аспирант кафедры общей и социальной психологии. Психолог. Клинический Психолог.
Кисловодский Филиал ГБУЗ СК "Краевой Центр СПИД", Самарский Филиал ГАОУ ВО МГПУ
медицинский психолог отдела эпидемиологии Кисловодского Филиала ГБУЗ СК «Краевой центр СПИД», кафедра общей и социальной психологии
Попов Леонид Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры психологии личности Институт психологии и образования Казанского Федерального Университета
УДК 159.9.072
Одним из видов психологической помощи в практике психолога является психокоррекция. Психокоррекция - это воздействие на личность человека, его интеллектуальный, физиологический, чувственный уровень.
Главным критерием его отличия от психотерапии является обучающий процесс на каждом этапе коррекционной работы. Через виды психокоррекции (арт-терапия, обучающие семинары тренинги, психологический дискурс, создание коррекционной среды и т.п.), человек обучается по новому взглянуть на изменившееся условия существования (в случае с болезнью, переездом на новое место жительства из-за каких либо особо значимых причин), избавится от вредных привычек (анонимные алкоголики, метод Шичко и т.п.).
Психотерапия же в современном понимании -это лечение каких либо психических расстройств психологическими методами, ввиду этого понятие психотерапии сегодня очень расплывчато и порой точно определить где заканчивается психокоррекция и начинается психотерапия порой не представляется возможным.
Психокоррекция, как и любой метод имеет свои цели и задачи. Методов же относящихся исключительно к психокоррекционной работе нет, в ней используются все современные достижения психологии, педагогики, медицины и психотерапии. Собственно говоря опираясь на мнение А.Б Холмогоровой и Н.Г. Гаранян любой фактор психологический, социальный или эмоциональный, который может вызвать либо эмоциональную, либо поведенческую реакции можно использовать в ходе психокоррекционной работы.
Главной целью коррекции является устранение имеющихся или развивающихся недостатков в личности человека, гармонизация личности, профилактика психологических расстройств. В отличии от психотерапии целью коррекционной работы отнюдь не является изменение мироощущения или каких либо взглядов и коррекция применима даже в том случае если человек не осознает имеющихся у него проблем или не понимает смыслового содержания упражнений (например - лепка из пластилина развитие моторики и т.п.).
Задачи психокоррекционной работы можно определить следующие с учетом личности человека, ее состояния, наличия негативного воздействия и содержания психокоррекционной программы :
Формально психокоррекционная работа психолога разбита на три обширных блока :
В ознакомительно-диагностический блок входят такие структуры психологического консультирования как : 1. первичная консультация с установлением контакта и определением запроса; 2. изучение данных биографии клиента, его социальных и психологических условий жизни, данных о состоянии соматического здоровья; 3. подбор психодиагностических методик; 4. диагностический этап; 5.создание психокоррекционной среды, которая будет наиболее комфортна для человека.
По результатам психодиагностического исследования комплексом методик формируется индивидуальная психокоррекционная программа, или как будет описано ниже в общую комплексную психокоррекционную программу вносятся некоторые индивидуальные изменения с учетом психологического, соматического здоровья клиента, его социального статуса и навыков.
Самым обширным блоком является психокоррекционный, рассмотрим подробнее состав этого блока - он формируется применительно к ситуации исследования, целей и задач психокоррекционной работы.
Последний контрольно - диагностический блок связан с в первую очередь с психодиагностикой клиента, разработки дальнейших рекомендаций для самого человека, его родственников и при необходимости медицинских или социальных служб.
Как видно из вышеизложенного, большую часть всей психокоррекционной работы психолога составляет его общение с обратившимся за помощью, из этого следует что главенствующую роль в психокоррекционной работе занимает психологический дискурс - а именно общение психолога и клиента.
По мнению кандидата филологических наук Л.Р. Ахмеровой, представляющей научную школу Поволжского (Казанского) Федерального Университета, во время психологического дискурса при психокоррекционной работе психолог выступает носителем научного знания, а клиент это носитель языка основной задачей которого является максимально корректная и точная вербализация душевного состояния. Целью человека обратившегося за помощью является работа с чувствами и эмоциями их осознание принятие и переработка, рефлексия в процессе общения с психологом.
При взаимодействии психолога и клиента роль личности последнего произвести синтез условий, возбуждение сосредоточения, согласуясь с ходом мышления самой личности. При участии активного внимания, информация перерабатывается путем обдумывания и размышления, становясь знанием полученным личностью. При этом формируется процесс внушения, так как фактически внушение, это способ взаимодействия людей в процессе общения, наряду с убеждением и подражанием. [10]. В большинстве своем именно внушение взаимодействует в процессе взаимоотношения личности и социума .
Внушение хоть и зачастую вызывает борьбу личности и внутреннего «Я», но при этом входит в психическую сферу человека «дозировано», незаметно и выполняется хоть и «насильственно», но не автоматически. В этом задействованы механизмы восприятия и показывает нам отношение личности к восприятию объекта внушения.[2,3]
Принятие, без какой либо критики, каких, либо идей, движений, мыслей, действий является все же первоочередной задачей внушения. Если выразится другими словами, то это интервенция постороннего в психическую сферу личности без сопротивления с целью выполнения на уровне автоматизма.
В трудах: В.М. Бехтерева, П.И. Буля, В.М. Звоникова, Б.Ф. Поршнева, И.Е. Шварца, O.E. Чернова, и др., указывается на применение внушения, как метода в таких областях как психотерапия. Примеры которые они приводят, также доказывают практическую значимость внушения в самых различных сферах деятельности человека от его профессиональной и образовательной до социальной и личностной.
По мнению ученых Казанского Федерального университета, в частности доктора психологических наук Л.М. Попова специализирующегося в сфере психологии личности – «Одним из выраженных направлений современной психологии личности стала манипуляционная психология, которая находит отражение в политической и бизнес - культуре, а также в литературе, побуждающей мужчин и женщин к эффективному влиянию на противоположный пол».[7]
Данные методы психотерапевтической и психологической коррекции получили широкое распространение для работы с людьми страдающими соматическими заболеваниями, жертвами насилия, переживающим острую реакцию на стресс, страдающих различными видами аддикций и т.д.. Много работ как зарубежных так и отечественных авторов относится к изучению методов внушения применяемых служителями деструктивных культов.
К большому сожалению внедрение методов манипуляционной психологии в реабилитационные и восстановительные программы относительно лиц старшей возрастной группы в учреждениях социальной защиты и здравоохранения не распространенно, что является в крайне незаслуженным. В тоже время развитие направления паллиативной помощи, оказание помощи лицам пожилого и старческого возраста, а так же повышение качества жизни неизлечимо больных, является индикатором и характеризует общество в целом.
Существует два типа внушения формирующиеся в процессе психологического дискурса - косвенное и прямое, в случае с прямым внушением мы всегда имеем дело с формулами внушения и приказами, но в случае с косвенным внушение все обстоит совершенно иначе. Косвенное внушение или опосредованное, действует на личность человека, как бы из далека, скрытно.
Наиболее важным условием для внедрения методов суггестии - является такой пример метода косвенного внушения, как создание психокоррекционной среды в том учреждении, которое оказывает психологическую помощь лицам старшей возрастной группы. Данный метод предполагает использование потенциала окружающей человека среды в лечебных целях (персонал, события отделения, другие пациенты или проживающие в зависимости от принадлежности учреждения и т.д.) [8].
Создание различных моделей психокоррекционной среды активно развивается рамках концепции психической адаптациии, при организации терапии средой используются социо терапевтический и поведенческий подходы.
Перечислим и интерпретируем основные принципы психокоррекции средой или методом косвенного внушения.
Прямое внушение в бодрствующем состоянии, проводят как индивидуально, так и используют групповую форму работы. Этот способ не требует особого оборудования, какой либо тщательной подготовки и оформления кабинета психолога или психотерапевта. Собственно этот вид внушения присутствует в каждой беседе с психологом или врачом. Особенно хорошо он действует на детей (ввиду повышенной внушаемости), на лиц с фобиями (СПИДофобией, канцерофобией, кардиофобией и д.р.), истерическими неврозами, психастениями и неврастениями.
При этом, можно используя повелительный тон, произносятся ясные и рациональные формулы суггестии, обращенные на конкретную мишень - это может быть спокойствия, уверенности, устойчивости эмоционального фона, нормализации уровня настроения, ощущения умиротворенности и спокойствия, чувства уравновешенности. Внушения могут так же носить и общий характер например предания внутреннего равновесия, здоровья в общепринятом понимании этого термина, стабильности и укрепления жизненных сил. В зависимости от личности человека, степени его сопротивления внушению, сами формулировки внушения можно изменять на более или менее директивные.
Единственным противопоказанием к применению методов суггестии в бодрствующем состоянии является состояние после перенесенного инфарктом миокарда в срок до 6 месяцев и инсульты и инфаркты головного мозга особенно в период ранней реабилитации в срок минимум 6 месяцев. В бодрствующем состоянии внушение проходит медленно, так как торможение коры хоть и присутствует, но оно слабое и пациент может эмоционально отреагировать на какой либо раздражитель - или повелительный тон суггестора или просто начав критически оценивать формулу внушения.
В зависимости от личности человека, степени его сопротивления внушению, сами формулировки внушения можно изменять на более или менее директивные.
В марте 2015 года в МБУЗ "ЦРБ" Усть-Донецкого района учреждении оказывающим медицинскую помощь жителям, было открыто межрайонное отделение паллиативной медицинской помощи (главный врач К. И. Пыльцын, заведующий отделением паллиативной медицинской помощи С. М. Скляревский).
В данной статье сотрудники отделения хотят поделится довольно скромным опытом составления программы психологической коррекции и ведения пациентов в условиях стационара оказывающего паллиативную медицинскую помощь.
Таким образом, целью нашей работы является исследование опыта применения психокоррекционной программы и роли психологического дискурса в ней. Психокоррекция будет включать в себя как групповые, так и индивидуальные методы.
Объектом исследования выступает КЖ клиента, которое по своему определению включает в себя социальный, психологический и соматический факторы благополучия и чувство переживания одиночества.
Предмет исследования – сочетание психологических групповых и индивидуальных методов психологической коррекции. Создания психокоррекционной среды в отделении паллиативной помощи. Исходя из вышеизложенного, мы можем выдвинуть частное предположение о том, что при направленной психологической коррекции групповыми и индивидуальными методами в которых, как говорилось ранее, главенствующую роль имеет психологический дискурс, допустимых к использованию в условиях стационара снижается психосоматическая детерминанта в течении заболевания. Как следствие в процессе ряда медицинских и психологических мероприятий, происходит изменение:
а) уровня ощущений, чувственного уровня болевой стороны болезни ;
б) эмоциональной фона, связанного с реагированием в первую очередь на детерминирующее невротические состояния чувство негативного переживания одиночества, соматическую симптоматику заболеваний, и его последствия;
в) рационально-информационный уровень или интеллектуальной стороны болезни связанной с представлениями и знаниями больного о заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;
г) волевой стороны болезни, связанной с отношением больного к заболеванию, необходимостью изменения поведения и образа жизни, актуализацией деятельности по сохранению здоровья.[ 4 ]
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) разработать эмпирическую программу исследования проблемы 2) исследовать исходный уровень социально-психологической установки, наличия невротических состояний, провести диагностику чувства переживания одиночества; 3) провести психологическую коррекцию чувства негативного переживания одиночества; 4) проанализировать данные и сформулировать выводы. [5]
I. Арт-терапия ( создание картин на стекле из пластилина).
II. Театральная терапия представлена выступлением детского коллектива.
II. Психологической работы с родственниками пациента в виде тренинга "Школы по уходу за пациентом"
Теоретическая значимость работы связана с расширением теоретических представлений о целях деятельности по совершенствованию здоровья, сохранению и развитию у личности способности к усилию, личной компетентности и ответственности [6].
Практическая значимость состоит в изучении влияния методов, направленных на снижение психосоматических детерминант, формированию представлений о том, что сохранение и приумножение здоровья связано с формированием развитых социальных и личностных представлений о нем. Тем более что «в связи с ухудшением экологических условий, ростом психологической нагрузки проблема понимания психологического аспекта феномена здоровья становится одной из важнейших» .
В данном исследовании методика групповой психокоррекционной работы представлена психологическими тренингами, направленными на объективную оценку заболевания для исключения психосоматических детерминант, консультациями с интерпретацией чувств и эмоций, терапией искусством, кратко приведем примеры методов психологической коррекции:
Арт-терапия и ее вид пластилинография - обратная живопись, рисование пластилином по стеклу. Основная техника этого вида арт-терапии связанна с развитием тонкой моторики, постоянные повторения вдавливания - надавливания, размазывания подушечками пальцев, все это помогает координировать движение руки и пальцев. Опишем основные этапы работы:
Театральная терапия представлена выступлением детского коллектива музыкальной школы. В течении часа один раз в месяц, дети - учащиеся демонстрировали свои навыки владения музыкальными инструментами, общались с пациентами отделения многие из которых приняли активное участие.
В виде психологического тренинга проведена "Школа по уходу за пациентом", для родственников и ближайшего окружения больных находящихся в межрайонном отделении паллиативной медицинской помощи. В ходе данного тренинга рассматривались и дискуссировались вопросы о правильности использования некоторый медицинских протезно - ортопедических изделий, уходу за тяжелобольными и лежачими пациентами.
Принцип формирования выборки - возрастной диапазон принявших участие в исследовании от 55-80 лет, объем выборки составил 30 человек в контрольной группе и 30 человек в экспериментальной.
Нами было набрано две группы в контрольной группе психокоррекционная работа не проводилась, во второй она проводилась на всем протяжении всего курса стационарного лечения в отделении паллиативной медицинской длительностью в 28 дней.
Выводы.
В ходе проведенного исследования мы отметили хорошую результативность комплексной психокоррекционной программы - снижения воздействия на личность невротических детерминант, снижение показателей негативного переживания одиночества, увеличения показателей позитивного одиночества, снижение уровней общей и индивидуальной тревоги. Определили место психологического дискурса в составе программы психологической коррекции и рассмотрели формирование суггестивного эффекта в процессе психологического дискурса.
Создание психокоррекционной среды и исполнение программы психологической коррекции в отделении паллиативной помощи - способствует коррекции чувства негативного переживания одиночества детерминирующего невротические состояния и формирует приверженность к лечению, увеличивает показатели позитивного одиночества путем воздействия на личность в процессе психологического дискурса и как следствие улучшает показатели качества жизни.
Рецензии:
17.02.2017, 9:56 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Рекомендуется к публикации.Однако,по-моему мнению, Ростовская область - пишется так, а не ростовская область.В целом работа содержит хороший потенциал и соответствует требованиям данного журнала.