических детерминант, формированию представлений о том, что сохранение и приумножение здоровья связано с формированием развитых социальных и личностных представлений о нем. Тем более что «в связи с ухудшением экологических условий, ростом психологической нагрузки проблема понимания психологического аспекта феномена здоровья становится одной из важнейших» .

В данном исследовании методика групповой психокоррекционной работы представлена психологическими тренингами, направленными на объективную оценку заболевания для исключения психосоматических детерминант,  консультациями с интерпретацией чувств и эмоций, терапией искусством, кратко приведем примеры методов психологической коррекции:

Арт-терапия и ее вид пластилинография - обратная живопись, рисование пластилином по стеклу. Основная техника этого вида арт-терапии связанна с развитием тонкой моторики, постоянные повторения вдавливания - надавливания, размазывания подушечками пальцев, все это помогает координировать движение руки и пальцев.  Опишем основные этапы работы:

  1. В начале арт-терапевтического сеанса пациенту предлагается выбор из нескольких несколько контуров рисунков.
  2. Дискурс - обсуждение рисунка, его деталей, цветовой гаммы, интерпретация чувств и эмоций которые вызывает рисунок.
  3. Подготовка пластилина, формирование из него мелких деталей.
  4. Работа над картиной.
  5. Представление работы, обсуждение (дискурс), о чувствах, эмоциях ощущениях которые возникали в процессе арттерапии.

Театральная терапия представлена выступлением детского коллектива музыкальной школы.  В течении часа один раз в месяц, дети - учащиеся демонстрировали свои навыки владения музыкальными инструментами, общались с пациентами отделения многие из которых приняли активное участие.

В виде психологического тренинга проведена "Школа по уходу за  пациентом", для родственников и ближайшего окружения больных находящихся в межрайонном отделении паллиативной медицинской помощи. В ходе данного тренинга рассматривались и дискуссировались вопросы о правильности использования некоторый медицинских протезно - ортопедических изделий, уходу за тяжелобольными и лежачими пациентами.

Принцип формирования выборки - возрастной диапазон принявших участие в исследовании от 55-80 лет, объем выборки составил 30 человек в контрольной группе и 30 человек в экспериментальной.

Нами было набрано две группы в контрольной группе психокоррекционная работа не проводилась, во второй она проводилась на всем протяжении всего курса  стационарного лечения в отделении паллиативной медицинской длительностью в 28 дней.

Выводы.  

В ходе проведенного исследования мы отметили хорошую результативность комплексной психокоррекционной программы - снижения воздействия на личность невротических детерминант, снижение показателей негативного переживания одиночества, увеличения показателей позитивного одиночества, снижение уровней общей и индивидуальной тревоги. Определили место психологического дискурса в составе программы психологической коррекции и рассмотрели формирование суггестивного эффекта в процессе психологического дискурса.

 Создание психокоррекционной среды и исполнение программы психологической коррекции в отделении паллиативной помощи -  способствует  коррекции чувства негативного переживания одиночества детерминирующего невротические состояния и формирует приверженность к лечению, увеличивает показатели позитивного одиночества путем воздействия на личность в процессе психологического дискурса и как следствие улучшает показатели качества жизни. 

Библиографический список:

1. Ахмерова Л.Р. Психологический дискурс и его разновидности в современном русском языке / И.А. Бодуэн Де Куртенэ и мировая лингвистика. Международная конференция (V Бодуэновские чтения): труды и материалы. / Под общей редакцией К.Р. Галиуллина, Е.А. Горобец, Г.А. Николаева. 2.- Казанский (Приволжский) федеральный университет. - 2005 С. 21-23
2. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни./ Роль внушения в общественной жизни. - 1898. - С. 53
3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. / Внушение и его роль в общественной жизни. - 1908. - С. 175
4. Горохов К.В. Семинар-тренинг как средство коррекции внутренней картины болезни у пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / ВАР. – М.,- 2015.
5. Зеленкова Л.А., Горохов К.В. Оценка и влияние невротических состояний и их детерминант на качество жизни пациента. / Паллиативная медицина и реабилитация . - 2016. - №4. - с. 35-40
6. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство М.,- 2002. – С. 592
7. Попов Л.М., Устина Ю.Н. Предмет и методы этической психологии личности/ Ученые Записки Казанского Государственного Университета. -2009.- Т. 151, к .5.- С.169
8. Прудникова Ю.А. Распространенность, клинические проявления и психотерапия депрессивных расстройств у пожилых в условиях центра социального обслуживания: автореф. дис. …канд. мед. наук /Ю.А. Прудникова. – М.: Московский государственный медико-стоматологический университет. - 2009. – С. 25
9. Психотерапия : учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 672
10. Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: автореф. дис. … канд.псих.наук/ Чеснокова Ирина Алексеевна.- Москва. - 2005.- С. 27




Рецензии:

17.02.2017, 9:56 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Рекомендуется к публикации.Однако,по-моему мнению, Ростовская область - пишется так, а не ростовская область.В целом работа содержит хороший потенциал и соответствует требованиям данного журнала.

18.02.2017 20:20 Ответ на рецензию автора Горохов Кирилл Валерьевич:
Доброго времени суток и большое Вам спасибо Уважаемый Ризабек Агзамович!!!

9.03.2017, 11:07 Густодымова Вера Сергеевна
Рецензия: Качество оформления научного исследования в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Все теоретические положения и выводы автора обоснованы, логичны и соответствуют ходу теоретических размышлений в рамках изучаемой проблемы. Проведенное исследование имеет определенный практический интерес. Рекомендуется к публикации.
14.03.2017 7:07 Ответ на рецензию автора Горохов Кирилл Валерьевич:
Вера Сергеевна благодарю за отзыв

10.03.2017, 15:40 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья несомненно актуальна для психолого-педагогической теории и практики,содержит научную новизну. Интересна и отличается практической ориентированностью. Рекомендуется к публикации.
14.03.2017 7:07 Ответ на рецензию автора Горохов Кирилл Валерьевич:
Ирина Владимировна спасибо большое за отзыв



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх