Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Медицина
Размещена 18.04.2017. Последняя правка: 19.04.2017.

ВЛИЯНИЕ ОПТИМИЗМА И АКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гребнева Анастасия Николаевна

-

ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия

студентка 4 курса 402 группы педиатрического факультета

Научный руководитель: д.м.н., профессор Н. М. Попова. Полякова К.Э., студентка 4 курса 401 группы педиатрического факультета, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМА Духтанов И.В. ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» кафедра общественного здоровья и здравоохранения (зав. каф. д.м.н., профессор Н. М. Попова)


Аннотация:
В статье приведены результаты анкетирования по шкале оптимизма и активности (Шкала AOS, Н. Водопьянова, М. Штейн) у детей младшего школьного возраста в бюджетном учреждении «Республиканский санаторий для детей "Ласточка" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики. Цель исследования - изучить влияние оптимизма и активности на успеваемость детей младшего школьного возраста.


Abstract:
The article presents the results of the survey on a scale of optimism and activity Scale (AOS, N. Vodopyanov, M. Stein) in children of primary school age in the public institution "Republican sanatorium for children "Swallow" of the Ministry of health of the Udmurt Republic. The purpose of the study was to investigate the impact of optimism and activity on the performance of children of primary school age.


Ключевые слова:
оптимизм; активность; младший школьный возраст; школьная успеваемость.

Keywords:
optimism; activity; primary school age; school performance.


УДК  371.26-053.5:159.923.5

Введение. Младший школьный возраст (8-11 лет) - важный этап становления личности ребенка, его восприятия жизни  и отношение к миру, себе. Именно в этот период происходит закладка будущего взрослого человека, поэтому так необходимо правильно и грамотно «направлять ребенка», адаптировать [3]. Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. В школе дети учатся добывать знания, учатся дружить и общаться. В школе дети готовятся к дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы каждому ученику было комфортно в школе. Но почему некоторые ученики посещают школу с удовольствием, другие с нежеланием, а есть такие дети, которые боятся ходить в школу? Одни добиваются высоких результатов в учебной и во внеурочной деятельности, получают удовольствие от общения с друзьями. А для других обучение в школе связано с мучительными переживаниями, с беспокойством, с тревогами и даже со страхами [2]. Немалую роль в успешности обучения ребенка  играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности. Темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека[1].

Актуальность. В настоящее время проблема изучения влияния темперамента на школьную  успеваемость не теряет своей актуальности. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на их дальнейшую школьную жизнь.  Очевидно, если младший школьник  не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка

Цель исследования. Изучить влияние личностных характеристик оптимизма и активности детей младшего школьного возраста на успеваемость.

В соответствии с данной целью, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить взаимосвязь уровня личностных характеристик  и успеваемости младших школьников методом расчета   ранговой корреляции (по Спирмену);

2.   Сделать выводы по результатам анализа.

Материалы и методы. Было проведено анкетирование по выявлению оптимизма и активности у детей (Шкала AOS , Н. Водопьянова, М. Штейн), в котором участвовало 106 детей младшего школьного возраста (8-11 лет) бюджетного учреждения «Республиканский санаторий для детей "Ласточка" Министерства Здравоохранения Удмуртской Республики.

Данная  методика направлена на выявление личностных факторов, способствующих стрессоустойчивости. В структуру стрессоустойчивости как сложного личностного конструкта входят мировоззренческие и установочные факторы, такие как позитивное мироощущение, жизнерадостность, уверенность и конструктивная активность в трудных жизненных ситуациях, требующих сохранения стойкости, мужества и веры в их положительное разрешение. Позитивное мироощущение и жизнерадостность являются важными атрибутами психосоциального здоровья человека. Они могут быть описаны в категории оптимизма. В отечественной психологии в настоящее время не существует четкого определения понятия оптимизма. Это связано с тем, что оптимизм как психологическая категория – понятие весьма емкое и многозначное. В повседневной жизни под оптимизмом чаще всего подразумеваются такие качества человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех и в то, что в мире господствует положительное начало и добро [4].

Результаты: В анкетировании участвовали  дети младшего школьного возраста 8-11 лет, среди которых, мальчиков - 57,6%, девочек - 42,4%.

При анализе  анкетирования на утверждение "Я люблю слушать громкую музыку"  - 72, 3 из 100 ответили положительно, 4, 5 из  100 отрицательно, остальные 23, 2 ответили, что иногда.  60, 4 из 100 считают, что им не трудно достичь жизненных целей. Ситуации,  в которых есть доля  неопределенности  - не нравятся 55, 9 из 100 опрошенных. Дети, которые любят бросать вызов судьбе составили – 58, 5 из 100, другие 32, 9 из 100 ответили, что иногда это так  и лишь 8, 6 из 100 не согласны с этим утверждением. Энергичных детей составило 92, 1 из 100 детей. 70, 7 из 100 раздражают медлительные  люди, 29, 3 из 100 детей ответили, что иногда это так. Уверены, что в настоящее время невозможно верить во что-то хорошее 12, 3 из 100 детей. Соревноваться любят детей 74, 1 из 100 детей. 58, 3 из 100 нравятся экстремальные виды спорта, 38, 7 из 100 ответили, что иногда, а остальные ответили отрицательно. У 89,4 из 100 в данный момент было жизнерадостное, приподнятое настроение.

При анализе шкалы оптимизма и активности (шкала AOS) было выявлено, что «Реалистов» – 63, 2 из 100 пациентов. Они устойчивы к психологическому стрессу, адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть «выше головы», довольствуются тем, что имеют. Активные пессимисты («Негативисты») составили 29, 2 из 100 опрошенных. Для них свойственна большая активность. В трудных ситуациях используют агрессивные стратегии в  поведении. Среди анкетированных активных оптимистов («Энтузиасты»), которые позитивно настроены на выполнение задачи, предпринимают активные действия для того, что бы добиться желаемых целей, насчитывалось 7,6 из 100 пациентов. Пассивных пессимистов и пассивных оптимистов среди детей не оказалось.

Среди «Реалистов» насчитывалось 8 ударников и 40 троечников. Отличники среди активных пессимистов составили 4 человек, 20 ударников, троечников-10 детей. Среди анкетированных активных оптимистов («Энтузиасты»)  отличниками являлось 15 детей, ударниками- 9 человек.

При оценке успеваемости детей методом ранговой корреляции по Спирмену, было выяснено, что корреляционная зависимость между личностными характеристиками детей  и их успеваемостью достоверная (t>2), связь прямая, сильная (p>0,9).

Выводы. При анализе шкалы оптимизма и активности (шкала AOS) было обнаружено, что «Реалисты» встречаются чаще – 63, 2 из 100 пациентов. Активных пессимистов («Негативисты»)  - 29, 2 из 100 опрошенных. Всех меньше оказалось активных оптимистов («Энтузиасты») - 7, 6 из 100 пациентов. Пассивных пессимистов и пассивных оптимистов среди детей не было выявлено. Среди «Реалистов» больше всего троечников. Ударников больше среди детей активных оптимистов, а на «отлично» чаще всего учатся дети «Энтузиасты».

Таким образом, оптимизм и активность ребенка играет большую роль в их учебной деятельности в школе. Успеваемость лучше у детей, которые позитивно настроены на выполнение задачи, предпринимают активные действия для того, что бы добиться желаемых целей, так как они более эмоционально устойчивы. Хуже учатся активные пессимисты, которые активны, но в трудных ситуациях не могут адекватно на них реагировать. Больше всего троечников оказалось  среди детей «Реалистов», что связано с безразличием и снижением мотивации к учебной деятельности. 

Библиографический список:

1. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса /СПб.: Питер, 2009. - 336 с. 2. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды – М.: Педагогика, 1989. – 224 с. 3. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента - М. : Издательство Просвещение, 1964. - 304 с. 4. Цыбульская И.С. Категории развития, здоровья и качества жизни детей. Методы их тестирования и учета / Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2014 – 340 с.; 5. Park MK. Otnosheniya motivatsii uchashchikhsya nachal'noy shkoly k uchastiyu v fizicheskom vospitanii v vykhodnyye dni s fizicheskim pogruzheniyem, samoeffektivnost'yu i udovletvorennost'yu shkol'noy zhizni. J Sport Leys Stad. 2013; 51: 435-448 с.




Рецензии:

19.04.2017, 12:06 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью А. Н. Гребневой, Н. М. Поповой, К. Э. Поляковой, Духтанова И. В. «Влияние оптимизма и активности на успеваемость детей младшего школьного возраста» Представленная статья «Влияние оптимизма и активности на успеваемость детей младшего школьного возраста» посвящена актуальному вопросу – определению влияния личностных характеристик оптимизма и активности детей младшего школьного возраста на успеваемость. Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: аннотации на русском и английском языках, УДК, введения, обоснования актуальности вопроса, цели работы, задач исследования, материалов и методов, полученных результатов, выводов, библиографического списка, включающего 4 наименования на русском языке. Материал, представленный в публикации, изложен автором четко и ясно, грамотно, легко читается и хорошо воспринимается. В тоже время к представленной статье имеется отдельные замечания: − в списке авторов статьи А. Н. Гребнева значится дважды (первым автором и четвертым автором); − библиографический список должен содержать источники специальной литературы на иностранных языках, в том числе и за последние 5 лет, отражающие состояние данного вопроса в дальнем зарубежье; − ссылки по тексту статьи на источники, представленные в библиографическом списке следует оформить в точном соответствии с требованиями издания «SCI-ARTICLE.RU». При этом следует подчеркнуть, что сделанные замечания не носят принципиального характера, не снижают высокой научно-практической значимости представленной работы и не отражаются на ее положительной оценке. Изложенное выше, позволяет заключить, что на статья А. Н. Гребневой, Н. М. Поповой, К. Э. Поляковой, Духтанова И. В. «Влияние оптимизма и активности на успеваемость детей младшего школьного возраста» соответствует профилю издания «SCI-ARTICLE.RU» и может быть рекомендована к публикации после внесения необходимых исправлений. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова 19 апреля 2017 года

19.04.2017 17:17 Ответ на рецензию автора Гребнева Анастасия Николаевна:
Большое спасибо за рецензию. Переделала с учетом Ваших замечаний.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх